Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью
рабочая программа

Мартынова Наталья Викторовна

Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Умелые руки-не знают скуки» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам",  письмом Министерства образования и науки Российской федерации «О направлении методических рекомендаций» от 29 марта 2016 г. № ВК641/09 (Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Умелые руки - не знают скуки» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников с проблемами в умственном развитии. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Особенность  программы состоит в том, что она рассчитана на категорию молодых людей  с проблемами в умственном развитии, при проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого молодого инвалида, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа (2 часа в неделю). Работа в кружке «Умелые руки - не знают скуки»  является «потребностью во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия. При составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого воспитанника. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса.

Новизна программы состоит в том, что воспитанники углубленно  учатся основным техникам сразу нескольких  ремесел: рисованию, лепке соленым тестом, работе с крупой, работе с самыми различными материалами.  Этот технический универсализм помогает юношам достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания  поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: воспитанники обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

 Актуальность: Как часто мы задумываемся над тем, чтобы такое подарить друзьям, знакомым к празднику или просто, когда хочется сделать приятное другому человеку? Этот вопрос неизменно возникает у каждого из нас в канун какого-нибудь торжества, а вот ответ на него найти порой нелегко, даже если мы отлично изучили вкусы людей, для которых этот подарок предназначается. Изготовить неординарный подарок собственноручно – вот блестящий выход из затруднительного положения! Тем более что такая вещь в своем роде уникальна, она имеет собственное лицо, и вы можете быть уверены, что ее будущий владелец станет хранить ее у себя в доме гораздо бережнее, чем какой-либо покупной подарок. Даже небольшой подарок, сделанный своими руками, поможет укрепить дружбу, доставит радость и удовольствие.     

Вовлечение молодых людей с умственной отсталостью в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Для решения проблемы адаптации  их в социуме и их личностного развития необходимо создать условия, в которых каждый воспитанник, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Помимо этого, овладение творческим ремеслом поможет будущему выпускнику организовать досуг и получить возможность дополнительного заработка.

Педагогическая целесообразность.

Программа позволяет полнее познакомить  юношей с семейными традициями и народными обрядами, нацелена на развитие их творческих способностей и знакомство с понятием «дизайн».

Занятия художественно - эстетической направленности комплексно воздействуют на развитие воспитанника:

 Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

 Синхронизируют работу обеих рук;

 Развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

 Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. А также способствует формированию умственных способностей молодых людей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Работа с различным материалом включают в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба.

Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью программы является то, что в ходе её реализации на отдельных занятиях используются элементы арт-терапии, которые позволяют молодым людям выразить свой внутренний мир через творчество.                                                                                                               На занятиях  кружка формируется коррекция восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений, умения согласовывать движения различных частей тела. В процессе обучения воспитанники учатся самостоятельно изготавливать простые подарки, сувениры для себя, друзей, воспитателей, гостей детского дома. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить молодому человеку индивидуальность, развить фантазию, художественный вкус, пространственное мышление.                                                                                        

Условия реализации программы

          Программа рассчитана на взрослых воспитанников с проблемами в умственном развитии.  

Наполняемость группы: по 6  человек  2 подгруппы.

Срок реализации программы составляет один учебный год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Программа предусматривает 72 часа в год.

           Организационные формы работы на занятиях определяются воспитателем  в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, работа в парах и индивидуальная.

Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей молодых людей формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля.  Организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям воспитанников  приводят к высокой результативности в работе с ребятами, что позволяет повысить их уровень образованности.

Принципы построения программы:

 - от простого к сложному;

- связь знаний, умений с жизнью, практикой;

- доступность;

- научность;

- системность знаний;

- воспитывающая и развивающая направленность;

- всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;

- активность и самостоятельность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей;

           Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей молодых ребят посредством самовыражения через изготовление изделий из различного материала ( крупы, бусин, глины, картона, соленого теста и д.р материала). Подготовить молодого инвалида с ментальными нарушениями к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни.

           

Задачи:

Обучающие

  • Пробудить интерес у воспитанников к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками;
  • Помочь раскрыть способности воспитанников преодолеть трудности в процессе обучения;
  • Обучить воспитанников работать с различным материалом:
  • Соблюдение правил техники безопасности
  • Замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
  • Устойчивый познавательный интерес к видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов;
  • Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Организовать оценку результативности реализации программы по итогам года в форме  итоговой выставки с участием сотрудников, воспитанников  детского дома, педагогов школы, участие на выставках, дарение делать подарки на дни рождения друзьям, праздники сотрудникам детского дома.

