Обобщение передового педагогического опыта: «Технология построения современного урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС ОО У/О (ИН)»
статья

Клочкова Елена Сергеевна

Обобщение ППО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klochkova_obobshchenie_ppo.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»

Обобщение передового педагогического опыта: 

«Технология построения современного урока

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

в условиях введения ФГОС ОО У/О (ИН)»

Подготовила: учитель математики

Клочкова Елена Сергеевна,

первая квалификационная категория

Елец, 2021

Наименование опыта

«Технология построения современного урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС ОО У/О (ИН)»

Условия возникновения опыта

Начиная с 1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт направлен на формирование у школьника с интеллектуальными нарушениями основ учебной деятельности (умения принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками). Ведущую роль в достижении данной цели занимает школьный урок. От того, как он будет построен, на какие основополагающие положения будет опираться, зависит эффективность всего образовательного процесса в целом.

Необходимость изучения ведущих педагогических практик в технологии построения современного урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также их апробации и преобразования к реальным условиям МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» и послужило условиями возникновения и становления данного опыта.

Обоснование актуальности и перспективы опыта

Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс. Именно по этой причине изучение технологий построения современного урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подбор оптимальных форм, методов и приемов работы является актуальным и перспективным направлением работы педагога по самообразованию. Ведь от того насколько методически грамотно построен урок зависит и его эффективность в целом.

Сущность опыта, его технология

Знание технологии построения современного урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС ОО У/О (ИН), а также умение применить это знание на практике является важной компетенцией современного педагога, осуществляющего образование обучающихся с умственной отсталостью.

Задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам особого ребёнка, развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать, научить его мыслить, привить ему навыки практических действий, способствовать максимальной социализации в обществе. Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стать подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. При этом надо учитывать, что развитие каждого ученика идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно.

Знание технологии построения современного урока для обучающихся с умственной отсталостью помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы. Ведь принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения адаптированных основных общеобразовательных программ. Под результатами понимается не только предметные результаты, но и личностные, а так же умение применять эти знания в практической деятельности.

Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;

- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;

- на уроке реализуется деятельностный подход;

- организация урока динамична и вариативна;

- на уроке используются современные педагогические технологии.

Теоретическая база опыта

Становлению и развитию опыта «Технология построения современного урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС ОО У/О (ИН)» способствовало изучение психолого-педагогической литературы по данной теме. В рамках самообразования я познакомилась со следующими источниками, которые и стали теоретической базой опыта:

- Акимова О.И. Формирование социальных компетенций у школьников в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Глобальный научный потенциал. Профессиональное образование. № 3 (72) 2017. С. 17-19.

- Галкина В.А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью в процессе обучения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 4. С. 66-75.

- Гоголева Г.С. Практические действия и познание мира детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-1. С. 74-77.

- Зайцева Е.А. Современные взгляды и представления на проблему оценивания учебных достижений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью / В сб.: Инновационные тенденции развития системы образования. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия О.Н. Широков. 2017. С. 170-171.

- Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. – М.: НПО «Образование», 1995. – 400 с.

15) Зарубина Н.В. Реализация СИПРа в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Сб.: Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 1. № 2. С. 36 – 40.

- Кучергина О.В. Об оценке качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Коррекционная педагогика № 1 (34) январь – март 2017. с. 89-109.

- Ларина А.В. Направление и содержание коррекционно-педагогической деятельности на начальном этапе обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Конференция АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 4. С. 2251-2257

- Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира: Хрестоматия /Состав. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997. – 256 с.

- Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» / "Вестник образования России", N 18, сентябрь, 2016.

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2015

- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 296с.

- Сапулина Н.А. Использование приемов здоровьесберегающих технологий в обучении детей с глубокой умственной отсталостью (из опыта работы) // В сборнике: Специальное образование. Материалы IX Международной научной конференции. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. 2013. С. 294-299.

- Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: «Академия», 2005. – 400 с.

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 759.

- Чистякова Ю.В., Жданова Л.А. особенности познавательной деятельности младших школьников с лёгкой умственной отсталостью, обучающихся в условиях вспомогательной школы и интерната // Вестник Ивановской медицинской академии. 2005. Т. 10. № 1-2. С. 27-31.

- Яковлева И.М. Проблемы реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). / Коррекционная педагогика. 2016. № 3 (69). С. 8 – 12.

 Трудоёмкость опыта

Построение методически грамотно организованного, чётко структурированного и насыщенно-содержательного урока требует от педагога достаточно высокого уровня знаний психофизических особенностей школьников с умственной отсталостью, специфики построения урока, умения грамотного отбора методов, приемов и средств работы, а также наличие временных и материально-технологических ресурсов.

