Конспект коррекционно-развивающего занятия с приёмами развития мыслительной деятельности «Составление предложений по сюжетной картинке»
план-конспект

Развитие речи посредством программного материала по русскому языку на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися 1-ого дополнительного класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2_klass.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по русскому языку с  приёмами  развития мыслительной деятельности.

2 класс

Тема: «Составление предложений по сюжетной картинке»

Цель: продолжить учить составлять связные предложения, опираясь на знания о признаках предложения; развитие словесно-логического мышления.

Образовательные задачи:

  • формировать умение составлять рассказ по  сюжетной картинке.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать словесно-логическое мышление и мыслительные операции.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность, усидчивость и   интерес к предмету.                           

Формировать УУД:

Личностные:

Принятие и освоение роли обучающегося, формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям..

Самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;

Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

          Адекватно использовать ритуалы школьного поведения  (поднимать руку, вставать и  выходить из-за парты  и др; 

        Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем;

Оценивать свою учебную деятельность с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Коммуникативные:

Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками - определение способов взаимодействия.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Обращаться за помощью и принимать помощь;

Познавательные:

Формирование умений работы с учебными материалами  для решения  познавательных задач;

Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам.

Умение читать и писать.

Используемые технологии: коррекционно-развивающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативная технология; здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: ПК, презентация, иллюстрационный материал к упражнениям, тетради, таблицы со словами к упражнениям, карточки с опорными словами,  лица для рефлексии.

План урока:

  1. Организационный момент (формирование личностных УУД)
  2. Актуализация знаний и сообщение темы урока (формирование познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных УУД)
  3. Работа по теме урока (формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД)
  4. Применение знаний и умений. (формирование регулятивных, познавательных УУД)
  5. Итог урока. (формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД)
  6. Рефлексия (формирование личностных, регулятивных УУД)

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент:

Цель: создание условий для   психологической комфортности на уроке и положительного настроя на продуктивную учебную деятельность

- Дети, вам тепло?                                       - Да!  

 - В классе светло?                                   - Да!      

 - Прозвенел уже звонок?                        - Да!

 - Уже закончился урок?                          - Нет!

 - Только начался урок?                            - Да!

 - Хотите учиться?                                     - Да!

 - Значит, можно всем садиться!

Приветствуют, слушают учителя. Получают эмоциональный настрой.

Личностные

 (Принятие и освоение роли обучающегося, формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям)

Коммуникативные

(Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками - определение способов взаимодействия)

II.Актуализация знаний:

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в продуктивную познавательную учебную деятельность; уточнение типа и тематических рамок урока.

Сообщение темы урока

Пальчиковая гимнастика:

В понедельник я стирала (кулачки трём друг об друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач (печем «пирожки)

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк)

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки.)

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе на стороне мизинцев)

Всех друзей я воскресение

Позвала на день рождение (машем ладошками к себе)

-Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим)
- Для чего нужна речь? ( Чтобы общаться)
- Из его состоит наша речь? ( Речь состоит из предложений)
- Из чего состоит предложение? (Из слов)

апишите в тетради строчные буквы очень внимательно, потому что это не просто набор букв. Это шифровка.

с л о в о п р е д л о ж е н и е с м ы с л

- Как вы думаете для чего мы записали буквы именно в таком порядке?

- Прочтите получившиеся слова.

- Подумайте, для чего мы записали данные слова? (слово, предложение, смысл)

- Сформулируйте правило, используя данные слова.

(Слова в предложении связаны между собой по смыслу)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Слушают учителя. Дают ответы на вопросы. Записывают в тетрадь строчные буквы. Разгадывают шифр. Формулируют правило с помощью учителя.

Регулятивные

(Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе)

Познавательные

(Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, умение читать и писать)

Коммуникативные

(Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию)

Регулятивные 

(Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, использовать ритуалы школьного поведения  (поднимать руку, вставать и  выходить из-за парты  и др))

III. Работа по теме урока.

Цель: создание условий для формирования умений делать выбор и обосновывать его при самостоятельной работе, применять изученные правила и знания на практике

-Вот группа слов. Прочитайте их. Составьте из них предложение. (на слайде)

лиса, в, заяц, лесу, и, Жили. 

-Какую подсказку вы заметили? (С большой буквы пишется первое слово в предложении.)
(Читаются варианты получившихся предложений)

-О ком говорится в предложении? ( О лисе и зайце.)

Словарная работа со словом заяц.
-Что про них говорится? ( Что они жили в лесу.)
-Можно ли узнать что с ними в лесу происходило? ( Да.)
- Что же нужно для того, чтобы узнать о событиях?
( Надо составить несколько предложений о лисе и зайце, т. е. составить текст).
-О ком мы будем составлять предложения? (О лисе и зайце).