Развивающие

  • Развивать самостоятельность, аккуратность;
  • Формировать потребность в саморазвитии
  • Знания истории некоторых старинных праздников: Масленица, Пасха и т.д.
  •  Давать знания истории основных календарных и семейных праздников: Новый год, Рождество, 8 марта, день рождения и т.д.

Основными  идеями программы является создание:

  • условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы;
  • нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
  • отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство воспитателя и молодого инвалида.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

             Для каждого молодого человека конкретным показателем его успехов является:

 Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный  воспитателем.

 Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.

 Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.

 Оригинальность предлагаемых художественных решений.

 Окрепшая моторика рук.

Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в  выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам, что повышает самооценку, снижает уровень тревожности и агрессии.

Прогнозированный результат

Воспитанники должны знать:

 историю основных календарных и семейных праздников: Новый год, Рождество, 8 марта, день рождения и т.д.;  

• основы цветоведения;

различные виды материалов и их свойств, их использование при изготовлении творческих изделий;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

виды соединения материалов, их применение на практике;

• композиционные основы построения изделия;

• законы сочетания цветов; 

• требования к качеству и отделке изделий;

• правила безопасной работы во время изготовления изделий.

Воспитанники должны уметь:

• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;

• составлять композицию из отдельных элементов;

• сушить изделие;

• гармонично сочетать цвета;

• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;

• выполнять правила безопасной работы;

• организовывать рабочее место;

• определять качество готового изделия;

Коррекционная работа на занятиях кружка

  • Упражнения на развитие общей  моторики (физкультурные паузы и минутки), выполнение движений сопровождаемых   словами;
  • Выполнение массажа рук;
  • Выполнение  деталей с использованием различных приемов работы;  
  • Развитие внимания и памяти: запоминание  последовательности выполнения работы, запоминание  правил соединения  деталей, техники безопасности; ориентировка на листе бумаги.
  • Расположение частей на листе относительно друг друга и других деталей работы, соблюдение пропорций, составление разноплановой композиции.

Методы и дидактическое обеспечение:

Основными методами кружка являются:

  • Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка, круглый стол);
  • Наглядные (демонстрация воспитателем приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения воспитанников, экскурсии);
  • Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные воспитателем и ребятами, рисунки, открытки и эскизы, готовые образцы изделий, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии работ, компьютерные технологии.

Ведущие формы проведения занятий

занятие

занятие-игра - игровые упражнения с целью изучения и закрепления теоретического материала, конкурсные игровые задания

выставка-просмотр и анализ творческих работ, отбор и подготовка к отчетным выставкам и конкурсам; подведение итогов по пройденному разделу или теме

игровая программа проведение тематических праздников с воспитанниками

конкурс - строится в виде соревнования, викторины в игровой форме для стимулирования творчества молодых людей

Формы подведения итогов  программы включают в себя:

  • Отзывы педагогов, гостей детского дома.
  • Участие в детском доме в выставках, краевых тематических выставках (Мастерская Деда Мороза, 8 марта, итоговая выставка, изготовление сувениров к календарным датам и т.д.).
  • Диагностика
  • Анкетирование

Учебный план кружка «Умелые руки - не знают скуки»

1 год обучения

          

№п\п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Введение.

1

Знакомство с работой кружка. Понятие о «дизайне». Просмотр образцов декоративных изделий.

    2       

      2

 

Традиционные и семейные праздники.

2

Виды праздников. Личные праздники: дни рождения, именины, крестины, юбилеи. Семейные праздники. Как праздновали на Руси.

      3

       2

         1

3

Подарки на традиционные и семейные праздники. Народные традиции в дарении подарков.

      2

        2

 

4

Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к личному празднику другу, обслуживающего персонала (по выбору воспитанника).

      5

   

           5

5

 Детские праздники. Выбор и разработка подарка к детскому празднику.

      4

 

           4

Общие праздники.

6

Новогодние и рождественские традиции. Рождество на Руси.

       2

          2

 

7

Украшение блока, спальни. Изготовление элементов домашнего декора для новогоднего (рождественского) праздника

       6

          1

           5

8

Оформление и вручение новогодних и рождественских подарков. Выбор и разработка открытки, сувенира на Новый год для друзей или взрослых (по выбору воспитанника).

