Нейройога в аспекте здоровьесбережения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
статья
Особенности работы с детьми с овз
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Нет ни одного универсального метода, который бы одинаково подходил каждому ребёнку. У одного положительный эмоциональный отклик на игротерапию, другой к ней равнодушен, потому что имеет диагноз РАС, и ему нужна другая методика – песко – и – водотерапия; третий – из маломобильной группы, не умеет самостоятельно передвигаться, и ему подходит пальчиковая гимнастика, логопедический массаж и метод замещающего онтогенеза(по методике А.В.Семенович).
В специальном образовании всегда используется сложное сочетание разнообразных методов и приёмов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейройога в аспекте здоровье сбережения
в коррекционно-развивающей работе
с детьми с ОВЗ
Особенности работы с детьми с овз
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Нет ни одного универсального метода, который бы одинаково подходил каждому ребёнку. У одного положительный эмоциональный отклик на игротерапию, другой к ней равнодушен, потому что имеет диагноз РАС, и ему нужна другая методика – песко – и – водотерапия; третий – из маломобильной группы, не умеет самостоятельно передвигаться, и ему подходит пальчиковая гимнастика, логопедический массаж и метод замещающего онтогенеза(по методике А.В.Семенович).
В специальном образовании всегда используется сложное сочетание разнообразных методов и приёмов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.
Нейропсихологическая коррекция
Комплекс специальных психологических методик, направленных на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Показана при таких видах дизонтогенеза, как
-ранний детский аутизм
-умственная отсталость
-задержка психического развития
-задержка речевого развития, дизграфия, дислексия, СДВГ, ДЦП.
-общее физическом недоразвитие
-школьная дезадаптация
-стрессовые расстройства.
Нейрогимнастика - гимнастика мозга
Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Цели нейрогимнастики
• Развитие межполушарной специализации.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие различных способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.
• Устранение дислексии и дисграфии.
Программа "Гимнастика Мозга"
Была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%.
Нейрогимнастика в России
В России ГМ впервые появилась в 1988 г. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированноcти тонкой моторики рук.
Многие Российские исследователи также указывали на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. ИМ. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние уровня сформированности тела на уровень развития ВПФ и речи. Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа может быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.
Растяжки
Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц . Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.
Дыхательные упражнения
Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Глазодвигательные упражнения
Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, активизируют процесс обучения. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Телесные упражнения
Развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии (непроизвольные движения) и мышечные зажимы.
Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.
Коммуникативные упражнения
Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его.
Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Упражнения для развития произвольности
К ним относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, «перекодированы» ребенком. Поочередное выполнение каждым ребёнком роли лидера повышает степень его доминантности, уровень произвольной саморегуляции, контроля над собой и происходящим вокруг.
Упражнения по визуализации
Способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов.
Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.
Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.
Упражнения для релаксации (снятие напряжения)
Способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
Массаж и самомассаж
Массаж тела, массаж пальцев рук ,массаж ступней ног, массаж лица, массаж ушных раковин.
Практика показывает, что воздействие только на двигательную функцию уже дает свой эффект на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, — его называют «эффектом ненаправленной коррекции», — что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПРР дошкольного возраста.
Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребност...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-32766-1351187924.jpg)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста
Я работаю педагогом-психологом в МДОУ №13 городского округа Отрадный Самарской области. Каждый год в сентябре я провожу «Раннюю диагностику умственного развития детей» Е.А.Стребе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-132779-1351413972.jpg)
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-132779-1351413972.jpg)
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/26/picture-810012-1624704986.jpg)
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном
Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/29/picture-1245410-1588141355.jpg)
«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»
Формулировки рекомендаций учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...