Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида
методическая разработка на тему

Лоншакова Анюта Николаевна

 

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

 Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский), коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_trudovogo_vospitaniya.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение « Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Сосновки

Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида.

[Введите подзаголовок документа]

Составил: Лоншакова А.Н.

08.12.2016


Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

 Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский), коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

По Федеральному Закону  от 24.11.95 года №181  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ограничение жизнедеятельности включает в себя 7 основных критериев, а именно: полная или частичная утрата лицом осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Применительно к учащимся нашей школы особенно актуальны критерии ориентировки общения, контролирования поведения, обучения и трудовой деятельности.

Искажённые сведения об истинном демографическом составе детей с интеллектуальной недостаточностью привело к тому, что в России  количество профессиональных учебных заведений коррекционного направления в системе Минобразования уменьшилось. Также отсутствуют специалисты в службе занятости, способные оказать квалифицированную помощь в поиске работы выпускникам коррекционных заведений.

На сегодняшний день в современном обществе  господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу. Весь контингент учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида можно разделить на 3 категории:

1 группа – выпускники могут выполнять малоквалифицированные работы в народном хозяйстве, на производстве и малых предприятиях; однако данная категория учащихся является самой немногочисленной;

2 группа – могут работать в качестве надомников или на предприятиях, использующих труд инвалидов;

3 группа – могут выполнять элементарную домашнюю работу и владеют навыками самообслуживания.

Практика показывает, что те выпускники, которые идут непосредственно на производство, редко применяют трудовые навыки, приобретённые в школе, и выполняют неквалифицированные виды труда. При этом отмечается частая смена рабочих мест, связанная с возникновением конфликтных ситуаций в коллективе, непосильностью рабочего режима, недостаточным уровнем сформированности ответственности за результат труда.  

Значительная часть выпускников коррекционных школ VIII вида завершает профессиональное образование в специальных группах ПУ.  По окончании которого они, тем не менее, испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов, частично обусловленные состоянием интеллектуальной сферы:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью учащихся адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей;

Кроме того, нередко у школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении, формируется склонность к потребительскому отношению к жизни отсутствие чётких перспектив будущего, снижается способность к саморегуляции.

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

В  решении этой проблемы существенную роль играет  система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, целью которых  является  не только предоставление информации о мире профессий, но и способствующие  личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

В круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в нашей школе, входит:

- профессиональное просвещение учащихся;

- психологическое изучение и классификация профессий;

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;

- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

- профессиональные пробы;( неделя трудового мастерства )

- экскурсии в техникум.

Нужно сказать, что основная трудность, которая возникает при работе с детьми по профориентации – координация усилий специалистов – педагогов, психолога,  социального педагога, мед.работника чья деятельность комплексно должна быть направлена на достижение поставленной цели.

           Для успешной адаптации выпускников    необходимо скоординировать профориентационную  работу  всех специалистов школы  и работать в одном направлении дополняя друг друга.

         Основным направлением работы педагогов в нашей школе (классного руководителя и воспитателя класса, а также педагогов трудового обучения) является:  Расширение  представления учащихся о мире профессий, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы VIII вида (например, садовод-озеленитель, слесарь, швея, столяр). На практических занятиях уроках труда закрепляется  интерес детей к выбору профессии и содержанию труда в разных сферах деятельности.

  Для более полного представления учащихся о профессиях необходимо дать учащимся  понятие о профессии и специальности. В ходе теоретического изучения материала важно сформировать у учащихся общее представление о профессии, как необходимой для общества области приложения физических и духовных сил человека,  и специальности, как виде занятий в рамках одной профессии и  закреплять  изученный материал на практических упражнениях, используя для анализа наиболее знакомые учащимся профессии, и входящие в них специальности.  

В процессе работы с учащимися по профориентации, педагоги нашей школы знакомят воспитанников с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Рассматривают способности человека как важном факторе   профессиональной пригодности. Является значимым соотнесение полученных знаний со своими возможностями.

Знакомят с требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, осуществляют  на примере наиболее доступных для учащихся профессий: овощевод, садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания, сестра-сиделка, швея мотристка.

