Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"
методическая разработка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения

 «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов

Калининского района Санкт-Петербурга»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

«ДЕНЬ ЗА ДНЕМ»

                                                                                     

Возраст учащихся: 3 – 17 лет

Срок реализации: 88 часов

Оглавление

№ стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Учебный план

8

3

Календарный учебный график

9

4

Рабочие программы

10

4.1

Рабочая программа модуля 1 «Я сам»

10

4.2

Рабочая программа модуля 2 «Я познаю мир»

12

4.3

Рабочая программа модуля 3 «Социальное поведение и независимость»

13

4.4

Рабочая программа модуля 4 «Персональная безопасность»

15

5

Система контроля результативности обучения

17

6

Перечень нормативно-правовых и методических документов

18

7

Перечень литературных источников

19

Приложение

21

1. Пояснительная записка

        Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов 3-17 лет с нарушением умственного развития «ДЕНЬ ЗА ДНЕМ» (далее – Программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • Распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
  • Уставом Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района Санкт-Петербурга», утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 01.12.2015 № 1334;
  • Лицензией № 2928 от 24.04.2017 на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования (дополнительное образование детей и взрослых), предоставленной на основании распоряжения Комитета по образованию от 24.04.2017 №1429-р;
  • Положением о проектировании, принятии, утверждении и реализации дополнительной общеразвивающей программы, утвержденным Приказом № 124/01 от «21» сентября 2017 года по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района».  

Направленность Программы: социально-педагогическая.

Актуальность Программы: овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т.п.) является неотъемлемым этапом социализации ребенка, важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорного воспитания, развития речи, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

В онтогенезе нормально развивающийся ребенок после года может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать
и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с нарушением развития формирование социально значимых навыков повседневной жизни не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, где учитываются возможности ребенка на данный момент. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.

Формирование социально значимых компетентностей у детей-инвалидов является для них и их родителей жизненной необходимостью.

Ввиду того, что социально-реабилитационные услуги для детей-инвалидов предоставляются вне стационарной формы, развитие навыков повседневной жизни у них занимает более продолжительный период времени. Каждый несформированный навык требует длительного и детального обучения (желательно в полустационарной форме с привлечением семьи для его автоматизации).

Главным девизом для ребенка при формировании навыков повседневной жизни должен стать: «Я САМ, Я УМЕЮ, Я НАУЧИЛСЯ!»

Отличительные особенности Программы:

Программа дает возможность обучать навыкам повседневной жизни детей-инвалидов с нарушениями умственного развития. Учитывая конкретные особенности и уровень развития детей, педагоги имеют возможность выбора из Программы подходящих для обучения модулей.

В основу Программы положена система пошагового обучения. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка-инвалида определенному навыку. Программа предусматривает определение уровня, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Для каждого навыка определены последовательные шаги — от простого к сложному. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.

Программа предусматривает работу с детьми на предметном уровне (реальные предметы или их заместители, предметы-символы) или на символическом (расписание, составленное при помощи картинок или пиктограмм).

Отличительной особенностью Программы является  привлечение родителей к активному сотрудничеству  для успешного формирования навыков повседневной жизни.

Для полного и всестороннего развития навыков самообслуживания, социально-бытового ориентирования, социального поведения и независимости, персональной безопасности у детей-инвалидов данная Программа предусматривает сотрудничество учителя-дефектолога и социального педагога. Задача учителя-дефектолога – формировать представление о каждом навыке, предметах и свойствах, учить отличать и запоминать понятия, необходимые для формирования навыка, а социального педагога – отвечать за практическое освоение навыка.

Программа предусматривает следующие методические принципы:

  1. Создание мотива для ребенка и его постоянное подкрепление (педагог ставит перед ребенком задачу и терпеливо ждет, когда ребенок будет ее решать, побуждая к действию словами и жестами).
  2. Построение четких границ:
  • пространственных — в раздевалке одеваемся, а покричать можно в соседней комнате;
  • временных — 15 мин. играешь, а потом идешь одеваться (если ребенку сложно уйти сразу, ему надо дать возможность постепенного перехода в другую ситуацию).
  1. Отработка навыков в другой ситуации, изменение стереотипа (обучение есть ложкой вне дома: походы в гости, выезд в лагерь). Это дает возможность ребенку наблюдать за тем, как едят другие дети, включается механизм подражания.
  2. Проведение специальных занятий,  направленных на формирование схемы тела, развитие зрительно-моторной координации, координированную работу рук и ног.

Программа может реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между специалистом Центра и учащимся.

