Конспект коррекционно-развивающего занятия с приемами развития мыслительной деятельности «Действие и его название. Различие названий действий по вопросам»
план-конспект

Закрепление программного материала по русскому языку с обучающимися 1 дополнительного класса на занятиях с учителем-дефектологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatyai_1_dop._klass.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по русскому языку с  приёмами  развития мыслительной деятельности.

1 дополнительный класс

Тема: «Действие и его название. Различие названий действий по вопросам»

Цель:  закреплять навык соотнесения вопроса и слова, обозначающие названия  действий предметов, развитие словесно-логического мышления.

Образовательные задачи:

  • закреплять знания обучающихся о словах, обозначающих названия действий;
  • закреплять знания обучающихся находить данные слова в тексте по вопросам что делает? что делают? что делать?

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную устную и письменную речь обучающихся;
  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.

 Воспитательные задачи:

  • воспитывать у обучающихся аккуратность при выполнении заданий, активность и любознательность, усидчивость.

Формировать УУД:

Личностные:

Принятие и освоение роли обучающегося, формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям..

Самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;

Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения  (поднимать руку, вставать и  выходить из-за парты  и др; 

        Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем;

Оценивать свою учебную деятельность с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Коммуникативные:

Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками - определение способов взаимодействия.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Обращаться за помощью и принимать помощь;

Познавательные:

Формирование умений работы с учебными материалами  для решения  познавательных задач;

Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам.

Умение читать и писать.


Используемые технологии: коррекционно-развивающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативная технология; здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: ПК, презентация, иллюстрационный материал к упражнениям, тетради, таблицы со словами к упражнениям, тетради, индивидуальные карточки, листики для рефлексии.

План урока:

  1. Организационный момент.(формирование личностных УУД)
  2. Актуализация знаний и сообщение темы урока (формирование познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных УУД)
  3. Работа по теме урока (формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД)
  4. Применение знаний и умений. (формирование регулятивных, познавательных УУД)
  5. Итог урока. (формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД)
  6. Рефлексия (формирование личностных, регулятивных УУД)

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент:

Цель: создание условий для   психологической комфортности на уроке и положительного настроя на продуктивную учебную деятельность

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

– Русский язык у нас сейчас.

Настроение у нас? Отличное!

А улыбки?  Дело привычное!

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать пора.

Приветствуют учителя. Получают эмоциональный настрой.

Личностные

(Принятие и освоение роли обучающегося формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям)

II.Актуализация знаний.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в продуктивную познавательную учебную деятельность; уточнение типа и тематических рамок урока.

Чистописание

Сообщение темы урока

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять,        (Загибают пальчики, начиная

   с большого).

Мы во двор пришли гулять.    ( «Идут» по столу указательным и

 средним пальчиками).

Бабу снежную лепили,            («Лепят» комочек двумя ладонями).

Птичек крошками кормили,   («Крошат хлебушек»)

С горки мы потом катались,   (Ведут указательным пальцем

   правой руки по ладони левой)

 А еще в снегу валялись.         (Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной).

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.        (Движения воображаемой ложкой. Руки под щеку).

1) Повторение правил посадки при письме.

Обращение к плакату «Сиди правильно».

2) Письмо элементов букв по образцу в тетради.

3) Письмо слова.

 - Ребята, а давайте узнаем какое слово мы будем писать на минутке чистописания. Для этого один из вас должен пойти к доске и прочитать слово, затем поменять слоги местами и прочитать новое слово.

На доске слово: насос (новое слово: сосна)

-  С какой буквы начинается слово, прописанное на доске?

- Какой звук она обозначает?

 - Назовите слова, которые начинаются с этого звука.  Пропишите в тетради слово, правильно соединяя буквы.

4) звуко-буквенный анализ.

- Разделите слово на слоги. Составьте графическую схему слова. Поставьте ударение.

 - Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Сколько всего звуков? А сколько букв?

