Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе"
методическая разработка

Потапова Светлана Владимировна

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях. Эффективность и качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования образовательного процесса и других факторов. Коррекционное образовательное учреждение должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг учебных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, то есть социально адаптироваться.

Одной из важнейших задач обучения в условиях коррекционной школы-интерната является повышение эффективности коррекционной работы. Коррекционная работа связана с творческой деятельностью, которая сама по себе обладает исцеляющим потенциалом. А выбор методов коррекции во многом зависит от индивидуальных особенностей личности школьника. Можно с уверенностью сказать, что в этом случае на помощь учителю приходят современные образовательные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат г.Кольчугино»

                         

Обобщение опыта работы по теме: «Использование современных              образовательных технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе»

                                       

                                                                                      Подготовила:

                                                                                      учитель-дефектолог

                                                                                      Потапова С.В.

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях. Эффективность и качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования учебного процесса и других факторов. Коррекционное образовательное учреждение должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться.

Одной из важнейших задач обучения в условиях коррекционной школы-интерната является повышение эффективности коррекционной работы.

  Коррекционная работа связана с творческой деятельностью, которая сама по себе обладает исцеляющим потенциалом.

А выбор методов коррекции во многом зависит от индивидуальных особенностей личности школьников.

          На помощь учителю коррекционной школы приходят современные образовательные технологии.

          Современные уроки  трудно представить себе без использования современных образовательных технологий. Практика работы показывает, насколько тесно взаимосвязаны и перекликаются логопедические занятия, уроки чтения, письма и развития речи.  Электронные презентации, видеоролики, компьютерные программы и игры в сочетании с традиционными методами обучения в моей практике стали представлять собой единый программно – методический комплекс, способствующий эффективной коррекционной работе по  обучению чтению, письму  и развитию связной речи детей с ограниченными возможностями развития.

Что же такое образовательная технология?

  • Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий его участникам.

Современные образовательные технологии, используемые мной на уроках письма и чтения:

  • Здоровьесберегающая технология
  • ИКТ-технология
  • Игровая технология
  • Проектная технология
  • Технология проблемного обучения
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
  • Проектное обучение

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемых в структуре урока:

  • дифференцированный подход в обучении;
  • групповая работа, работа в парах;
  • игра, игровые моменты;
  • гимнастика;
  • самомассаж, точечный массаж;
  • воспитательные моменты на уроке (беседы)
  • санитарно-гигиенические условия

Оздоровительные компоненты урока:

  • Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей.
  • Психологический настрой на урок.   
  • Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Чередую виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и др. - 4 – 7 видов за урок, т. к. однообразность урока способствует утомлению школьников.
  • Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Они помогают снять усталость, оживляют урок, предупреждают нарушение осанки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается  детям для переключения внимания на другой вид деятельности.
  • Профилактика и коррекция нарушений зрения.
  • Пальчиковая гимнастика. 

Физминутки являются обязательной составляющей частью урока. Виды физминуток:

-     Оздоровительно – гигиенические. Выполняются как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».

-     Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определённой группы мышц. Сюда включаются прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т.д.

-    Подражательные. Показываются  схематические изображения «человечков», выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Использую мимические упражнения. На карточках нарисованы лица  с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые. Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество.

-    Двигательно – речевые. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения.

Использую разнообразные виды упражнений для физкультминуток:

  • упражнения для формирования правильной  осанки
  • упражнения для укрепления зрения
  • упражнения для укрепления мышц кистей рук
  • упражнения для укрепления «мышечного корсета»
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Здоровьесберегающие материалы урока:

  • С целью сохранения здоровья использую дидактический и раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:
  • связной устной и письменной речи;
  • орфографической зоркости;
  • творческих способностей;
  • материал информационного характера, направленный на формирование ЗОЖ.

В своей работе активно использую игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Компоненты игровых технологий:

- Мотивационный

- Ориентационно - целевой

- Содержательно -  операционный

- Ценностно - волевой

- Оценочный

   Значение игровой технологии состоит в том, что она создаёт особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнёрские.

Виды игр, используемые на уроках.

Среди разнообразия игр различают учебно – ролевые (сюжетно – ролевые) и дидактические.

-  Ролевые игры  развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

-  Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно – воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

    Широко используются словесные игры, уроки – путешествия, КВН, уроки – викторины  и др.

    Результативность игрового урока всегда  зависит от соблюдения всех условий игры и  грамотной последовательности её этапов.

Применение игровых технологий.

  • Игра «Узнай героя»  применяется во многих классах на итоговых уроках литературы.

Такие уроки сопровождаются компьютерной презентацией, учащиеся должны по портрету или характеристике узнать литературного героя.

Дидактическая игра «Составь рассказ, используя…» Например, местоимения: каждый ученик по очереди составляет предложение, в котором должно быть местоимение, предложения связываются между собой по смыслу, так получается связный рассказ). Игра используется на уроках русского языка в 5-7 классах.

