Тренинговые занятия с младшими подростками по профилактике суицидального поведения.
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Удовенко  Лариса  Викторовна

   Данные занятия были апробированы мною на обучающихся 5-х классов, имеющих высокий уровень склонности к депрессивному состоянию. В данной разработке представлено 3  тренинговых занятия, продолжительностью 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass._plan_zanyatiy_po_profilaktike_depressii.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий  план  психопрофилактической  работы:

5 класс

Цель: научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приёмам саморегуляции эмоциональных состояний.

№ п/п

Тема

Предполагаемый  результат

1.  

Тренинг повышения уровня жизненного оптимизма.

  • Сформировано понимание того, что плохое настроение бывает у всех и, что   можно самому  изменить  его.
  • Подросток знает способы поднятия настроения.
  • Осознан  свой способ поднятия настроения.

 2.

Тренинг с элементами арттерапии «Два взгляда на ситуацию».

  • Сформировано понимание того, что всё, что сейчас есть неприятного в жизни вскоре пройдёт.
  • Сформировано понимание, что из любой ситуации можно найти несколько выходов.
  • Сформировано умение видеть в плохом хорошее.

 3.

Тренинг позитивного взгляда на жизнь. Повышение самооценки.

  • Сформировано понимание того, что то, что начинается, как «недоброе, не очень хорошее» - это только начало, а продолжение может быть разным.
  • Выделены свои положительные качества

Результативность:

  • У  64% пятиклассников наблюдается снижение уровня склонности к депрессии. При этом:
  • у 55 % обучающихся диагностировано  повышение  настроения и снижение негативной оценки собственной эффективности  

в целом;

  • у 9% пятиклассников  отсутствует ярко выраженнаяиндификация себя с ролью плохого, наблюдается снижение негативизма;
  • у 27%  обучающихся снизился уровень убеждения  в своей неэффективности в школе;
  • у 64 % пятиклассников снизились переживания, связанные с наличием базы одиночества
  • у 36 % обучающихся повысилась оценка собственной  эффективности и наблюдается отсутствие фиксации на суицидальных мыслях
  • У 18%  наблюдается отрицательная динамика в наличии склонности к депрессивному состоянию. Анализируя шкалы в выполнении  Ре-теста, нами выделены основные проблемы: высокая истощаемость и наличие чувства  базы одиночества, негативная оценка собственной неэффективности, наличие суицидальных мыслей (у обеих девочек), и индификация себя с ролью плохого, высокий. Обеим девочкам на будущий год предложено продолжить занятия.

Содержание занятий:

№ п/п

Тема

Разминка

Основные упражнения

Рефлексия.

1.  

Тренинг повышения уровня жизненного оптимизма.

1. Знакомство. Упражнение "Знакомство в группах"

Цель: создание позитивной атмосферы, поддержка участников.

Упражнение выполняется в группе, в которой есть знакомые. Участники делятся на подгруппы так, чтобы в подгруппах были знакомые друг другу участники. Каждая подгруппа представляет своих участников для остальных таким образом: «Мы ценим (имя) за ...».

2. Акцентирование на приятных сторонах жизни:

  • Вспомните, что нового  хорошего было сегодня в вашей жизни.

1. Упражнение "Аплодисменты"

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
 Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например:«Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис'» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

2. Презентация "Когда тебе грустно..." (1 часть)

Цель: мотивирование на работу в группе, понимание того, что грустно бывает всем.

3. Упражнение "Клубок"

Цель: осознание общности проблем и возможности взаимной поддержки.

Каждый из участников, держа в руках, клубок говорит о том, как его касается обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать. Ведущему следует задать тон серьезного разговора. Упражнение эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания.

4. Презентация "Когда тебе грустно..." (часть 2)    

5. Рисунок  "Что делаю Я, когда мне грустно"

6. Обсуждение

  • Какой способ поднятия настроения вам больше всего понравился?

1. Рефлексия занятия

  • Что ценного для тебя было сегодня?
  • Было ли что-то неожиданным?
  • Оправдались ли твои ожидания?

2. Акцентирование на приятных сторонах жизни:

  • Подумайте и скажите, что приятного ожидает вас сегодня.

 2.

Тренинг с элементами арттерапии «Два взгляда на ситуацию».

1. Приветствие.

2.Упр. «Встреча взгляда-ми»

 Встаньте в круг и представьте себе, что вы «онемели», т.е. не можете говорить. Сейчас все опустим головы и смотрим на носки своей обуви. По моему сигналу Контакт», все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих людей. Если двое встретились взглядом, они протягивают друг другу руки и выходят из круга.

