Проблемы социально-трудовой адаптации
учебно-методическое пособие (11 класс)

указаны актуальные  проблемы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_sots.trudovoy_adaptatsii.odt32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни  в современном социуме  – основная задача. Изменение общественных и социокультурных требований к выпускникам образовательных учреждений вызывает необходимость нового подхода к формированию социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательные системы должны формировать жизнеустойчивую личность на основе субъектного, личностно – рефлексивного, интерактивного и здоровьесберегающего подходов в воспитании и обучении. Жизнеустойчивая личность характеризуется умением сделать правильный выбор в резко меняющемся социуме, ориентируется на саморазвитие, способна вести здоровый образ жизни.
         Положение сирот усугубляется тем, что сложившиеся подходы к воспитанию, обучению и организации жизнедеятельности сирот в специализированных учреждениях уже не отвечают требованиям современного мира.
     Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег. Выбирая профессию, неадекватно оценивают свои способности и возможности. Выбор учебных заведений, как правило, ограничен списком, представляемым им, который, в свою очередь, также ограничен количеством учебных заведений, согласных на обучение детей из детского дома. Получая профессиональные знания и навыки, выпускники детских домов  характеризуются низкой успеваемостью, не будучи заинтересованы в качестве обучения.  Плохо сформированные навыки практической и речевой коммуникации, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, неадекватность эмоциональных реакций детей-сирот сказываются на умении работать  в коллективе .

     Этим  определяется необходимость более глубокого изучения проблемы социально-трудовой  адаптации детей-сирот.
    Для обеспечения более успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, цель которой - помочь ребенку восполнить дефицит  общения, контактов и социальных ролей, естественный для обычных детей.
  Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными  объективными проблемами и затруднениями, которые мы называем трудностями социализации.

    Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:
1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;
2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений;

3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.

    Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки-выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки.

   Существует ряд факторов, препятствующих успешной социально-трудовой адаптации выпускников.

  1. Неопределенность социального статуса. Выпускники не принадлежат ни к одной социальной группе , не имеют семьи, а после выпуска лишаются принадлежности к своему учреждению.
  2. Значительное отклонение в состоянии здоровья и в психическом статусе. Отставание  в физическом и интеллектуальном развитии у них часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
  3. Особенности психического развития, что проявляется в первую очередь во взаимоотношениях с окружающими. Процесс общения со взрослыми характеризуется напряженностью, неадекватностью форм взаимодействия.
  4. Специфика формирования личности. Большое значение для человека имеют надежды на будущее , желания, стремления. Наши дети живут сегодняшним днем, они редко ставят перед собой цели , ориентиры. Рентные установки означают стремление выпускника получить максимум того, что может дать ему статус сироты.  Вы все можете выделить типичные модели поведения выпускников в постинтернатный период . Объединение нескольких человек в одной квартире, чтобы другие сдавались, переход после окончания первого ПУ во второе не для того чтобы получить новую специальность, а для того чтобы  находиться на полном государственном обеспечении, вместо устройства на работу, обращение в центр занятости для получения пособия. Свои блага они ищут не в себе и своих силах, а во внешних источниках.
  5. Специфика усвоения норм и ценностей. Несмотря на то, что детские дома ориентируют своих выпускников на позитивные ценности, большинство из них не могут реализовать сформированные установки на практике. Они привыкли нарушать навязанные им извне правила.
  6. Замедленное осознание своего места в социуме в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями включая направленность на овладение профессией. У них сильно занижены притязания на образование, карьерный рост. Свыше 80% детей-сирот детских домов , ориентируясь на реальную ситуацию, ожидают направления в ПУ, на работу и только единицы мечтают о продолжении образования. Старшие воспитанники, если и желали бы учиться дальше, не видят в этом необходимости, ссылаясь на отсутствие серьезной материальной поддержки для дальнейшего обучения . Отсюда—ориентация сирот на профессии, дающие хорошо заработать и возможность прокормиться (швея, плотник, каменщик, маляр-штукатур). Такова ныне целевая установка детей-сирот.
  7. Неуверенность в будущем. Свою взрослость часто выпускники связывают с формальными характеристиками (получение паспорта, профессии, сексуальным опытом, а не с умением отвечать за свои поступки, постоянной работой, хорошим профессионализмом, полной семьей) .
  8. Несформированность семейных установок, готовность к созданию семьи. В основном они не могут создать полноценные семьи  из -за слабо развитого  чувства ответственности и из-за  безразличия  к судьбе тех, кто связал  с ними свою жизнь. Мотивация общения- как можно больше получить помощи и услуг.
  9. Недостаточное освоение бытовых навыков и умений.
  10. Отсутствие помощи и поддержки семьи, отсутствие эмоционально-близких отношений со значимыми людьми. Этим определяется в основном страх перед выпуском. У ребят остро стоит проблема выбора значимых лиц, на которых бы они могли положиться.