Дидактическая игра «Исключи лишнее» (может применяться при изучении различных орфограмм и частей речи).  Игра используется на уроках русского языка в 5-7 классах.

Дидактическая игра «Исправь ошибки» (могут быть предложены различные правила, определения и т.д.). Игра может применяться и на уроках русского языка, и на уроках литературы.

Игра «Назови последним» (предлагается перечислить определённые признаки или слова (например, имена собственные), выигрывает  тот, кто называет слово последним).

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.
 Орфоэпические минутки.

          Я беру свой инструмент,

          Быстро развожу цемЕнт.

 

          Брёл я долго и устал,

          Перешёл седьмой квартАл.

 

          Что за странный носорог

          Ел и твОрог, и творОг.

Лексико-фразеологические игры.
«Собери пословицу»

Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки. 

1) Бояться (не)счастья -            в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить -            словам твоим никогда

                                                    веры (не)будет.

3) Волков бояться -                   друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец -           стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду -     и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать -         пригодится воды

                                                    напиться.

Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм.

«Я работаю волшебником»

   Например, превратить имена нарицательные в собственные:

 птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), воздушный шарик (собака Шарик).

Игра «Найди ошибку»

  • Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.

            Например:

  •  1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
  •  2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
  •  3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
  •  4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
  •  5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

Игра «Составь слово».

Например:

Корень тот же, что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

Несомненно, прекрасные результаты дает использование ИКТ.

  • Компьютерные технологии или Информационные технологии (ИТ) - это обобщенное название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.

Информационные технологии.

Данные технологии позволяют учителю добиваться высоких результатов обучения, используя  «пакет» дидактических и технических средств:

1. Презентация для анонсирования новой темы.

2. Информационно – обучающие программы (слайды с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет – репетиторы по предмету или на электронные библиотеки).

3. Тестирующие программы как способ контроля,  варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.

Роль компьютера в оптимизации процесса обучения:

  •  Реализация развивающего обучения и повышение качества обучения детей с ОВЗ
  • Формирование  высокой  степени мотивации, повышение интереса к процессу обучения
  • Совершенствование практических умений и навыков
  • Повышение интенсивности обучения
  • Достижение индивидуализации обучения
  • Эффективная организация самостоятельной работы
  • Развитие  творческого потенциала
  • Активизация  познавательной деятельности учащихся
  • Мощное эффективное средство коррекционного воздействия

Активно использую технологию личностно-ориентированного обучения.

  • Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Создает атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Приоритетные задачи: формировать и развивать интеллект и речь учащихся, развивать критическое и творческое мышление. При этом учитываются возрастные и психологические особенности каждого ребёнка.

  - Главная идея  состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению.

   - Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на творчество.

   - Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно – ориентированного образования. В этом случае  ученикам необходима помощь и поддержка.

  • Разноуровневое обучение – педагогическая технология, которая предполагает разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового. Темы, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Предусматривает работу по одной программе, но с разными уровнями сложности с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета.

 - Особенностями этой технологии является следующее: различный уровень сложности, усиление индивидуально – дифференцированного подхода, большая степень занимательности материала, профориентационная (гуманитарная) направленность.

Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

- Результат  проблемного обучения:

        творческое овладение  знаниями, навыками, умениями  и  развитие мыслительных способностей.

Примеры проблемных ситуаций.

Слова в каком столбце записаны верно? Ответ аргументируйте.

ожёг                     ожог

впустую              в пустую

в течение           в течении

зато                    за то

туш                     тушь

Проверьте работу ученика, которому надо расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете?

1) На столе лежали фрукты: яблоки, груши, сливы.

2) Затуманенный лес, озеро, небо – все было серое. (Проблемная ситуация создается практическим   «заданием на ошибку»)

Очень хороших результатов на уроках письма и чтения можно добиться, используя проектную технологию.

  • Технология проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
  • Позволяет решать задачи формирования и развития умений, связанных с творческим мышлением.
  •  Технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно – смысловой обработки.
  • Меняется позиция учителя: из носителя готовых знаний он превращается  в организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников.

Результаты применения современных образовательных технологий:

  • повышение качества знаний учащихся;
  • развитие научно-исследовательских и творческих способностей учащихся;
  • изменение профессиональной позиции педагога – это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в  школе;
  • активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса;
  • совершенствование качественных характеристик личности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Описание использования сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе....

Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"

электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это по...

Обобщение опыта по теме: «Использование ИКТ и интернет - ресурсов на уроках английского языка»

Как современный учитель, я точно знаю, что ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сж...

Использование метода проектов на уроках письма и чтения в коррекционной школе

•Проект по чтению и развитию речи «Мир вокруг нас»;•Проект по письму и развитию речи «Правила русского языка»;•Проект по чтению и развитию речи «Расскажем нашим детям о войне»...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Здоровьесберегающие технологии на уроках письма и чтения в специальной (коррекционной) школе

Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, а тем более в работе с детьми с ОВЗ, поэтому необходимо уделять должное внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с дина...