Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха
рабочая программа

Попова Галина Борисовна

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

Программа имеет социально-педагогическую направленность. В процессе ознакомления с программами формируется стойкий познавательный интерес к различным возможностям языка жестов как языка общения с глухими, так и участие языка жестов в непосредственном межличностном общении, составляя его весьма важный невербальный компонент.

Актуальностью  данной программы является возможность более тесного общения нормально слышащих людей с людьми с нарушениями слуха, через изучение жестовой и дактельной речи, что способствует улучшению взаимопонимания между слышащими и неслышащими людьми.

Отличительной особенностью программы является то, что в процессе ее реализации обучающиеся совершенствуют «язык» невербального общения, формируются все необходимые навыки для полноценного общения с глухими.

Содержание программы способствует формированию и развитию невербальных средств коммуникации у обучающихся.

Адресат программы Работа курсов направлена на изучение жестового языка для родителей (законных представителей), которые хотели бы свободно общаться, понимать и быть понятыми людьми с нарушением слуха.

Объем программы Программа рассчитана на 34 часа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 44»

Рассмотрена и принята на педагогическом совете протокол № 1 от 28.08.202 г.,

Утверждена приказом № от 31.08.2020 № 128

Директор МАОУ «Центр образования № 44»

_________________Л.А. Посадская

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь»

для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Попова Галина Борисовна

воспитатель

город Череповец

2020 год


Содержание

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи реализации Программы

4

1.3

Содержание программы

4

1.4

Планируемые результаты

6

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1

Календарный учебный график

6

2.2

Условия реализации программы

6

2.3

Формы аттестации в дополнительном образовании

6

2.4

Методические материалы

7

3.

Список литературы

7


1.1 Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

Программа имеет социально-педагогическую направленность. В процессе ознакомления с программами формируется стойкий познавательный интерес к различным возможностям языка жестов как языка общения с глухими, так и участие языка жестов в непосредственном межличностном общении, составляя его весьма важный невербальный компонент.

Актуальностью  данной программы является возможность более тесного общения нормально слышащих людей с людьми с нарушениями слуха, через изучение жестовой и дактельной речи, что способствует улучшению взаимопонимания между слышащими и неслышащими людьми.

Отличительной особенностью программы является то, что в процессе ее реализации обучающиеся совершенствуют «язык» невербального общения, формируются все необходимые навыки для полноценного общения с глухими.

Содержание программы способствует формированию и развитию невербальных средств коммуникации у обучающихся.

Адресат программы Работа курсов направлена на изучение жестового языка для родителей (законных представителей), которые хотели бы свободно общаться, понимать и быть понятыми людьми с нарушением слуха.

Объем программы Программа рассчитана на 34 часа.

Формы обучения Занятия реализуются в очной форме, посредством проведения групповых видов работы.

Методы обучения: 

Словесные: устное изложение, объяснение, анализ текста.

Наглядные: показ педагогом, работа по образцу, показ видеоматериалов.

Практические: тренировочные упражнения.

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, контрольный.

Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, зачет.

Срок освоения программы 9 месяцев. Обучение рассчитано на 34 учебных недели, общее количество учебных часов – 34.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.

1.2. Цели и задачи.

Программа направлена на удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности обучающихся в знаниях жестового языка.

Цель Программы: формирование компетентности обучающихся в области владения жестовым языком как средством коммуникации с людьми с недостатками слуха.

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся лингвистическую грамотность (знания о специфике жестового языка и особенностях словесно-жестового двуязычия его неслышащих носителей);
  2. Сформировать умения выстраивать диалогическое общение при помощи жестовой речи.

1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Дактильная и жестовая речь в системе кинетической коммуникации

1

1

2

Дактилология  -  пальцевая азбука

13

7

6

Практические задания

3

Жестовая речь

20

16

4

Практические задания

Итого

34

24

10

Зачет


Учебно-тематический план ДОП «Жестовая речь»

п/п

Перечень разделов

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Дактильная и жестовая речь в системе кинетической коммуникации. Невербальное общение в системе общения..

