Картотека игр на координацию речи с движением для детей старшего дошкольного возраста
картотека

Березовская Анна Леонидовна

Данный материал можно использовать логопедам, дефектологам, воспитаетлям, чтобы организовать дополнительную помощь ребенку с нарушениями речи. в картотеке представлены игры, основанные на движениях, сочетаемых с речевым материалом. В процессе данных игр у детей развиваются двигательные умения(крупная и мелкая моторика). Совершенствуется зрительное,слуховое восприятие; формируется чувство пространства и ритма,  речевые способности и  психические процессы. И что очень важно - побуждает детей к общению, освобождает от неподвижности на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_igry.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на координацию речи с движением по лексическим темам для детей старшего дошкольного

возраста

Материал систематизировала:

                                                                             учитель-логопед МБДОУ № 12

г. Красноярска

Березовская Анна Леонидовна

Лексические темы:

  1. Детский сад.
  2. Осень. Деревья.
  3. Овощи. Огород.
  4. Сад. Фрукты.
  5. Лес. Грибы. Ягоды.
  6. Откуда хлеб пришел?
  7. Перелетные птицы.
  8. Игрушки.
  9. Одежда.
  10. Обувь.
  11. Посуда.
  12. Наше тело.
  13. Музыкальные инструменты.
  14. Зима. Зимующие птицы.
  15. Домашние животные.
  16. Дикие животные.
  17. Моя семья.
  18. Новогодний праздник.
  19. Мебель.
  20. Транспорт. Профессии на транспорте.
  21. Наша армия.
  22. Весна.
  23. Мамин праздник.
  24. Наш город.
  25. Комнатные растения.
  26. Рыбы.
  27. Космос.
  28. Насекомые.
  29. Полевые цветы.
  30. Лето.

«Детский сад»

 Я люблю свой детский сад           (дети идут по кругу)

В нем полным-полно ребят.         (остановились, раскачивают руки)

1,2,3,4,5 –                                        (указательным пальцем изображают счет)

Жаль, что трудно сосчитать.         (пожимают плечами, разводят руки в стороны)

Может сто, а может двести           (рисуют большие круги перед собой)

Хорошо, когда мы вместе.              (берутся за руки, идут в центр круга)

«Профессии в детском саду»

Чтоб здоровыми мы были,      (сгибают руки в локтях по направлению к плечам)

Звуки все произносили,           (делают пальцами «клювики»)

Кто заботиться о нас?               (поднимание и опускание плеч)

Логопеды – это раз,                   (шагают вперед на каждое слово)

Воспитатель, медсестра

И конечно - повара и доктора.

«Дождик»

Капля раз, капля два                               (прыжки на носках, руки на поясе)

Очень медленно сперва                         (4 прыжка)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом.                                    (8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли                      (руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли                            (руки полукругом над головой)

«Лужи»

Лужи, лужи на дорожке                     (стоя на месте, повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

Мы промочим наши ножки               ( хлопки по коленям )    

Надо ноги поднимать                           (поднимание ног  на месте)

 Через лужицы шагать                         ( шагают широкими шагами по кругу)

Мы оденем все сапожки                      (наклоны к ногам, имитация одевания обуви)

И сухими будут ножки                        ( хлопки по коленям)

Можно ног не поднимать                    (« выбрасывание» ног перед собой)

И по лужицам скакать.                        (прыжки по кругу)

«Урожай»

В огород пойдем,                                    (идут по кругу, взявшись за руки

Урожай соберём.

Мы картошки натаскаем,              (имитируют движения , соответственно тексту)            

И картошки накопаем,                                                                                                                      

Срежем мы кочан капусты,                    

Круглый, сочный, очень вкусный,       (показывают круг руками 3 раза)

Щавеля нарвем немножко                    (присели, рвут)

И вернемся по дорожке.                        (идут по кругу, взявшись за руки)

«Кабачок»

Кабачок, кабачок,        ( идут по кругу, взявшись за руки. Один ребенок в центре)

Тоненькие ножки,

Мы тебя поили,              (поглаживают ребенка по спине,

мы тебя кормили,                      который   находится  в центре )        

На ноги поставили,                          (движения по тексту)

Танцевать заставили.  

Танцуй сколько хочешь,                  ( ребенок выполняет танцевальные движения)

Выбирай, кого захочешь!                  (все аплодируют)

«Яблочко»

На носочки я встаю,                 (импровизация движений в такт стих-я)

Яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой,

Мамочке подарок мой.