Из опыта работы мной сделан вывод, что чем менее опытен педагог, тем больше времени ему требуется на качественную подготовку к уроку. И наоборот, учитель, имеющий богатый педагогический опыт, затрачивает на этот вид работы меньше времени. Однако, в любом случае обязательно необходима предварительная подготовка, включающая в себя постановку цели и задач предстоящего занятия, выстраивание ход урока, подбор необходимых дидактических средств.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что впервые обобщены традиционные рекомендации к построению урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и  современные требования к нему согласно ФГОС УО (И/Н). Также в опыте представлена методика построения технологической карты урока, что также является актуальным и востребованным в среде педагогов, обучающих школьников с умственной отсталостью.

Адресная направленность

Опыт работы по построению современного урока для обучающихся с умственной отсталостью в условиях введения ФГОС ОО У/О (ИН) будет интересен и полезен не только педагогам специальных, коррекционных школ, но и массовых, общеобразовательных, в инклюзивных классах которых обучаются школьники с интеллектуальными нарушениями.

Результативность

Работа по самообразованию по теме «Технология построения современного урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС ОО У/О (ИН)» позволила мне не только повысить свою теоретическую базу знаний, но и на практике закрепить, обобщить и обогатить личностный опыт работы с обучающимися, развивающимися на фоне умственной отсталости, отобрать наиболее эффективные методики, приемы и средства работы. Результативность данной деятельности подчеркивается результатами моей педагогической деятельности – все мои ученики имеют положительные отметки по предмету (процент качества знаний в классах обучающихся с лёгкой умственной отсталостью составляет в среднем 81,3 % за прошедшие четыре года), во время проведения контрольных работ дети проявляют самостоятельность в выполнении заданий, демонстрируют достаточный запас знаний, являются победителями предметных олимпиад.

Накопленным опытом работы, имеющимися разработками по данной теме я делилась с коллегами путем размещения на личном сайте в сети Интернет (портал Урок.РФ, Инфорурок, Nsпортал), собственной страничке на школьном сайте, выступлений на заседаниях ШМО учителей русского языка, математики и начальных классов, презентацией данного опыта на региональном областном практико-ориентированном семинаре «Специфика организации образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», организованном ИРО Липецкой области.

Содержание работы

В соответствии с ФГОС ОО У/О (ИН) к уроку для обучающихся с умственной отсталостью предъявляются следующие требования:

 -     признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 -    признание того, что развитие личности зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;

 - развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества;

 -     разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

 -  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта;

 - реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося;

 - разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Обеспечить соответствие урока вышеперечисленным требованиям, построить его методически грамотно не возможно без понимания психофизических особенностей школьников с умственной отсталостью.

Что же характерно для школьников с интеллектуальными нарушениями? У таких детей нарушены все познавательные процессы. Они плохо усваивают правила, не могут выделить существенные признаки предмета. Их внимание характеризуется неустойчивостью, нарушением концентрации, переключения и распределения. Они часто отвлекаются и не могут сосредоточиться на изучаемом материале. Объем всех видов памяти у школьников с интеллектуальными нарушениями обычно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Практически у всех детей с умственной отсталостью отмечается общее недоразвитие речи, проявляющееся в нарушении фонематического восприятия, грамматической стороны речи, бедности активного и пассивного словарного запаса.  Отмечается низкая учебная мотивация, дети не проявляют интереса к учебной деятельности. Эмоционально умственно отсталые школьники незрелы, их реакции на события часто неадекватны.

Вместе с тем, своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.

 Поэтому педагогам, осуществляющим обучение детей с умственной отсталостью, важно не только знать и понимать особенности их психофизического развития, но и владеть методикой организации образовательного процесса школьников с интеллектуальными нарушениями, которая существенно отличается от стандартной, характерной для массовых школ.

Для обучения школьников с умственной отсталостью используются следующие типы уроков:

  1. Урок сообщения новых знаний
  2. Урок закрепления изучаемого материала
  3. Урок повторения изученного материала
  4. Урок проверки и оценки знаний (контрольный урок)
  5. Комбинированный урок
  6. Нетрадиционные уроки

Работа на любом уроке предполагает ряд этапов: сообщения нового материла, закрепления, повторения, проверка и контроль, учебные домашние задания, обобщение и подведение итогов, оценка знаний и т.д. Каждый тип урока имеет свою только ему свойственную структуру. Однако она не является однообразной и зависит от того или иного типа урока, может изменяться в зависимости от учебного предмета, содержания учебного материала, возраста и подготовки обучающихся, особенностей оборудования урока и т.д.

Многолетняя практика работы со школьниками с умственной отсталостью показывает, что наиболее распространенным и эффективным является комбинированный урок. О важности использования именно данного типа урока говорил ещё Василий Маркович Мозговой, доктор педагогических наук, профессор, практик в работе с детьми с умственной отсталостью.