Целесообразно  познакомить учащихся с понятием классификации, как осмысленным порядком вещей и явлений, разделении их на группы по существенным признакам. Привести примеры знакомых им классификаций из изучаемых учебных дисциплин, повседневной практики и  осуществить  изучение классификации профессий по предмету.

На своих занятиях по профориентации я стараюсь сформировать у учащихся представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РФ как основном документе, регулирующем трудовые отношения); разъяснить понятие «рынок труда»; показать пути устройства на работу. Считаю, что целесообразно познакомить школьников с правилами оформления основных документов при поступлении на работу.

Стараюсь  объяснить учащимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы; подготовка и прохождение  собеседования с работодателем; поиск информации о наличии свободных рабочих мест; конкурентоспособность работника. Кроме того, учащимся необходимо дать представление о безработице.

Развивая  у учащихся интерес к миру профессий  особое внимание уделяю   развитию коммуникативных качеств, навыков сотрудничества.

На занятиях  нацеливаю старшеклассников  на овладение наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда. Уделяю внимание соответствию возможностей работника требованиям профессии.

       Работа фельдшера школы по профориентации.

  Также необходимо  включить в профориентационную работу мед.работника школы, который показал бы учащимся необходимость учёта фактора здоровья при выборе профессии, познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессии, которые доступны для их освоения. Также важно показать школьникам какое влияние на состояние здоровья могут оказывать определённые профессии, в которых человек сталкивается с различными неблагоприятными факторами, нарушающими работу различных органов.

Ещё один способ профориентации – экскурсии на предприятия где учащиеся знакомятся с профессиями и условиями работы. Но экскурсии на предприятие должны носить не только созерцательный характер.  Каждый ученик получает задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название цехов, спросить о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и т. д. Иначе может получиться так, что в результате экскурсии учащиеся вынесут только шумовой фон и разрозненные зрительные образы и не увидят того, ради чего пришли на данное предприятие.  Провести экскурсии в ПУ  где школьники познакомятся с условиями поступления в ПУ, организацией учебной деятельности, бытовыми условиями проживания.

             Всё вышеизложенное  показывает, что работа по формированию профессионального самоопределения является долговременным процессом и поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Тогда выпускники смогут сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни. 
Профориентационная работа в условиях  школы должна начинаться с формирования положительного отношения к труду, при этом особое значение приобретает учет индивидуальных различий структуры дефекта, притязаний, самооценки и характер формирования интересов, мотивов. Полученные данные могут стать мерилом взаимообусловливающих и взаимодействующих условий, способствующих формированию выбора адекватной профессии. Важнейшими из этих условий являются изучение профессиональных возможностей учащихся, формирование положительного отношения к содержанию трудового обучения в школе, расширение путей профпропаганды и профагитации, внедрение факультативов с установкой на воспитание у учащихся адекватной оценки своих способностей, разработка содержания профессиональной консультации умственно отсталых учащихся, то есть четко спланированная, целостная система профориентации на протяжении всего периода обучения.

Пояснительная записка

Проблема социально-трудовой адаптации воспитанников и выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по прежнему остается остроактуальной в новых экономических условиях. Как показали исследования, основной проблемой выпускников сиротских учреждений, является разрыв между представлениями о жизни и реальностью.

Актуальность программы профессионального самоопределения обусловлена рядом факторов:

  • рост социального сиротства;
  • недостаточность разработанных технологий профессионального самоопределения для детей-сирот с особенностями в развитии;
  • потребительская позиция воспитанников по отношению к окружающей действительности;
  • проблема трудоустройства детей-сирот с особенностями развития в условиях конкурентной рыночной экономики;
  • отсутствие у большинства воспитанников навыков работы с информацией.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в обществе воспитанников с особенностями в развитии.

Программа для воспитанников с особенностями в развитии направлена на систему организационно-методических мероприятий в профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении.

