Рабочая программа учебного предмета "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов
рабочая программа (10, 11 класс)

Иванова Элла Петровна

Данная  рабочая программа составлена на основании:

 - Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования  России от 5.03.2004г.№1089.

-Закона РФ «Об образовании» ОТ 10.07.1992Г. №3266-1  (в ред.от    24.04.2008г) ст.7, 9, 11.

- Приказа Министерства образования и Науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014 г. № 1599,

- Учебного плана государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основной задачей процесса обучения в школе VIII вида является задача социальной адаптации обучающихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той или иной степени, которая доступна каждому индивидуально.

   Для реализации данной задачи создана программа по «Этике и психологии семейной жизни».

   Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Также работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми,

    Данный курс способствует расширению кругозора обучающихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта.

Задачи курса:

- формировать представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;

- об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;

об основах семейного законодательства;

- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

ГБОУ Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З.Ф.Хафизова

«___»_____________ 2021 г.                              

УТВЕРЖДАЮ:                        

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»____________ 2021 г.

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей

начальных классов и воспитателей

__________ Л.В. Садретдинова

 «___»_____________ 2021 г.

Рассмотрено и принято  на заседании педагогического совета школы

протокол № 01 от «___»_________ 2021 г.

Рабочая программа учебного предмета

 «Этика и психология семейной жизни» для обучающихся

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

10 «А», 11 «А» классов

срок реализации программы 1 год

Автор-составитель программы:

Иванова Э.П., учитель этики и психологии семейной жизни высшей квалификационной категории

2021 - 2022 учебный год

Оглавление

стр.

Ι.

Пояснительная записка…………………………………………………    

3

ΙΙ.

Общая характеристика учебного предмета……………………………

4

ΙΙΙ.

Описание места предмета в учебном плане ……………………………

5

ΙV.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

6

V.

Учебно-тематический план………………………………….……………

8

VΙ.

Содержание учебного предмета ………………………….……………

9

VΙΙ.

Календарно-тематическое планирование …………………..……………

12

VΙΙΙ.

Система оценки планируемых результатов…………………….………

19

ΙX.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности……………………………………………………………  

20

X.

Список литературы………………..……………………………………

21

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная  рабочая программа составлена на основании:

 - Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования  России от 5.03.2004г.№1089.

-Закона РФ «Об образовании» ОТ 10.07.1992Г. №3266-1  (в ред.от    24.04.2008г) ст.7, 9, 11.

- Приказа Министерства образования и Науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014 г. № 1599,

- Учебного плана государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основной задачей процесса обучения в школе VIII вида является задача социальной адаптации обучающихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той или иной степени, которая доступна каждому индивидуально.

   Для реализации данной задачи создана программа по «Этике и психологии семейной жизни».

   Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Также работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми,

    Данный курс способствует расширению кругозора обучающихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта.

Задачи курса:

- формировать представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;

- об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;

об основах семейного законодательства;

- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В школьном образовании должно быть место, которое позволяло бы познавать как окружающий мир, так и самого себя в этом мире, давало бы возможность подготовить подрастающее поколение к будущей семейной жизни. Одним из таких мест может стать курс «Этика и психология семейной жизни». Он позволяет учащимся не только осмысливать свои представления о семейных отношениях, но и знакомиться с мнениями и теориями, уже существующими в науке и культуре. Необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни обусловлена дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.

Система такой подготовки основывается на таких общепедагогических принципах, как целенаправленность воспитания; комплексность и взаимосвязь всех факторов, формирующих личность; единство воспитания, обучения и развития; сочетание педагогического руководства с развитием активности, инициативы воспитанников; систематичность и последовательность воспитания в коллективе; единство требований к личности.

Задача педагога, ведущего этот курс – ориентация учащихся на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества. Семья – это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

 Основные цели курса:

знакомство юношей и девушек с основами знаний о брачно-семейных отношениях;

формирование идеала семьи, потребности в ее создании, готовности к будущему вступлению в брак;

формирование умений выстраивать внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

подготовка к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на семью.

Задачи курса:  

повысить юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;

формировать теоретические знания о семье как социальном институте;

формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;

способствовать развитию толерантного сознания, эстетического отношения и  поведения в поликультурном мире;

способствовать формированию ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;

использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;

использование подлинных, прочно установленных наукой знаний;

соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;

учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;

возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

В   программе используются различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые), ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, которые моделируют определенные отношения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы мини-лекции, теоретические и практические блоки, тренинг, дискуссии. Предусмотрено также использование таких методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия. Каждое занятие по дидактическим задачам является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану государственного бюджетного образовательного учреждения Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Этика и психология семейной жизни» на ступени основного общего образования обучающихся с ОВЗ отводится в 10 классе 34 ч. – 1 час в неделю, в 11 классе 34 ч. - 1 час в неделю.  Программа реализуется в 2020 - 2021 учебном году.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает следующие важнейшие аспекты:

Общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно - семейных отношений, о значимости семьи, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.

Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.

Правовой - ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

Психологический - формирование понятий о личности как уровне развития индивида, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др.

Педагогический - включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружение юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.

Эстетический - включающий формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности.

Хозяйственно-экономический - вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями ведения домашнего хозяйства и т. д.

Тематическое планирование данного курса примерное и может быть изменено.  

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипедметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.  

Методы и формы обучения:

Методы по источнику знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)

3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповые.

Формы учебных занятий: предметные уроки.

Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.

В соответствии с этой целью определены задачи:

коррекционно-развивающая:

-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки

образовательная:

-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитательная:

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной и прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10  класс

п/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Личность, общество, семья

4

2

2

2

Особенности межличностного общения

3

1

2

3

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций

3

2

1

4

Семья, создание семьи

16

8

8

5

Взаимоотношения в молодой семье

8

4

4

Итого

34

17

17

11 класс

п/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Быт и экономика молодой семьи

7

3

4

2

Конфликты в семье

6

3

3

3

Ребенок в семье

14

7

7

4

Конфликты с родителями

7

3

4

Итого

34

16

18


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

10 класс

  1. Личность, общество, семья

Этот раздел включает уроки: ознакомление с программой «Этика и психология семейной жизни»; психологические характеристики личности; этапы формирования личности; ответственность за совершенные правонарушения.

2.Особенности межличностного общения  

Второй раздел посвящен изучению: товарищество, дружба; типы дружеских отношений; возникновение конфликтов в отношениях друзей; способы разрешение конфликтных ситуаций.

3.Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций

В данном разделе рассматриваются следящие понятия: семья в различных культурах; христианская семья; нравственные нормы брака; современная семья в обществе.

4.Семья, создание семьи

Это раздел включает в себе самое большое количество уроков. В данном разделе рассматриваются следующие понятия: представления людей о семейном счастье; причины создания семьи;  выбор спутника жизни; требования к спутнику жизни; качества, важные для девушки, вступающей в брак; качества, важные для юноши, вступающего в брак; социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи; понятии любовь и влюбленность; этические правила, важные во взаимоотношениях юношей и девушек; принятие решения о вступлении в брак; главные мотивы для принятия решения о вступлении в брак; как сообщить родителям о своем решении?;  обобщение по теме «Создание семьи».

5.Взаимоотношения в молодой семье

Раздел «Взаимоотношения  в молодой семье» посвящен изучению: первые шаги в жизни молодой семьи; привыкание к особенностям характера партнера; освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность); ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи ; обобщение знаний по предмету «Этика и психология семейной жизни».

 

11 класс

1. Быт и экономика молодой семьи.

Этот раздел включает в себя следующие по содержанию уроки: понятие «Экономика семьи»; беседа о потребностях: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»); режим семьи, отдых и развлечения в семье; атмосфера семьи; Нравственные правила взаимоотношений в семье; обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи».

2.Конфликты в семье

Второй раздел посвящен изучению причин конфликтов в семье; предотвращение конфликтов; причины, нравственное поведение во время развода; знакомство с основными формальностями; причины, нравственное поведение во время развода; способы осуществления развода, раздела имущества, обязанности родителей по отношению к детям; обобщение знаний по теме «Конфликты в семье».

3.Ребенок в семье

Третий раздел программы – «Ребенок  в семье» рассматривает следующие по содержанию темы уроков: плавильный образ жизни родителей, отказ от вредных привычек; создание благоприятных условий для здоровья и жизни матери; добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям; ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка; тепло, поддержка, ощущение защищенности; роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку; Обязанности отца по отношению к ребенку.

4.Конфликты с родителями

Четвертый раздел рассматривает следующие темы по содержанию: необходимость формирования единой системы воспитания ребенка; авторитарный, дружеский, попустительский стиль воспитания и его влияние на отношения с родителями; причины конфликтов, непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни; проблемы дошкольного возраста; проблемы школьного возраста; проблемы подросткового возраста; проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей; права и обязанности родителей на общение с детьми; самостоятельная работ.

Знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц.

Знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка.

Понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Обучающиеся должны  знать, уметь:

Учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека.

Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи.

Учащиеся должны понимать и уметь объяснить какие условия необходимы для вступления в брак.

Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни.

Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства. Уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.

VΙΙ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

№ раздела

Название раздела (кол-во часов)

Требования к уровню подготовленности

Тема урока

Тип урока

Номер урока

Дата урока планир.

Дата урока факт.

Примечание

1

Личность, общество, семья

Психологические характеристики личности.