1

1

Дактилология - пальцевая азбука

Вводное занятие. Понятия дактилология, дактилирование, дактильный знак. Правила дактилирования.

1

1

Ознакомление с дактильной азбукой.

Изучение знаков букв: А,В,Е,Ё,Н,О,Р,С,Ш,Щ.

Изучение знаков букв: Б,З,Д,И,Й,К,У,Ц,Ы,Я.

Изучение знаков букв: Г,Ж,Л,М,П,Т,Ф,Ч,Ю.

3

3

5 минут на каждом занятии

Дактилирование самостоятельное. Составление небольших текстов Перевод небольших текстов

2

2

Изучение образов названий дней недели, месяцев

1

1

Изучение зрительных образов числительных.

Изучение образов знаков от 1 до 20.

Изучение образов знаков от 20 до 90

Обозначения арифметических действий.

Изучение образов знаков сотни, тысячи, миллион, миллиард.

2

2

5 минут на каждом занятии

Закрепление речевого материала по пройденным темам

1

1

Отработка навыка дактилирования на материале текстов. Формирование навыка считывания с руки собеседника.

2

2

Тестовый контроль.

1

1

Итого

14

8

6

Жестовая речь.

Ознакомление с жестовой речью. Культура жестики.

Разновидности жестовой речи: разговорный ЖЯ и калькирующая жестовая речь, их особенности и специфика использования..

1

1

Ознакомление с жестовой речью Изучение образов наиболее употребительных слов: «Давайте познакомимся», «Люди», «Семья», «Дом», «Школа», «Работа», «Отдых», «Время». «Календарь», «Природа», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель», «Домашние вещи», «Домашние животные». «Посуда», «Полезные растения», «Продукты» «Столовая», «Транспорт», «Универмаг», «Почта», «Поликлиника», «Стадион», «Город», «Дом культуры».

14

14

5 - 10 минут на каждом занятии

Развитие точности и быстроты восприятия; объема фраз. Восприятие и воспроизведение речевого материала на бытовые темы. Восприятие и воспроизведение диалогов

3

3

Выполнение практико-ориентированных учебных заданий

1

1

Итоговое занятие. Зачет.

1

1

Итого

20

15

5

Итого за год:

34

23

11

  1. Планируемые результаты

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать

Теоретические и практические основы дактилологии и жестового языка, быть способным их воспроизвести.

Разновидности жестового языка, его отличие от словесной речи.

Уметь

Использовать полученные знания в повседневной деятельности.

Владеть

Основными моделями жестового общения, элементарного прямого и обратного перевода, быть готовым к практической работе.

Быть компетентным

В общения с людьми с нарушениями слуха и речи с использованием русского жестового языка.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1. Календарный учебный график

Четверть

Дата начала четверти

Дата окончания четверти

Продолжительность четверти

Количество занятий

Сроки аттестации

1

14.09.2020

27.10.2020

8 н 1 д

7

2

05.11.2020

28.12.2020

7 н 2 д

8

21-26.12.2020

3

11.01.2021

23.03.2021

9 н 3 д

10

4

01.04.2021

31.05.2021

8 н 4 д

9

17-22.05.2021

2.2. Условия реализации программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Дидактический материал:

  • таблицы ручная азбука,
  • таблицы с цифрами,
  • статьи из газет и журналов,
  • таблички с речевым материалом занятий.
  1. Техническое оснащение занятий: тетради, ручки, кабинет, оборудованный интерактивной доской, компьютер.

2.3. Формы аттестации

Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- выполнения учащимися практических заданий;

- мониторинг.

Практические задания проводятся для проверки усвоения материала занятия по 5 - 10 минут на каждом занятии, а так же по итогам изучения каждой темы  

Формы подведения промежуточной аттестации по реализации дополнительной образовательной программы: проверочные работы для обучающихся (проводятся не менее 2 раз в год).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - зачет.

Педагогический мониторинг для отслеживания результативности это  введение оценочной системы. Критерии оценки:

Оценка

Критерий

Неудовлетворительно

В ответе отмечаются значительные нарушения перевода и восприятия текста.

Удовлетворительно

В ответе отмечаются нарушения перевода и восприятия текста.