По мнению известного исследователя Н.Н. Дьяченко, профориентация и профессиональное самоопределение детей осуществляется через:

  • знакомство миром профессий;
  • выбор профессии;
  • профессиональную подготовку, которая закрепляется в практической деятельности (профтехучилищах, колледжах, заводах). Только при таком комплексе воспитательных воздействий, считает Н.Н. Дьяченко, процесс по формированию профессионального самоопределения является правильным и научно-обоснованным. Программа содержит в себе инновационную систему технологий профессионального самоопределения выпускников, как особо важного компонента социализации:
  • создание образовательно-творческой среды;
  • доступный теоретический и практический материал;
  • создание условий для формирования профессионального самоопределения во взаимодействии с колледжем №17, заводом «Салют» (производственная практика).

Принципы работы: доступность, наглядность, системность, повторяемость, последовательность.

Формы работы: Игра, беседа, экскурсии, просмотр кинофильмов, дидактические и сюжетно- ролевые игры, викторины, конкурсы, опросы, анкетирование, тесты, тренинги.

Учитывая особенности детей в развитии следует помнить, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Таким образом, программа профессионального самоопределения позволяет воспитанникам с особенностями в развитии понять главные составляющие профессионального самоопределения:

  • познание собственного «Я» ,
  • осознанный выбор профессии с учетом собственных психофизиологических возможностей;
  • овладение специальными знаниями, умениями, навыками.

Содержание программы профессионального самоопределения

Данная программа состоит из трех разделов:

Первый раздел «Азбука профессий» (5-6 классы).

Курс обучения два года, рассчитан на 36 часов, из них теории – 8 часов, практики – 28 часов. Занятия проводятся два раза в месяц, время занятий – один академический час.

Раздел «Азбука профессий» направлен на развите общего кругозора детей о мире профессий. Беседам о профессиях целесообразно придать характер игры.

Второй раздел «Я в мире профессий» (7-8 классы).

Курс обучения два года, рассчитан на 36 часов, из них теории – 13 часов, практики – 23 часа. Занятия проводятся два раза в месяц, время занятий – один академический час.

Раздел «Я в мире профессии» направлен на профессиональную ориентацию в выборе профессий, в том числе:

  • углубленные знания о мире профессий;
  • стремление к самопознанию;
  • выявление интересов, склонностей и возможностей;
  • коррекция неадекватных представлений своих возможностей в соотношении требований будущей профессии.

Третий раздел «Найди свое призвание» (9 класс).

Курс обучения один год, рассчитан на 18 часов, из них теории – 7 часов, практики – 11 часов. Занятия проводятся один раз в неделю, время занятий – один академический час.

Курс обучения направлен на формирование профессионального самоопределения:

  • социальных норм поведения;
  • потребности к трудовой деятельности;
  • адекватных представлений своих возможностей в соотношении требований своей будущей профессии.

Четвертый раздел «Курс углубленного трудового обучения в условиях производственной практики завода «Салют»» (10 класс).

Реализация данной программы рассчитана на один год.

Программа включает теоретическое и практическое обеспечение: 90% отводится практике, 10% на закрепление теоретического материала.

Возраст воспитанников 17-18 лет. Производственная практика на предприятии проводится три раза в неделю, по шесть часов с учетом обеденного перерыва – 45 минут.

Курс углубленного трудового обучения в условиях производственной практики завода «Салют» направлен на приобретение профессиональных знаний и навыков по профессиям Столяр», «Швея».

Программа углубленного трудового обучения в ксловиях производственной практики завода «Салют» поволяет воспитанникам приобретать :

  • навыки оформления нормативных документов при амостоятельном поступлении на работу (заявление,трудовой договор, трудовая книжка, открытие пенсионного страхового свидетельства, банковской карточки);
  • в процессе производственной практики формируется осознанный интерес воспитанника к выбору профессии и к дальнейшему трудоустройству;
  • производственная практика позволяет воспитанникам корректировать и формировать социальные нормы поведения;
  • производственная практика для воспитанников- это интеграция в рабочие коллективы предприятия;
  • по окончании производственной практики воспитанники получают рекомендательное письмо по усвоению профессии «Столяр» и «Швея» или прохождение аттестации для повышения разряда (3-4) с последующей записью в трудовой книжке.

Тематические планы – Приложение.

