Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)
материал

Рудакова Регина

Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Упражнения для развития фонематического слуха

     В этом разделе описаны упражнения, используя которые вы поможете ребенку овладеть навыками звукового анализа слов, разовьёте у него способность без ошибок различать звуки на слух и чётко представлять звуковой облик слова. Вы можете сами придумать дополнительно подобные упражнения.

Упражнение № 1. «Назови слова» - (Для развития слуховой дифференцировки)

Задание № 1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)..

Задание № 2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т .д.).

Задание № 3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).г 

Упражнение № 2. «Поймай звук»- (Обучение звуковому анализу слова, слога)

Задание №1.  «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши.

    Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.   ( Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.)

Задание №2.  «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».

    Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. (Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.)    Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Задание №3.  Я произнесу слоги, скажите какой в них одинаковый звук ? (са, со, су, сы)

  Задание №4  После произнесенного слова, дети выписывают только гласные буквы, затем записывают слово целиком:         О  А               КОЗА                                                            

Из четко произнесенного предложения нужно записать схему и в ней записать только гласные буквы из слов (Кошка спит.  О     А               И .)                                  

Упражнение № 3. «Играем со словом»- (Обучение звуковому облику слова)

Задание № 1. «Придумай слова, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д..

Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»...

Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д..

Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» и т.д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?».

Задание №5  Игра «Магазин». -  (Выделение звука на уровне слова).                                                                                                              Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел, а названия фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук  [л] ( апельсин, яблоко, сливы, груши…).      

Задание №6  «Произнеси звуки в обратном порядке».

  • Запиши новое слово: кот -   ,    лей -….,
  • Запиши слова- перевёртыши: тут-…, тот-.., иди-.., шалаш-…

Задание №7  Составь и запиши новое слово из букв данного слова.

Насос – сосна, камыш -…, навес.., кабан-.., какой -…

Задание «№8  Прочитай слова и запиши с конца.

Дом мод-…, Арбуз у зубра-…, Коту тащат уток-…                                                                                  

Упражнение № 4. «Путаница» 

«Послушай внимательно стихотворение.

  Кто на дереве сидит? Кит.

  В океане кто плывет? Кот. 

  В огороде что растет? Рак.

  Под водою кто живет? Мак.

  Перепутались слова!

  Я командую «раз-два»

  И приказываю вам

  Всех расставить по местам».

     Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение № 5. «Придумай новое слово» Различение звуков в словах – паронимах.

Задание №1 Измени слово, изменив один звук: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым.

  • Слова для изменения: сок, пил, мел, уточка – удочка, коза – коса, банка-балка-банька.                                                                                                                  
  • Замени первый звук: лук, лак –мак, педаль -медаль, макет, банка-ранка, шар –жар.
  • Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп, мел-мель, был-быль, .
  • Составить цепочку слов, изменяя только первый звук: сук – лук – тук; точка –дочка - кочка - бочка – почка;  день-тень- пень-лень.

Задание №2  Добавь звук, чтобы получилось другое слово. 

  • В начало слова:  рот (крот), лён (клён), дал (ждал), мыл (смыл).
  • В конец слова: вол (волк), бар (барс), зуб (зубр).      

Упражнение №6. Собери слова из слогов и букв.

ко   сой   зёл   дав    ко  на              к  в    б

тюг  у     сяд             до  ро  га        б  Ра  т   со   кА

Упражнение № 7. «Повторение за учителем слогового ряда со звонкими и глухими звуками: са-за, за – са,  са – за- са, ба –па, па – ба, ба – па –ба…  

Упражнение №8     Кто дальше шагнёт (понятие слог) – подвижная игра.

 Вспомните слово, в котором было бы много слогов. На каждый слог вы делаете один шаг. Если в слове 2 слога, вы можете сделать только 2 шага. Чем больше в слове слого/в, тем больше вы сделаете шагов.

Учащиеся разделяются на команды. Их может быть несколько. Побеждает та команда, которая сделала больше шагов.

