Дифференцированный и индивидуальный подходы в воспитании личности
методическая разработка

Савичева Татьяна Владимировна

Каждый ученик должен получить внимание и заботу о формировании личности. Индивидуализация как система состоит из циклов.Обязательно нужен дифференцированный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Система воспитания как условие развития личности

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный -путь морально нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания -самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности ".

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать -это значит направлять развитие субъективного мира человека ", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С.Выготский, "учитель с научной точки зрения -только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником ".

Такой подход к построению процесса воспитания -как активного целенаправленного формирования личности -согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Главная цель развития личности -возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

2.Формирование социально-адаптированной личности.

Я советую вам коллеги…помнить, что родители создают тело, а учитель – душу. Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек.

Трудные задачи стоят сейчас перед нашей школой. Не менее важные и сложные, чем прежде. Так уж совпало, что сейчас в процессе переосмысления идеалов и ценностей, переориентации в различных областях жизни общества и государства, в период национальных идей, только на учителе лежит вся ответственность в формировании личности гражданина России.

Как помочь ребенку стать нравственно, интеллектуально, социально зрелой личностью?

Станиславский говорил: «Сначала убедись, а потом уж убеждай.» Я убедилась, и сегодня убеждаю вас и советую вам: одно из условий создания полноценной личности – это ее творческая активность.

Толкование и понимание термина «Творческая деятельность» различно. Например, человек изобрел машину, которой до него не было. И многие согласятся, что это творчество. А является ли творчеством данная деятельность? Пианист исполнил не свое, а чужое произведение. И тут мнения разойдутся. Одни скажут, что это творчество, а другие – это проявление мастерства исполнителя.

На мой взгляд, творчество – это способ самореализации. Создатель, Бог, Творец дал каждому ребенку свою искру. Наша задача, мои дорогие коллеги, не дать угаснуть этой божественной искре, разжечь огонек поиска истины и самосозидания.  Я стараюсь организовать реализацию этих задач через:

   Участие детей в общественных мероприятиях;

   Связь с досуговыми центрами поселка и района;

   Внутриклассные мероприятия;

  Часы общения;

  Индивидуальные беседы.

Уважаемые коллеги, помните, что перед нами стоит задача формировать социально-адаптированную личность. Это возможно только в условиях абсолютной добровольности, интереса к деятельности, психологического комфорта.

Все наши дети разные по характеру, воспитанию, социальному и психологическому статусу, но творчество – как волшебство делает их равными друг перед другом. Оно заложено в каждом ребенке, и мы должны найти эту кнопку, чтобы доказать ему, что он уникален, неповторим, что он очень нужен на Земле и должен реализовать свое предназначение.

Помните: у детей нет ни прошлого, ни будущего, они умеют пользоваться настоящим, в отличии от нас – взрослых. Не лишайте их этой возможности, будьте для них другом и наставником.

3.РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.

Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

Формирование коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют:

комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность);

уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,

навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);

желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;

умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития. Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.

Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения. Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся, в процессе поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.

Работая в условиях введения ФГОС, я активно использую на занятиях  метод обучения в сотрудничестве, когда с 1 класса дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над развитием и формированием умения общаться и работать в группе, опираюсь на следующие принципы:

1) разнородность группы по успеваемости, полу;2) одно задание на группу;

3) необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;

4) обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;

5) один комплект материалов (текст, задача и т. д.)

6)одна оценка за проделанную работу на группу. Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке развивается и формируется коммуникативная компетентность.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке использую: игровые приёмы, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей и творческого воображения:1 «Рассказ от первого лица»

-рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля-повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент»-сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»-введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»-придумать другое окончание сказки, рассказа

Предлагаю некоторые задания работы над развитием коммуникативных навыков.

1. Составление текстов с включением оценочных высказываний.

Какая красота!Как он красив!Какое счастье!Какая радость!

2. Продолжите ряд:

Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;

шумит, бурлит, плещется, …, ….

Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;

Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;

розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….

3. Языковые игры. «Кто больше?»

Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше предложений, высказываний с этим словом.

Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».

В ходе работы с детьми использую и коррекционные речевые упражнения.

Упражнение. «Ролевое общение».

Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?

Ролевая игра «Трудное решение».

Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»

Ролевая игра «Карусель».

Назначение:

- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;

- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и меняются парами.

Примеры ситуаций:

- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.Применяя данные упражнения, можно развивать и формировать коммуникативные умения.

В группе постоянно ведется работа над коммуникативными навыками.  Повысились качества коммуникативных навыков благодаря совместной работы с классным руководителем , логопедом и родителями.

4.Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении и воспитании детей

Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания охватывает всех без исключения учеников, потому что каждый ученик должен получать в школе «порцию» педагогического внимания и заботы о его рост и формирование личности.

Дифференциация воспитания - это разделение учеников класса на условные микрогруппы с однородными психологическими характеристиками.