Актуальность проблемы исследования. Динамические изменения в социально-экономической, политической и общественной жизни страны обостряют проблемы социальной адаптации молодёжи и затрудняют прогнозирование их индивидуальной жизненной перспективы. Особую остроту и актуальность приобретают эти проблемы для умственно отсталых лиц (JI.C. Выготский, Г.В. Грибанова, JI.B. Занков, Б.В. Зейгарник, И.А. Коробейников и другие). Недоразвитие у них мыслительных процессов приводит к своеобразию и упрощённости социальной перцепции, низкой эффективности усвоения социальных понятий, норм общественной жизни, нарушениям эмоционально-волевой сферы и поведения. Стремление к удовлетворению ближайших побуждений препятствует влиянию общечеловеческих нравственных ценностей и устойчивых социальных установок (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Г.Е.Сухарева и другие).

Накопление социального опыта у лиц с умственно отсталостью происходит в трудовой деятельности, поэтому для них особенно важна социально-трудовая адаптация, в которой раскрывается содержание задач общества по отношению к этой категории людей: приспособление их к самостоятельному общественно-полезному труду (С.С.Мнухин, Д.Н. Исаев, Д.Е. Мелехов, A.A. Чуркин и другие). В настоящее время переход от школы к трудовой жизни для молодых людей с отклонениями1 в интеллектуальном развитии происходит с большими трудностями (И.А. Коробейников, Е.М. Старобина): они неадекватно себя оценивают, плохо адаптированы к общению в коллективе, к физическим и эмоциональным нагрузкам, не активны; они не имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику, о возможностях профессиональной подготовки и трудоустройства в регионе проживания и т.д.

Актуальность проблемы профессионального самоопределения в процессе социально-трудовой адаптации молодежи признается такими учеными, как К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, А.Е. Голомшток, H.H. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А.Климов, A.M. Кухарчук, А.В.Лаврентьева, А.Б. Ценципер, В.В.Чебышев, П.А.Шавир и другие. В коррекционной психологии исследования по проблеме профессионального становления личности умственно отсталых лиц немногочисленны (И.М. Бгажнокова, Г.В. Васенков, Г.М., Дульнев, Л.Р. Мирский, Е.М. Старобина, Л.Д. Столяренко, A.M. Щербакова и другие). В них отмечается, что у умственно отсталых, как и у нормально развивающихся подростков, профессиональное самоопределение занимает одно из ведущих мест в самосознании личности, однако оно затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий и представлений, незрелостью чувств и интересов, неадекватностью самооценки.

Модели психолого-педагогической, поддержки» старшеклассников с умственной отсталостью, создающие условия для развития их-способностей к профессиональной деятельности в теоретическом и в практическом плане остаются неразработанными. Это обусловливает актуальность решения проблемы профессионального самоопределения, поиска эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности.

В- разработке современных средств и содержания психолого-педагогического сопровождения профессионального становления личности умственно отсталых старшеклассников большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе, что и определило проблему диссертационного исследования.

Цель исследования: выявление психологических условий оптимизации профессионально-трудовой адаптации умственно отсталых старшеклассников.

Объект исследования: особенности формирования профессионального самоопределения личности умственно отсталых школьников, способствующие развитию их компенсаторных и интеграционных возможностей для оптимизации их последующей социально-трудовой адаптации.

Предмет исследования: подбор и адаптация диагностического инструментария для изучения профессионального самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников; определение направлений и содержания психолого-педагогического сопровождения его становления.

Гипотеза исследования: комплексное изучение особенностей формирования профессионального самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников способствует выявлению компенсаторных и интеграционных возможностей и разработке специальных психологических условий оптимизации их последующей социально-трудовой адаптации. К таким условиям относятся:

- использование диагностического инструментария с учётом возможностей учащихся с психическим недоразвитием;

- формирование у учащихся практических навыков планирования, самоконтроля, самооценки деятельности и поведения;

- использование в работе наглядных средств и игр для создания ситуаций рефлексии, т. к. у большинства умственно отсталых подростков преобладает наглядно-образное мышление;

- создание благоприятного психологического климата при проведении профориентационной работы;

- активное вовлечение родителей умственно отсталых старшеклассников в профориентационную работу;

- взаимодействие коррекционной школы с учреждениями начального профессионального образования и работодателями, принимающими выпускников на работу;

- сопоставление спроса рынка труда региона и профессиональных намерений подростков для осознания ими выбора будущей профессии.

