Рабочая программа занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии «ЖИТЬ ЗДОРОВО!»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Храмова Нелли  Валерьевна

Цель:  Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, аутоагрессии, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся

Задачи:

• выявление детей «группы риска»;

 обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции;

• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся;

• создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;

• создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества

Алексея Викторовича Беляева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

          ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И АУТОАГРЕССИИ

«ЖИТЬ ЗДОРОВО!»

(наименование учебного предмета/курса)

  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 (уровень, ступень образования)

1 ГОД

 (срок реализации программы)

Составитель: педагог-психолог МБОУ СОШ № 5 г Охи им. А.В. Беляева

 Храмова Нелли Валерьевна

Оха

2022 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди детей и подростков. Суицид занимает 13е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет.  У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место.  В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

 Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями  повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.

В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

Программа первичной  профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу психолога с родителями, педагогами и детьми.

Данная программа направлена на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья детей и подростков, в том числе учащихся  с ОВЗ, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию  и на включение механизмов  саморегуляции.  Программу можно использовать в  работе с детьми и подростками проявляющими признаки суицидального и аутоагрессивного поведения.  

Цель:  Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, аутоагрессии, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся

Задачи:

• выявление детей «группы риска»;

 обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции;

• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся;

• создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;

• создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.

В основе курса лежат следующие принципы:

•  Принцип добровольного участия как во всей программе, так и в отдельных упражнениях и занятиях;

• Принцип  учета возрастных особенностей участников реализуется в том, что принимаются во внимание особенности подросткового возраста;

• Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, их полном доверии друг другу;

• Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе занятий. Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение. Обратная связь, осуществляемая намеренно, дает максимальный развивающий эффект;

• Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, сознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем;

• Принцип постоянного состава группы. Группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии;

• Принцип  конфиденциальности. Участники группы должны быть полностью уверены в конфиденциальности информации, высказываемой в ходе занятий. Аудио- или видеозапись занятий делается только с согласия членов группы.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации программы:

•  формирование адекватной самооценки;

•  повышение ответственности подростков за собственные поступки;

• развитие способности к самоанализу и контролю поведения;

• формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации  и способности к их достижению;

• формирование умения  конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

• раскрытие творческого потенциала подростков.

 

Условия реализации программы:

• Наличие  групповой комнаты или другого помещения со свободным пространством для встреч, где могут размещаться рабочие зоны: для творческой работы (столы, стулья), для активной деятельности (ковёр);

• Последовательное выполнение задач, поставленных программой. Чёткие требования, как к педагогу, выполнению поставленной цели;

 • Умение использовать свой психологический багаж знаний для привлечения к процессу взаимодействия воспитателей и родителей и создание возможности сделать их своими единомышленниками.

Материалы  и оборудование:

 Для проведения занятий используется сенсорная комната или зал,  фонотека музыкальных компакт-дисков для релаксации,  включающая аудио-иллюзии, водные стихии, звуки океана и леса, канцелярские принадлежности, ксерокопии бланков приложен.

Контроль результатов программы:

Первичная и контрольная диагностика.

 Содержание  программы:   Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по профилактике суицида среди подростков. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные педагогами  и психологами:  Сакович Н.А., Александрова Н.А., Грецов А.М., Фридман Л.М., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. и др. Часть игр и упражнений были разработаны нами самостоятельно, а некоторое количество игр были нами дополнены. Каждое занятие в рамках курса  является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.

Срок  реализации  программы: программа реализовывается 1 год, 1 раз в месяц.

 Программа рассчитана на 12 занятий.

Структура  занятия:

1.Ритуал приветствия

 2.Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры, позволяющие освоить основное содержание занятия.

4. Рефлексия  занятия.

5. Ритуал прощания.

Форма работы: групповая.

Основные методы: игры, упражнения.

 Продолжительность  занятия: 40 мин.

 Проведение занятий: 1-2 раза в месяц.

 Количество человек: 2-10 человек.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

  • Индивидуально-обособленная
  • Работа в парах
  • Групповая

      Методы:

  • Мозговой штурм
  • Ролевые игры
  • Коммуникативные игры
  • Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект
  • Методы релаксации
  • Сказкотерапия

      Технологии обучения:

  • Развивающего обучения
  • Личностно ориентированного образования
  • Игровые

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Цель

Содержание занятия

1

 «Живое имя»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют свои  имена и что они означают)

 2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Как тебя звать», «Радуга на камне», «Живое имя»)

4. Рефлексия  занятия (Притча «Сад»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

2

 «Моя футболка»

 

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение. Формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения, самопознание.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют  своё умение одеваться, свой стиль)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Надписи на футболках» )

4. Рефлексия  занятия (Притча «Про счастье»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

3

 «Мой портрет»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют свою  внешность)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Два портрета» )

4. Рефлексия  занятия (Притча «Жители города»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

4

 «Если бы я был цветком»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют свою фигуру, осанку)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Если бы я был цветком» )

4. Рефлексия  занятия (Обсуждение)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

5

 «Кто я?»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Помощь подросткам в поиске своих собственных ответов на классические вопросы юношеского возраста.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют себя в будущем)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Кто я?» )

4. Рефлексия  занятия (Притча «В поисках судьбы»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

6

 «Дерево»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют свой сад)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Дерево» )

4. Рефлексия  занятия (Обсуждение)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

7

 «Прощание с…»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют  от чего они бы избавились)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Прощание с…»)

4. Рефлексия  занятия (Притча «Адский огонь»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