        5

 

           5

9

Рождественский подарок. Сочельническая кукла. 

        2

 

           2

Весенние праздники.

10

Весенние праздники: Масленица, Благовещение, Пасха. Народные обряды и традиции на Руси.

         1

            1

 

11

Пасхальный стол. Как покрасить яйца (натуральные и искусственные красители). Изготовление пасхального сувенира.

         5

            1

           4

12

Весенняя кукла «мартеничка». Открытка к празднику 8 Марта.

         5

 

           5

Праздник любят все.

13

Подарки мужчинам, женщинам и детям. Православные праздники. Новоселье, юбилеи, свадьбы и т.д. Народные обряды и традиции.

        2 

            2

 

14

Выбор и разработка сувенира к новоселью, юбилею.

        6

 

           6

15

Профессиональные праздники. Как поздравлять и вручать подарки.

        6

            1

           5

Упаковка делает вещь подарком.

16

Виды упаковочных материалов. Материалы,    инструменты и оборудование, используемые при оформлении подарка.

         2

           2

 

17

Правила оформления подарков. Правила вручения подарков. Разработка и изготовление упаковки подарка (по выбору воспитанника)

         8

           2 

          6

18

Оформление подарка (по выбору воспитанника)

         4

 

          4

Итоговое.

19

Итоговое. Выставка работ воспитанников

         2

 

             2

 

Итого:

       72

          18

           54

                 

Содержание изучения курса «Умелые руки - не знают скуки»

 72 ч. 

Тема 1. Введение. 2 ч.

Цели и задачи курса. Программа курса. Понятие о «дизайне». Демонстрация образцов декоративных изделий, сувениров, видов упаковки подарков.

Тема 2. Традиционные и семейные праздники. 14 ч.

Виды праздников. Личные праздники: дни рождения, юбилеи, именины. Детские праздники: дни рождения, крестины, совершеннолетие. День матери, день семьи. Что дарят на традиционные и семейные праздники.

Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к личному празднику другу, обслуживающему персоналу. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к детскому празднику.

Тема 3. Общие праздники. 15 ч.

Новогодние и рождественские традиции. Оформление и вручение новогодних и рождественских подарков. Оформление блока, спальни к празднику. Профессия «дизайнер».

Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка на Новый год для детей и взрослых. Изготовление подарка на Рождество, сочельническая кукла. Оформление и вручение этих подарков.

Тема 4. Весенние праздники. 11 ч.

Весенние праздники: Масленица, Благовещение, Пасха, 8 Марта. Народные обряды и традиции. Пасхальный стол. Оформление и вручение подарков к этим праздникам.

Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Изготовление пасхального сувенира. Как покрасить пасхальные яйца. Весенняя кукла «мартеничка». Выбор и изготовление открытки, сувенира к 8 Марта.

Тема 5. Праздник любят все. 14 ч.

Подарки мужчинам, женщинам и детям. Православные праздники. Подарки и сувениры к 14 февраля, 23 февраля. Оформление интерьера. Свадьба, новоселье. Народные обряды и традиции. Сувениры и подарки к этим праздникам. Оформление и вручение подарка.

Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Выбор и разработка открытки, сувенира или подарка к одному из праздников.

Тема 6. Упаковка делает вещь подарком. 14 ч.

Виды упаковочных материалов. Материалы, инструменты и оборудование, используемые при оформлении. Правила оформления подарка. Банты, розетки, упаковочные коробки и пакеты. Правила вручения подарка.

Практическая работа: просмотр дизайнерских разработок. Разработка и изготовление упаковки, оформление подарка по своему выбору.

Тема 7. Итоговое. 2 ч.

Выставка творческих, проектных работ учащихся выполненных на занятиях и самостоятельно. Подведение итогов.

Организационно - педагогические условия.

Для развития творческих способностей у воспитанников с умственной отсталостью программой по кружковой работе «Умелые руки - не знают скуки» предусмотрено знакомство с разновидностями декоративно - прикладного искусства. Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в эстетическом воспитании, ознакомление ребят с произведениями народного  творчества,  побуждает в них яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.                                                                                                         Выявление  народными мастерами природной красоты материала, умение  извлечь наиболее   декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами.  Усиливая  художественную выразительность изделий,  техническая простота  этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении  воспитанников с различными  материалами и разнообразными способами  их декорирования. Освоение  отдельных  технических  приемов  вполне  доступно воспитанникам с умственной отсталостью и может внести  определенную новизну в творчество детей, сделать его более  интересным и увлекательным.  Самостоятельный выбор материала и декорирование работы способствует развитию воображения, художественного вкуса, конструктивного мышления. Она заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение.          Важно, чтобы воспитанники испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали  веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать подобранные задания и поощрение воспитателя. Необходимо так же добиваться, чтобы выполненные поделки имели аккуратный и красивый вид.