Учащиеся должны быть обеспечены электронными образовательными ресурсами (программами, учебными пособиями, материалами для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

  • для лиц с нарушениями зрения: в форме электронного документа; в форме аудиофайла;
  • для лиц с нарушениями слуха: в форме электронного документа; в форме видеофайла (при условии сопровождения титрами или сурдопереводом);
  • для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в форме электронного документа; в форме аудио-или видеофайла;
  • для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.

В ДО специалистами Центра используются следующие электронные ресурсы:

  • электронная почта;
  • сайт Центра;
  • «облачные» серверы;
  • skype-общение;
  • мессенджеры WhatsApp, Telegram;
  • социальные сети (Вконтакте) и др.

Адресат Программы: дети-инвалиды 3-17 лет с нарушением умственного развития.

Цель программы: формирование основных базовых жизненных компетентностей у детей-инвалидов.

Задачи Программы:

  • расширение представлений об окружающем мире;
  • развитие познавательной активности;
  • достижение максимальной самостоятельности в освоении детьми-инвалидами социально значимых навыков;
  • формирование мотивации  родителей к обучению социально значимым умениям и навыкам у их детей.

Условия реализации Программы: Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания.

Общий объем учебного времени составляет 96 часов (4 модуля по 24 часа каждый), без учета каникулярного времени. На основании результатов диагностики выбирается тот или иной необходимый для учащегося модуль Программы.

Занятия проводятся индивидуально и малыми подгруппами (2-4 человека) 1-2 раза в неделю.

Продолжительность занятий составляет 15-30 минут (в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка-инвалида).

Программа может реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Дистанционное обучение, проводимое специалистами Центра, может организовываться в следующих формах:

  • Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
  • Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, творческие и проектные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет.
  • Индивидуальные уроки (консультации) - занятия в формате индивидуального взаимодействия специалиста Центра с обучающимся (могут быть очными — online и заочными — offline);
  • Переписка через электронную почту с целью индивидуального и группового общения;
  • Самостоятельное изучение учебного материала. Самостоятельное изучение материала составляет основу дистанционного обучения.

Материально-техническое обеспечение Программы: занятия проходят в кабинетах, оборудованными удобной мебелью, дидактическими играми, модулями  Монтессори, демонстрационной доской,  натуральными предметами обихода или их образцами (телефонным аппаратом, часами и др.), наборами детской посуды и одежды, куклами, канцелярскими принадлежностями (карандашами, красками, фломастерами, клеем, кисточками, бумагой, ножницами и т.п.), салфетками.

В случае применения ДОТ дополнительно используются

  • персональный компьютер (ноутбук) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
  • диктофон (для создания аудиофайлов);
  • веб-камера (видеокамера) (для создания видеофайлов).

Планируемый результат освоения программы в целом – это освоение социально значимыми компетенциями детьми-инвалидами, имеющими интеллектуальные нарушения развития.

Планируемые результаты по каждому из 4-х модулей.

Модуль 1. Я сам.

Учащийся должен научиться:

  • засучивать рукава без закатывания;
  • мыть руки с мылом: правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло, вытирать руки насухо, разворачивая полотенце;
  • самостоятельно причесываться;
  • вытирать рот и руки салфеткой;
  • самостоятельно снимать и надевать одежду, шапку, обувь.

Модуль 2. Я познаю мир.

Учащийся должен научиться:

  • ориентироваться в разных помещениях дома и в Центре;
  • открывать и закрывать межкомнатные двери, пользоваться защелкой;
  • выделять отдельные предметы и группы:  мебели (стол, стул, диван, шкаф, тумбочка и т.п.); посуды (кастрюля, миска, сковорода, терка, поварежка и т.п); бытовой техники (пылесос, телевизор, холодильник и т.п.); уборочного инвентаря (ведро, тряпка, швабра, совок, щетка);
  • называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;
  • уметь включить и выключить радио, магнитофон, телевизор;
  • выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пить из чашки, кормить куклу, переносить стул и ставить его на определенное место, носить поднос с различными предметами.

Модуль 3. Социальное поведение и независимость.

Учащийся должен научиться:

  • эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими людьми, знакомыми детьми и родственниками;
  • идентифицировать себя по полу (мальчик-девочка);
  • называть свое имя и фамилию;
  • различать время суток: утро, день и ночь;
  • выражать словом свои основные потребности и желания;
  • участвовать в знакомых сюжетно-ролевых играх ("Семья", "Магазин", "Больница", "Парикмахерская", "Почта", "Аптека", "Поездка в гости");
  • адекватно вести себя в привычных ситуациях (в транспорте, на улице, в гостях, в магазине, в парикмахерской);
  • ориентироваться в названиях магазинов и знать, куда можно пойти за продуктами, где заплатить за квартиру, в каком месте постричься;
  • здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за услугу;
  • уметь вести беседу по телефону.