 «На базар»

На базар ходили мы.                              (Ходьба по кругу, взявшись за руки)

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины                        (Хлопки на каждое слово)

вишни, сливы, мандарины

Но купили мы арбуз -                             (Руками нарисовать круг)

Самый сочный в мире груз!                    (Прыжки на двух ногах на месте)

«Яблоня»

Веточки на яблоньке                            ( руки медленно поднять вверх)

Повисли от печали.                               (уронить кисти рук)

Яблоки на веточках                               ( пальцы сжать в кулаки)

Висели и скучали.                                  (покачать кистями рук)

Девочки и мальчики                              (раскачать руки)

Ветки раскачали-

Яблоки о землю громко застучали.      (присесть, стучать по полу ладошками)

«По грибы»

Раз – пошли мы по грибы             ( хлопок, ходьба на месте)

Два – нашли боровики.                 (хлопок, «шляпка» из рук  над головой)

Принесли мы их домой                ( круг из рук перед собой)

И сварили суп грибной                ( вращательные движения рук перед собой)

«Ягодка»

Солнышко греет,                         (руки в стороны, наклоны вправо-влево)

Ягодка краснеет,                          (соединить большие и указательные пальцы)

Дождик поливает,                       ( встряхивать кисти рук)

Малина поспевает.                       (круг из рук над головой)

              (название ягоды можно менять)

«Хлебные продукты»

Дождик, дождик поливай                 (дети стоят в кругу, хлопают  в ладоши)

Будет хлеба каравай                          (идут по кругу, взявшись за руки)

Будут булки,                                       (прыжок с хлопком над головой)

Будут сушки,                                      (прыжок с хлопком перед грудью)

Будут вкусные ватрушки.                 (быстро растираем ладошки друг об друга)

«Гуси»

Гуси серые летели,                                  (машут руками, как крыльями)

На лужайке тихо сели,                             (присаживаются на корточки)

Походили, поклевали,                              (встают, ходят, наклоняют головы)

Потом быстро побежали.                          (бегут по кругу)

Камыши качаются.                                     (качают руками из стороны в стороны)

Дождик не кончается.                                 (энергичные хлопки)

«Мячик»

Раз, два – прыгай мячик       (взмахи правой ладонью, имитируют удары по мячу)

Раз, два – мы поскачем                     (прыжки в медленном темпе)

Девочки и мальчики                          (приседают)

Прыгают, как зайчики.                      (прыжки в быстром темпе)

«Погремушка»

Наша звонкая игрушка,                       (дети  бегут по кругу с погремушками)

Озорная погремушка,

Захотела поплясать,                              (останавливаются, топают)

По ладошке постучать:                         (отбивать ритм под музыку)

Тук, тук, тук-тук-тук.

Наша звонкая игрушка,                         (бегут по кругу с погремушками)

Озорная погремушка,

Захотела погреметь,

Покружиться, песню спеть.                    (кружатся)

«Рукавички»

Рукавички мы надели                           («фонарики»)

Поглядите вы на нас:

В наших новых рукавичках                 (руки на пояс)

Мы начнем веселый пляс.                    (покружились)

Мы похлопаем в ладоши,                      (хлопки)

Мы потопаем немножко,                       (притопы)

Рукавички отряхнем                               (встряхнуть кисти рук)

И опять плясать начнём.                        (пружинки)

 «Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём

неразлучные идём.                               (ходьба по кругу, взявшись за руки)

Мы гуляем по лугам,                            (ходьба с высоким подниманием колен)

По зелёным берегам.

Вниз по лестнице сбегали,                    (бег на носках)

Вдоль по улице шагали.                         (ходьба по кругу)

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.                 (присесть, положив ладошки под щеку)

«Туфельки»

Туфельки нарядные                              (пр.нога вперед на носок)

Туфельки парадные,                             (лев.нога вперед на носок)

Лаковые, с ремешком,                           (пр.нога вперед на пятку)

И подошва с каблучком.                       (лев. нога вперед на пятку)

Туфли Маше в самый раз                      (руки на поясе, притопы)

Можно выходить на пляс.                     (свободный пляс)

«Чайник»

Жил-был чайник – посуды начальник,      (маршируют на месте)

И были у него: нос, чтобы наливать-         (согнуть прав. руку в локте)

Кап-кап-кап, кап-кап, кап,                            (хлопки)

Ручка, чтобы поднимать-                             (поставить лев. Руку на пояс)

Тааааааааак, тааааааак,                         (медленно поднять, опустить левое плечо)

Дно, чтоб не проливать-                              (перекаты с пятки на носок)

Плюх!                                                            (прыжок)

Крышка, чтобы закрывать –                       (ладони положить на голову)

Бух!