Этапы формирования личности.

Ответственность за совершенные правонарушения.

Социальная сущность и историческое развитие брака и семьи (у начал семьи)

комбинированный

1

02.09

Основы прочности семьи. Семья в различных культурах

комбинированный

2

09.09

Роль семьи в воспитании.

комбинированный

3

16.09

Российское законодательство о моральной и юридической ответственности супругов за  семью.

комбинированный

4

23.09

2

Особенности межличностных отношений

Товарищество, дружба.

Причины возникновения, способы преодоления.

Психология межличностных отношений.

комбинированный

5

30.09

Типы дружеских отношений

комбинированный

6

07.10

Возникновение конфликтов в отношениях друзей.

комбинированный

7

14.10

3

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций

Нравственные нормы брака.

Семья в различных культурах.

комбинированный

8

21.10

Основы прочности семьи. Особенности и проблемы современной семьи

комбинированный

9

11.11

Современная семья в обществе.

Урок обобщения  и систематизации знаний

10

18.11

4

Семья. Создание семьи

Образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отвержение)

Нравственная, материальная, физиологическая готовность человека к созданию семьи.

Качества, необходимые в семейной жизни.

Ожидания, предъявляемые к партнеру, их реальное воплощение.

Качества, важные для девушки, вступающей в брак.

Качества, важные для юноши, вступающего в брак.

Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи.

Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи.

Любовь и влюбленность

Представления людей о семейном счастье.

комбинированный

11

25.11

Причины создания семьи

комбинированный

12, 13

02.12, 09.12

Выбор спутника жизни.

комбинированный

14,15

16.12

23.12

Требования к спутнику жизни.

комбинированный

16

30.12

Нравственные качества девушки.

комбинированный

17

20.01

Нравственные качества юноши

комбинированный

18

27.01

Жизненные умения, важные для девушки.

комбинированный

19

03.02

Жизненные умения, важные для юноши.

комбинированный

20

10.02

Культура общения юношей и девушек.

комбинированный

21

17.02

Этические правила, важные во взаимоотношениях юношей и девушек.

Урок обобщения  и систематизации знаний

22

24.02

5

Создание семьи

Предложение, взаимное согласие.

Основа будущего благополучия семьи: любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие средств к существованию).

Принятие решения о вступлении в брак.

комбинированный

23

03.03

Главные мотивы для принятия решения о вступлении в брак.

комбинированный

24

10.03

Как сообщить родителям о своем решении?

комбинированный

25

17.03

Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями.

комбинированный

26

24.03

Обобщение по теме «Создание семьи».

Урок обобщения  и систематизации знаний

27

07.04

6

Взаимоотношения в молодой семье

Первые шаги в жизни молодой семьи.

Беседа об уважении, терпимости.

Освоение новой соц. роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита)

(обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.)

Освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность)

ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи).

Молодая семья.

комбинированный

28

14.04

Привыкание к особенностям характера партнера.

комбинированный

29

21.04

Изменения, происходящие в жизни юноши.

комбинированный

30

28.04

Мужественность -  специфическая черта мужчин

комбинированный

31

05.05

Изменения, происходящие в жизни девушки.

комбинированный

32

12.05

Понятие о женственности и ее значение для гармонии семейных отношений

комбинированный

33

19.05

Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье».

Урок обобщения  и систематизации знаний

34

26.05


11 КЛАСС

№ раздела

Название раздела (кол-во часов)

Требования к уровню подготовленности

Тема урока

Тип урока

№ урока

Дата урока планир.

Дата урока факт.

Примечание

1

Быт и экономика молодой семьи»

Доходы и расходы семьи.

потребностях: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»)

Режим семьи, отдых и развлечения в семье.

доброте в отношениях, помощь, отношения с родителями, друзьями.

Понятие «Экономика семьи».

комбинированный

1

02.09

Потребности семьи.

комбинированный

2

09.09

Понятие «быт семьи».

комбинированный

3

16.09

Организация домашнего хозяйства

комбинированный

4

23.09

Атмосфера семьи.

комбинированный

5

30.09

Нравственные правила взаимоотношений в семье.

комбинированный

6

07.10

Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи»

Урок обобщения  и систематизации знаний

7

14.10

2

Конфликты в семье

Причины конфликтов в семье

Нравственные способы разрешения.

Причины, нравственное поведение во время развода.

Способы осуществления развода, раздела имущества, обязанности родителей по отношению к детям.

Понятие «семейный конфликт».

комбинированный

8

21.10

Предотвращение конфликтов.

комбинированный

9, 10

11.11

22.11

Распад семьи.

комбинированный

11

18.11

Знакомство с основными формальностями

комбинированный

12

25.11

Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье».

Урок обобщения  и систематизации знаний

13

02.12

3

Ребенок в семье

Правильный образ жизни родителей, отказ от вредных привычек.