3. Акцентирование на приятных сторонах жизни:

  • Вспомните, что нового  хорошего было сегодня в вашей жизни.

1. Упражнение  «Да - нет»

Цель: помогает увидеть общность и уникальность каждого.

Ведущий произносит утверждение (например, «я люблю смотреть футбол»). Те, кто согласны, поднимают большой палец вверх, те, кто не согласны - вниз. Постепенно характер утверждений становится более серьезным (например, «мне иногда бывает одиноко»). Утверждение может произносить любой участник группы. Можно использовать для перехода к работе над серьезными темами.

2. Упражнение "Два взгляда".

  Ведущий говорит, что у любого предмета, любой ситуации можно найти, как положительное, так и отрицательное. Он предлагает потренироваться делать это.

  • Шоколад
  • Страх
  • Зима
  • Боль
  • Двойка по математике

3. Рисунок мандалы.

  • Нарисовать круг.
  • Довериться интуиции и взять тот цвет карандаша, который она подсказывает.
  • Поставить руку в центр круга и начать рисовать то, что вам хочется. Особо не задумываться, а отпустить ваше сознание, чтобы оно само рисовало.
  • В процессе рисования, можно менять цвет карандаша, если у вас появится такое желание.

ОБСУЖДЕНИЕ:

  • Хотите рассказать что вы нарисовали?
  • Нравится ли вам рисунок?
  • Хотите в нём что-то изменить? Что? Измените.
  • Дорисуйте картинку до того  состояния, чтобы она вам нравилась.

1. Рефлексия занятия

  • Что ценного для тебя было сегодня?
  • Было ли что-то неожиданным?
  • Оправдались ли твои ожидания?

2. Акцентирование на приятных сторонах жизни:

Подумайте и скажите, что приятного ожидает вас сегодня.

 3.

Тренинг позитивного взгляда на жизнь. Повышение самооценки.

1. Приветствие.

2.Упр. «Мигалки»

  Все ребята разбиваются по парам (один сидит на стуле, второй – у него за спиной). У одного стоящего – пустой стул. Необходимо «переманить» к себе одного из сидящих на стуле, подмигнув ему. Задача того, у кого «переманивают» пару, не отпустить своего напарника.

3. Акцентирование на приятных сторонах жизни:

Вспомните, что нового  хорошего было сегодня в вашей жизни.

1. Упражнение  «Позитивное в негативном».

   Все участники сидят в кругу. У каждого таблица в которой необходимо написать ту свою проблему (неприятность), которая случилась с ним. Затем листок (по сигналу ведущего) передаётся соседу слева. Сосед должен написать, что хорошего может быть в данной проблеме. Затем (по сигналу ведущего) листок опять передаётся соседу слева и тот должен найти ещё что-то позитивное в данной проблеме. Так происходит 5 раз. Затем листы возвращаются хозяину.

   ОБСУЖДЕНИЕ:

  • Какой из вариантов позитивного  взгляда на ситуацию вам понравился больше всего?
  • Трудно или легко было находить позитивное в представленной проблеме?

2. Видеопритча о двух волках.

  • Понравилась ли вам притча? Чем?
  • Понятен ли вам смысл притчи?
  • Согласны ли вы с выводами автора?

3. Создание мандалы - коллажа «Какой Я».

1. Акцентирование на приятных сторонах жизни:

Подумайте и скажите, что приятного ожидает вас сегодня.

2. Рефлексия занятий.

 Необходимо продолжить доставшееся предложение:

  • Я почувствовал...
  • Я задумался ...
  • Я задумался о ..
  • Я задумался над...
  • Меня удивило...
  • Мне понравилось ...
  • Я понял...

4.

Диагностика

Методика Ковач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"

Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия:  содействие  социальной адаптации подростков через осознание отве...

программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"

Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями  повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.В младшем подростковом воз...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Коррекционно-развивающее занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Мои жизненные ценности».

      Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия  для физического и психологическ...

Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности»

Цели:- формирование ценностного отношения обучающихся к жизни;- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей;- расширение репертуара конструктивных способов с...

Рабочая программа занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии «ЖИТЬ ЗДОРОВО!»

Цель:  Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, аутоагрессии, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья...

Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности».

Цели: - информировать подростков о причинах суицидов;- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;- учить подростков распознавать признаки суицидального поведения свер...