Программа «Умелые руки не знают скуки»  включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие воспитанников с проблемами в  умственном развитии, на которых рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики молодых инвалидов, они постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Техническое оснащение занятий включает в себя:

-  помещение,  отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 10 -12 человек;


-  общее освещение кабинета обеспечено люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению;


-  при выполнении индивидуальных работ, к общему освещению дополнительно  используются настольные лампы с металлическими колпаками, защищающими от прямого воздействия света;
-  окна защищены от воздействия прямых солнечных лучей (занавес);

-  столы, расположены таким образом, чтобы свет падал с левой стороны;

- в учебном кабинете есть доска для демонстрации схем, чертежей, рисунков;

- из  технических средств есть  - компьютер, магнитофон, телевизор, ДВД;

- оформление  учебного кабинета тщательно продумано и оформлено с пользой для занятий;

Материально – техническое обеспечение

Минимально необходимое для организации занятий материально техническое обеспечение включает

Дощечки для лепки, набор стеков, скалки, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), картон, цветная и бархатная бумага, клей, скрепки, природные материал, ленты, бусы, кружево и д.р

Раздаточный материал.

  • образцы изделий, выполненные педагогом;
  • шаблоны;
  • трафареты (рисунки-схемы для вырезания);
  • иллюстрации с изображениями предметов, животных, птиц;
  • игрушки разного размера и цвета;

Информационно электронные устройства помогающие осуществлять программу кружка:

- сеть интернет:  сайт «Страна мастеров», «Нескучные домохозяйки», «Мир книг»,   различные мастер - классы работы с различным материалом и т.д

http://proeticet.ru/gifts

http://masterclassy.ru

 http://www.passionforum.ru

Заключение:

В зависимости от уровня знаний молодых людей,  возникающих в процессе обучения ситуаций, воспитатель будет добиваться сознательного и прочного усвоения воспитанниками усвоения всего материала, предусмотренного программой.

Список литературы:

  Анри де Моран «История декоративно – прикладного искусства (с древнейших времён и до наших дней)» М.,2006 г.

Научно – педагогические основы разработки и реализации общеобразовательных программ в системе дополнительного образования детей. М.,2006 г.                                      

Алберте Л. В. и др. Семья принимает гостей.\ Л. В. Алберте, И. П. Литвинова, А. П. Мисилюне. – 3-е изд. – М.: Профиздат, 1992. – 240 с.: ил.

Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987.- 128с.: ил.

Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. – Мн. – Полымя, 1992.- 333 с.: ил.

Кочанова Н. П. Фантазия и ваших рук творение. – Петрозаводск: Карелия, 1997. – 191 с.: ил.

Подарки своими руками \ Автор-сост. Л. Н. Смирнова – М.: Вече, 2002.- 176 с. («Домашнее рукоделие»)

Смирнова Л.Н.Подарки своими руками. – М. «Вече», 2002.

Терешкович Т. А. Рукодельница. – Мн.: Полымя, 1992. – 222 с.: ил.

Терешкович Т. А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. – Мн.: ООО «Хэлтон», 2000. – 464 с.

Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 2 класса

Рабочая  программа  по  предмету  «Адаптивная  физическая  культура»  составлена  на основании  программы для  учащихся  с  умеренной и ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 5 класса

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой....

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью по предмету «Чтение» для 5 класса

Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (5-9 класс) под редакцией В.В.Воронковой....

Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ( «Путешествие в мир природы»)

Программа «Путешествие в мир природы» ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в...

Адаптированная рабочая программа основного общеобразовательного образования для детей с умственной отсталостью. 8 класс.

Пояснительная записка и тематическое планирование для учителей-дефектологов для работы с детьми с умственной отсталостью 8 класс...

Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.

Рабочая программа  по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая (общеобразовательная) программа "В здоровом теле здоровый дух"

На сегодняшний день разработала и внедрила адаптированную дополнительную общеразвивающую (общеобразовательную)программу "В здоровом теле здоровый дух"Программа направлена на физическое воспи...