Дидактическое пособие "Человек"
учебно-методический материал

Актуальность.

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии имеет свою специфику, которая выражается в преимущественном использовании наглядных и практических методов обучения.  Характерной особенностью таких детей является слабость ориентировочной деятельности, интеллектуальная пассивность. Поэтому при работе с такими детьми необходимо использовать методы и средства, активизирующие их познавательную деятельность. В качестве одного из таких средств я предлагаю использовать бумажную куклу.

         С помощью бумажной куклы и атрибутов к ним дети учатся осваивать и применять знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Цель данного пособия:

Активизировать познавательное развитие детей.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

   1) Закреплять у детей представления о себе (строении собственного тела), отличительные признаки мальчиков и девочек (внешний вид), рисовать лицо людей (глаза, нос, рот), соблюдая пространственное расположение.

   2) Закреплять умение называть основные цвета,  формы, количество и величину.

Коррекционно-развивающие:

  1)Развивать мимическую, артикуляционную и общую моторику.

  2)Развивать речевой слух, зрительное внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

    1)Воспитать навыки взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, инициативности.

  2) Воспитать эмоциональную отзывчивость и мотивацию к учению.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_chelovek.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическое пособие «Человек» Автор: Кашапова Ирина Васильевна Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 2

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии имеет свою специфику, которая выражается в преимущественном использовании наглядных и практических методов обучения. Характерной особенностью таких детей является слабость ориентировочной деятельности, интеллектуальная пассивность. Поэтому при работе с такими детьми необходимо использовать методы и средства, активизирующие их познавательную деятельность. В качестве одного из таких средств я предлагаю использовать бумажную куклу. С помощью бумажной куклы и атрибутов к ним дети учатся осваивать и применять знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Актуальность Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 3

Цель данного пособия: Активизировать познавательное развитие детей. Задачи: Коррекционно-обучающие: 1) Закреплять у детей представления о себе (строении собственного тела), отличительные признаки мальчиков и девочек (внешний вид), рисовать лицо людей (глаза, нос, рот), соблюдая пространственное расположение. 2) Закреплять умение называть основные цвета, формы, количество и величину. Коррекционно-развивающие: 1)Развивать мимическую, артикуляционную и общую моторику. 2)Развивать речевой слух, зрительное внимание, мышление. Коррекционно-воспитательные: 1)Воспитать навыки взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, инициативности. 2) Воспитать эмоциональную отзывчивость и мотивацию к учению. Цель, задачи Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 4

Пособие необычно тем, что оно многофункционально и может применяться на таких предметах как: математические представления (формы, цвета, величина, количество), человек (строение собственного тела, отличительные признаки мальчиков и девочек (внешний вид), «пожилой-взрослый-ребенок», семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра и т.д.), речь и альтернативная коммуникация (глобальное чтение, графо-моторные навыки), окружающий природный и социальный мир (сезонная одежда и обувь, выбор одежды под событие), изобразительная деятельность (изготовление атрибутов, раскрашивание, вырезание, лепка аксессуаров для кукол и пр.), предметно-практическая деятельность (игры и манипуляции с куклами). К тому же его достаточно легко дополнить атрибутами, которые можно изготовить как самостоятельно, так и совместно с детьми исходя из поставленных задач. Новизна и практическая значимость пособия Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 5

Назначение: пособие предназначено для детей разного возраста по принципу «от простого к сложному»: задания могут усложняться, подбираться исходя из затруднений в освоении учебного материала. Материал: заламинированые бумажные куклы мальчика и девочки, атрибуты в виде: одежды для кукол из цветного картона (основные цвета), геометрических фигур, разных по величине. Куклы и атрибуты крепятся к коврографу при помощи контакт-ленты. Применение в разных видах деятельности: -при проведении непосредственно образовательной деятельности; -во время индивидуальных занятий с детьми; -при организации игровой деятельности; -для создания условий для самостоятельной деятельности; - для использования в качестве сюрпризного момента; -для проведения рефлексии. Данное пособие разделено на блоки, в которых предложены варианты занятий с детьми. Использование дидактического пособия «Человек» Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 6

Блок 1. «Человек» Тема «Я-девочка, я – мальчик» Цель - закрепить знания детей о внешнем строении тела человека, учить сравнивать внешний вид и одежду девочек и мальчиков. Задачи : - формировать у детей представления о себе, называть свое имя. познакомить детей с отличительными признаками мальчиков и девочек (внешний вид). Оборудование : бумажные куклы девочки и мальчика, одежда. Содержание В самом начале занятия педагог задает вопрос о том, присутствуют ли на занятии девочки. Затем предлагает поздороваться с девочками класса, а затем приглашает девочку в центр учебного класса и называет отличительные признаки (длинные волосы или косички, платья и юбочки и т.д.), затем рассматривают бумажную куклу девочки и подбирают ей наряд. Далее здороваются с мальчиками и подбирают одежду для бумажной куклы мальчика. Педагог предлагает детям придумать имя бумажным куклам (или предлагает сам). На последующих занятиях также идет закрепление понятий «Я –девочка, я – мальчик». Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 7

