Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе
статья

Борзова Наталья Анатольевна

Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём. Хочется задать вопрос «какова доля из них отводится людям с ограниченными возможностями здоровья, учащимся, окончившим в свое время коррекционную школу?». В статье автор раскрывает свою точку зрения на данную проблему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_po_spetsialnomu_obrazovaniyu.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Борзова Наталья Анатольевна г. Славянск-на-Кубани, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 15 г. Славянска-на-Кубани modistkan@mail.ru
  2. Борзов Юрий Владимирович  г. Славянск-на-Кубани, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 15 г. Славянска-на-Кубани borzovyurii@mail.ru

Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья  через  профильное обучение в коррекционной школе

Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. В одном из недавних выступлений заместитель министра труда и социальной защиты России Любовь Юрьевна Ельцова отметила, что в современном обществе увеличивается уровень безработицы среди людей с высшим образованием, а доля безработных со средним профессиональным образованием остаётся на постоянном уровне. Из этого можно сделать вывод, что рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём. Хочется задать вопрос «какова доля из них отводится людям с ограниченными возможностями здоровья, учащимся, окончившим в свое время коррекционную школу?».

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Профессиональная ориентация и профессиональная адаптация детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья берут свое начало с уроков профильного труда в школе.

Одной из главных задач обучения и воспитания учащихся с отклонениями в развитии является самоопределение ученика, его профессиональная ориентация с учетом индивидуальных особенностей, допрофессиональная подготовка к освоению специальности, которое обеспечивает только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития.

Трудовое обучение призвано способствовать более глубокому  и прочному формированию трудовых компетенций, профориентации воспитанников, выработке стабильной потребности в труде, воспитанию культуры труда, что в дальнейшем гарантирует высокий уровень конкурентоспособности выпускника коррекционной школы.  При этом важно, что именно уроки профильного труда наиболее конкретно связаны с практической деятельностью, а это дает широкую возможность для апробирования учащимися профессиональных компетенций разных направлений.   По словам ученых, занимающихся проблемой профессиональной ориентации учащихся, «система профильного обучения реализует профессионально-ориентированную функцию, при этом ведущим средством формирования у учащихся образа будущей профессии выступает компетентностный подход, понимаемый как разрешение системы учебных ситуаций и задач, иллюстрирующих специфику профессии и профессиональной деятельности» [2].

Современные коррекционные школы строят образовательный процесс по разноплановым вариантам. Чем большее число вариантов образовательных программ, ориентированных на интересы своих учащихся, на их уровень развития психических процессов может предоставить школа, тем больше вариативность её образовательной системы, тем сложнее она должна быть построена организационно.  Педагоги школ разрабатывают образовательные программы, учебные планы, учебные программы по предметам различного типа. Предварительно следует провести психологическое обследование учащихся и выявить круг интересов, уровень развития познавательных способностей учащихся, наметить зону ближайшего развития. Не следует перекладывать решение этой проблемы только на коллектив школы. Необходимо привлекать к работе родителей учащихся. Формы работы не должны сводиться к лекториям и докладам на родительских собраниях. Совместные классные часы, уроки, посещения предприятий и организаций, рассказы о своей трудовой деятельности, демонстрация положительного трудового опыта помогут построить работу по профессиональному самоопределению более эффективно.  

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, включены  такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа.

Известно, что мотивация возникает тогда, когда все аспекты деятельности связываются с потребностями. А для этого необходимо, чтобы предстоящая деятельность была привлекательной, желанной для учеников. Эффективным способом повышения мотивации у старшеклассников является разнообразие форм работы по профильному труду.

В Краснодарском крае актуальны рабочие профессии в агропромышленном комплексе и туристской сфере, в сфере строительства – это те специалисты, которые могут придать качественный уровень сельскому хозяйству и курортам.  По словам губернатора  В.И. Кондратьева, «молодежь вновь должна поверить в то, что специалист с профессиональным образованием может быть очень востребован в реальном секторе экономики, а также получать за это высокую заработную плату». Следовательно, необходимо прививать современному поколению интерес к рабочим профессиям через наглядную демонстрацию уровня престижности рабочих специальностей.

Наличие в учебных программах таких профилей как подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и растениеводство, штукатурно-молярное дело и т.п. помогают со школьной скамьи растить будущих квалифицированных специалистов.

Выбор профессии для ученика коррекционной школы – это комплекс мероприятий, который при грамотном построении поможет выпускнику определиться с будущей профессией и реализовать себя как самодостаточную личность, вести достойный образ жизни, быть полноценным членом своей семьи, и современного общества; поможет ему активно включится систему социальных отношений.

Уроки профильного труда  в коррекционной школе направлены на обучение общетрудовым умениям и позволяют учителю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.

Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:

  1. Создание психологической установки на изготовление изделий,

                   отвечающих техническим требованиям и имеющим товарный вид

  1. Выполнение трудовых действий в соответствии с нормами и применение в работе  эффективной технологии.
  2. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.

Таким образом, работа по профильному обучению и профессиональному самоопределению учащихся – выпускников коррекционных школ предполагает формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений по разноплановым профилям, а так же открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на дальнейшем качестве обучения. Наилучшим образом реализуется право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на соблюдение принципа подготовки к самостоятельной жизни с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Литература. 1. Журнал «Коррекционная педагогика». 2(32), 2009 г.

Ткаченко В. Г. «Алгоритмы в процессе трудового обучения            учащихся специальных коррекционных школ 8 вида. 2. Журнал «Дефектология» № 5, 2006 г. «Система          профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида». 3. Журнал «Воспитание школьников» №10, 2010 г. «Разговор о выбираемой профессии». 4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. 2010. № 1. 4. С. Л. Мирский «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе. 5. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов: общие положения, организация и содержание: Методическое пособие для учителей. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004 г.6. Шамаева А.М. Педагогическая специфика профильного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук /А.М. Шамаева. – Елец, 2005. – 23 с.                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе

Приоритеты  социально-педагогической деятельности образовательного учреждения в соответствии с требованиям ФГОС ...

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Коррекционная направленность процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела особую  актуальность. По данным Министерства образования и науки РФ среди детей, поступающих в  первый класс, свыше 60%...

«Профессиональная ориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда.»

Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умен...