Хорошо

В ответе отмечаются некоторые нарушения перевода и восприятия текста.

Отлично

В ответе нет нарушения перевода и восприятия текста.

Мониторинг образовательной деятельности учащихся - самооценка воспитанника

  1. Методические материалы

Дидактический материалы:

Примерные варианты вопросов и текстов для сурдоперевода.

Упражнения.

Вариант 1.

Покажите жесты: год. Месяц, Неделя. Час. Минута. Секунда. Утро. Вечер. День. Ночь. Сегодня. Завтра. Ждать. Должен. Добрый Спокойный. Какой? Почему? Сегодня выходной день. Завтра я работаю вечером. Вчера мы были в театре. Подождите меня 15 минут.

Спросите. Где Вы были вчера вечером? Что хотите делать сегодня днем? Куда Вы пойдете завтра утром? Вы будете ночью дежурить? Как Вы планируете свой выходной день? Вы заканчиваете школу в этом году? В каком месяце у Вас отпуск? Какой сегодня день недели?

Спросите и скажите.

  • Сколько дней в году?
  • В году 365 (366) дней.
  • Сколько месяцев?
  •  12, Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
  • Сколько дней в неделе?
  • 7. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
  • Сколько дней в феврале?
  • 28 или 29.

Переведите диалог.

  • Здравствуйте! Я могу видеть Павла Петровича?
  • Добрый день! Его нет. Он ушел на стройку.
  • Когда он будет?
  • Часов в 6—7. Вы можете его подождать.
  • Нет, спасибо. Он в субботу должен быть?
  • Да. По плану в этом месяце мы заканчиваем строительство клуб для ВОГ.

Расскажите. Когда Вы встаете утром? В какое время заканчиваете работу? Что делаете дома в выходной день? Где должны быть сегодня вечером? Куда думаете пойти завтра утром? Что планируете на эту неделю? Откуда ждете друзей? Сколько часов в день отдыхаете?

Вариант 2.

Покажите жесты. Весна. Лето. Осень. Зима. Дождь. Снег. Ветер. Теплый. Холодный. Жаркий. Морозный. Сырой. Сухой. Темный. Каждый. Все. Здесь. Там. Теплая весна. Жаркое лето. Сырая осень. Холодная зима. Темная ночь. Красивый вечер. Каждый день.

Спросите. Какое число? Какой месяц? Когда погода теплая? Когда дни жаркие? Когда ночи темные? Какие месяцы зимние, весенние, летние, осенние? В какое время года тепло, жарко, холодно, сыро? Где весь год нет морозов? Где сухая погода и нет дождей?

Переведите разговор.

  • Какая погода?
  • Хорошая.
  • Дождя нет?
  • Есть, дождь шел ночью и утром.
  • А я хотела погулять с детьми.
  • Не ходите. Подождите, когда дождь кончится.
  • Какое время года Вы больше всего любите?
  • Не знаю. Мне и зима приятна: снег, мороз, — и лето: погода теплая, можно часами гулять на воздухе.
  • Здравствуйте, Оля. Я давно Вас не видел.
  • Где Вы были?
  • Я была в отпуске 2 недели. В доме отдыха «Дружба».
  •  Как провели время?
  • Интересно. Погода стояла отличная все дни.

Вариант 3.

Покажите жесты. Приветствую. Здравствуйте. Пожалуйста. Спасибо. Я. Вы. Мой. Вместе. Да. Нет. Знать. Не знать. Смотреть. Учить. Хорошо. Книга. Человек. Люди. Мужчина. Женщина. Мальчик. Девочка. Дети. Ребенок. Товарищ. Подруга.

Скажите. Здравствуйте. Меня зовут ... . Я хочу с Вами познакомиться. Научите меня жестике. Я буду учиться хорошо. Человек идет. Женщина сидит. Мужчина стоит. Мальчик и девочка спят. Большой ребенок. Маленькие дети, мужчина и женщина познакомились. Дети учатся хорошо. Мальчика зовут Володя, а девочку — Катя.

Спросите и скажите. 