8

 «Ценности в жизни»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.   Осознание  того, какие ценности подростки  переняли у близких людей и других значимых для них лиц, определить источник этих убеждении и критически оценить, насколько они согласны с ними на данном этапе своего развития.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники  высказывают свои представления о ценностях  жизни)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Переоценка ценностей»)

4. Рефлексия  занятия (Обсуждение)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

9

 «Мои ценности»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Помочь участникам  лучше осознать свое отношение к различным ценностям, развитие фантазирования.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют   свои собственные ценности)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Ценности и символы» )

4. Рефлексия  занятия (Притча «Два волка»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

10

 «Мое имущество»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Помочь понять, чем из своего имущества они дорожат больше всего на данный момент.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники говорят о дорогой им вещи и почему)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Моё имущество»)

4. Рефлексия  занятия (Притча « Ворота, верёвка, осёл»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

11

 «Мандала и мантра»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Предоставить участникам  возможность сосредоточиться на собственных ценностных представлениях и идеалах.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники говорят о своём поступке, которым можно гордится)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Мандала и мантра»)

4. Рефлексия  занятия (Притча «Стрела»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

12

«Мое будущее»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Помочь понять и осознать то, что действительно важно для подростков  в жизни, развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни и моделировать собственное будущее.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники говорят о себе в будущем)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Я в будущем»)

4. Рефлексия  занятия (Притча «Взгляни на небо»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»


УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 153с.
  2. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. –         Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 196 с.: ил. – (Психологический практикум).
  3. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг / В. Э. Пахальян.– СПб.: Питер, 2006. – 224с.
  4. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.
  5. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг / А. С. Прутченков. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Эксмо – Пресс, 2001. – 144с.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекционно-развивающей по программе «Жить здорово!»

ФИ ___________________________________________________ КЛАСС______________

Режим работы: 1 раз в неделю

Продолжительность занятия: 30 мин

п/п

Тема занятия

Цель

Методические приемы

Сроки

проведения

план

факт

1

 «Живое имя»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют свои  имена и что они означают)

 2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Как тебя звать», «Радуга на камне», «Живое имя»)

4. Рефлексия  занятия (Притча «Сад»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

18.02

2

 «Моя футболка»

 

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение. Формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения, самопознание.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют  своё умение одеваться, свой стиль)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Надписи на футболках» )

4. Рефлексия  занятия (Притча «Про счастье»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

25.02

3

 «Мой портрет»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют свою  внешность)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Два портрета» )

4. Рефлексия  занятия (Притча «Жители города»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

04.03

4

 «Если бы я был цветком»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют свою фигуру, осанку)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Если бы я был цветком» )

4. Рефлексия  занятия (Обсуждение)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

11.03

5

 «Кто я?»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Помощь подросткам в поиске своих собственных ответов на классические вопросы юношеского возраста.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют себя в будущем)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Кто я?» )

4. Рефлексия  занятия (Притча «В поисках судьбы»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

18.03

6

 «Дерево»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют свой сад)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Дерево» )

4. Рефлексия  занятия (Обсуждение)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

01.04

7

 «Прощание с…»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют  от чего они бы избавились)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Прощание с…»)

4. Рефлексия  занятия (Притча «Адский огонь»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

08.04

8

 «Ценности в жизни»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.   Осознание  того, какие ценности подростки  переняли у близких людей и других значимых для них лиц, определить источник этих убеждении и критически оценить, насколько они согласны с ними на данном этапе своего развития.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники  высказывают свои представления о ценностях  жизни)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Переоценка ценностей»)

4. Рефлексия  занятия (Обсуждение)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

15.04

9

 «Мои ценности»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Помочь участникам  лучше осознать свое отношение к различным ценностям, развитие фантазирования.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники представляют   свои собственные ценности)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Ценности и символы» )

4. Рефлексия  занятия (Притча «Два волка»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

22.04

10

 «Мое имущество»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Помочь понять, чем из своего имущества они дорожат больше всего на данный момент.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники говорят о дорогой им вещи и почему)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Моё имущество»)

4. Рефлексия  занятия (Притча « Ворота, верёвка, осёл»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

29.04

11

 «Мандала и мантра»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Предоставить участникам  возможность сосредоточиться на собственных ценностных представлениях и идеалах.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники говорят о своём поступке, которым можно гордится)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Мандала и мантра»)

4. Рефлексия  занятия (Притча «Стрела»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

06.05

12

«Мое будущее»

Развитие умения осознавать актуальное  эмоциональное состояние, настроение.  Помочь понять и осознать то, что действительно важно для подростков  в жизни, развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни и моделировать собственное будущее.

1. Ритуал  приветствия «Какой я»        (участники говорят о себе в будущем)

2. Введение в тему предстоящего занятия.

3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Я в будущем»)

4. Рефлексия  занятия (Притча «Взгляни на небо»)

5. Ритуал прощания «Мы вместе»

13.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"

Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями  повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.В младшем подростковом воз...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Коррекционно-развивающее занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Мои жизненные ценности».

      Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия  для физического и психологическ...

Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности»

Цели:- формирование ценностного отношения обучающихся к жизни;- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей;- расширение репертуара конструктивных способов с...

Тренинговые занятия с младшими подростками по профилактике суицидального поведения.

 Данные занятия были апробированы мною на обучающихся 5-х классов, имеющих высокий уровень склонности к депрессивному состоянию. В данной разработке представлено 3  тренинговых заняти...

Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками

Профилактика суицидального поведения иоказание экстренной психологической помощипри суицидальных попыткахдетьми и подростками....

Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности».

Цели: - информировать подростков о причинах суицидов;- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;- учить подростков распознавать признаки суицидального поведения свер...