               

Упражнения для развития речи, расширения словарного запаса

   Предлагаемые ниже упражнения помогут вам пополнить объем словарного запаса у ребенка за счет усвоения новых слов и их значений: смысловых и эмоциональных оттенков, переносного значения слов и словосочетаний. Работая над словарем, обращайтесь не только к активному речевому запасу (тем словам, которые ребенок постоянно использует), но и пассивному (т.е. к тем словам, которые хранятся в памяти). Стимулируйте его к употреблению в речи слов, которые он знает, но использует редко. Занимайтесь расширением словарного запаса вне занятий: на улице, во время игры, просмотра телепередач и т.д., привлекая внимание ребенка к новым незнакомым словам и объясняя их значение. Помните, что расширение словаря - ежедневная, постоянная работа, которая длится у человека всю жизнь.

Упражнение № 1. «Имена существительные»

Задание № 1. «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии» и т.п. Назови слова, обозначающие водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт; слова, относящиеся к спорту, к искусству.

Вы можете проводить это упражнение в виде соревнования: «Кто назовет как можно больше слов, обозначающих фрукты и т.д.?»

Задание № 2. Каким одним словом можно назвать (можно использовать иллюстрации):

  1. Медведь, волк, лиса, заяц, бегемот, слон, жираф – дикие животные
  2. Корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака – домашние животные
  3. Курица, петух, утка, индюк – домашние птицы
  4. Чайка, ворона, голубь, ворона, сорока, воробей, соловей, сова, попугай – птицы
  5. Бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса – насекомые.
  6. Щук, лещ, окунь, судак, камбала, карась, треска- рыба.
  7. Сосна, ель, берёза, дуб, осина, клён, рябина, тополь, каштан, ива – деревья.
  8. Картофель, капуста, огурец, помидор, свёкла, морковь, редиска, репа, тыква…
  9. Яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, лимон, виноград…
  10. Вишня, малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, черника…
  11. Тарелка, вилка, нож, чашка, блюдце, стакан, кувшин, кастрюля, сковорода…
  12. Стол, стул, кресло, кровать, диван, шкаф, сервант, тумбочка…
  13. пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, свитер, жакет, майка, трусы…
  14. сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки…
  15. кукла, юла, пирамидка, мишка, зайчик, мячик…
  16. пила, топор, молоток, клещи, отвёртка, рубанок, дрель…
  17. трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход, метро…

Задание №3.  Цепочка слов. Игра может проводиться письменно и устно.

Учитель даёт учащимся задание: составить цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Писать или произносить только названия предметов. Если кто-то из учеников назвал слово, оканчивающееся на ь, ы, й или повторил слово, его команде записывают штрафное очко. Когда учащиеся научатся составлять цепочки слов, следует им сообщить некоторые секреты: цепочка слов будет длиннее, если подбирать слова мужского рода. Слова женского рода оканчиваются на буквы а, я, а слов, которые начинаются с этих букв, в учебниках русского языка немного. Мало слов и на букву е, поэтому слова среднего рода лучше брать с окончанием о.

Упражнение №2 «Глаголы»

Задание №1 «Что этот предмет может делать».

Метель — метет, а гром — ...,

ветер — ..., а снег — ...,

дождь — ..., а солнце — ...

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце,  оно ведь не только светит?» Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

 Задание №2: «Кто как передвигается?»

человек ходит, птица…., рыба…., змея…, кузнечик…

Задание №3: «Кто как подаёт голос»

корова мычит, лошадь…, коза…, свинья…, собака…, кошка…, волк.., медведь..,  тигр…, змея.., ворона.., кукушка…, голубь.., соловей.., утка…, гусь…, курица.., лягушка.., комар..

Задание №4: «Кто как ест?»

собака кость грызёт, кошка молоко…, курица зерно.., корова траву…,

Задание №5: «Кто чем занимается?»

повар варит, врач…, учитель.., ученик.., строитель.., художник.., пианист.., писатель, портниха, прачка.., уборщица.., фотограф.., продавец.., покупатель..