  • Как Вас зовут?
  • Вы меня не знаете?
  • Можно с Вами познакомиться?
  • Вы хотите учить жестику?
  • Можно посмотреть Вашу книгу?
  • Пожалуйста. Это хорошая книга.
  • Вы знакомы с этим человеком? Нет, я его не знаю.
  • Это мой товарищ. Мы вместе учились в ЛГУ.
  • Кто эта женщина?
  • Это моя подруга. Познакомьтесь, пожалуйста. Ее зовут Марина.
  • Это Ваши дети?
  • Как их зовут?
  • Максим и Денис.
  • А у меня две девочки. Люде 7 лет, а Оле — 5.

Переведите. Это Маша. Маше 6 лет. Она маленькая, но знает дактилологию.

Вариант 4.

Покажите жесты. Отец. Мать. Сын. Дочь. Брат. Сестра. Дедушка. Бабушка. Семья. Работать. Отдыхать. Делать. Гулять. Сказать (говорить). Дружить (дружно). Любить. Надо. Ты. Он. Кто? Что? Дом. Квартира. Комната. Кухня. Свет. Газ. Старый. Новый. Чистый. Грязный. Жить. Строить. Ремонтировать. Убирать. Получать. Быть (был). Есть (в значении "имеется"). Где? Когда? Мыть руки. Мыть лицо. Мыться в ванне. Строить дом. Ремонтировать квартиру. Убирать комнату

Скажите. Мать и дочь. Отец и сын. Брат работает. Сестра учится. Дети гуляют. Бабушка и дедушка отдыхают. Эта семья большая и дружная. Отец и сын идут на работу. Мать гуляет с маленькой дочкой. Девочка и мальчик спят. Мой товарищ любит детей. Новый дом большой и светлый. В кухне есть газ. В комнате делают ремонт. Квартира старая, но чистая.

Спросите. Где Вы были? Куда ты идешь? Где Ваша комната? Ты получаешь квартиру? Кто это? Что он делает? Вы пойдете гулять? Ты будешь спать? Можно я посмотрю книгу? Хотите познакомиться с моей подругой? Кто этот мужчина? Это мой брат Иван. А эта женщина? Моя сестра Надя. Можно поговорить с Вашей сестрой? Пожалуйста. Где живет Ваш брат? Мой брат живет в Калуге. У Вашей подруги новая квартира? Да, на улице Мира, три большие комнаты. Вы были у Михаила Петровича? Да, вместе с Николаем. Как живет Ваш старый друг? У него большая семья. 5 человек

Переведите. Вот бабушка. У нее книги. Вместе с бабушкой сидят дети. Они внимательно слушают любимую книгу «Чук и Гек».

Что будем делать? Я поработаю. Хорошо. А я хочу пойти к товарищу. Будем вместе учить дактилологию. Что Вы сказали?

Я прошу Вас посмотреть за мальчиком. Мне нужно на работу. Пожалуйста. Я буду гулять с детьми. Ваш сын может погулять вместе с ними. Большое Вам спасибо. Это Ваша комната? Нет, я живу в новом доме. Вместе с мамой? Да. И с бабушкой. А где Вы работаете? Я учусь. Хочу работать с детьми. И я учусь. Буду строить дома.

Зачет. Перевести речевыми жестами следующие словосочетания и фразы, подбирая к выделенным словам соответствующий жест .

Вариант 1.

1.Отдать последний долг погибшему другу. Наделал долгов, а вернуть не в состоянии.

2. Старик был еще живой. Всем нравился этот шаловливый живой ребенок. Обида была еще очень жива. Сын - живой портрет отца.

3. Почти каждый месяц мне приходилось занимать деньги. С утра и до вечера мать была занята па работой. Он всегда был занят только собой. Ничто его не занимало.

Вариант 2.

1. Ребенок нуждается в повседневной материнской заботе. Детство мое прошло в нужде.

2. По утрам старший брат ведет сестру в детский сад. Он прекрасно ведет машину. Ложь к добру не ведет. Все домашнее хозяйство вела бабушка.

3. Детей отпустили на прогулку. Боль долго не отпускала. За долгое путешествие он отпустил бороду. Тугой ремень надо немного отпустить.