Комбинированный урок преследует несколько дидактических целей (объяснение нового материала, его закрепление, повторение ранее пройденного и учет знаний), соответствующих нескольким звеньям (этапам) процесса обучения. Каждая часть урока продолжается недолго (от 10 до 15 минут), и вид деятельности на уроке часто меняется. Небольшой объем знаний, сочетание разнообразных форм работы, возможность совмещения почти всех этапов процесса усвоения на одном уроке стимулируют и активизируют познавательную деятельность учащихся и делают его наиболее удобным в работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Вот примерная структура комбинированного урока:

- организационный момент и подготовка к уроку;

- актуализация знаний, умений и навыков,  проверка домашнего задания;

- постановка целей и задач урока;

- объяснение нового материала;

- закрепление и повторение нового материала;

- подведение итогов и оценка знаний;

- объявление домашнего задания;

- рефлексия.

Каждая часть комбинированного урока имеет равноценное значение для школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассмотрим технологию его построения на примере технологической карты урока математика.

Технологическая карта урока  – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Начинается построение технологической карты урока с общих сведений об уроке – его предмете, теме, типе, указании УМК и т.п.

Далее следует блок целеполагания. Его особенностью применительно к школьникам с интеллектуальными нарушениями является дидактическая триада, т.е. на каждом уроке решаются три задачи – обучающая, воспитательная и коррекционная. Образовательная и коррекционная сторона урока, его содержание, организация, методы создают определенную воспитывающую направленность учебной деятельности.

Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Образовательные задачи урока напрямую связаны с его темой и требованиями учебной программы. Воспитательные - направлены на содействие формированию положительных качеств личности.

Особое значение на каждом уроке имеет его коррекционная направленность. Коррекционная задача урока обычно направлена на коррекцию речи, памяти, внимания, мышления. При постановке задач, необходимо понимать, что невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы. Сам по себе учебный предмет, содержание урока определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных высших психических функций.

Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наиболее активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификации и сравнения. Во время занятий изобразительным искусством от учащихся требуется развитое воображение, цветовосприятие, пространственное восприятие. Значит, на уроке целесообразней корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику. На уроке чтения от учащихся требуется умение проанализировать текст, ответить на вопросы, запомнить текст и воспроизвести его. Значит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения информации, развивать процессы анализа и синтеза, стимулировать речевое развитие, обогащать активный и пассивный словарь школьников.

 Таким образом, коррекционная задача должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного урока, то есть через их активную работу будет поступать и отрабатываться учебная информация.

Коррекционно-развивающие задачи могут быть поставлены следующим образом:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;
  • развитие слухового восприятия…;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия…;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…

Учителю необходимо не только правильно поставить цель и задачи урока, но и уметь прогнозировать его предполагаемые результаты. Поэтому следующим разделом технологической карты урока является блок «Предполагаемые результаты по формированию базовых учебных действий».

В отношении школьников с интеллектуальными нарушениями выделяют личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные и предметные базовые учебные действия, которые напрямую зависят от темы и содержания урока. Надо отметить, что одни и те же БУДы могут формироваться на разных  этапах урока. В блоке «Предполагаемые результаты по формированию БУД» отражаются все запланированные для развития на данном уроке базовые учебные действия. Формируемые базовые учебные действия отражены в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Далее следует инструментальный блок, в котором отражены основные понятия, формируемые на данном уроке, межпредметные связи, формы организации деятельности, используемые технологии, ресурсы.

В организационно - деятельностном блоке представлена структурная организация урока. Каждый этап урока отражает определенный набор методов и приемов, содержание непосредственной деятельности учителя, планируемую работу ученика, коррекционно-развивающие задания и формируемые БУД.

В соответствии с требованиями урок начинается с организационного момента. Ему на уроке для школьников с умственной отсталостью уделяется особое внимание, т.к. от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей урока. Это очень важный этап, позволяющий создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся, предупредить проблемы дисциплинарного характера. Коррекционная направленность данного этапа заключается в развитии речи, произвольного внимания, памяти и отдельных процессов мышления.

Следующим этапом урока математики для школьников с умственной отсталостью традиционно выступает устный счёт. Он призван возбуждать в детях интерес к вычислениям, развивать логическое мышление, воспитывать сообразительность и находчивость, развивать внимание, укреплять память.

Далее следует этап повторения или актуализации знаний. Его цель помочь школьнику вспомнить ранее изученный материал, который будет необходим ему на данном уроке. Этот этап способствует стимулированию познавательной активности учащихся, развитию связной и понятийной речи.

При этом необходимо учитывать особенность работы с детьми с интеллектуальными нарушениями -  словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями. Они должны быть связаны с предстоящей работой. По содержанию эти упражнения могут быть проверкой домашнего задания, арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картинками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбором, просмотром диафильмов, физическими упражнениями, игрой в лото и т. д. 

