Применение Первого Дара Фрёбеля в формировании сенсорных эталонов у детей с нарушениями интеллекта различной степени тяжести
методическая разработка

Антипенко Валерия Юрьевна

В данной публикации содержится описание опыта применения Даров Фрёбеля в работе с детьми с нарушениями интеллекта,в частности, при формировании сенсорных эталонов "цвет" и "форма". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_dar_fryobelya.docx109.71 КБ

Предварительный просмотр:

Применение Первого Дара Фрёбеля в формировании сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта различной степени тяжести.

«Я хотел бы найти такую форму, которая пробудила бы все высшие чувства детей. Какой смысл несет в себе мой мяч? Символ единства. Мяч связывает ребенка с природой так же, как Вселенная связывает человека с Богом.»

Фридрих Фрёбель

Развивающий набор «Дары Фрёбеля» это, безусловно, находка и огромное подспорье в работе педагога-дефектолога в коррекционной школе. Учащиеся, поступающие в школу, зачастую имеют сниженный уровень познавательной активности, крайне ограниченные представления об окружающем мире, скудный словарный запас и ряд индивидуальных особенностей функционирования высшей нервной деятельности. Задача педагога наверстать упущенное, максимально интегрировать ребенка в образовательный процесс, создать положительный эмоциональный настрой и привить интерес к учению. Уникальность Даров Фрёбеля заключается в том, что они помогают учителю эффективно заполнить пробелы в образовании и развитии ребенка.

«Дары Фрёбеля» это не просто палочки, кубики, точечки и мячики. Это целый мир и целая философия автора, придерживаясь которой можно оказать значительную помощь ребенку с нарушениями интеллекта. Фридрих Фрёбель говорил о том, что миром правят Вечные правила. Эти Правила выражают себя во внешней взаимосвязи: Человек-Природа, во внутренней взаимосвязи Человек-Душа и в том, что связывает эти проявления – в Жизни. Человек может мыслить по-разному: кто-то берет за основу Веру и считает, что ничего более не существует. Кто-то руководствуется непрерывным познанием и интеллектуальной деятельностью, то есть наблюдает через внешние проявления то, что скрыто внутри. И те и другие приходят к выводу о том, что внешнее обязательно происходит из внутреннего.  Самое главное для каждой вещи- понять ее природу, предназначение, сущность. И в этом русле, образование человека — это пробуждение и обучение его человеческой природы осознанности и умению размышлять. Только так можно достичь гармонии между внутренним наполнением и внешним проявлением.

Каждая отдельная коробочка в наборе «Дары Фрёбеля» имеет свой смысл и свое предназначение. Давая инструкции по пользованию системой, Фридрих Фрёбель говорил о том, что при работе с Дарами необходимо не только преследовать образовательные, но и выполнять воспитательные цели. Так, наборы должны предъявляться в строгой последовательности согласно их нумерации. Нет смысла предъявлять последующий набор до тех пор, пока не будет полностью освоен предыдущий. На каждом этапе обучения, следует формировать навык аккуратной работы с фигурами и формами: работа должна начинаться с предъявления целого и целому же возвращаться.

Далее, я приведу пример собственной работы и использования Первого Дара Фрёбеля при формировании сенсорных эталонов у ребенка с интеллектуальными нарушениями. Необходимо отметить, что работа с Дарами увлекательна не только для ребенка, но и для педагога. Это целый мир, другая образовательная система и иная философия, постулаты которой безусловно актуальны во все времена. Итак, следуя философии создателя Даров, я начала с первого Дара.

Из чего состоит первый дар Фрёбеля?

Первый дар Фрёбеля состоит из шести шерстяных мячиков, каждый из которых окрашен в один цвет радуги- синий, зеленый, желтый,оранжевый, красный и фиолетовый. Мячики сложены в коробку. К каждому мячику привязана веревочка соответствующего цвета.

Мячики приятны наощупь. Предъявляя ребенку первый Дар, необходимо создать некую камерную, торжественную атмосферу. Ведь это же Дар! Можно обыграть знакомство с первым даром путем введения какого-либо сказочного героя, например, Алладина или любого другого волшебника из тех, которые знакомы ребенку.

Почему Фрёбель использовал именно мяч в качестве первого Дара?

В основе всех игровых средств, разработанных Фридрихом Фрёбелем, лежат математические основы. Мяч является простейшей и наиболее целостной основной формой. В этой форме, согласно Фрёбелю, заключены все остальные формы. Он так же заметил, что именно мяч является самой первой формой, которую мать предлагает ребенку для игры и, безусловно, мяч является любимым средством игры как для взрослых, так и для детей. Где бы мы не увидели ребенка, он будет обязательно играть с мячом. Мяч простой, легкий, мягкий; его легко переносить с места на места и именно мяч, своим непрерывным движением, заставляет самого ребенка двигаться.