Модуль 4. Персональная безопасность.

Учащийся должен научиться:

  • уметь измерять температуру собственного тела;
  • вызывать экстренные службы по телефону;
  • уметь правильно включать и выключать электроприборы;
  • уметь распознавать разрешающие и запрещающие сигналы светофора, находить пешеходный переход на дороге.

2. Учебный план

Программа состоит из четырех модулей:

  • Модуль 1. Я сам.
  • Модуль 2. Я познаю мир.
  • Модуль 3. Социальное поведение и независимость.
  • Модуль 4. Персональная безопасность.

В каждом  модуле существует теоретическая (формирование понятий и представлений) и практическая  (непосредственное овладение навыком) составляющие, которые реализуют учитель-дефектолог и социальный педагог соответственно.

На основании результатов диагностики выбирается тот или иной необходимый для ребенка модуль Программы.

Программа предусматривает работу в двух направлениях:

  1. Работа с родителями – формирование заинтересованности у родителей:

  • обсуждение с родителями результатов диагностики социально значимых навыков и познавательной сферы ребенка-инвалида;
  • беседы о необходимости формирования у детей навыков самообслуживания;
  • практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка новому навыку;
  • обсуждение необходимости специальной работы над социально значимыми навыками;
  • обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на различных этапах обучения;
  • определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка, инструктирование по отработке дома данного шага.

  1. Работа с ребенком-инвалидом.

Этот этап предусматривает несколько уровней помощи педагога:

  • совместное действие, осуществляемое "рука в руке" с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
  • частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
  • помощь педагога в начале действия (продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого);
  • частично самостоятельное осуществление действия ребенком от начала до конца с опорой на пошаговую речевую инструкцию педагога;
  • самостоятельное осуществление ребенком действий.

Модуль

Количество часов

Модуль 1. Самообслуживание и гигиена

20

Модуль 2. Навыки социально-бытового ориентирования

20

Модуль 3. Социальное поведение и независимость

24

Модуль 4. Персональная безопасность

24

Всего

88

3. Календарный учебный график

Уровень обучения

Дата начала обучения

по Программе

Дата окончания обучения

по Программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

Модуль 1. Я сам

В соответствии с ИППСУ

20

Занятия проводятся индивидуально и малыми подгруппами (2-4 человека) 1-2 раза в неделю.

Продолжительность занятий составляет 15-30 минут (в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка-инвалида).

Модуль 2. Я познаю мир

20

Модуль 3. Социальное поведение и независимость

24

Модуль 4. Персональная безопасность

24

4. Рабочие программы

4.1 Рабочая программа модуля 1 «Я сам»

Задачи

  • учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти). Формировать понятия: верх-низ, право-лево;
  • формировать представление у детей о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям;
  • знакомить с названиями и назначениями санитарно-гигиенических средств ухода: полотенце, мыло, расческа, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ;
  • учить мыть руки, лицо; пользоваться расческой;  формировать умения различать
    и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли, сапоги и т.д.), показывать и называть одежду (на себе, в гардеробе); определять порядок и непорядок в одежде; соотносить одежду по различным признакам (одежда для сна, обувь для дома и т.п.);
  • знакомить с названием головных уборов и их применением; смотреть на себя в зеркало, друг на друга;
  • знакомить детей с выполнением различных способов застегивания и расстёгивания одежды - пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.  Учить раздеваться и одеваться, разуваться и обуваться.

Учебный план

Тематика

Количество занятий

 I. Я сам

20

1

Знакомство. Правила поведения

1

2

Части тела

2

3

Предметы и средства личной гигиены

1

4

Уход за руками

2

5

Уход за лицом

1

7

Обобщение пройденного материала

1

8

Одежда, ее назначение

2

9

Расстегивание, застегивание пуговиц, молний, кнопок, ремней

2

1

Головные уборы, их назначение

1

1

Обувь, ее назначение

1

1

Обувь, порядок снимания и надевания

1

1

Обобщение пройденного материала

1

Планируемые результаты

Учащийся должен научиться:

  • засучивать рукава без закатывания;
  • мыть руки с мылом: правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло, вытирать руки насухо, разворачивая полотенце;
  • самостоятельно причесываться;
  • вытирать рот и руки салфеткой;
  • самостоятельно снимать и надевать одежду, шапку, обувь.