Учитель показывает карточки со словами: идёт, прыгают, чирикает, плавают.

— Что обозначают эти слова? (Слова-названия действий предметов)

— На какие вопросы отвечают слова-названия действий предметов? (слова-названия действий предметов отвечают на вопросы что делает? что делают?)

Демонстрация плаката «Слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делают?»

-Сегодня на уроке мы с вами повторим написание и различение слов-действий по вопросам.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Слушают учителя. Контролируют правильную посадку. Отвечают на вопросы. Один обучающийся выходит к доске и составляет слово. Записывают слово в тетради. Выполняют звуко-буквенный анализ слова.

Слушают учителя. Дают ответы на вопросы.

Регулятивные

 (Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе)

Познавательные

(Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности)

Регулятивные

(Адекватно использовать ритуалы школьного поведения  (поднимать руку, вставать и  выходить из-за парты  и др.)

Коммуникативные

(Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками - определение способов взаимодействия)

 

III. Работа по теме урока.

Цель: создание условий для формирования умений делать выбор и обосновывать его при самостоятельной работе, применять изученные правила и знания на практике.

Словарная работа

Работа на карточках.

-Соедините стрелочками слова-действия, подходящие к каждому слову-предмету.

Мальчик, собака, заяц, девочка, ворона.

(Рисует, сидит, читает, лежит, скачет)

Фронтальная проверка.

Упражнение «Подбери слово» (на слайде)

-На экране  четыре пары слов, связанных между собой по смыслу. (Слова сопровождаются картинками). Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и назвать его.

яйцо – курица (цыплёнок);

дом – город (улица);

река – озеро (море);

шуба – холод (снег);

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Выполняют задание на карточках. Проверяют.

Слушают учителя. Выполняют задание.

Познавательные

(Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, умение читать)

Регулятивные 

(Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)

Коммуникативные

(Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию)

IV. Применение знаний и умений

Цель: выполнение заданий для тренировки в использовании изученного материала.

Упражнение «Зачеркни лишнее слово»

-На карточках прочитайте слова и вычеркните лишнее. Фронтальная проверка.

Слова

Ходить, лягушка, летать, танцевать, играть.

Заяц, лиса, бегать, ворона, медведь.

 Упражнение «Придумай слова-действия»

-Назовите несколько действий к одному предмету:    девочка…(спит, кушает, поёт, танцует, играет)

Назовите несколько предметов к одному действию:    …..    (что делает?) спит,  растёт.

Выполняют задание на карточках. Проверяют.

Отвечают на вопросы. Выполняют задание.

Познавательные

(Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, умение читать и писать)

Регулятивные 

(Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами)

Коммуникативные

(Обращаться за помощью и принимать помощь);

Познавательные 

(Формирование умений работы с учебными материалами  для решения  познавательных задач)

V. Итог урока.

Цель: создание условий для развития умения анализировать и прогнозировать учебную деятельность.

- Что мы сегодня повторяли на уроке?

- На какие вопросы отвечают слова-действия предметов?

Дают ответы на поставленные вопросы.

Регулятивные

(Адекватно использовать ритуалы школьного поведения  (поднимать руку, вставать и  выходить из-за парты  и др); 

Познавательные 

(Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности)

VI.Рефлексия.

«Волшебный мешочек». 

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: ---Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке.

Делятся впечатлениями. Оценивают свою деятельность.

Личностные

(Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой

Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализ...

Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории

Статья посвящена приемам развития мыслительной деятельности учащихся младших классов на уроках истории. С помощью этих приемов, можно не только развивать мыслительные операции, но и улучшать качество ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с приемами развития мыслительной деятельности "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Закрепление программного материла по русского языку обучающимися 1 дополнительного класса с ЗПР на занятиях с учителем-дефектологом...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с приёмами развития мыслительной деятельности «Составление предложений по сюжетной картинке»

Развитие речи посредством программного материала по русскому языку на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися 1-ого дополнительного класса...