Какие интуитивные открытия может сделать ребенок при помощи мяча?

Ребенок быстро учится наблюдать и сравнивать. Мяч предлагает ему познакомиться с такими понятиями как форма, цвет и движение. Ребенок, посредством этой простой игрушки, учится наблюдать, сравнивать размер, форму цвет, приводить в движение.

Как можно обучить ребенка сенсорному эталону «форма», используя первый Дар Фрёбеля?

Наблюдая за мячом, ребенок усваивает, что это круглое тело, на поверхности которого отсутствуют линии и преграды. На это следует обратить особое внимание! Мяч — это неразрывное целое, а форма шара- самая простая основная форма. Она может быть найдена в окружающем мире в бесчисленных объектах вокруг ребенка: семя, луковицы цветов, бутоны, фрукты, цветы, форма дерева и т.д.

Как можно использовать первый Дар Фрёбеля при формировании сенсорного эталона «цвет»?

Шесть мячей в наборе окрашены в базовые цвета: синий, желты и красный и их промежуточные цвета, а так же в три вторичных цвета – зеленый, полученный комбинацией синего и желтого; оранжевый, полученный при смешивании желтого и красного; фиолетовый, полученный при смешивании красного и синего. Зная эти комбинации, педагог может продемонстрировать гармонию цвета. Здесь, конечно же, необходимо учитывать возможности ребенка и его познавательную деятельность. Порой, становится возможным привить только самые базовые понятия, не переходя к сложным категориям.

Каким видам движения можно обучать при помощи первого Дара?

- нахождение на неподвижной поверхности: на столе, стуле и т.ж.

- нахождение на подвижной поверхности – рука и т.д.

- движение на неподвижной горизонтальной, вертикальной и наклонной поверхности.

- движение на движущемся объекте

- движение на, внутри или возле подвижного тела.

При помощи мячика на веревочке можно продемонстрировать следующее:

- раскачивание в горизонтальной плоскости

-вращение

- притягивание и отталкивание (механические действия)

-подпрыгивание (эластичность)

7. Какие упражнения можно проделывать с мячиками?

Захват и ловля мяча прекрасно тренируют мышцы руки. Вращение мячика на веревочке перед ребенком позволяет отработать фокусирование взгляда на предмете. Нельзя исключать и занятия с мячом на открытом воздухе.

Ниже, приведены упражнения, которые можно применять при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью при формировании у них различных понятий о движении, ощущении, положении в пространстве и т.д.

Мяч фиксируется на веревочке, которая по мере того, как ребенок схватывает мяч, помогает педагогу вытянуть мячик из детской руки. Таким образом ребенок усваивает следующие понятия:

- что-то находится в руке: «У меня есть….»

- что-то ускользнуло из руки: «У меня нет….» или «Я потерял….»

- получилось опять схватить: «У меня снова это есть….»

 

Таким образом, когда мячик возвращается в руки ребенка, у него уже сформированы три новые мысли: обрести, потерять, обрести вновь.

Мячик зафиксирован на веревочке. В таком положении педагог знакомит ребенка со следующими пространственными положениями: от себя- к себе, влево-вправо, вокруг по часовой стрелке, вокруг против часовой стрелки, здесь-там и т.д.

Далее, педагог может придумать игру и продемонстрировать такие движения как: вниз-вверх, медленно-быстро, мячик прикатился к тебе- мячик укатился от тебя и т.д. Фридрих Фрёбель считал, что все упражнения должны максимально сопровождаться стишками, рифмовками или песенками. В данном упражнении, педагогу так же следует интонационно выделять слова «вниз», «вверх», «далекооооооо», «близко» и т.д. Чем меньше по возрасту ребенок и чем сложнее структура его дефекта, тем медленнее должно быть движение, тем четче должен быть показ того или иного действия. Так же, необходимо увеличить длину веревочки.

В самом начале, ребенку следует предъявлять только один мяч, при этом не следует скрывать от ребенка и наличие других мячей. По задумке Фридриха Фрёбеля, наличие выбора должно вызвать у ребенка неосознанное желание сравнивать. При работе с детьми с нарушениями интеллекта, эта задача является достаточно сложной. Педагогу следует самому натолкнуть ребенка на саму процедуру сравнения двух объектов, показать и объяснить, как именно нужно сравнивать, по каким критериям и понятиям. Постепенно вы заметите, что ребенок ищет мячик противоположный по цвету тому, который имеется у него в руке. Таким образом, перед ребенком оказываются одинаковые по форме и фактуре мячики и именно цвет становится тем основополагающим признаком, по которому ребенок начнет сравнивать предметы. Таким образом, педагог может постепенно формировать у ребенка с нарушением интеллекта способность абстрагировать форму от цвета.

