Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника
презентация к уроку

Кучер Марина Александровна

«Школьное обучение
никогда не начинается
с пустого места, а всегда
опирается на определённую
стадию развития,
проделанную ребёнком»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_doshkolnika_i_shkolnika.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Школа №8 » Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника Учитель-логопед: М. А. Кучер 2021г, г . Ачинск

Слайд 2

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком » Л. С. Выготский

Слайд 3

Дошкольное образование , как первая ступень общего образования, сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства». Начальная ступень школы – подхватывает (не игнорирует!) достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления. Не секрет, что многие вчерашние дошкольники, так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают разочарование в школьной жизни. Для ребенка , переход с одной ступени образования, в данном случае - дошкольного этапа, на новую образовательную ступень – начальную школу - является сложным, непростым периодом в жизни.

Слайд 4

Именно в этот переходный момент «подушкой безопасности» должна стать тесная взаимосвязь учреждений (детский сад, школа). Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием всегда актуальна, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в педагогическом сообществе детских садов и школ.

Слайд 5

Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности . с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Слайд 6

Значимость речи в жизни дошкольника Общение со взрослыми и сверстниками Получение информации Овладение нормами поведения Приобщение к деятельности

Слайд 7

Основная задача детского сада - Р азвивать речь ребенка, подвести его к нормам словоупотребления и словоизменения, научить строить связные высказывания в соответствии с темой, ситуацией . Хорошая речь – основа обучения предметам, инструмент познания.

Слайд 8

Образовательные области

Слайд 10

Развитие коммуникативно-речевой компетентности – ведущий компонент подготовки ребёнка к школе. 5 уровней развития речи дошкольника и младшего школьника: Произносительный (дикция, орфоэпия, интонация, выразительность) Словарный (обогащение словаря, усвоение новых слов и значений. Активизация словаря.) Морфологический (образование слов, употребление частей речи и т.д.) Синтаксический (образование и употребление словосочетаний и предложений разных типов.) Уровень текста (анализ текстов, изложений, сочинений, повествование, описание, рассуждение).

Слайд 11

К началу обучения в школе дети должны уметь: Строить сложные предложения разных видов; Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки; Находить слова с определенным звуком; Определять место звука в слове; Составлять предложения из 3-4 слов; Членить простые предложения на слова; Членить слова на слоги (части); Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение; Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения; Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности; Иметь представления о сезонных явлениях природы; Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Слайд 12

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРВОКЛАССНИКА К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, владения сло­варем и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обу­чения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни в норме Фразовая речь: Активная речь ребёнка 7 лет достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны, завершены; фразы развернуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов. Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отноше­ний, сопоставлений, сравнений и т.д.

Слайд 13

Понимание речи: Дети различают изменения значений слов, вносимых морфами — флексиями, приставками, суффиксами. Адекватно понимают мно­гозначность слов, переносное значение метафор, образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д. Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является важнейшим условием успешного школьного обучения. Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения.

Слайд 14

Словарный запас: Дети свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту. Объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Показатели полноценного владения словарем: дети умеют под­бирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов.

Слайд 15

Грамматический строй речи: К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

Слайд 16

Звукопроизношение: Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам. Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом коли­честве слогов в слове ). В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными сред­ствами.

Слайд 17

Слоговая структура слов: Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (откры­тыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.

Слайд 18

Фонематическое восприятие: Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, вла­деют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в сло­вах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в сло­вах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.

Слайд 19

Связная речь: На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, про­смотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Дети способны передать содержание картинки по памяти; рас­сказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Слайд 20

Карточка по выпуску Ф.И. ребёнка __________________________________ Дата рождения _________ ДОУ № _____, срок обучения в логопедической группе _____________________ Заключение (диагноз) при поступлении ____________________________________ Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска сформировано не сформировано недостаточно сформировано а) звукопроизношение б) фонематическое восприятие в) лексико-грамматический строй д) слоговая структура е) связная речь ж) общая и мелкая моторика Рекомендации_________________________________________________________ Примечания __________________________________________________________ Учитель-логопед __________________

Слайд 21

Способы формирования речевых умений в школе Раскрытие значения слов (пользуясь понятийным аппаратом, повышается уровень логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями); Работа в группах (дети учатся общаться друг с другом на общую тему); Задание на выделение главной мысли в тексте (после прочтения ребенок пересказывает или объясняет прочитанное всему классу); Работа со зрительной опорой (изображения, рисунки по ним ребята обсуждают разные ситуации по определенной теме, используя новые термины); Письменный ответ (детям дается задание, например: что нельзя делать во время пожара? дети отвечают письменно, а потом, опираясь на написанное, рассказывают то, что написали); Эффективное слушание – учитель воспроизводит какой – либо текст, а дети выполняют определенные задания, связанные с данным текстом; Речевые разминки - это короткие по времени динамичные речевые упражнения (выделяются несколько типов речевых разминок: 1) вопрос-ответ, 2) игровой диалог, 3) воображаемая ситуация.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».

Статья была представлена на педагогическом совете с целью освещения проведения интегрированных занятий....

Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»

 Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет),  посещают детский сад. Кроме того, ...

Речевое развитие дошкольников и младшиих школьников

В настоящее время происходят гуманизация и демократизация современного общества, социально-экономические перемены, модернизация системы образования. В это непростое время большое внимание уделяется пр...

Роль праздников в развитии речевой коммуникации и воспитании школьников.

Праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праз...

Разработка дополнительной общеобразовательной развивающей программы для старших дошкольников и младших школьников, являющейся пропедевтическим блоком программы по основам информационных технологий

Рассматривается возможность успешного использования в образовательной деятельности основ информационных технологий для старших дошкольников и младших школьников. Разработка программы опирается на шест...

Использование игровых приемов в работе логопеда по предупреждению школьной дезадаптации у старших дошкольников и младших школьников с ОВЗ

Организация обучения через игру является стимулятором интеллектуального, речевого и эмоционально-волевого развития ребенка. Старшие дошкольники и младшие школьники с ограниченными возможностями здоров...

Особенности развития речевой коммуникации у детей с РАС старшего дошкольного возраста

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Детский невролог Министерства здравоохранения Российской Федерации А. Петрухин назвал аутизм одной из самы...