«Дудочка»

Ай ты, дудочка-дуда,               (дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке)

Развесёлая всегда.

Дудка заливается                       (топают ногами)

Ножки поднимаются.

Пляшем дома и в саду               (выставляют поочерёдно ногу на пятку)

Под весёлую дуду.  

 «Снежинки»

Падают с неба снежинки                           (медленно опускают руки,

                                                                        кисти и локти расслабленные)

Кружатся легкие, словно пушинки           (кружатся)

Медленно, плавно на землю ложатся      (медленно приседают)  

Белым ковром под ногами искрятся.          (плавные движения рук влево-вправо)

«Зима»    

(на каждый слог удары кулак о кулак)

Да-да-да – наступили холода.            ( потирают предплечья, как будто замерзли)

Да-да-да- превратилась в лед вода.   ( разводят руки стороны)

Ду-ду-ду- я на лыжах по снегу иду.  (имитируют ходьбу на лыжах)

Ды-ды-ды –на снегу чьи-то следы.   (поочередно выставляют руки вперед,

                                                              сгибая и разгибая в локтях, ладони на себя)

Ди-ди-ди – ну заяц погоди.                (грозят кулаком)

«Снеговик» 
Давай, дружок, смелей, дружок,   (дети идут по кругу друг за другом)

Кати по снегу свой снежок.          (изображают, что катят перед собой снежок)  

Он превратится в толстый ком,   (останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.            (рисуют воображаемого снеговика)

Его улыбка так светла!                 (показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.       (показывают все по тексту)

Но солнце припечёт слегка –       (медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.                (пожимают плечами, разводят руками)

«Зимующие птицы»

Мы кормушку смастерили                (стучать кулачком о кулачок)

И столовую открыли.

Птицы, прилетайте,                            (скрестить ладони – «крылья»)

Зерна собирайте.                                 (хватательные движения, руки вперед)

Вот ворона, воробей,                          (взмахи руками, прыжки на месте)

Дятел, пара голубей!                 (постучать указательным пальцем по левой  

                                                                                      ладони; покрутить головой)

Вот спасибо детвора,                  (хлопки)

Очень вкусная еда!  

          «Козочка»

Я козочка Ме – ке - ке, я гуляю на лужке.     (идут по кругу)

Острые рожки, тоненькие ножки.    (показывают «рожки», прыгают на носочках)

На самой макушке бархатные ушки.       (ладошками показывают «ушки»)

Язык полотняный                                      (показывают язык «лопатой»)

Хвостик конопляный…                             (показывают «хвостик»)

Как прыгну - сразу забодаю.                     (прыгают, «бодаются»)

«Котяшка»

Вот какой котяшка,                 (дети идут «кошачьим» шагом по кругу)

Круглая мордашка,                  (гладят щеки)

А на каждой лапке                   (руки вперед вытянули)

Коготки-царапки.                      (изображают коготки)

Все ему игрушки –                    (стучат кулачком о кулачок)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик ,                 (прыгают по кругу )

По квартире скачет.  

  «Белочка»

Скачет белка- шалунишка,                   (прыжки на месте)

Рвет с сосновых веток шишки,            ( прыжки вверх с поднятием рук0

Лапками сжимает ловко                       ( хватательные движения влево – вправо)

И несет в свою кладовку.                      (бег по кругу)

«Медведь»

Как на горке – снег, снег,                 (дети в кругу, руки над головой округлить  )

И под горкой – снег, снег                 (медленно приседают, опускают руки.)

И на ёлке – снег, снег,           (встают и поднимают руки  «домиком» над головой)              

И под ёлкой – снег, снег.             (приседают, руки «домиком»  над головой)

А под снегом спит медведь.        (руки разводят в стороны)

Тише, тише… Не шуметь!           (грозят пальцем, бег на цыпочках по кругу)

«Заяц Егорка» 
Заяц Егорка                              (бегут по кругу, взявшись за руки;          

Свалился в озерко.                  в центре на корточках сидит один ребёнок)

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!   (дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать)

«Мишка»

Мы потопаем, как мишка:                   (движения соответствуют тексту)

Топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем,

На другие приседаем!