Задание №6: «Что может делать это животное?»

собака лает, играет, кусается, ласкается, служит…

кошка…, волк.., медведь.., заяц.., змея.., лягушка (следить, чтобы глаголы были более тонкого определения – скрывается, спасается, прячется, затаился, схватил, скребётся, шуршит, наблюдает, выслеживает…)

Задание №7:  «Что чем делают?» Учащиеся делятся на 2 команды. По очереди задают вопросы друг другу и отвечают.

чем рисуют? чем шьют? чем пишут? чем режут? чем расчёсывают волосы? чем вытираются? чем режут хлеб? чем чистят ботинки? чем едят суп? чем чистят зубы? чем забивают гвозди? чем подметают пол? чем копают землю? чем ловят рыбу?

Упражнение № 3. «Имена прилагательные - признак предмета»

Задание № 1. Образование имён прилагательных. «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

  • Дом из камня-
  • Дом из кирпича –
  • Шляпа из соломы-
  • Платье из шёлка –
  • Платье из ситца –
  • Платье из бархата
  • Шарф из шерсти –
  • Монета из меди –
  • Ложка из олова –
  • Ложка из серебра
  • Кольцо из золота
  • Платок из пуха –
  • Сумка из кожи –
  • Чашка из фарфора
  • Ваза из хрусталя –
  • Миска из глины –
  • Кораблик из бумаги –
  • Коробка из картона –
  • Шуба из меха –

  • Медвежонок из плюша –

Задание №2 Образование притяжательных прилагательных (обозначающих принадлежность).

  • У зайца хвост…и уши тоже…
  • У осла голова…и копыта тоже…
  • У медведя хвост…, а у волка-…
  • У лошади голова…, а у петуха -…
  • У собаки голова…, а у кошки -…
  • У мышки хвост…, а у рыбы -…
  • У щуки плавники…, а у кита -…
  • У ежа голова ежиная, а у змеи -…
  • У барсука нора…, а крота…
  • У утки перья утиные, а у курицы -.
  • У верблюда голова…, а у черепахи…
  • У вороны крылья…, а у орла…
  • У папы плащ…, а у тёти…
  • У бабушки книги…, а у дяди…
  • У мамы тапочки…, а у дедушки…

Задание № 3. «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».

(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня.)

Задание № 4. «Сравни:

по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко;

по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу;

по прочности — веревку и нитку, камень и глину;

по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей;

по высоте — куст и дерево, гору я холм». 

Задание № 5. «Угадайка» (узнать предмет по описанию)

Вы описываете один из окружающих Вас предметов: его внешний вид, свойства, предназначение. А ребенок отгадывает, какой предмет Вы задумали.
 - Круглое, сладкое, красное, хрустящее. (Яблоко.)

- Маленький, серый, пушистый, любит молоко, на лапках острые коготки, ловит мышей… (Котенок)

- Большой, круглый, разноцветный, его можно подбрасывать и ловить, можно бить по нему ногой… (Мячик)

- Может быть толстая и тонкая, у нее есть страницы, на этих страницах могут быть картинки и сказки … (Книга)

- Растет в поле красивый, душистый, может быть желтым, как солнышко, а может быть белым, как пух… (Одуванчик)

 Отгадай загадку:   Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,  Случай не упустит —

Сядет и укусит.          (комар)

Круглый, полосатый,

С огорода взятый.

Сахарный и алый стал —

Кушайте, пожалуйста.        (арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это».

Задание №6 «Какого вкуса эти продукты?» 

сахар какой? сладкий, а соль какая?....,  лук какой?..., лимон…, арбуз, чеснок, дыня..

Задание №7 «Какого цвета эти продукты»

огурец какой? зелёный, арбуз, слива, апельсин, перец, сахар, орехи какие по цвету?