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать литературные источники в области специальной психологии и педагогики по теме исследования; определить степень разработанности проблемы в теории и практике.

2. Подобрать и адаптировать комплекс диагностических методик для изучения профессионального самоопределения личности учащихся старших классов специальной коррекционной школы VIII вида.

3. Провести изучение особенностей личности умственно отсталых старшеклассников и на основе анализа результатов выявить условия компенсации их психических нарушений для повышения адаптационных и интеграционных возможностей.

4. Определить направления и содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности старшеклассников с целью оптимизации их дальнейшей социально-трудовой адаптации.

5. Оценить степень эффективности апробированной авторской программы психологической помощи старшеклассникам с умственной отсталостью.

Методологической основой исследования являются: культурно-историческая теория развития психики (JI.C. Выготский), теории развития личности (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, В.А. Петровский) и личностного самоопределения (К.А. Альбуханова-Славская, Л.И. Божович, И.В.Дубровина, С.Л. Рубинштейн), теории социализации (Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферова, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, В.А. Ядов), теоретические подходы к определению структуры дефекта и типологии нарушений психического развития (Л.С. Выготский, В.В. Ковалёв, И.А. Коробейников, В.В. Лебединский и другие); положения о единстве общих и специфических закономерностей нормального и аномального развития (Т.А. Власова, JI.C. Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и другие); теоретические подходы к пониманию психического недоразвития ребёнка как результата воздействия факторов органического и социального ряда, соотношение которых обусловливает характер нарушений интеллектуального, социального и личностного развития (Л.С.Выготский, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалёв, И.А. Коробейников, Й. Лангмейер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Г.Е. Сухарева и' другие); теоретические подходы к пониманию проблемы коррекции и компенсации нарушенных психических функций (H.A. Бернштейн, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский, К. Левин, А.Р. Лурия, И.М. Соловьёв и другие); концептуальные положения об организации и содержании психолого-педагогического сопровождения лиц с отклонениями в развитии (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.А. Стребелева и другие); принципы психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и другие); конкретные фактические данные, которые накоплены в отечественной специальной психологии по изучению детей с психическим недоразвитием (Т.А. Власова, E.H. Васильева, Е.Е. Дмитриева, Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников, Т.Н. Князева, И.А. Конева, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, Л.Э. Семенова, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова и другие); работы в области профессиональной ориентации и профессиональной подготовки лиц с умственной отсталостью (Г.В. Васенков, Е.М. Старобина).

Методы исследования определялись на основе указанных теоретических позиций специальной психологии и в соответствии с целью нашего исследования. Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы:

- анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- анализ медицинской и педагогической документации;

- психологический эксперимент с использованием комплекса психодиагностических методик, направленных на изучение особенностей профессионального самоопределения личности умственно отсталого старшеклассника (мыслительная деятельность, мотивационная и волевая сферы, профессиональные намерения личности);

психокоррекционная программа;

- методы статистической обработки результатов.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечиваются методологическим подходом, опирающимся на современные достижения психологической науки, адекватным задачам диссертационного исследования, качественно-количественным анализом полученных данных, использованием методов математической статистики.

Этапы исследования.

I этап (2005-2006 гг.) — теоретическое изучение состояния проблемы, определение базы экспериментального исследования, разработка его стратегии и тактики, конструирование диагностического комплекса.

II этап (2006-2007 гг.) - экспериментальное исследование профессионального самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников.

III этап (2007-2009 гг.) - разработка и реализация психокоррекционной программы «Профессиональное самоопределение», выявление динамики профессионального становления старшеклассников в ходе психокоррекционной работы.

IV этап (2009-2010 гг.) - качественно-количественный анализ полученных эмпирических данных, систематизация и обобщение результатов, формулирование выводов; оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Разработан и апробирован психодиагностический инструментарий для изучения особенностей профессионального самоопределения с целью выявления адаптационных и интеграционных возможностей личности умственно отсталого старшеклассника.