Следующий этап - постановка цели и задач урока, имеющий большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.

Затем, следует основная часть урока, включающая в себя изложение содержания учебного материала. Доступная для школьников с умственной отсталостью логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения являются основами хорошего понимания и усвоении учащимися материала. Для достижения большей эффективности при объяснении учебного материала необходимо задействовать максимальное число анализаторов. Это требует более детальной и тщательной подготовки к уроку.

Более глубокому усвоению полученных знаний способствует этап закрепления и повторения изученного материала  в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий.

В процессе закрепления и повторения сосредотачивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе урока особенно важны дифференцированный подход к учащимся и разнообразие используемых педагогом форм закрепления изученного в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Сложность этого этапа урока заключается в том, что школьникам с  интеллектуальными нарушениями в силу особенностей их познавательной деятельности трудно самостоятельно выделять основные идеи и положения изученного материала. Поэтому учитель заранее должен наметить план повторения: какие вопросы буду заданы ученику, какой материал он будет воспроизводить по памяти, а какой - пользуясь учебником, какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков буду им даны. Для повышения эффективности процесса повторения рекомендуется разнообразить его формы (слайды, игры, рассказы по картинке и т.п.).

Нельзя недооценивать и заключительный этап урока – подведение итогов и рефлексия. Здесь учитель кратко напоминает основное содержание урока, помогает школьнику с умственной отсталостью правильно оценить результаты своей деятельности, выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся, выставляет отметки. Знания учащихся с интеллектуальными нарушениями оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке, однако при оценке необходимо учитывать требования адаптированной программы обучения и психофизические особенности учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы, т.к. для них отметка имеет большое воспитывающее и активизирующее значение. Например, при оценке письменных работ учащихся с нарушением моторики (которая часто сопутсвует интеллектуальным отклонениям) не следует снижать отметку за плохой почерк, неакураттность письма.

Домашнее задание. Главная задача этого этапа урока в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. Роль учителя на данном этапе заключается не только в сообщении домашнего задания, но и в  разъяснении основных положений и способов его выполнения.

И еще хочется отметить один очень важный момент - организуя и проводя уроки для школьников с умственной отсталостью, следует учитывать необходимость включения в их структуру одной, а лучше двух физминуток.

Это может быть стандартная физминтука, офтальмопауза, пальчиковая или артикуляционная гимнастика. Физкультминутка даёт разгрузку учащимся во время урока и решает задачи повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной деятельности.

Вне зависимости от типа урока к каждому из них предъявляются следующие общедидактические требования:

  1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
  2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
  3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
  4. На каждом уроке должна осуществляться смена видов деятельности учащихся (не менее трех).
  5. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
  6. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся.
  7. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
  8. Урок должен быть оснащен:

- техническими средствами обучения;

- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, т.п.);

- весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

  1. На уроке должны осуществляться инновационные процессы и технологии: технология разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, компьютерные (новые информационные) технологии.
  2. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

- проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

- соответствие мебели возрасту детей;

- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований.

- соблюдение охранительного режима длительность урока: в подготовительном классе – 25 минут, в 1 классе – 35 минут, 2 - 4 класс – 40 минут и старшая школа – 45 минут.

11. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

- способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

Таковы требования к технологии построения современного урока со школьниками с умственной отсталостью.

Основные идеи, вытекающие из данного опыта

Современный подход к построению урока для обучающихся с умственной отсталостью предполагает:

- признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющимся основным средством достижения цели образования;

- развитие личности обучающегося с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

- личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей;

- рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. Это заключается в необходимости:

  • Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продумываются оптимальные средства ее достижения).
  • Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом).
  • Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками.
  • Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала.
  • Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся.
  • Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.
  • Обеспечить соблюдение требований к подготовке и организации урока (обеспечить на уроке охрану здоровья школьников; начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме; своевременно готовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал; обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме; создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя).
  • Обеспечить соблюдение требований к содержанию урока и процессу учения (урок должен быть воспитывающим; должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов; на уроке следует воспитывать любовь к природе; процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска; в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т.д.)
  • Соблюдать требования к технике проведения урока (урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке; создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда; менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения; управлять учебным процессом на уроке так, чтобы большую часть урока активно работали учащиеся).

Заключение

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в приоритете ставит задачу развития личности ребенка. Данная задача требует нового подхода к организации урока, так как он остается основной единицей педагогического процесса. На современном этапе организации педагогического процесса изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков, разработаны технологические карты к уроку. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Поэтому знание и умение применять на практике технологию построения современного урока для обучающихся с умственной отсталостью позволяет выйти на новую ступень развития, отвечающую основополагающим идеям российского образования, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

презентация "МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ФГОС"

В педагогике пути  продвижения к цели обучения традиционно принято называть методом.  Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который п...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"

В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристи...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...