Нейройога в аспекте здоровьесбережения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
статья

Баева Елена Викторовна

Особенности работы с детьми с овз

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.  Нет ни одного универсального метода, который бы одинаково подходил каждому ребёнку. У одного положительный эмоциональный отклик на игротерапию, другой к ней равнодушен, потому что имеет диагноз РАС, и ему нужна другая методика – песко – и – водотерапия; третий – из маломобильной группы, не умеет самостоятельно передвигаться, и ему подходит пальчиковая гимнастика, логопедический массаж и метод замещающего онтогенеза(по методике А.В.Семенович).

В специальном образовании всегда используется сложное сочетание разнообразных методов и приёмов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_neyroyoge.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Нейройога в аспекте здоровье сбережения
в коррекционно-развивающей работе
с детьми с ОВЗ

Особенности работы с детьми с овз

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.  Нет ни одного универсального метода, который бы одинаково подходил каждому ребёнку. У одного положительный эмоциональный отклик на игротерапию, другой к ней равнодушен, потому что имеет диагноз РАС, и ему нужна другая методика – песко – и – водотерапия; третий – из маломобильной группы, не умеет самостоятельно передвигаться, и ему подходит пальчиковая гимнастика, логопедический массаж и метод замещающего онтогенеза(по методике А.В.Семенович).

В специальном образовании всегда используется сложное сочетание разнообразных методов и приёмов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.

Нейропсихологическая коррекция

Комплекс специальных психологических методик, направленных на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Показана при таких видах дизонтогенеза, как

-ранний детский аутизм

-умственная отсталость

-задержка психического развития

-задержка речевого развития, дизграфия, дислексия, СДВГ, ДЦП.

-общее физическом недоразвитие

-школьная дезадаптация

 -стрессовые расстройства.

Нейрогимнастика - гимнастика мозга

         Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

                   

Цели нейрогимнастики

• Развитие межполушарной специализации.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие различных способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.
• Устранение дислексии и дисграфии.

                   Программа "Гимнастика Мозга"

Была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%.

Нейрогимнастика в России

В России ГМ впервые появилась в 1988 г. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированноcти тонкой моторики рук.   

Многие Российские исследователи также указывали на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. ИМ. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние уровня сформированности тела на уровень развития ВПФ и речи. Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа может быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.

                                 

Растяжки

Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц . Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.

Дыхательные упражнения

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

                         

Глазодвигательные упражнения

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, активизируют процесс обучения. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.  

                     

Телесные упражнения

Развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии (непроизвольные движения) и мышечные зажимы.

Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.

               

Коммуникативные упражнения

Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его.

Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Упражнения для развития произвольности

К ним относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, «перекодированы» ребенком. Поочередное выполнение каждым ребёнком роли лидера повышает степень его доминантности, уровень  произвольной саморегуляции, контроля над собой и происходящим вокруг.

                 

Упражнения по визуализации

Способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов.

         Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.

         Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Упражнения для релаксации (снятие напряжения)

Способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

                         Массаж и самомассаж

Массаж тела, массаж пальцев рук ,массаж ступней ног, массаж лица, массаж ушных раковин.

        Практика показывает, что воздействие только на двигательную функцию уже дает свой эффект  на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, — его называют «эффектом ненаправленной коррекции», — что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПРР дошкольного возраста.

Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребност...

Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста

  Я работаю педагогом-психологом в МДОУ №13 городского округа Отрадный Самарской области. Каждый год в сентябре я провожу «Раннюю диагностику умственного развития детей»  Е.А.Стребе...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном...

«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»

Формулировки  рекомендаций  учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...