Специфика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях надомного обучения.
статья

Тамара Ивановна Бодина

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadomnoe_obuchenie_statya.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика обучения и воспитания детей с ОВЗ  в условиях
надомного обучения.

       Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

      В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике государства. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ОВЗ, отмечается изменение структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Одной из форм обучения ребёнка с ОВЗ  является надомное обучение. 
     Целью надомного обучения является: социальная адаптация и дальнейшее приспособление ребёнка к жизни. Надомное обучение регулируется нормативно-правовыми документами. В них отражены основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса.

     Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

     Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания.

     Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей  ребенка.

     Специальное образование человека с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонений в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма: временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей.

       Учитель, работающий с ребенком с ОВЗ должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий, потому что, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, специалист выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Он должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия. Владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса, использовать различные коррекционно - развивающие педагогические технологии.   

       Есть свои плюсы и минусы надомного обучения.

«Плюсы» надомного обучения.

 Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил. Родители обучающегося являются неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку от начала до конца присутствуют на занятиях. В случае недомогания ребенка занятие может быть перенесено на другое, более приемлемое время по согласованию учителя и родителей. Возможность получить полноценные знания в нужном объёме, включая в обучение необходимый и достаточный спектр предметов. Получение обучающимся, прошедшим индивидуальное обучение, документ государственного образца о соответствующем образовании.

«Минусы» надомного обучения.»

 Главным и перевешивающим недочетом надомного обучения является то, что при обучении на дому ребенок недостаточно социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике. Эта ситуация ликвидируется вовлечением «надомника» в участие в различных школьных мероприятиях, его присутствием на концертах, вечерах и других коллективных делах с наличием большого числа детей разного школьного возраста.

       Таким образом, мы можем сделать вывод из всего сказанного.

Во-первых; не стоит бояться надомного обучения, ибо в нём больше положительных сторон, чем отрицательных.

Во-вторых; переходить на домашнее обучение нужно лишь при медицинских показаниях к нему, учитывая рекомендации ПМПК и желание родителей.

      Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

Рекомендации по подготовке и проведению урока у обучающихся с ОВЗ ОУ надомного обучения.

В первую очередь, необходимо создать условия, чтобы уроки (занятия) не сопровождались переутомлением ученика. Нужно учитывать закономерности работоспособности детей в течение недели, дня, урока, при соблюдении гигиены труда.

При объяснении материала большое значение имеет, где учитель находится по отношению к ученику. Не рекомендуется сидеть рядом с ним, лучше быть напротив или немного по диагонали, для того, чтобы видеть его глаза, а также не нарушать личностного пространства. Речь должна быть спокойной и эмоциональной, но не громкой, следует избегать монотонной речи: тихая, ровная и длительная речь способствует развитию у ученика дремотного состояния, он отключается от урока, взгляд становится отсутствующим.

При первых же признаках переутомления полезно делать физкультурную минутку (паузу). Всего несколько минут необходимо, чтобы снять утомляемость и восстановить работоспособность. Для таких пауз хороши следующие упражнения: ходьба на месте, наклоны туловища, поднимание и опускание рук, повороты головы, обязательно несколько глубоких вдохов и выдохов для лучшей вентиляции легких, упражнения для пальчиков рук.

Урок должен быть построен таким образом, чтобы ученик несколько раз менял местоположение в пределах учебного пространства. Чем больше будет двигаться ученик, тем больше будет его умственная активность. Тем более, что находящиеся на домашнем обучении дети лишены возможности перемещаться между классами, находиться в дороге к школе и обратно. Обычно учитель сидит рядом с ними, помогая выполнять задания. Поэтому ответы «у доски» ими воспринимаются с удовольствием.

Очень важно следить за положение тела ученика. Необходимо стараться, чтобы поза была комфортна, чтобы ничто не мешало циркуляции кислорода в теле. В результате нехватки кислорода, поступающего в мозг, у ребенка резко снижается трудоспособность, повышается умственная и зрительная утомляемость.

На уроке желательно чередовать занятия, требующие учитывать физиологические особенности каждого из учеников, т. е. особенности общей моторики, зрения, слуха и т.д. Задание подбирать по возможностям ученика, начиная с самого простого и постепенно усложняя его не превышая полномочий.

Подытоживая вышесказанное, делаем вывод, что на уроках домашнего обучения очень важно:

- следить за учеником, замечая момент, когда у него снижается работоспособность и восприятие учебного материала, снижается внимание, теряется интерес к деятельности;

- проводить физкультурные и динамические паузы - минутки, а также перемещаться и расширять учебное пространство, при признаках переутомления;

- чередовать виды деятельности в течение всего урока.

      Ежедневная и тщательная подготовка к занятиям позволяет достичь хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями с применением дистанционных образовательных технологий.

В данной презентации представлен краткий обзорный анализ специфики обученя иностранному языку детей с ограниченными возможностями с примениением дистанционных образовательных технологий....

Специфика обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями с применением дистанционных образовательных технологий.

.ДО призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образованности обучающегося в самостоятельном режиме...

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Дать информацию родителям о целях  логопедических занятий. Рассказать о  том, как могут помочь родители своему ребенку в преодолении речевых нарушений. Сформировать у них представление о зна...

Специфика обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данной статье раскрываются основные трудности и пути их преодоления при обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Специфика обучения и воспитания в логопедической группе

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово)...

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.Термин «логопедия» образован от греческих слов и в переводе обозначает «вос...