Создание благоприятных условий для здоровья и жизни матери.

Добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям.

Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка.

Тепло, поддержка, ощущение защищенности.

Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку.

Обязанности отца по отношению к ребенку.

Младенческий период, необходимый уход. Дошкольный период, потребности ребенка. Школьный период, особенности развития. Подростковый возраст, особенности подросткового периода.

Молодые родители.

комбинированный

14

09.12

Молодая мать.

комбинированный

15

16.12

Семейный микроклимат. Роль семьи в воспитании личности.

комбинированный

16

23.12

Значение родителей для ребенка.

комбинированный

17

30.12

Принципы, средства и методы воспитания детей в семье

комбинированный

18, 19

20.01

27.01

Материнство.

комбинированный

20, 21

03.02

10.02

Отцовство, роль отца.

комбинированный

22, 23

17.02, 24.02

Особенности воспитания ребенка в разные периоды.

комбинированный

24, 25

03.03, 10.03,

Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье».

Урок обобщения  и систематизации знаний

26, 27

17.03

24.03

4

Конфликты с родителями

Знать: Авторитарный, дружеский, попустительский стиль воспитания и его влияние на отношения с родителями.

Причины конфликтов, непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни.

Уметь: разрешать конфликты. Проблемы дошкольного возраста. Проблемы школьного возраста Проблемы подросткового возраста.

Владеть: Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права и обязанности родителей на общение с детьми

Общий взгляд на воспитание детей

комбинированный

28

7.04

Стиль отношений.

комбинированный

29

14.04

Конфликты детей и родителей.

комбинированный

30,31

21.04. 28.04

Предупреждение и преодоление конфликтов.

комбинированный

32

05.05,

Развод родителей.

комбинированный

33

19.05

Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями».

Урок обобщения  и систематизации знаний

34

26.05

VIII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В   программе используются различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые), ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, которые моделируют определенные отношения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы мини-лекции, теоретические и практические блоки, тренинг, дискуссии. Предусмотрено также использование таких методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия. Каждое занятие по дидактическим задачам является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Требования к уровню подготовленности учащихся по данному курсу.

Предполагается, что к завершению курса ученики будут:
- знать основные термины и понятия, описывающие семейные отношения, ориентироваться в научных теориях, адекватно использовать их в устной и письменной речи;

- объяснять (интерпретировать) наблюдаемые и изучаемые явления и процессы;
- приводить собственные примеры явлений и тенденций.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности учащихся на занятии; беседа; анализ творческих и практических работ; результаты диагностических тестов.

Формы итогового контроля: презентации проектов, самостоятельные работы по программе.

Оценка выставляется с использование бальной шкалы для определения рейтинга.

 Оценивание результатов курса проводится на последнем занятии в форме защиты творческого проекта.


IX. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для реализации обязательного минимума содержания по разделам  имеется наличие учебно-материальной базы для практической деятельности школьников.

Кабинет, в котором проходит  индивидуальное обучение  соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)

Ученическая мебель изготовлена из материалов  безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)

При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)

Кабинет имеет  естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению  (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)

В кабинете используется ТСО: компьютер,  проектор (технические средства установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.):

Кабинет оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и  столом.

Кабинет оснащен специальными средствами обучения: картины, плакаты;

В кабинете есть литература: справочная, научно-популярная, научно-методические пособия;

В кабинете средства обучения систематизированы: по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.), по классам.

В кабинете находятся раздаточные материалы:

для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;

для проверки знаний, умений (карточки-задания);

Кабинет отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.


X. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. М., 1985.

2. Белов В.И. Лад. М., 1982.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.,

   1979.

5. Бойко В.В. Ты стал отцом. М., 1977.

6. Боцманова Н.Э., Захарова А.В. Подросток и его друзья. М., 1976.

7. Ветрова В.В. Ладушки: игры для детей с родителями. М., 1994.

8. Варга Д. Радости родительских забот. М., 1983.

9. Вера. Молитва. Любовь. М., 1993.

10. Владимиров Артемий, свящ. Учебник жизни. М., 1997.

11. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. В кн.: Выготский Л.С.  

      Избранные педагогические произведения. М., 1956.

12. Зацепин В.О. О жизни супружеской. М., 1978.

13. Залкинд А.В. Половое воспитание. М.,1928.

14. Захарова Д.И. Растут в семье мама и папа. М., 1978.

15. Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М., 1969.

16. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.

17. Захарова Л.И. Свет в квартире. М., 1972.

18. Личко А.Е. Эти трудные подростки. М., 1983.

19. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.

20. Макарова Н. Высокая должность - отец. М., 1966.

21. Медведева И.Я., Шишова Т.П. Книга для трудных родителей. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллект...

ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...