-Про лису и зайца можно рассказать много интересного. Мы выберем одно событие, интересующее нас.
(Вывешиваются три сюжетные картинки)
На первой картинке лиса бежит за зайцем, на второй — заяц катится с горки, а на третьей – лиса стоит перед снежным комом, а из кома торчат только заячьи уши.
1. Рассматривание предметных картинок
Детям даётся время рассмотреть их. ( Как заяц спрятался от лисы)
2. Подбор опорных слов
— Для рассказа нам нужны слова. Слова, без которых нельзя составить связный рассказ называются опорными.

Составление предложений по каждой сюжетной картинке.
Жили в лесу лиса и заяц.

Учитель вывешивает опорные слова.

однажды вдруг получился
погналась покатился смотрит
пустился наутёк вот-вот догонит
Дети хором читают опорные слова.


Корректирование текста
Дети читают предложения и переставляют их в нужном порядке.
Однажды лиса погналась за зайцем. Заяц пустился наутёк. Вот-вот догонит лиса зайца. Вдруг заяц покатился с горы. Получился большой снежный ком. Смотрит лиса, а зайца нет.
 

Мы составили текст по картинкам. Текст можно озаглавить.
Возьмите три карточки, на которых написаны разные названия этого текста. Выберите самое точное, на ваш взгляд, название. Покажите эту карточку.
Лиса и заяц. Зимой в лесу. Где же заяц?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Составляют предложения.

Слушают учителя. Составляют текст. Дополняют друг друга.  Читают текст

Придумывают название тексту. Поднимают карточки.

Регулятивные

(Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)

Коммуникативные 

(Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию)

Познавательные

(Формирование умений работы с учебными материалами  для решения  познавательных задач; умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, умение читать и писать)

Регулятивные

(Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами)

Регулятивные

(Оценивать свою учебную деятельность с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов)

IV. Применение знаний и умений.

Цель: выполнение заданий для тренировки в использовании изученного материала.

Работа на карточках

.Игра «Подвижные слова»

-Сейчас мы с вами поделимся на две команды. Каждый получит карточку со словом. Вы должны построиться так, чтобы у нас получились предложения.

- Саше подарили книгу.

-Белый заяц выскочил на поляну.

-Прикрепите карточки первого предложения на доску.

-Запишем это  предложение в тетради.

Задание  «Лишние предложения»

-Прочитайте, выделите лишние предложения. Объясните, почему они лишние.

Наступила весна. Стали опадать листья с деревьев. Солнце стало греть сильнее. Главный город России – Москва. Снег на полях начал таять. Побежали первые весенние  ручейки. Мы учимся в 1 классе. Вова пускает бумажный кораблик.

Фронтальная проверка.

Играют в игру.

Записывают предложение.

Слушают учителя. Выполняют задание.

Регулятивные

(Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)

Коммуникативные

(Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками - определение способов взаимодействия)

Познавательные

(Формирование умений работы с учебными материалами  для решения  познавательных задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, умение читать и писать)

V. Итог урока.

Цель: создание условий для развития умения анализировать и прогнозировать учебную деятельность.

-Какую работу мы с вами выполняли на уроке?

-Из чего состоит текст?

-Из чего состоят предложения?

Дают ответы на поставленные вопросы.

 Регулятивные

(Оценивать свою учебную деятельность с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов)

Познавательные

(Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности)

VI.Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности на уроке.

Три лица»

Оценим работу на уроке.

На партах у вас лежат карточки с изображением трёх лиц. Выберите карточку, подходящую к вашему настроению и успехам на уроке.

Оценивают свою работу.

Личностные

(Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности)

Регулятивные

(Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

в данном материале рассказывается о некоторых приёмах развития мыслительной деятельности на уроках истории: сравнении, беседе, планировании, самостоятельных письменных работах...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

открытый урок по письму во 2 классе коррекционной школы на тему: "Составление предложений по сюжетной картинке"

Цель урока: учить составлять связные предложения, опираясь на знания о признаках предложения.Задачи:1) формировать умение составлять рассказ по  сюжетной картинке.2) развивать устную и письменную...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой

Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализ...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с приемами развития мыслительной деятельности «Действие и его название. Различие названий действий по вопросам»

Закрепление программного материала по русскому языку с обучающимися 1 дополнительного класса на занятиях с учителем-дефектологом....

Составление предложений по сюжетным картинкам

Формировать связную речь, развивать длительность выдоха.Коррекционно-образовательные:- продолжать упражнять в составлении простых предложений из 2-4 слов;- уточнить и систематизировать представления о...