Консультация для родителей "Формирование навыков личной гигиены у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии в семье".
консультация

Шипицина Елена Сергеевна

Уважаемые родители! Я вам предлагаю упражнения по формированию и привитию навыков личной гигиены в домашних условиях. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Выполнила: учитель-дефектолог            

                                                             Шипицина Е.С.            

                                                      ГБОУ РХ «Школа-интернат для

                                                      детей с нарушениями слуха»

Консультация для родителей

«Формирование навыков личной гигиены у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в семье».


Уважаемые родители! Ниже я вам предлагаю упражнения по формированию и привитию навыков личной гигиены в домашних условиях. Для более полноценного развития ребенок  должен  обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важным для  таких деток являются культурно-гигиенические навыки. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.

Работа по формированию и привитию навыков личной гигиены у детей должна начинаться с рождения. У детей с ОВЗ этот процесс оказывается несколько затянут по времени.

I.Работа начинается с позитивного настроя ребенка к воде и водным процедурам.

1. "Здравствуй, водичка!"

Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая.

Давайте с ней поздороваемся.

  • Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговаривают: «Здравствуй, водичка! Погладьте водичку."
  • А теперь давайте поздороваемся пальчиками. Приговаривают: «Здравствуй водичка!
  • Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно.
  • Потереть в воде пальчики поочерёдно словно перетирать (указательными, средними, безымянными, мизинчиками).
  • Пальцы бегут по воде, шагают.

-Вот бегут босые ножки,

-Прямо по дорожке.

2.Упражнение «Дождик капает».

Вынь руки из воды, опусти пальчики вниз, что это капает с пальчиков? (Вода).

Как она капает? Кап-кап-кап - это друзья «Капельки» – капли.

А давай сделаем дождик на воде пальчиками ( ударяют пальчиками о поверхность воды).

-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,

-Тучки собираются

-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,

-Дождик начинается

-Дождик, дождик перестань,

-Отдохнуть немного дай!

3.Игра «Собиратели морских сокровищ».

А теперь мы достанем со дна бассейна морские сокровища, и положим их в коробочку это наши морские сокровища.

Сокровища вы собрали, но ведь в воде живут и рыбки.

4. Игра «Вылови рыбку».

Ребенок вылавливает рыбок и складывает их в ведёрко.

II.Одновременно с играми с водой необходимо учить различать и дифференцировать предметы гигиены. Расческа, зубная щетка, паста, мыло, мочалка и т.д. должны находиться в доступном для ребенка месте; ребенок должен знать что из этих предметов может быть индивидуальным, а что- общим; знать свои индивидуальные предметы гигиены.

Далее формируем сам навык действий с этими предметами. Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.

Не отчаивайтесь, если у ребенка не получается выполнение какого-то действия, работайте с ребенком поэтапно. Научили взаимодействовать с предметом при совместных действиях, переходите ко второму этапу - демонстрируйте ребенку действие, а затем предлагайте выполнить самому.

Следующий этап - учите ребенка выполнять действие по инструкции, инструкция на первых порах делится на части. Например, покажи, где у нас умывальник. Подойди (или помогите) к умывальнику. Покажи, где мыло, возьми мыло и т.д.

Если ребенок начал самостоятельно выполнять действие, не прекращайте работу в этом направлении. Основная особенность ваших детей - это потеря навыка без дополнительного практического подкрепления.

При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.

Ключ к успеху - это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть навыком, и, во-вторых, медленное продвижение вперед.

Например, умение мыть руки, можно разбить на 4 шага:

1. включить воду;

2. намылить руки;

3. споласкивать руки;

4. выключать воду.

Конечно, сначала вам придется сделать первый, второй, третий шага, т.е. начать с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий. Предоставьте ребенку самому только закончить задание - выключить воду. Помогите ему взяться за кран, для того, чтобы как только вы скомандуете: "Закрой!", он смог бы выключить воду и таким образом легко и быстро завершил бы весь процесс мытья рук.

Продолжая заниматься, вы каждый раз будете делать за ребенка чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока не доберетесь до самого начала задания. Следуя этому принципу, получается, что, стартовав, ребенок обязательно придет к финишу.

III. Подготовка к обучению навыком личной гигиены должна проходить в игре.


"Водичка, водичка!"

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает ребенку двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

"Умывалочка"

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

"Вымой руки"

Оборудование: заяц резиновый, умывальник Мойдодыр

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Занятие "Сделаем лодочки"

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

1.засучить рукава (взрослый произносит потешку:"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");

2. открыть кран;

3. сложить ладони рук "лодочкой";

4. подставить руки под струю воды;

5. закрыть кран;

6. вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

"Мыльные перчатки"

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Почистим зубки"

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.

Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Фонтанчики"

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

"Делаем прическу"

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Формируя у ребенка разнообразные формы бытового самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом – не сделать за него то, что он должен сделать сам (у взрослого ведь получится гораздо быстрее).

Спасибо! Желаю удачи!

Литература:

1. Басилова Т.А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, №3

2. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь,  М.: Академия, 2006.

3. Конина Е.Ю. Формирование культурно – гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. – Айрис – пресс, 2007.

4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 2007.

5. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно – гигиенических навыков. // Дошкольное воспитание. – 1979.

                                                                       

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению- условие доступности образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития ПЛАН1.Актуаль...

Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС.

Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС. Все учащиеся нашей школы имеют умственную отсталость разной степени ...

"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...

Педагогический проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями....

проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

В данном проекте раскрываются условия для реализации особых образовательных потребностей детей с ТМНР в соотвествии с ФГОС. Может быть использован в качестве методического пособия при организации рабо...