ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Петрова Марина Ивановна

В статье рассматривается вопрос профоориентации в МКОУ "Специальная школа № 80". Делимся опытом своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mezhdunarodnuyu_konferen_komi.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

УДК-1174

Effectiveness of implementation of vocational guidance work of students with disabilities through specialized training with a special school

Abstract. Vocational guidance work of students with disabilities is implemented through specialized training in a special school

 

--
Marina Ivanovna Petrova

MKOU "Special School No. 80"

teacher,  MKOU "Special School No. 80"

Novokuznetsk, Russia

e-mail: MarinaZykina@yandex.ru

Elena Anatolyevna Sukhinskaya

MKOU "Special School No. 80"

teacher,  MKOU "Special School No. 80"

Novokuznetsk, Russia,

e-mail:suhinskaia@mail.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Marina Ivanovna Petrova

Elena Anatolyevna Sukhinskaya

Аннотация. Профориентационная работа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуется через профильное обучение в специальной школе.

Abstract. Vocational guidance work of students with disabilities is implemented through specialized training in a special school.

Ключевые слова: профориентация; мотивация; социализация; самоопределение.

Keywords: career guidance; motivation; socialization; self-determination.

Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. В современном обществе увеличивается уровень безработицы среди людей с высшим образованием, а доля безработных со средним профессиональным образованием остаётся на постоянном уровне. Из этого можно сделать вывод, что рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём. Хочется задать вопрос «какова доля из них отводится людям с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, окончившим в свое время коррекционную школу?».

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Профессиональная ориентация и профессиональная адаптация детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья берут свое начало с уроков профильного труда в школе.

Одной из главных задач обучения и воспитания обучающихся с отклонениями в развитии является самоопределение воспитанника, его профессиональная ориентация с учетом индивидуальных особенностей, допрофессиональная подготовка к освоению специальности, которое обеспечивает только трудовое обучение в специальных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития.

Трудовое обучение призвано способствовать более глубокому  и прочному формированию трудовых компетенций, профориентации воспитанников, выработке стабильной потребности в труде, воспитанию культуры труда, что в дальнейшем гарантирует высокий уровень конкурентоспособности выпускника специальной  школы.  При этом важно, что именно уроки профильного труда наиболее конкретно связаны с практической деятельностью, а это дает широкую возможность для апробирования обучающимися профессиональных компетенций разных направлений.   По словам ученых, занимающихся проблемой профессиональной ориентации обучающихся, «система профильного обучения реализует профессионально-ориентированную функцию, при этом ведущим средством формирования у воспитанников образа будущей профессии выступает компетентностный подход, понимаемый как разрешение системы учебных ситуаций и задач, иллюстрирующих специфику профессии и профессиональной деятельности» [2].

Современные специальные  школы строят образовательный процесс по разноплановым вариантам. Чем большее число вариантов образовательных программ, ориентированных на интересы своих обучающихся, на их уровень развития психических процессов может предоставить школа, тем больше вариативность её образовательной системы, тем сложнее она должна быть построена организационно.  Педагоги школ разрабатывают образовательные программы, учебные планы, учебные программы по предметам различного типа. Предварительно следует провести психологическое обследование обучающихся и выявить круг интересов, уровень развития познавательных способностей обучающихся, наметить зону ближайшего развития. Не следует перекладывать решение этой проблемы только на коллектив школы. Необходимо привлекать к работе родителей обучающихся. Формы работы не должны сводиться к лекториям и докладам на родительских собраниях. Совместные классные часы, уроки, посещения предприятий и организаций, рассказы о своей трудовой деятельности, демонстрация положительного трудового опыта помогут построить работу по профессиональному самоопределению более эффективно.  

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, включены  такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа.

Известно, что мотивация возникает тогда, когда все аспекты деятельности связываются с потребностями. А для этого необходимо, чтобы предстоящая деятельность была привлекательной, желанной для обучающихся. Эффективным способом повышения мотивации у старшеклассников является разнообразие форм работы по профильному труду.

Наличие в учебных программах таких профилей как подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство, штукатурно-молярное дело, поварское дело помогают со школьной скамьи растить будущих квалифицированных специалистов.

Выбор профессии для воспитанников специальной школы – это комплекс мероприятий, который при грамотном построении поможет выпускнику определиться с будущей профессией и реализовать себя как самодостаточную личность, вести достойный образ жизни, быть полноценным членом своей семьи, и современного общества; поможет ему активно включится систему социальных отношений.

Уроки профильного труда в специальной школе направлены на обучение общетрудовым умениям и позволяют учителю в старших классах перейти от развернутой помощи обучающимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении обучающимся.

Основные пути повышения качества работы обучающихся заключаются в следующем:

  1. Создание психологической установки на изготовление изделий,отвечающих техническим требованиям и имеющим товарный вид.
  2. Выполнение трудовых действий в соответствии с нормами и применение в работе  эффективной технологии.
  3. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда обучающихся.

Таким образом, работа по профильному обучению и профессиональному самоопределению обучающихся – выпускников специальных школ предполагает формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений по разноплановым профилям, а так же открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на дальнейшем качестве обучения. Наилучшим образом реализуется право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на соблюдение принципа подготовки к самостоятельной жизни с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

Список литературы

1. Журнал «Коррекционная педагогика». 2(32), 2009 г.

Ткаченко В. Г. «Алгоритмы в процессе трудового обучения            учащихся специальных коррекционных школ 8 вида.

2. Журнал «Дефектология» № 5, 2006 г. «Система          профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида».

3. Журнал «Воспитание школьников» №10, 2010 г. «Разговор о выбираемой профессии».

4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. 2010. № 1. 4. С. Л. Мирский «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе.

5. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов: общие положения, организация и содержание: Методическое пособие для учителей. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004 г.6. Шамаева А.М. Педагогическая специфика профильного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук /А.М. Шамаева. – Елец, 2005. – 23 с.                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

Параметры мониторинга по выявлению уровней воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья по ГКОУ РО« Колушкинская специальная школа-интернат» 4 класс 2016 -2017 учебный год

       Понятие «качество жизни» - это сложная система ряда областей, которые включают в себя следующие составляющие жизнедеятельности индивида: 1. Здоровье....

Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе

Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...