2. Дана характеристика качественных и количественных оценок уровней развития мыслительной деятельности, мотивационной сферы, личностной активности в профессиональном самоопределении умственно отсталого старшеклассника.

3. Впервые на основе комплексного исследования описаны особенности развития умственно отсталых подростков в период завершения школьного обучения, получены новые данные об особенностях их профессионального самоопределения.

4. На основе полученных результатов исследования определены психологические условия оптимизации профессионально-трудовой адаптации умственно отсталых старшеклассников.

Теоретическая значимость исследования.

- Уточнены и конкретизированы современные представления об особенностях когнитивного и личностного развития умственно отсталых старшеклассников.

- Расширены теоретические представления о развитии профессионального самоопределения личности старшеклассников с умственно отсталостью.

- Выявлено влияние регулятивной функции речи на формирование профессионального самоопределения личности умственно отсталого школьника.

- Теоретически доказана необходимость включения в профконсультативную и профориентационную работу родителей умственно отсталых учащихся.

- Обосновано взаимодействие коррекционной школы с учреждениями начального профессионального образования и предприятиями, принимающими выпускников на работу.

Практическая значимость исследования.

Предложена программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников для повышения эффективности их послешкольной адаптации.

Разработанные критерии качественно-количественного анализа особенностей развития мыслительной деятельности (мотивация, операционная сторона, субъективная активность) личности и профессиональных намерений • учащихся могут использоваться для диагностики психического развития умственно отсталых старшеклассников, для определения содержания, направлений и результативности коррекционной работы с этой категорией детей".

Предложенный психодиагностический и методический материал может применяться психологом, педагогом, учителем-дефектологом в практической деятельности специальных школ.

Адаптированные психодиагностические методики «Ценностные ориентации» • М. Рокича и «Профессиональные намерения» (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович) для учащихся коррекционных школ VIII вида могут использоваться школьными психологами.

Основные положения работы могут быть включены в учебные курсы «Специальная психология», «Психология умственных отсталых», «Олигофренопедагогика», «Специальная' педагогика», «Психодиагностика», использоваться в процессе подготовки и- переподготовки специалистов по специальной психологии и специальной педагогике.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональное самоопределение умственно отсталых старшеклассников определяется особенностями их мыслительной деятельности, мотивационной и волевой сфер личности, своеобразием профессиональных намерений.

2. Для изучения личностных качеств умственно отсталых старшеклассников необходимы подбор и адаптация психодиагностического инструментария, учитывающего своеобразие их умственного развития.

3. Выявление компенсаторных механизмов личностного развития умственно отсталых старшеклассников позволяет теоретически обосновать систему психокоррекционной работы с учащимися старших классов школы VIII вида с целью оптимизации их социально-трудовой адаптации*.

4. Специальные психологические условия, учитывающие особенности личностного и когнитивного развития умственно отсталых старшеклассников, направленные на оптимизацию их профессионального самоопределения, на наш взгляд, могут повысить возможности социально-трудовой адаптации умственно отсталых выпускников специальной школы.

Организация исследования.

Исследование проводилось в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида Владимирской и Московской области. На констатирующем этапе в экспериментальной работе участвовало 97 учащихся 8-9 классов. Апробация психологической программы проходила в специальной школе VIII вида г. Коврова Владимирской области. В формирующей работе участвовало 30 старшеклассников с лёгкой умственной отсталостью в возрасте 14-16 лет (16 девочек, 14 мальчиков), из которых продолжили обучение в профессионально-техническом училище №16 г. Коврова в количестве 21 человека (11 девочек, 10 мальчиков).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные результаты обсуждались на заседании кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова (2009 г.); на заседании кафедры психологии ГОУ ВПО «Ковровская государственная технологическая академия» (Ковров, КГТА, 2009); на методических объединениях «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида г. Коврова» (Ковров,

2010); на Международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития» (Москва, 2008); на Межрегиональной конференции «Акмеология: качества развития человека» (Иваново, 2010); на межвузовской конференции «Актуальные проблемы современной дефектологии» (Москва, 2010).