Содержание обучения (программный материал)

Содержание и формы  работы

  1. Предварительное рассматривание с ребенком сюжетных картинок, где изображены: предметы, необходимые для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой), действия детей с этими предметами: девочка (мальчик) умывается;
  2. Практический курс –  показ на собственном примере всех этапов умывания рук, совместное мытье рук вместе с ребенком, предложение выполнения самостоятельного действия.

Практический курс направлен на то, чтобы сформировать четкую схему действия умывания. При необходимости используются пиктограммы. На первых этапах –  показ и объяснение самых простых действий (засучивание рукава, смачивание рук водой, потирание ладоней). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения – усложнение требований — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно – формирование навыка умывания, вытирания, причесывания.

Приобщая ребенка к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями, проводить дидактические игры с игровым персонажем. После формирования положительного отношения к навыку умывания – совместная работа с родителями по  закреплению данного навыка в режимных моментах дома (мытьё руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета).

На занятиях особое внимание уделяется определенному порядку раздевания и одевания в процессе игры в куклы (расстёгивать и застёгивать различные застёжки на одежде и обуви (пуговицы, молнии, ремни и т.п.), шнуровать ботинки, развязывать и завязывать шнурки на узел и бант).

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Разуваться и обуваться лучше начинать учить  с тапок. Различать обувь для правой и левой ноги. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), молний, кнопок, липучек. Также важным является формирование умения  шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки.

После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Научить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать на себе одежду.  Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться носовым платком. Для упражнений на развитие мелкой моторики используем различные игры и пособия: рамки с застежками, игры со шнуровкой,  прищепки, бусы, и т. д.

4.2 Рабочая программа модуля 2 «Я познаю мир»

Задачи

  • знакомить детей с предметами окружающей действительности (мебель, посуда, столовые приборы, бытовая техника, уборочный инвентарь);
  • учить пользоваться предметами окружающей действительности по их назначению;
  • учить накрывать на стол,  используя детскую посуду; уметь заправить детскую постель: встряхнуть простынь, расстелить одеяло, положить подушку. После  занятия убрать со стола игры и игрушки, поставить их на место; протереть или вымыть клеенку;  вытереть пыль и подмести пол;
  • формировать понятия и представления разных помещений в квартире и в Центре: комната, ванная, туалет, кухня, коридор, лифт, холл, игровая, кабинет.

Учебный план

Тематика

Количество занятий

II. Я познаю мир

20

1

Знакомство. Правила поведения

1

Квартира, назначения помещений

1

2

Центр, назначение помещений в нем

1

3

Двери, открывание и закрывание

1

4

Мебель, ее назначение

1

5

Бытовая техника, ее назначение

2

6

Правила пользования бытовой техникой

1

7

Гигиенические требования к помещениям

1

8

Инвентарь и приспособления для уборки

1

9

Правила уборки после игры

1

1

Правила вытирания пыли

1

1

Собирание мелкого мусора с помощью щетки совка

1

Правила подметания пола

1

1

Уход за растениями

1

1

Обобщение пройденного материала

1

1

Посуда

2

Сервировка стола. Ознакомление

1

2

Обобщение пройденного материала

1

Планируемые результаты

Учащийся должен научиться:

  • ориентироваться в разных помещениях дома и в Центре;
  • открывать и закрывать межкомнатные двери, пользоваться защелкой;
  • выделять отдельные предметы и группы:  мебели (стол, стул, диван, шкаф, тумбочка и т.п.); посуды (кастрюля, миска, сковорода, терка, поварежка и т.п); бытовой техники (пылесос, телевизор, холодильник и т.п.); уборочного инвентаря (ведро, тряпка, швабра, совок, щетка);
  • называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;
  • уметь включить и выключить радио, магнитофон, телевизор;
  • выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пить из чашки, кормить куклу, переносить стул и ставить его на определенное место, носить поднос с различными предметами.

Содержание обучения (программный материал)

Содержание и формы работы:

Занятия направлены на обучение навыкам уборки: вытирание пыли, подметание, выброс мусора, убирание пролитой воды; организация игрового пространства (Выбрать игру, взять ее, донести до стола, поставить на стол, сесть самому. После окончания игры выполнить действия в обратном направлении); застелание постели, используя кроватку для куклы; сервировать стол, используя детскую кукольную посуду; имитирование приготовления обеда (из предложенных муляжей выбрать необходимые для приготовления супа, салата и т.п.)

При формировании навыка приготовления пищи и сервировки стола, поэтапное объяснение детям каждого действия, а затем опрос, что они сделали, что делают и, что будут делать. Когда обед для кукол готов – сервировка стола детской посудой, раскладывание приготовленных блюд по тарелкам, пожелание приятного аппетита, кормление кукол детьми с соблюдением всех ритуалов.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации, важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука.