Практический блок:

1. Дактилирование со скоростью не менее 50 знаков в минуту.

2. Чтение дактилируемого текста с руки преподавателя.

3. Рассказ с использованием дактиля и жестов.

Дидактические материалы:

- схематический (схематические рисунки: ручной азбуки, жестов);

- смешанный (видеозаписи жестов, видеоклипы и сказки на жестовом языке)

- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, практические задания, упражнения).

  1. Список литературы

Список литературы для учащихся:

  1. И.Ф. Гельман «Знакомьтесь: ручная речь». (Москва, «ЗАГРЕЙ» 2001г.)
  2. А.А. Игнатенко «Сборник упражнений и текстов». (Санкт – Петербург, 2000г.)
  3. Словарь русского жестового языка (Москва, «Флинт», 2009)

Список литературы для педагога:

  1.  «Русский жестовый язык». Базовый курс – электронная обучающая система («Истина», 2001г.; ВОГ,2001г.)
  2. Р. Фрадкин «Говорящие руки». (Москва, «ЗАГРЕЙ» 2001г.)

Учебно-тематический план ДОП «Жестовая речь»

п/п

Перечень разделов

Кол-во часов

дата

Теория

Практика

1.

Дактильная и жестовая речь в системе кинетической коммуникации. Невербальное общение в системе общения..

1

15.09

2.

Дактилология - пальцевая азбука

Вводное занятие. Понятия дактилология, дактилирование, дактильный знак. Правила дактилирования.

1

21.09

Ознакомление с дактильной азбукой.

Изучение знаков букв: А,В,Е,Ё,Н,О,Р,С,Ш,Щ.

Изучение знаков букв: Б,З,Д,И,Й,К,У,Ц,Ы,Я.

Изучение знаков букв: Г,Ж,Л,М,П,Т,Ф,Ч,Ю.

3

29.09

05.10

13.10

Дактилирование самостоятельное.

Составление небольших текстов Перевод небольших текстов

2

19.10

27.10

Изучение образов названий дней недели, месяцев

1

10.11

Изучение зрительных образов числительных.

Изучение образов знаков от 1 до 20.

Изучение образов знаков от 20 до 90

Обозначения арифметических действий.

Изучение образов знаков сотни, тысячи, миллион, миллиард.

2

16.11

24.11

Закрепление речевого материала по пройденным темам

1

30.11

Отработка навыка дактилирования на материале текстов. Формирование навыка считывания с руки собеседника.

2

08.12

14.12

Тестовый контроль

1

22.12

3.

Жестовая речь.

Ознакомление с жестовой речью. Культура жестики.

Разновидности жестовой речи: разговорный ЖЯ и калькирующая жестовая речь, их особенности и специфика использования.

1

28.12

Ознакомление с жестовой речью Изучение образов наиболее употребительных слов: «Давайте познакомимся»,

«Люди», «Семья»,

«Дом», «Школа»,

«Работа», «Отдых»,

«Время». «Календарь»,

 «Природа», «Домашние животные».

«Одежда», «Обувь», «Головные уборы»,

«Мебель», «Домашние вещи»,

 «Посуда», «Столовая»,

«Полезные растения», «Продукты»

«Транспорт», «Универмаг»,

 «Почта», «Поликлиника»,

«Стадион», «Город», «Дом культуры».

14

11.01

19.01

26.01

01.02

09.02

15.02

01.03

09.03

15.03

23.03

06.04

12.04

20.04

26.04

Развитие точности и быстроты восприятия; объема фраз. Восприятие и воспроизведение речевого материала на бытовые темы. Восприятие и воспроизведение диалогов

3

03.05

11.05

17.05

Выполнение практико-ориентированных учебных заданий

1

25.05

Проверка знаний обучающихся. Контрольный диктант.

1

31.05

Итого:

23

11

Итого за год:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»

АДООП «Волшебная нить»  разработана  в  соответствии  с  Законом  РФ  «Об  образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с уч...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист»

Образовательная программа «Юный турист», является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности и предназначена д...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Актуальность Программы состоит в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...