«Моя семья»

Осенью, весной, летом и зимой                                           (хлопают)

Мы во двор выходим дружною семьёй.                              (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.                                       (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает,                                  (руки поднять вверх и опустить )

Папа бодро приседает,                                   (присесть и встать)

Делает мой братик Сева

Повороты вправо-влево                                 (руки на пояс, повороты туловища)

А я сам бегу трусцой                                     (бег на месте)

И качаю головой.                                           (наклоны головы вправо-влево)

«Бабушка»

Устала наша бабушка,                                 (дети стоят в кругу)

Присела на порог:                                        (присели)

«Куда пропал,                                       (берутся за голову руками и раскачиваются

Куда пропал,                                                                              из стороны в сторону)

Куда пропал внучок?»

Подумала, поохала,                                         (встают)

Потом пихонько встала,

Пошла вокруг да около                                  (идут по кругу )

Искать внучонка стала.

«Хоровод»

В Новый год, в Новый год            (дети водят хоровод)

возле ёлки хоровод.

Шаг налево, шаг направо              (движения, соответственно тексту)

И, конечно, поворот.

Наша ёлка высока,                          (тянутся на носочках вверх)

Достаёт до потолка,

А на ней игрушки:                         (круговые движения кистями рук)                  

Бусы и хлопушки.                          (хлопки)

«Мебель»

Коля, Коля, Николай,                   (дети идут по кругу)

За собою убирай!

У тебя ленивы руки:                      (хлопки)

Под столом ремень и брюки,       (присели, удары по полу)

Не в шкафу рубаха,                       (рисуют воображаемый шкаф)

Николай – неряха!                         (грозят пальцем, кивают головой)

«Теплоход»

От зеленого причала                           (дети стоят в одну линию)

Оттолкнулся теплоход.                      (шаг вперед, руки опущены)

Раз, два – он назад шагнул сначала.   (движения по тексту)

А потом шагнул вперед – раз, два.

И поплыл, поплыл по речке,          (руки вытянуты вперед и сомкнуты- «нос»  теплохода)

Набирая полный ход.                      (мелкими шагами двигаются вперед)

«Мы шоферы»

Едем, едем на машине,         (дети идут дробными, ритмичными шагами, делают

Нажимаем на педаль.                ритмичную «вертушку» руками, изображая руль)

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы в даль.    (подносят руку ко лбу, смотрят по сторонам

Дворники счищают капли.             руки согнуты в локтях перед собой, ритмично  

Вправо, влево. Чистота!                     соединяют и разводят в стороны)  

Волосы ерошит ветер.                    (ритмично потряхивают головой)

Мы шоферы – хоть куда!        (пальцы в кулачки, большие пальцы выставлены)

«Самолет»

Полетел наш самолет,                            (руки в стороны)

Сделал правый поворот.                         (наклон вправо)

Полетел наш самолет,                             (встать прямо)

Сделал левый поворот.                           (наклон влево)

Загудел он громко:                                  (вращаем руками перед собой «мотор»)

«Ууууу! Набираю высоту!»                   (руки в стороны, подняться на носки,

                                                                                                 «летают» по кругу)

«Наша армия»

В пограничников играем, землю нашу охраняем.    (маршируют по кругу)

Мы гурьбой садимся в санки,                                     (бег по кругу)

Мчимся вихрем в жаркий бой.                

Мы –танкисты,                                        (идут по кругу, приложив руку к голове)

Санки – танки,

Враг – сугробы под горой.                      (сели)

         «Стойкий оловянный солдатик»

Раз, два, три, четыре, пять                  (шагают на месте)

Будем дружно мы шагать!

На одной ноге постой-ка                     (стоят на правой ноге)

Будто ты солдатик стойкий

Ногу левую – к груди                           (подтягивают левую ногу к груди)

Да смотри не упади!

А теперь постой на левой,                   (стоят на левой ноге)

Если ты солдатик смелый

Все закончилась игра,                           (в шеренгу становись)

За уроки, детвора.            