Практическое применение результатов исследования осуществлялось на базе Областного государственного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида г. Коврова» и профессионально-технического училища № 16 г. Коврова.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 203 наименования и 11 приложений. Работа содержит 16 таблиц и 8 рисунков. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 7 публикациях.

Заключение диссертации по теме "Коррекционная психология", Муравьёва, Елена Владимировна

Выводы по главе

1. Возрос уровень формирования механизма дифференциации жизненных ценностей на 10-13%.

2. Приоритетными становятся такие жизненные ценности, как правильное принятие решений, интересная работа, активная деятельность в I жизни, хорошие и верные друзья, уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе. Незначимой ценностью для испытуемого остаётся творчество, и добавляются развлечения и любовь к природе.

3. Большинство респондентов желают работать на производстве или продолжать учёбу в ПТУ. При выборе профессии испытуемые ориентируются на получение высокой заработной платы, но уже задумываются над тем, что работа должна соответствовать возможностям и, чтобы быть хорошим специалистом на производстве, необходимо совершенствовать трудовые навыки и прислушиваться к советам специалиста-наставника.

4. В основном, сфера деятельности учащимися определена, они более адекватны в выборе профессии и знают больше способов профессионального взаимодействия (в бригаде, индивидуально, с наставником-специалистом).

5. Определившись с профессией, респонденты пытались применить некоторые свои знания и умения в домашних условиях (шили с мамой, варили обед, вели сварочные работы с братом).

6. Дети при выборе профессии ориентируются не только на советы педагогов, родителей, друзей, но и на мнение специалистов, работников производств, обдумывают телепередачи и видеосюжеты о выбранной профессии, читают специальную литературу. 13,3 % респондентов в контрольном эксперименте утверждали, что выбор профессии — это их самостоятельный выбор.

Таким образом, целенаправленная, комплексная профориентационная деятельность при активном взаимодействии всех участников педагогического процесса: учащихся, педагогов, психологов, медиков, преподавателей ГТГУ и родителей - оказывает положительное влияние на формирование профессионального самоопределения умственно отсталого школьника и способствует его личностному развитию. Об этом свидетельствуют представленные результаты сравнительной диагностики (рисунок 7) констатирующего и контрольного экспериментов.

Рисунок 7 - Динамика показателей профессионального самоопределения умственно отсталых старшеклассников

Результаты статистической обработки данных с помощью непараметрического критерия Вилкоксона выявили:

• положительную динамику формирования механизма дифференциации жизненных ценностей.

• изменения в определении жизненных планов, ориентиров при выборе профессии - это не только получение высокой заработной платы, но и учёт своих возможностей, наличие интереса к выбранной специальности, в выборе людей, влияющих на выбор профессии - это не только педагоги, родители, друзья, но и специалисты, работники производств, старшие товарищи, знающие эту профессию.

• отсутствие ближайших задач испытуемых: закончить ПТУ, попробовать себя в выбранной профессии, поработать на производстве, совершенствовать свои трудовые навыки.

• минимальные изменения в профессиональных намерениях и динамике эффективности полученных знаний о профессии (убеждений, встреч, экскурсий на производство, литературы), в их применении в самоопределении учащихся.

Катамнестические данные показали, что после окончания школы 70% выпускников, занимавшихся по программе «Профессиональное самоопределение» поступили в ПТУ №16 г. Коврова на специальности швея (26,6%>), каменщик (26,6%) и маляр-штукатур (16,6%). 50% респондентов успешно адаптировались к условиям нового учебного заведения, 16,6% -испытывали трудности при овладении учебным программным материалом. Данные полученные после реализации формирующей работы показали, что большинство выпускников школы успешно адаптировались к условиям нового учебного заведения (Рисунок 8), положительно характеризовались во время прохождения производственной практики. Результаты опроса учащихся, педагогов училища показали, что у респондентов отмечается высокая профессиональная направленность и дисциплинированность (рисунок 8). Собеседования с представителями предприятий и компаний выявили позитивный настрой как испытуемых, так и руководителей на продолжение трудовой деятельности респондентов на швейных предприятиях и в строительных компаниях города.

Рисунок 8 - Особенности адаптации умственно отсталых подростков к условиям учебного заведения начального профессионального образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении диссертационного исследования сформулированы следующие общие выводы.

1. Проблема профессионального самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников недостаточно исследована, хотя актуальна в связи с задачами успешной социальной адаптации и социализации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

2. Применение психодиагностического комплекса обследования профессионального самоопределения личности позволяет сделать прогноз относительно ближайшего развития старшеклассника, предлагает материал для разработки программ психолого-педагогического сопровождения и составления индивидуальных коррекционных программ по развитию профессионального самоопределения личности умственно отсталых учащихся.

3. Комплексное исследование развития профессионального самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников выявило следующие проблемы:

• формирование личности связано с особенностями основного дефекта,

• неадекватность представления испытуемыми себя в будущем,

• несформированность механизма дифференциации жизненных ценностей и профессиональных намерений,

• заниженная самооценка и слабость волевой регуляции деятельности личности,

• осознание умственно отсталым старшеклассником своих потребностей, возможностей, особенностей личности помогает в выборе условий компенсации психических нарушений.

4. На основании полученных данных были определены основные направления программы психологического сопровождение формирования профессионального самоопределения личности умственно отсталого старшеклассника:

• единство диагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися;

• направленность на здоровье: создание доверительных отношений с членами семей испытуемых, создание положительных эмоциональных контактов с их сверстниками, выпускниками школы и взрослыми;

• психопрофилактическая работа с семьёй;

• необходимость ставить учащегося в позицию активного субъекта деятельности, способствовать его саморазвитию, способствовать включению его в социальную жизнь общества;

• необходимость преемственности школы с Государственным Учреждением «Центр занятости населения», учебными заведениями начального профессионального образования, производственными предприятиями.

5. Данные направления легли с основу разработки профессионально ориентационного курса для учащихся VIII —IX классов ОГСОУ СКОШИ VIII вида г. Коврова и выпускников школы, обучающихся в ПТУ №16 г. Коврова. Цель программного курса: актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников за счёт включения их в специально организованную деятельность по получению знаний о себе, о мире профессионального труда; выявление и устранение проблем адаптации.

6. Для оптимизации профессионально-трудовой адаптации умственно отсталых старшеклассников необходимо создать следующие условия:

• использование особенного диагностического инструментария для выявления их профессионального самоопределения (когнитивных и личностных качеств);

• выявление особенностей личностного развития умственно отсталых старшеклассников позволяет теоретически обосновать систему психокоррекционной работы с учащимися старших классов школы VIII вида.

• сопоставление особенностей рынка труда региона и профессиональных склонностей умственно отсталых подростков способствует осознанному выбору будущей профессии и повышает адаптационные и интегративные возможности социализации выпускников коррекционных школ.

• оптимизация профессионально-трудовой адаптации в коррекционных школах VIII вида основывается на методе действенного научения, формирования практических навыков активно действующей личности.

• выявленная динамика развития профессионального самоопределения личности показала пригодность использования предложенного диагностического инструментария для анализа развития личности умственно отсталого учащегося;

• результаты исследование являются основой для создания комплексной программы психологического сопровождения профессионального становления личности, включающей в образовательный процесс учащегося, психолога, родителей, педагогов школы и учреждений начального профессионального образования, значимых сверстников.

7. Программа эффективна для работы с умственно отсталыми старшеклассниками.



Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 
http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-optimizatsii-professionalno-trudovoi-adaptatsii-umstvenno-otstaly#ixzz2ChH8kH6a


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

«Проблемы трудового воспитания учащихся специальных коррекционных школ»

Основной задачей вспомогательной школы является подготовка   детей с ОВЗ к трудовой  деятельности.  Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобрет...

Методическое объединение воспитателей "Современные подходы к проблемам трудового и профессионального воспитания в рамках реабилитационного процесса"

            Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так...

О проблемах трудового воспитания подростков

Трудовое воспитание детей является проблемой современного общества. Приобщение молодежи к основным ценностям и нормам современной жизни не ставит целью ориентацию на трудовую деятельность....

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»

Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном  развитии, и...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)

В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация,  дидактические принципы и принци...