Задание №8 «Что бывает…?»   Назвать как можно больше предметов, имеющих признак. Например, что бывает длинным? (нитка, лента, верёвка, шнур, пояс, дорога, река, юбка, волосы…)

  • Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным..)?
  • Что бывает  высоким (низким)?
  • Что бывает зелёным (красным, синим..)?
  • Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
  • Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным..)?
  • Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным..)?
  • Что бывает тяжёлым (лёгким)?
  • Что бывает глубоким (мелким)?
  • Что бывает колючим (острым, хрупким..)?

Упражнение №4. «Слова-приятели» - (Упражнение на синонимы)

Задание № 1.  «Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный) «Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»

Задание № 2. «Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?

Задание № 3. «Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный 

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение № 5. «Слова-неприятели» -(Упражнение на антонимы)

Задание: Скажи наоборот:

холодный        чистый       твердый        толстый

тупой             мокрый       старший       светлый

просторный     враг           верх            проиграть

поднять          день           утро            весна

зима              завтра         рано           близко

низко             редко          медленно    радостно

темно             сел             взял           нашел

забыл              уронил        насорил      выпрямил

легкий            высокий      больной 

Упражнение №6  Наречия. Для выяснения, имеющегося у ребёнка запаса наречий побеседовать о повадках животных, о временах года и суток, о погоде… задавая вопросы. Ребёнок должен уметь употреблять в своей речи такие наречия:

О повадках животных: заяц оглядывается трусливо, лиса крадётся осторожно, медведь ходит неуклюже, волк смотрит зло, тигр нападает внезапно, ворона каркает громко, чайка кружит плавно, лошадь несётся вскачь, мышь бежит быстро…

О погодных условиях: тепло, холодно, жарко, прохладно, дождливо, пасмурно, мокро, сыро, светло, темно, сумрачно, солнечно, туманно…

О временах года, суток: сегодня, завтра, вчера, позавчера, утром, вечером, днём, ночью, весной, летом, осенью, зимой, скоро, давно, недавно, рано, поздно…

О настроении и состоянии людей: радостно, весело, смешно, хорошо, спокойно, бодро, приветливо, доброжелательно, грустно, тоскливо, плохо, уныло, хмуро, страшно, беспокойно, тревожно…

О расположении предметов: высоко, низко (внизу, снизу), далеко (вдалеке), впереди, сзади, сбоку, слева, справа, прямо.

О направлении движения: ввысь, вверх, вниз, вперёд, назад, вбок, влево, вправо, налево, направо, напрямик.

Упражнение № 6 Грамматические нормы языка.

Задание №1 «Один и много» - (Изменение слов по числам)  «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «карандаши».

книга           ручка          лампа        стол          окно

город          стул             ухо           брат          флаг

ребенок       человек       стекло      трактор     озеро

имя              весна          друг          семя         арбуз

Задание № 2. «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты — один».

когти        облака      воины           листья

цветы       пилы         молодцы     стебли

Задание №3 Согласование существительных с числительным.  Нужно закончить словосочетание, например: четыре дома, а пять…(домов).

  • Один шар, а пять…
  • Одна ложка, а семь…
  • Один медведь, а пять…
  • Одна пуговица, а десять…
  • Одна капля, а десять…
  • Одно ухо, а шесть…
  • Один лоб, а пять…
  • Одна шея, а пять…
  • Одно зеркало, а семь…
  • Одна люстра, а десять…
  • Одна рысь, а две..
  • Одна ворона, а четыре…
  • Один верблюд, а четыре…
  • Один дятел, а два…
  • Один гусь, а три…
  • Один воробей, а четыре …

Усложнённый вариант:

  • Одна сосна, две.., пять..
  • Одно стекло, два.., пять…
  • Один тополь, два.., пять…
  • Одно море, два.., пять…
  • Одна берёзка, две.., пять…
  • Один ручей, два.., пять…
  • Один соловей, два.., семь…
  • Одно дерево, два, семь..
  • Один стул, два.., десять..
  • Один котёнок, два.., пять..

Упражнение № 7 Образование новых слов.