Исходя из собственных наблюдений и отслеживания судьбы выпускников я сделала  вывод: что в основном ребят можно разделить на две группы с «проблемно жизненным сценарием» и «благоприятным жизненным сценарием». Проблемные подразделяются на 2 подгруппы  « Неизвестность т.е. незаконченность, непредсказуемость» и «Нарушение закона». Основу проблемного сценария составляют личностные характеристики выпускника, его ярко выраженное нежелание следовать социальным нормам, негативные черты и вредные привычки.

Благоприятные сценарии основаны на незаурядных личных качествах выпускника, который способен повзрослеть без участия семьи и при этом сохранить внутренний стержень.

Наличие большого числа факторов, затрудняющих процесс социальной адаптации  и интеграции в общество вызывает необходимость оказания им в первый период  их самостоятельной жизни всесторонней  помощи и поддержки.

Значительную роль в решении проблем выпускников  нашего учреждения  играет  социально-психологическая служба . Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае. В связи с тем, что основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, связанных с обеспечением существования человека, т. е. трудом, то можно говорить о социально-трудовой деятельности как ядре адаптационного процесса.

      В стратегическом плане важно определить основные направления трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одно из направлений — труд по самообслуживанию,

Другое направление — достижение оптимальных результатов в своем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина.

Еще одно направление — подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональной деятельности.

     Если раньше основными задачами педагогов в этом направлении являлось — подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас поставлены иные акценты.

Во-первых, создать условия для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.

Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

В-третьих, развитие у них предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления, к разумному риску, честности и порядочности.

В-четвертых, формирование у выпускников детских домов и школ-интернатов профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.

В-пятых, создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение их в реальные производственно-экономические отношения.

В-шестых, воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая экологическая, правовая культура). В соответствии с такой постановкой задач меняется направление трудовой и профессиональной подготовки.

     Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами.

    Необходимо, помочь выпускнику перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни.  Не случайно в последние годы стали говорить о создании социально- психологической службы сопровождения выпускников , которая служила   бы переходной формой из мира интерната во внешний мир, создала среду общения, положительные ценностные представления, помогла бы делать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивала  их успешность и запас положительного опыта, ведет работу по преодолению тяги к негативному образу жизни. В последнее десятилетие в разных регионах России были организованы разные модели таких служб, проанализированы их положительные и отрицательные результаты деятельности. В Московской области двигаться в правильном направлении позволяет «Закон о Патронате»

Программа постинтернатной адаптации решает следующие задачи:
1) оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам детских домов на начальном этапе их самостоятельной жизни;
2) защита прав и интересов выпускников детских домов;
3) сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь воспитанников;
4) вскрытие причин неуспеха их самостоятельного обустройства в жизни;
5) разработка предложений по социально-педагогической коррекции опыта воспитанников с целью их подготовки к позитивному жизненному выбору.

Стремление выпускника к эмоционально значимым отношениям со взрослым, независимо от того ,  кто этот человек(работник учреждения, родственник) - один из основных ресурсов выпускника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве ...

  Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...

Социально-трудовая адаптация учащихся.

Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду. Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями....