Статья "Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда"
статья

Березовская Анна Леонидовна

Статья рассматривает особенности применения кинезиологических упражнений в работе логопеда. Государственные стандарты дошкольного и начального образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру , содержание и организацию образовательного процесса, перосмысление целей, задач и результатов образования. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации.  среди них на первом месте стоят нарушения письма и чтения. по данным социологов, несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kineziologiya.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Аннотация. Статья рассматривает особенности применения кинезиологических упражнений в работе логопеда. Государственные стандарты дошкольного и начального образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание и организацию образовательного процесса, переосмысление целей, задач и результатов образования.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, Среди них на первом месте  стоят нарушения чтения и письма. По данным социологов, несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья.

Ключевые слова: кинезиология, упражнение, ребенок, воспитатель, логопед, интеллект

THE USE OF KINESIOLOGICAL EXERCISES IN THE WORK OF A SPEECH THERAPIST

Abstract. The article examines the features of the application of kinesiological exercises in the work of a speech therapist. State standards of preschool and primary education of the new generation imply significant changes in the structure, content and organization of the educational process, rethinking the goals, objectives and results of education. Difficulties in mastering certain school subjects are the most common cause of school maladaptation, Among them reading and writing disorders are in the first place. According to sociologists, several tens of percent of children cannot master school skills due to their neuropsychiatric health.

Keywords: kinesiology, exercise, child, educator, speech therapist, intelligence

Введение. В настоящее время стало все сложнее развивать речевую компетенцию детей раннего возраста. Ведь современный мир полон цифровыми технологиями, такими как компьютеры, телевизоры, приставки, телефоны. Количество детей с речевыми отклонениями растет.

Сегодня, большое количество детей испытывают дискомфорт, неустойчивость, следствием чего является появление трудностей в последующей жизни. В дальнейшем школьник может иметь трудности в общении с товарищами, либо с педагогом. Решением этой проблемы и нормализацией психологической среды является достижением ребенком комфортного состояния, которое связано с совокупным сохранением психологического и физического здоровья ребенка. Когда в образовательном учреждении соблюдены все комфортные условия психологической безопасности детей, тогда они становятся адаптированы к жизненным трудностям и условиям, более эмоционально устойчивыми, имеют четкую позицию, не тревожатся и не утомляются. Формирование речевой компетенции и в последующем активное применение речевых навыков на практике создает благоприятную среду, которая положительно сказывается на психологической безопасности [1].

При формировании речевой компетенции обучающихся особым фактором, который влияет на чувство защищенности, является личностное общение. Посредством него у человека формируется отношение к другим людям, и, прежде всего к самому себе, он выстраивает цепочку межличностного взаимодействия. Очень важно родителю сформировать не просто обмен информацией, а духовное взаимодействие, такое как между учителем и обучающимися. В этом также помогут навыки речевой компетенции. Ведь для наставника, а для детей раннего возраста, таковым является родитель, самым главным в подаче новой информации является сформированность собственной речи. И если педагог-логопед имеет высокий уровень собственного развития, то он сможет с легкостью передать свои навыки ученикам [2].

Основная часть. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология.

Одним из действенных методов обучения и воспитания дошкольников являются кинезиологические упражнения. Дошкольники еще не перешли на новую ступень развития и образования, поэтому такая деятельность играет немаловажную роль в их дальнейшем развитии. Особенное важное значение такие упражнения имеют в формировании коммуникативных навыков дошкольников.

И.В. Ильин описал следующие значения кинезиологических упражнений в развитии детей. Они способны:

А. Совершенствовать умственные и интеллектуальные способности ребёнка.

Б. Активизировать познавательную активность ребёнка.

В. Вызывать интерес ребёнка к формированию коммуникативных способностей [3].

Помимо этого, применение кинезиологичеких упражнений в дошкольных учреждениях может обеспечить более высокие результаты не только в процессе подготовки к обучению, но также и во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Практическое представление материала через выбранные упражнения позволяет учащимся лучше понять абстрактное содержание и использовать полученные знания вне учебной среды.

Методика обучения разговору детей состоит из использования различных упражнений. Первый вид которых – это прослушивание и узнавание звуков по их долготе и краткости. То есть во время прослушивания ребенок может показать свою готовность, подняв руку или похлопав в ладоши. Второй вид – это воспроизведение услышанного. То есть ученик повторяет за учителем слова, словосочетания и предложения, а также весь класс может повторять их хором.

При обучении речевым навыкам различают использование монологической и диалогической речи. Монологическая речь – это обращение говорящего к своим слушателям, в котором он развернуто доносит свои мысли и тематику. Цель обучения монологической речи по С.Ф. Шатилову – это формирование монологических умений, т.е. умений коммуникативно, мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

Диалогическая речь воспринимается в форме беседы. Методика обучения диалогам включает в себя путь «сверху-вниз» и путь «снизу-вверх». Путь «сверху вниз» берет за основу уже имеющийся материал диалогов. Во всех школах обычно берут за основу имеющийся материал, который разбирают на различные части. Методика «сверху-вниз» - это работа без уже имеющегося образца диалогов. Такой метод подходит для тех, кто еще не научился читать, или наоборот кто уже имеет достаточно высокий уровень развития речи [4].

Кинезиологическая гимнастика включает в себя:

1. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. 

 На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз.

Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы ("надувание" цветных шаров в животе, "вдыхание" солнечного света и золотистой энергии и т. д.).

2. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. 3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие "чувствования" своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.

4. Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове [5].

Заключение. Процесс формирования и развития речевой сферы и речевой активности дошкольника является для системных процессов социализации просто необходимым и крайне значимым фактором в личностном и общественном становлении ребенка. При этом сам социальный опыт накапливается в ходе непосредственного и постоянного общения с окружающими людьми.

Необходимо отметить тот факт, что такое развитие и формирование речевой культуры, речевой активности ребенка дошкольного возраста в подавляющем большинстве ситуаций базируется на механизмах и операциях подражания, копирования, что является по сути одним из способов системного погружения в системы семантических контекстов деятельности человека.

Также важно обратить внимание на тот факт, что в процессе дошкольного периода обнаруживается выраженная динамика в формировании общения как важнейшего общественного навыка - от младшего к старшему дошкольному периоду увеличивается сама интенсивность коммуникаций, а также его избирательность, расширяется непосредственно сам круг общения, при этом важно, что у ребенка возрастает потребность и интерес в коммуникации со своими сверстниками. В связи с этим можно констатировать, что в психолого-педагогической науке и практике уже давно поставлен принцип о том, что личностное и социальное формирование и развитие дошкольника является комплексным и многогранным процессом.

Список литературы

  1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов н/Д.: Феникс, 2021. – 28 с.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. — 272 с.
  3. Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет,2018.
  4. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2019.
  5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2021. — 48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью

В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять  кинезиологические  упражнения, ...

Мастер-класс: «Учиться и учить: использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Применение данной методики в работе с детьми с особыми возможностями здоровья позволяет улучшит...

Кинезиологические упражнения в работе логопеда

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сооб...

Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют синхронизировать работу полушарий, развить межполушарную св...

Теоретические основы применения кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....