4.3 Рабочая программа модуля 3 «Социальное поведение и независимость»

Задачи

  • называть себя (фамилию, имя, отчество);
  • называть членов семьи: отца, мать, брата, сестру, бабушек, дедушек;  определять собственную роль в семье (сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра);
  • формировать у детей временные представления (о времени суток);
  • знакомить детей с названиями разных учреждений: почта, магазин, сберкасса, и т.п.;
  • формировать у детей представление о видах транспорта;
  • учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Научить детей взаимовыручке и помощи друг другу. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды;
  • научить пропускать друг друга в помещениях, выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь, называть свой домашний адрес, домашний (мобильный) телефон.

Учебный план

Тематика

Количество занятий

III. Социальное поведение и независимость 

24

1

Семья, родственные отношения

2

2

Знания ребенка о себе: имя, фамилия, возраст, пол

2

3

Домашний адрес, телефон

1

4

Правила ведения беседы по телефону

1

5

Правила приветствия и прощания

1

6

Правила приема гостей

1

7

Правила поведения в гостях

1

8

Обобщение пройденного материала

1

9

Режим дня

2

1

Виды  транспорта

2

1

Правила поведения в транспорте

1

1

Правила поведения на улице

1

1

Обобщение пройденного материала

1

1

Основные виды магазинов, их назначения

2

Правила поведения в магазине

2

1

Предприятия обслуживания и сервиса

1

1

Правила поведения в предприятиях обслуживания и сервиса

1

1

Обобщение пройденного материала

1

Планируемые результаты

Учащийся должен научиться:

  • эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими людьми, знакомыми детьми и родственниками;
  • идентифицировать себя по полу (мальчик-девочка);
  • называть свое имя и фамилию;
  • различать время суток: утро, день и ночь;
  • выражать словом свои основные потребности и желания;
  • участвовать в знакомых сюжетно-ролевых играх ("Семья", "Магазин", "Больница", "Парикмахерская", "Почта", "Аптека", "Поездка в гости");
  • адекватно вести себя в привычных ситуациях (в транспорте, на улице, в гостях, в магазине, в парикмахерской);
  • ориентироваться в названиях магазинов и знать, куда можно пойти за продуктами, где заплатить за квартиру, в каком месте постричься;
  • здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за услугу;
  • уметь вести беседу по телефону.

Содержание обучения (программный материал)

Содержание и формы работы:

Занятия строятся в  виде  сюжетно-ролевых игр, где ребенок может выбирать себе любую роль и пробовать себя в разных профессиях.

Ознакомление детей с деятельностью предприятий торговли (магазина, киоска, рынка); службы быта (парикмахерской, ремонтной мастерской и др.); учреждений культуры и здравоохранения (больницы, поликлиники, театра, стадиона); учреждений связи (почты, телеграфа) и др.

В ходе сюжетно-ролевых игр ознакомление детей с правилами поведения, последовательности действий: продавца-покупателя, врача-пациента, учителя-ученика, мастера-клиента, кондуктора-пассажира,  и др.

Обучение детей соблюдению правил поведения в общественном транспорте (правил посадки, оплаты проезда, поведения в салоне и при выходе на улицу).

Обучение детей набору номера домашнего телефона и служебного телефона родителей, а также номер телефонов экстренного вызова - 112; правильно вести телефонный диалог на разные темы: «Учебные дела», «Здоровье родных», «Поздравления с праздником», «Вызов скорой помощи» и т.п.

Формирование у детей умения общаться: связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложения о помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; пользоваться формулами речевого этикета; соблюдать очередность в разговоре.

4.4 Рабочая программа модуля 4 «Персональная безопасность»

Задачи

  • знакомить с домашними и дикими животными, правилами поведения с ними, с правилами противопожарной безопасности, учить пользоваться электроприборами;
  • знакомить ребенка с названиями медицинских учреждений и их назначениями. Учить вызывать скорую помощь. Знакомить с содержимым домашней аптечки. Учить детей пользоваться термометром. Учить ребенка распознавать световые сигналы светофора (красный, желтый, зеленый);
  • знакомить с названиями экстренных служб и их назначением, с правилами безопасного поведения на воде и на солнце, с незнакомыми людьми;
  • учить различать дорожные знаки, указатели остановок транспорта; действовать согласно указаниям: «Стой!», «Иди!;  расширять знания детей об улице (части дороги); обучение правилам дорожного движения.