«Весна»

Раз – весна,                            (хлопок, руки на поясе, топнуть прав. ногой)

Два – капель,                         (хлопок, руки на поясе, топнуть левой ногой)

Три – сосульки тают.            (хлопок, встряхнуть кисти рук)

Приходи, весна.                     (махи руками к себе)

Весной – птицы прилетают!   (руки в стороны, махи руками)

«Весенняя карусель»

С крыши –кап,                                  ( прыжок на месте)

С крыши – кап,                                 ( прыжок с хлопком)

Стал морозец очень слаб,               (волнообразные движения рук перед собой)

А снега осели.                                    (присели)

Солнце ярко светит свысока,           (встали, руки вверх )

Дети кружатся на карусели.  (взявшись за руки, бегут по кругу; по одну  

                                                                                                             кружатся)  

«Мамин праздник»

Мамочка, мамуля,                        (идут по кругу, взявшись за руки)

Так тебя люблю я!                        (остановились, прижали руки в груди)

Я платок тебе дарю,                     (руки вытянуть вперед)

Вот как я тебя люблю!                  (идут по кругу, взявшись за руки)

«Наш город»

Ти-ти-ти – куда же нам пойти     (хлопки в ладоши, руки в стороны разводят)

Ать-ать-ать – в город мы пойдем гулять. (хлопки по коленям, топают на месте)

Ать-ать-ать – будем прыгать и скакать.    (хлопки по коленям, прыжки на месте)

«Фиалка»

На  солнечном окошке                           (поднимают и разводят руки над головой)

Фиалка расцвела                                        (ладони возле груди «раскрытый лотос»)

Лиловые листочки тихонько подняла.     (взмахи снизу вверх)

Средь листьев она прячеться , не любит лезть вперед, ( закрыли лицо руками)

Но всякий к ней наклонится                                             (наклоны)

И бережно возьмет.                                                            (сели)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,                    (ладони вместе; показать, как плавает рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,                     (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.                     (медленно сблизить ладони)

Рыбка спинку изогнула,                      (кисти согнуты в запястьях)

Крошку хлебную взяла,                       (хватательные движения руками вперед)

Рыбка хвостиком махнула,                  (снова показать, как плавает рыбка)

Рыбка быстро уплыла.                          (бег по кругу)

«Ракета»

 Всем ребятам на потеху                 (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Запустили мы ракету.

Поднимается ракета.                        (останавливаются, поднимают руки вверх)

Полетела на планету.

Чертит небо ярким светом,              ( бегут по кругу, взявшись за руки)

 «Прилунилася» ракета!                   (приседают)

«Космический полет»

А сейчас мы с вами дети,                   (маршируют на месте)

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,                          (руки вытянуты над головой, на носочках)

А потом руки вниз.                             (руки вниз, встали на всю стопу)

1,2,3, потянись.                                    (потянулись)

Вот летит ракета ввысь!                      (бег по кругу)

«Пчела»

Прилетела к нам вчера                   (дети бегут по кругу на носочках и

Полосатая пчела,                           машут воображаемыми крылышками)

А за нею – шмель-шмелёк        (встают, загибают по одному пальчику на

И весёлый мотылёк,                                       обеих руках на каждое название)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.            (делают кружки из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,        (бегут по кругу)

От усталости упали.             (медленно опускаются на ковёр)

 «Цветочный венок»

Мы в лесок пойдем,              (идут по кругу, взявшись за руки)

Мы цветы найдем.

По дорожкам идем,                (идут змейкой)

По извилистым идем.

Мы цветов нарвем,                 (наклоны)

Мы венок сплетем.                  («мотор» перед грудью)

«Лето»

Светит солнышко с утра,            (руки и лица подняты вверх)

На зарядку нам пора.                    (маршируют на месте)

Руки кверху поднимаем               (медленно поднимают руки перед собой)

И головками киваем.                      (наклоны головы к плечам)

Хвостиками повертели,              (движения бедрами влево-вправо)    

Друг на друга посмотрели,           (ладони к глазам, повороты влево-вправо)

По полянке разбежались              (бег вокруг себя или по комнате)

И скорее в круг собрались.        (по хлопку ведущего все в круг и взяться за руки)

           

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на координацию речи с движением для детей дошкольного возраста.

Пердставлены пальчиковые игры, упражнения на координацию речи с движением, также музыкальные-ритмические игры на координацию речи и движения, упражнения на дыхания....

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребенка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель педагога и для этого он должен использовать все возможные средст...

Занятие по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста "Важные правила каждый должен знать"

В течение всего года ведется работа по обучению детей правилам дорожного движения, поведению на улице. Например, знакомство со светофором, изучение дорожных знаков и т. п. В конце года проводится данн...

"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

картотека игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста

подборка игр по теме "Изучаем правила дорожного движения играя"...

Квест - игра - соревнование по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Колесо Фортуны»

Квест - игра - соревнование поможет закрепить и систематизировать знаний детей о ПДД, послужит предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма....

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха я...