Задание №1 Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.

 «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Большой мяч, а маленький - мячик ...?»

трава   рука        плечо     солнце   банка   сапоги  плечо  платье  туфли   стекло  кресло

стул     книга      флаг       чашка     шапка  змея  лицо  башня  дорога   лес  жук  ключ

Задание №2 Образование глаголов при помощи приставок. Закончи предложение:

  • Весной птицы прилетают, а осенью…
  • На дерево залезают, а с дерева…
  • По дороге ходят, а через дорогу…
  • В дом входят, а из дома…
  • К дому подходят, а от дома…
  • Воду в стакан наливают, а из стакана…
  • Через верёвочку перепрыгивают, а вверх…
  • Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку…
  • Птицы через дорогу перелетают, а змеи…
  • Через канаву перепрыгивают, а через реку…
  • Воду в банку доливают, а песок…

Упражнение № 9. «Допиши слово». Игру можно провести, как соревнование.  Класс делится на команды. Для каждой команды пишется столбик слогов.

Задание №1: Дописать к написанному слогу ещё один слог, чтобы получилось слово.

КА…                ру…..                      мар….    за…          лож….

Би…                ки….                         Лож…  при…         ку…      зо…    

Ва…                вок…                        поч…

Бук…              го….                          Мы…

Слова для использования в игре: письмо, салат, масло, сестра, сахар, адрес, доска, книга, лампа, почта, весна, вилка, вода, диван, дружба, журнал, завод, карта, касса, месяц.

Задание №2:  «Конец слова потерялся»: дописать слово, состоящее из 1-го и более слогов.

ко…- колбаса, комната, конверт, концерт, котлета, кофе, коробка, корзина…

за…-завод, завтра, задание, задача, занятие, запад…

ст..- стакан, статья, стена, стол, столовая, страна, страница, студент, студентка, стул..

ма…- магазин, мальчик, мама, марка, март, масло, машина…

се…- север, семья, сентябрь, сестра…

 Задание №3: учитель на доске пишет в 2 столбика слова, в которых пропущена согласная в начале слова. Детям нужно дописать букву. Играть по командам.

…ом (дом)                  …ол (пол, гол)               …од (год)            …от (рот, вот)

…уп (суп)                  …уб (зуб)                        …ад (сад)             …ир (мир)

…ас (час)                    …ос (нос)                       …ын (сын)           …ыр (сыр)

Упражнение № 10. «Объясни слово»

Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

нож        шляпа                мяч                письмо

зонтик    подушка           гвоздь          осел

мех         алмаз                соединить    лопата

меч         неприятность  храбрый       стихотворение

герой     азартная игра

Цель этого упражнения — научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

 Упражнение №11 «Игра в слова» – задаётся какое-то длинное слово. Нужно используя буквы слова, придумать другие слова. Например:

Вот из слова ГАСТРОНОМ вышел важный АСТРОНОМ,

Вышел МАГ и вышел ГНОМ, а за ними АГРОНОМ.

МОСТ построен на реке, ГРОМ грохочет вдалеке,

С нижней палубы МАТРОС по причалу тянет ТРОС.

С верху лётчику видна вся родная сторона.

Если взять большое слово, вынуть буквы, раз и два…

А потом собрать их снова, выйдут новые слова.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...

Учебно - методическое пособие по расширению лексического запаса учащихся четвертых классов на уроках немецкого языка на основе текстов домашнего чтения

Одним из основных источников получения информации о стране изучаемого языка, ее традициях и культуре, является чтение. На начальном этапе обучения чтение на иностранном языке является необходимым видо...

Упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам рече...

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на развитие фонематического слуха

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...

Развитие фонематического слуха у детей в играх и игровых упражнениях

В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термин для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематическое восприятие. Фонематический...

Консультация для педагогов "Игры и упражнения для развития фонематического слуха, речи и звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР"

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха.Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построен...

Упражнения на развитие фонематического слуха

Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые тру...