Учебный план

Тематика

Количество занятий

IV. Персональная безопасность 

24

1

Медицинские учреждения, их назначения

1

2

Работники медицинских учреждений

1

3

Виды медицинской помощи

1

4

Вызов скорой помощи

1

5

Домашняя аптечка, ее назначение и условия хранения

1

6

Термометр, его применение

1

7

Правила поведения на воде и на солнце

1

8

Обобщение пройденного материала

1

9

Экстренные службы

1

1

Вызов экстренных служб

1

1

Правила поведения при пожаре

3

1

Правила пользования электроприборами

3

1

Правила поведения с незнакомыми людьми на улице и дома

1

1

Правила поведения в ситуации, если ты потерялся

1

1

Правила поведения с животными

2

1

Правила дорожного движения

3

1

Обобщение пройденного материала

1

Планируемые результаты

Учащийся должен научиться:

  • уметь измерять температуру собственного тела;
  • вызывать экстренные службы по телефону;
  • уметь правильно включать и выключать электроприборы;
  • уметь распознавать разрешающие и запрещающие сигналы светофора, находить пешеходный переход на дороге.

Содержание обучения (программный материал)

Содержание работы:

  • обучение умению обращаться с электроприборами; с пожароопасными предметами, которые требуют осторожного обращения;
  • ознакомление с правилами обращения с лекарственными препаратами; знакомство с правилами применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки (правила обработки раны и наложения повязки);
  • знакомство с правилами дорожного движения;
  • знакомство с  правилами поведения с незнакомыми людьми, при контакте с животными;
  • формирование умения вести себя в ситуации, если потерялся; правильно набирать номер телефона экстренных служб;
  • формирование умения вести себя на воде и на солнце.  

5. Система контроля результативности обучения

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой выявляются проблемные зоны развития и результат достижения поставленных целей. Диагностика играет значимую роль в отслеживании результатов реализации Программы. Особая ценность диагностики заключается в том, что она позволяет оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты. Очень важно правильно оценить возможности ребенка. Диагностика охватывает прошлый опыт, настоящий и перспективы развития ребенка, возможность правильного обеспечения образовательного процесса. Исходя из этого, можно определить цель диагностики.

Цель диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.

           Ввиду того, что опыт по формированию навыков повседневной жизни в социально-реабилитационных учреждениях, предоставляющих услуги в нестационарной форме, отсутствует, диагностика была разработана силами специалистов центра.

          При разработке методики диагностики, проводимой дефектологом и социальным педагогом в социально-реабилитационном отделении центра, нами использовался опыт организации диагностического процесса в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, а также в реабилитационном центре лечебной педагогики города Березняки.

Задачи диагностики:

  • определение уровня сформированности умений и навыков повседневной жизни
    у детей-инвалидов;
  • выявление причин несформированности у детей-инвалидов умений и навыков повседневной жизни (характер нарушений в развитии ребенка, особенности воспитания в семье, сформированность (или отсутствие) мотивации к самообслуживанию и т.п.);
  • определение модуля обучения по образовательной программе;
  • анализ динамики развития ребенка-инвалида;
  • анализ коррекционно-развивающей работы специалиста в процессе формирования умений и навыков повседневной жизни у ребенка-инвалида;
  • разработка рекомендаций для родителей с целью закрепления сформированных умений и навыков повседневной жизни в домашних условиях.

           Основные методы диагностики: беседа с родителями, игра, наблюдение за ребенком.

Примечания:

1)  Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний о ребенке. Но личное наблюдение специалиста не может стать для него единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей (коллег, работающих с этим ребенком и его семьей, родителей, других членов семьи).

2) Метод беседы обязывает педагога прислушиваться к позициям, взглядам людей, окружающих ребенка (родителей, ближайших родственников), живущих  вместе с ним, чтобы создать для себя многогранное представление о личности ребенка. Необходимо сопоставить услышанную информацию с полученными личными наблюдениями.

3) Метод наблюдения требует систематичности и длительности в целях получения достоверной информации.

           Диагностические показатели заносятся в определенный бланк (Приложение 1). Критериями сформированных умений и навыков повседневной жизни  являются четыре степени выраженности:

  • несформированность;
  • недостаточная сформированность, требуется значительная помощь специалиста;
  • недостаточная сформированность, требуется незначительная помощь специалиста;
  • сформированность.

           Диагностика проводится три раза в год и разделена на следующие этапы: первичная, промежуточная, итоговая.