Тема: «Ориентировка в собственном теле» Цель : формировать знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. Оборудование : бумажные куклы, на лице которых отсутствуют брови, глаза, нос, рот, схематическое изображение лица. Содержание Педагог предлагает рассмотреть бумажную куклу и схематическое изображение лица человека. Назвав части лица (глаза, нос, брови, рот), определить каких частей не хватает кукле. После проговаривания дети дорисовывают, при помощи фломастера или маркера, недостающие части (для проведения рефлексии можно попросить детей нарисовать веселое лицо, если занятие понравилось, или грустное, если нет). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая, где располагаются все части лица. Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 8

Блок 2. «Математические представления» Тема «Цвета» Цель - формировать и закреплять у детей знание основных цветов. Задачи : научить различать и называть основные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. 1. «Назови цвет предмета» Педагог предлагает определить цвет фигуры. 2. «Разложи предметы по цвету» Педагог выкладывает одежду и геометрические фигуры и побуждает детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету. Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 9

Тема «Величина» Цель - развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький» Оборудование : бумажная кукла, одежда, геометрические фигуры разной величины и цвета для украшения одежды. Содержание Педагог предлагает украсить одежду для кукол. Показывая геометрические фигуры, дети называют их, определяют их цвет и величину. Далее по словесной инструкции (либо по желанию детей) дети выкладывают сначала большие фигуры, а затем маленькие, либо на большой положить фигуру такого же цвета, но маленькую. Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 10

Тема «Форма» Цель : формировать и закрепить знания о геометрических формах (круг, квадрат, треугольник). Задачи : учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения; формировать умение различать и правильно называть основные цвета. Оборудование : кукла, платье, демонстрационный материал: крупные фигуры из картона: квадрат, треугольник, круг. Содержание . Кукле необходимо украсить платье фигурой (фигурами). Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 11

Тема «Ориентировка в пространстве» Цель : развить пространственные представление, при помощи геометрических фигур. Задачи : -закреплять пространственные представления, знания о геометрических фигурах; -развивать зрительное, слуховое и произвольное внимание, наблюдательность, моторика. Оборудование : бумажные куклы, набор геометрических фигур разного цвета и размера. Содержание Педагог предлагает детям положить перед собой куклу и одежду определенного цвета и приготовиться к игре. К примеру, педагог дает следующую инструкцию «Круг (учитель его показывает) надо положить в середину. Слева – треугольник, справа – квадрат, внизу - маленький квадрат. Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 12

Тема «Количество» Цель : формировать умение находить один и много предметов при помощи геометрических фигур. Задача : закрепить умение различать количество предметов, используя при этом слова один, много, ни одного. Оборудование : бумажные куклы, одежда, комплект геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат Содержание Детям предлагается украсить одежду, например один круг, а на остальную часть поставить треугольники. После выполнения задания проговорить о том, что круг один, треугольников много, а квадратов ни одного. Затем поменять фигуры. После выполнения задания закрепить понятия «один-много-ни одного». Также можно давать задание на закрепление таких понятий как «один-один», «один-ни одного» и пр. Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 13

Блок 3. «Речь и альтернативная коммуникация» Тема «Графомоторные дорожки» Цель - развитие графических умений. Оборудование: бумажные куклы, одежда, фломастеры или маркеры. Содержание Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз). Горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка их выполнения их размер уменьшается. Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 14

Блок 4. «Окружающий природный и социальный мир» Тема «Подбери одежду» Цель – формирование умения соотносить виды одежды с временами года. Оборудование : бумажная кукла (мальчик), набор элементов одежды по сезонам для мальчиков. Содержание На коврографе прикреплён силуэт мальчика. Перед ребенком выкладываются картинки с одеждой для каждого времени года. Педагог предлагает подобрать одежду для мальчика и озвучивает время года. Далее ребенок озвучивает или показывает какая одежда подойдет мальчику и относиться к тому или иному времени года предлагаемая картинка. Объясняет, почему эта картинка подходит. Рассказывает, что на ней изображено. Игра может проводиться как индивидуально, так и с участием нескольких детей. Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 15

Блок 5. «Изобразительная деятельность» Цель : формировать у обучающихся умения созданий аппликаций при помощи геометрической фигуры (круг). Задача : закреплять умение называть основные цвета и геометрическую фигуру «Круг» (большой, маленький). Оборудование : клей, кисти, салфетки, готовый силуэт платья, цветные круги (горошинки) на каждого ребёнка. Содержание Перед детьми шаблон зеленого платья и цветные круги разных по величине и цвету. Педагог предлагает украсить платье красными и желтыми. При помощи клея дети выполняют задание. Автор: Кашапова Ирина Васильевна

Слайд 16

Данное методическое пособие может быть выполнено из материалов, которые есть у вас под рукой, главное, чтобы это было эстетично и красиво, безопасно и привлекательно. Задания вы можете подобрать по своему усмотрению, которые развивают не только познавательную сферу, а также коммуникативную, исследовательскую, творческую. Автор: Кашапова Ирина Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....

«Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и специальных дидактических упражнений с детьми ОВЗ»

методическая разработка по развитию мелкой моторики рук по темеКонсультация для  педагогов реабилитационного центра....