"Коррекция дисграфии и дислексии в условиях школьного логопункта"
презентация к уроку

Костина Анастасия Романовна

Выступление на МО "Коррекция дисграфии и дислексии в условиях школьного логопункта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация385.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Коррекция дислексии и дисграфии в условиях школьного логопункта »

Слайд 2

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Фонематическая дислексия : Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации аппозиционных фонем: звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, свистящие – шипящие, аффрикаты – их составляющие. Например: таскали – ' ’ даскали ’’ , яйцо – ' ’ яйсо ’’ Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении слоговой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудностях чтения обратного слога. Например: марка – ‘’ мара ’’, пасла- ‘’ пасала ’’, утка – ‘’тука’’, лопата – ‘’лапа’’, ‘’ лотапа ''.

Слайд 3

Семантическая дислексия ( механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Данное нарушение может быть как при послоговом чтении, так и при чтении целыми словами. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового анализа и нечёткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях внутри предложения. Дети с семантической дисграфией затрудняются в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявляемые в виде последовательно произнесённых изолированных звуков с короткой паузой между ними ( л,у,ж,а ); б) произнести слова и предложения, предъявляемые по слогам ( де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты ).

Слайд 4

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных (‘’из-под листьях’’, ‘’у товарищах’’, кошка – ‘’кошки’’); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного ( ‘’сказка интересное’’, ‘’детей весёлую’’) ; изменение числа местоимений( все – ‘’весь’’); неправильное употребление родовых окончаний местоимений (‘’такая город’’, ‘’ракета наш’’); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени ( ‘’это был страна’’, ‘’ветер промчалась’’), а также формы времени и вида (влетел – ‘’влетал’’, видит –‘’видел’’).

Слайд 5

Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определённой последовательности ряд 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-произносительным

Слайд 6

Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л – Д, З – В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( Т – Г, Н – П – И). Данная форма дислексии связана с нерасчленённостью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также нарушением зрительного гнозиса , зрительного анализа и синтеза. Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от её вида, степени выраженности , а также овладения чтением. Так на аналитическом этапе овладения чтением преобладает фонематическая дислексия , при синтетическом чтении – аграмматическая дислексия . Динамика дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении.

Слайд 7

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов Речеслуховой анализатор фонема Двигательный анализатор кинема Зрительный анализатор графема Речедвигатель-ный анализатор артикулема ПИСЬМО

Слайд 8

Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития

Слайд 9

ФОРМЫ ДИСГРАФИИ

Слайд 10

1. Артикуляторно -акустическая форма дисграфии 2.Акустическая 3.Аграмматическая

Слайд 11

Приёмы профилактики и коррекции артикуляционно-акустической дисграфии и акустическойдисграфии : 1. Проговаривание малых стихотворных форм с звукоподражанием, чистоговорок , скороговорок, с изменением громкости, высоты , темпа голоса. 2. Аналогично чтение слоговых таблиц. 3. Первый этап – упражнения на уточнение произносительного и слухового образа смешиваемых звуков. - узнавание гласныхпоартикуляции . - выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов. - назвать, подобрать , придумать слова с заданным звуком. - определить наличие заданного звука в слове. - определить место заданного звука в слове звуком из предложения. - выделить слова с данным. 4. На втором этапе – упражнения на сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. - ‘’Наоборот’’ - составление слов со смешиваемыми звуками из разрезной азбуки. - отгадывание ребусов, кроссвордов со словами со смешиваемыми звуками. - дополнить предложение словами- квазиомонимами (кашу – кассу, мишку – миску) - найди ошибку - добавь ь в середину слова ( банка,уголки )

Слайд 12

Приёмы профилактики и коррекции аграмматической дисграфии . Дидактические игры: - Большой – маленький (стол – столик) - Детёныши животных - вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки ( Дрова рубят топор… . Поезд … ъехал к станции.) - к названию одного предмета дописать названия двух, пяти. ( стул – два стула, пять стульев.) - Где живёт? - Кто больше подберёт прилагательных, глаголов к существительным? - Выделить и записать общую часть слов ( стол, столовая, столик) - Составить предложение из слов, вставить нужное слово в предложение, деформированное предложение, текст. - Уточнение пространственного расположения предметов

Слайд 13

Приёмы профилактики и коррекции оптическаяой дисграфии - называние предметов по контурам, - дорисовывание предметов, срисовывание, - называние перечёркнутых предметов, - выделение предметных изображений , наложенных друг на друга, - распределение предметов по их реальной величине, - геометрическое лото, - составление разрезных картинок, - реконструкция букв (добавляя элементы, уменьшая количество элементов), - выкладывании фигур, букв из палочек, - запомни и повтори (порядок цифр, букв) - Чего не стало? - Что изменилось?

Слайд 14

Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами " п /т", " п / р ", "м/л" (сходство написания); "г/ д ", "у/ ю ", " д /б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений. Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

Слайд 15

"Пропущенные буквы". Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например: К__неч__о , н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м , ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__ . Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е , а д__ен__льм__н , п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__ , в ч__ст__о__ти ... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг .

Слайд 16

«Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Найти разнообразные лабиринты можно

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция ринолалии в условиях школьного логопункта

Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное различными дефектами речевого аппарата, как анатомическими, так и физиологическими....

Логопедический проект как одна из форм работы с обучающимися и их родителями в условиях школьного логопункта.

Трудно только в условиях школьного логопункта закрепить приобретённые знания и умения. Необходимо  взаимодействие  логопеда, учителя и родителей. Проектная деятельность позволяет привлечь вз...

Нарушения речи у младших школьников и их коррекция в условиях школьного логопункта

Презентация содержит материал о работе логопеда в условиях школьного логопункта...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Автоматизация звуков у первоклассников в игровой деятельности в условиях школьного логопункта".

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, работающих с детьми подготовительных групп, логопедам школьных логопунктов, заинтересованным родителям....

Использование разрезной азбуки для развития звуко-буквенного анализа и синтеза в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии.

Работа с разрезной азбукой на логопедических занятиях является одним из действенных средств по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии. Непременным условием, обеспечивающим взаимосвязь чтения...

Сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях школьного логопункта

Проблемы речевого развития вызывают у младших школьников трудности усвоения многих школьных предметов, ребенок находится в постоянной стрессовой ситуации (школьная дезадаптация). У него снижается жела...