При первичной диагностике, проводится беседа с родителями о сформированности умений и навыков повседневной жизни у ребенка. Определяются запрос родителя и «зона ближайшего развития» ребенка. Результат заносится в бланк в соответствующую ячейку. Затем педагог выбирает модуль обучения по программе. В течение первого курса  обучения  педагог наблюдает за ребенком и соотносит оценку родителя по сформированности умений и навыков повседневной жизни у ребенка со своими наблюдениями.

               При повторной диагностике специалист заносит в бланк результаты собственных наблюдений.  В процессе бесед с родителями учитываются их наблюдения за степенью формирования или закрепления умений и навыков повседневной жизни у ребенка. После проведения диагностики, совместно с ближайшими родственниками определяются задачи дальнейшего развития ребенка. Динамика (или ее отсутствие), а также рекомендации специалиста заносятся в бланк диагностики.  

Использование ДОТ не исключает возможность проведения практических, творческих занятий, а также текущего контроля через контрольные задания, упражнения, выполнение которых может отслеживаться посредством фото, видеоматериалов, которые обучающиеся могут присылать на электронную почту (или в социальных сетях, мессенджерах) специалисту Центра.

6. Перечень нормативно-правовых и методических документов

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  4. Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  5. Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
  8. Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 года N 717-135. О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге

7. Перечень литературных источников

  1. Ануфриева А., Митюкова О. Игры и занятия для малышей. - Волго-Вятское книжное изд-во, 1966.
  2. Баряева Л.Б. Диагностика-развитие-коррекция. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: 2012.
  3. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. – СП.: 2010.
  4. Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб..: 2011.
  5. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1987.
  6. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: 1997.
  7. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: кн. для работников дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987.
  8. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики / Авторы-составители В. Г. Петрова, Т. В. Швырева.- М.: 2005.
  9. Грибанова Е.Ю. Праздники в детском саду для детей с нарушениями интеллекта// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №2- с. 58-60.
  10.  Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М.  Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. -  М.: Владос, 2008.
  11.  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.  Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2005.
  12. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.- СПб.: 2003.
  13. Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. Уч. пособ. для студ. высш. уч. завед.- М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  14. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 1. - с. 17-23.
  15. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры // Дефектология. - 1996. - № 5. - с. 81-83.
  16. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  17. Моржина Е.В. Из опыта организации интегративных групп в Центре лечебной педагогики. / Psyjournals 2011 / Режим электронного доступа: [http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44142.shtml]
  18. Опыт реабилитационного Центра г. Березняки «Обучение навыкам самообслуживания, поведения, ориентации в ближайшем социуме, общению».
  19. Паунова С. Гигиенические навыки с малых лет // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 11. - с. 67-69.
  20. Пикулева Н. В. Слово на ладошке: [Воспитание культуры поведения в игровой форме].- М.: Новая шк., 1994.
  21. Программы вспомогательной школы. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание. 1-4 классы. – Минск: Национальный институт образования, 2003.
  22. Руководство по раннему обучению. - Портедж, США. Выпуск № 9, № 14. – СПб.: 1998.
  23. Скворцова В.О.  Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос Пресс, 2006.
  24. Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1973.
  25. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: 2006.
  26. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976.
  27. Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков [у дошкольников] // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5. -с. 11-13.
  28. Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 8. - с. 6.

Приложение 1

Диагностика и оценка развития умений и навыков повседневной жизни

Фамилия, имя ребенка __________________________________________

Возраст ребенка____________________________________________________________

  Дата обследования   _______________________________________________________________

Критерии (параметры  оценки)

Степень выраженности

Не сформировано

Сформировано недостаточно, требуется значительная помощь специалиста

Сформировано недостаточно, требуется незначительная помощь специалиста

Сформировано

I. Самообслуживание и гигиена

1.Сформированность представлений:

о частях тела;

о предметах и средствах личной гигиены;

о предметах одежды и обуви (сезонная, мужская, женская);

о порядке одевания и раздевания, обувания и разувания;

о правилах расстегивания и застегивания пуговиц, молний и т.п.;

о правилах ухода за одеждой и обувью;

о соблюдении правил гигиены и ухода за своим телом (умывание, пользование зубной щеткой, полотенцем, причесывание, принятие ванны);

о пользовании водопроводным краном.

2.Сформированность умений (познавательных, практических, речевых)

Показывает на себе и на кукле части тела;

называет  предметы и средства личной гигиены, умеет ими пользоваться;

умеет раздеваться и одеваться в определенном порядке; расстегивать и застегивать пуговицы, молнии; обуваться и разуваться;

соблюдает  правила ухода за одеждой и обувью;

соблюдает правила гигиены и ухода за своим телом (умывание, пользование зубной щеткой, полотенцем, причесывание, принятие ванны);

умеет пользоваться водопроводным краном;

отражает в речи процесс осуществления деятельности.