Индивидуализация воспитания - система педагогических отношений и действий, направленных на управление формирования личности каждого ученика. Педагогический путь к ученику пролегает от обще-коллективных действий через дифференциацию к индивидуализации. Дифференциация может происходить по следующим признакам:

§ умственными, когда микрогруппы учащихся проявляют способности к гуманитарному, физико-технического, математического, естественного циклов. Ученики таких микрогрупп часто переходят в гимназию, специальных школ с углубленным изучением, они обнаруживают сверхпрограммные эрудицию в определенной сфере знаний, ориентированные на профессию, имеют жизненные планы, развитый интеллект или проявляют тягу к определенному предмету, интерес к нему;

§ трудовыми - когда оказывается способность учеников к определенным видам труда, ремесел, овладение навыками мастерства. Такие ученики участвуют в изготовлении изделий для школьных выставок, имеют четкую профориентацию на определенное материальное производство, рабочую или крестьянскую квалификации;

§ экономическими - ученики проявляют способности к коммерческим операций, бизнеса и торговли, они бережливые, предусмотрительные, умело рассчитывают семейный бюджет, рано зарабатывают деньги честным путем;

§ теистический - эти ученики склонны к религии, стремятся к будущей духовной карьеры. Существуют атеистические микрогруппы, в которых не признают религии;

§ эстетическими - это ученики, которые направляют себя на активное развитие своих эстетических способностей и вкусов, они имеют единые взгляды на рок-музыку, ансамбли, солистов, а также на искусство, классическое наследие в нем. Они ориентированы или на профессию художника, или на участие в художественной самодеятельности, обучение в музыкальной школе и тому подобное;

§ коммуникативными - они отличают учащихся по организаторским талантом, лидерство в коллективе, открытостью перед людьми, профориентацией на определенную организаторскую (парламентскую, депутатскую) или молодежную работу;

§ спортивными - эти способности ведут человека к квалификационным достижений в определенных видах спорта, делают приоритетным ее занятия физкультурой.

Существуют и другие классификации микрогрупп: семейные микрогруппы, деление на микрогруппы в связи с проведением свободного времени, в зависимости от отношения к политической жизни, политической культуры старшеклассников.

В нашей группе: спортивные, коммуникативные, эстетические, трудовые и умственные микрогруппы.

Индивидуализация как система состоит из циклов.

1. Изучение личности ученика до того, как влиять на него. Материалы, которые помогают педагогу познавать ученика, содержатся в общей, возрастной и педагогической психологии. Главное для практического учителя, классного руководителя - выработка в себе наблюдательности, немалую помощь может оказать в этом практическая психология.

2. Прогнозирование воспитания ученика на основе его познания. Сделать оптимистичный прогноз - это выявить, какие положительные черты и качества нужно развить, какие недостатки устранить, какими методами действовать. А. С. Макаренко в 30-х годах ввел в научный оборот термин "проектирование лица". Он тесно связывал проектирования с целью воспитания, со средствами воздействия коллектива: "От человека надо требовать, требовать, требовать! И каждый человек должен от себя требовать ... Я должен совершенствовать коллектив, пока не будет недостатков" (Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. - М., 1954. - Т.5. - С.399). Прогноз воспитания зависит от дифференцированно-групповой или индивидуальной программы воспитания. Дифференцированно-групповая программа составляется для групп честности (для нечестных), смелости (для робких), сосредоточенности (для невнимательных), сдержанности (для несдержанных), вольовитости (для безвольных) и др. Для каждой группы применяют методы убеждения, требования, упражнения, создание ситуаций.

Индивидуальная программа составляется для талантливых мальчиков или девочек, которым не хватает каких-то качеств, или для трудновоспитуемых детей. Отбор методов в таких программах индивидуальный, не похожий на групповые программы. Педагог ставит перед собой вопрос: каким хочет видеть ученика, в срок этого достигнет, как достичь, чтобы ученик стал союзником в самовоспитании. У воспитателя должен быть свой оптимизм, уверенность в позитивности последствия. После достижения успехов в воспитании состоит выше программа.

3. Выполнение групповых и индивидуальных программ - это сердцевина воспитательного процесса в классном коллективе.

4. Индивидуальное воспитание личности в классном коллективе, который является также субъектом воспитания и создает условия для повышения учащихся авторитета.

Индивидуальная воспитательная работа воспитателя по программе. Здесь индивидуальное воспитание осуществляется и в коллективе, и самому. Программа состоит из мыслительной части, действующего части и ведения педагогом учета последствия своих действий.В группе ведется дневник индивидуальной работы

5.Заключение

Обобщив все вышесказанное можно сделать следующие выводы:

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Основная цель воспитания - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности.

Частная цель - обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного человека, с учётом его возрастных особенностей.

На современном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

· передачу социального опыта человечества и мировой культуры

· непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей

· организацию жизни и деятельности воспитанника

· создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:

· совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств

· учета индивидуальных особенностей воспитанника

· условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе. В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры.

Мы пришли к выводу, что очень важно, в целях гармоничного и всестороннего развития человека правильно осуществлять дифференцизацию и индивидуализцию воспитательного процесса 

Литература:

Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. («Управление современной школой. Завуч», №1, 2008г.

Мурзина Н.П. От «новых стандартов» к инновационной деятельности педагогов школы. («Начальная школа плюс до и после», №4, 2009г.)

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения). Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://sosh6-bal.narod.ru/metod/pestova.doc.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

презентация "Духовно-нравственное воспитание личности"

Презентация составлена по материалам новых образовательных ствандартов...

Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...

Культурный текст как средство воспитания личности

В современной школе обучающийся сталкивается с анализом многочисленных культурных текстов, которые могут «заговорить», а могут и «не заговорить» с ребёнком. Какие же пути познания культурного текста в...

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...