Если вы предлагаете ребенку два и более цвета, необходимо продумать, каким именно образом это будет сделано. Следует выбирать один мячик основного цвета, а другой- из дополнительных цветов: красный и зеленый, синий и оранжевый и т.д.

При предъявлении трех мячиков, необходимо соблюдать следующие условия:

- только основные цвета: красный, синий, желтый или

-только дополнительные цвета: фиолетовый, зеленый, оранжевый или

-два основных и один дополнительный цвет: красный, синий и фиолетовый и  т.д.

При предъявлении нескольких мячиков, акцент необходимо сделать именно на числе.

Необходимо подчеркнуть, что в своей речи педагог конечно же не употребляет слова «основной цвет», «дополнительный цвет». Основная задача педагога — это сформировать сенсорный эталон «цвет» и по возможности, принимая во внимание уровень познавательной активности ребенка, продемонстрировать взаимоотношения между цветами.

Используя коробочку, в которой хранятся мячи и взяв в руки любой мяч, педагог может продемонстрировать ребенку движение мяч вверх- вниз, внутрь коробочки и из нее.

Основная идея Даров – их взаимосвязь с жизнью. Если педагог использует в своей деятельности Дары Фрёбеля, то на консультациях с родителями необходимо обращать их особое внимание на то, что знания, полученные ребенком на занятиях посредством Даров, должны отрабатываться и дома, в быту. Например, следует обращать внимание ребенка на то, как идут часы (тик-так), какое действие совершает молоток, пила, какие действия совершают животные и т.д. Ребенок должен быть максимально ориентирован на внешнюю среду.

Необходимо предоставить ребенку возможность сколько угодно играть с мячиком. В игре, под объяснения педагога, ребенок будет отрабатывать необходимые движения.

 

Продемонстрируйте ребенку положение мячика на поверхности, имитируйте прыжки мячика на ней, а потом сделайте так, чтобы мячик внезапно исчез в коробке, а потом так же неожиданно появился. Здесь, мы можем сделать акцент на эмоциях печали (мячик исчез) и радости (мячик появился вновь).

Продемонстрируйте движение мячика на неподвижной устойчивой поверхности:

Если прикрепить к мячику две веревочки, скрутив их в движении и затем отпустив, мы можем продемонстрировать ускорение движения при разматывании веревочек:

Постепенно, по мере формирования сенсорных эталонов «форма» и «цвет», педагог может помогать ребенку сравнивать мячик с предметами окружающего мира, например: красный мячик похож на розу, желтый мячик похож на солнышко или на лимон, зеленый мячик похож на траву и т .д.

В целях отработки ловкости, навыка точного захвата, тренировки внимания и создания положительного эмоционального настроя, ребенку предлагается простая игра: ребенок подбрасыват мячик и ловит его. Педагог хвалит его, давая определенный титул, например «хороший ученик». Далее, ребенок подбрасывает мячик дважды подряд и дважды ловит без пропуска. Педагог поощряет ребенка и называет, например, «помощником». Затем, ребенок трижды подкидывает мячик и трижды ловит его без пропусков. Педагог хвалит его и дает титул «мастер».

Мячики можно использовать и в групповой игре. Их можно перекидывать и перекатывать друг к другу, ударять об стену и ловить, отрабатывать все ранее усвоенные движения.

Таким образом, педагогу необходимо задействовать все имеющиеся в наборе мячики, показать как можно больше способов взаимосвязи между ними по разным критериям, продемонстрировать как можно больше общих характеристик, таких как форма, цвет, размер, вес, количество, плотность, фактура. Один мяч представляет собой единое целое; будучи дополненным другими мячиками это уже часть. Мячик может находиться в движении или быть в покое. Посредством взаимодействия с мячом, тренируется не только физическая сила ребенка, но и развиваются его интеллектуальные возможности, создается положительный эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой деятельности у детей с нарушением интеллекта.

В современном мире очень сложно найти свою социальную нишу обычному человеку, а тем более человеку с нарушениями в интеллектуальном развитии. Поэтому одной из главных задач, которую должен реш...

Календарно-тематическое планирование по логопедии по теме: "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе работы над формированием сенсорных эталонов у детей со сложной структурой дефекта

Сенсорное восприятие детей с ОВЗ характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его, поэтому с детьми ...

Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития

Сесомоторное плсобие  "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей,  речевых н...

«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в групповой двигательной активности»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....