3.Сформированность отношения (мотивация к деятельности):

устойчивое, позитивное отношение к осуществлению самообслуживания и гигиенических процедур, понимание значимости данного вида деятельности.

II. Навыки социально-бытового ориентирования

1.Сформированность представлений:

о передвижении по дому;

о передвижении вне дома;

о расположении разных комнат в учреждении (туалет, игровая, кабинет и т.п.);

о предметах мебели и их назначении;

о бытовой технике и ее назначении;

о посуде и столовых приборах;

об уборке квартиры, комнаты (подметание, вытирание пыли и др.);

о сервировке стола к завтраку, обеду, ужину.

2.Сформированность умений (познавательных, практических, речевых)

Передвигается по дому;

передвигается вне дома;

ориентируется в учреждении;

накрывает на стол, убирает со стола;

пользуется бытовой техникой;

убирает помещение.

3.Сформированность отношения (мотивация к деятельности):

устойчивое, позитивное отношение к осуществлению действий в рамках социально-бытового ориентирования, понимание значимости данного вида деятельности.

III. Социальное поведение и независимость

1.Сформированность представлений:

о семье, родственных связях;

о себе (имя, фамилия, возраст, пол);

о своем домашнем адресе, телефоне;

о правилах пользования телефоном;

о правилах культуры поведения и вежливого речевого общения со взрослыми и сверстниками (необходимость здороваться и прощаться, благодарить, соблюдать правила этики при приеме гостей, вести беседу и пр.);

о соблюдении режима дня;

о соблюдении правил посещения жилых зданий и зданий общественного назначения (вступать в контакт, совершать покупки, звонить в домофон, выражать просьбу, обращаться с деньгами и пр.);

о видах транспорта;

о правилах поведения в транспорте, на улице.

2.Сформированность умений (познавательных, практических, речевых)

Называет состав семьи, имена ближайших родственников;

называет свои  имя, фамилию, возраст, пол;

называет домашний адрес и телефон;

пользуется телефоном;

соблюдает правила культуры поведения и вежливого речевого общения со взрослыми и сверстниками (здоровается и прощается, благодарит, соблюдает правила этики при приеме гостей, умеет вести беседу и пр.);

соблюдает правила посещения жилых зданий и зданий общественного назначения (вступает в контакт, совершает, покупки, звонит в домофон, выражает просьбу, обращается с деньгами и пр.);

соблюдает режим дня;

называет виды транспорта, умеет ими пользоваться;

выполняет правила поведения на улице.

3.Сформированность отношения (мотивация к деятельности):

устойчивое, позитивное отношение к соблюдению правил культуры поведения и вежливого речевого общения со взрослыми и сверстниками, их выполнение в повседневной жизни.

IV. Персональная безопасность

1.Сформированность представлений:

о медицинских учреждениях, их назначении;

о возможных травматических ситуациях, опасных для здоровья; о правилах, которые необходимо соблюдать, чтобы их избежать;

об экстренных службах и о возможных причинах обращения к ним;

о правилах обращения с огнем, электроприборами (обращение с пожароопасными предметами; предметами, требующими осторожного обращения);

о правилах дорожного движения (правила светофора, дорожные знаки и др.);

о правилах поведения с незнакомыми людьми на улице и дома;

о правилах, которые необходимо соблюдать при контакте с животными;

о правилах поведения в ситуации, если ты потерялся;

о правилах обращения с лекарственными препаратами;

о правилах поведения на воде и на солнце.

2.Сформированность умений (познавательных, практических, речевых)

называет медицинские учреждения, их работников; умеет вызвать скорую помощь;

соблюдает в повседневной жизни правила обращения с огнем, электроприборами;

умеет, в случае необходимости, пользоваться услугами экстренных служб;

соблюдает правила дорожного движения;

выполняет правила поведения с незнакомыми людьми на улице и дома;

соблюдает правила поведения при контакте с животными;

соблюдает необходимые правила поведения в ситуации, если потерялся;

соблюдает правила поведения на воде и на солнце;

соблюдает в повседневной жизни режим дня.

3. Наличие интереса к познанию, мотивация к деятельности;

интерес к здоровому образу жизни, понимание значимости его соблюдения, выполнение правил сохранения здоровья и безопасности в повседневной жизни.

Первичное обследование

Заключение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                               Дата______________________ подпись_______________________

1 курс

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                               Дата______________________ подпись_______________________

2 курс

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                               Дата______________________ подпись_______________________

3 курс

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                               Дата______________________ подпись_______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"...