Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
материал

Наумова Елена Николаевна

Выступление

Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»

Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках внедрения ФОП ДО

/для учителей-дефектологов, учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций РМ/

Организатор ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»

Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках внедрения ФОП ДО

/для учителей-дефектологов, учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций РМ/

Организатор ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»

Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.

3сл.  Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью коррекционной работы с детьми с РАС является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

На сегодняшний день в мире зарегистрировано 67 миллионов человек, страдающих аутизмом. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10 тысяч человек, сейчас – 1 на 68 человек. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых.

Классификация аутизма.

Классический аутизм (Синдром Каннера)

Синдром Аспергера.

Синдром Ретта.

Синдром Геллера.

Атипичный аутизм

Классический аутизм (Синдром Каннера) Нарушена творческая игра, социальное взаимодействие и коммуникация. Часто проявляется стереотипное поведение, интересы и деятельность. Как правило, видны эти нарушения в возрасте от 1,5 до 3 лет. Часто дети с синдромом Каннера не говорят до 3-4 лет, начав говорить они, часто повторяют неосознанно заученные фразы, не общаются и не взаимодействуют с другими детьми. У большинства детей прослеживаются тяжёлые сенсорные трудности.

Синдром Аспергера. Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, в частности, потому, что симптомы более управляемы и эти дети, как правило, имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. У них часто не прослеживается значительной задержки речи по сравнению с другими в спектре, но у них так же возникают трудности в социализации и коммуникации.

Синдром Ретта является редким, но тяжёлым расстройством мозга, которое встречается у девочек. Это расстройство, как правило, обнаружили в первые два года жизни.

При синдроме Ретта проявляются симптомы, такие как потеря двигательных и коммуникативных навыков после периода нормального развития. Дети, пострадавшие от этого расстройства часто теряют способность говорить. У них очень часто проявляются стереотипные движений рук, таких как ломание, хлопанье и беспрерывное «мытье» рук.

Замедление роста головы и потеря мышечного тонуса является одним из первых признаков при синдроме Ретта.

В возрасте с 1 до 4 лет, социальные и речевые навыки ухудшаются. Ребёнок замолкает и появляется незаинтересованность в других людях

Синдром Геллера известен как детское дезинтегративное расстройство, которое характеризуется потерей ранее приобретённых речевых и социальных навыков и постоянной задержкой развития в этих областях. Например, ребёнок, ранее говорил 2 или 3 словосочетания и постепенно или резко потерял способность общаться с помощью слов.

Характерным для этого расстройства является социальный и эмоциональный регресс развития. Например, ребёнок, который любил сидеть на руках родителей и обниматься теряет эту способность.

Ранее приобретённые двигательные навыки теряются (например, ребёнок раньше мог ездить на велосипеде или рисовать фигуры)

Атипичный аутизм Атипичный аутизм может сочетаться с широким спектром интеллектуальных способностей. Его определяющие черты — значительные проблемы в социальной сфере и развитии речи.

Это диагноз врачи используют для тех, кто имеет частичные характеристики аутизма или у кого очень умеренные симптомы. Например, человек может иметь значительные признаки аутизма в социальной сфере, но не иметь стереотипных повторяющихся движений.

Причины РАС.

Не существует четкого перечня факторов, которые могут вызвать этот недуг. Учеными было выдвинуто немало теорий, относительно этиологии РАС, но, несмотря на многочисленные исследования многие из них, остались неподтвержденными. Возможно, эта проблема будет до конца изучена в будущем. При этом выделяют следующие факторы, способствующие появлению РАС.

Наследственная предрасположенность Несмотря на многочисленные споры, специалисты сходятся в одном: болезнь начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Поэтому нет сомнений в генетической природе этого недуга. Доказано, что наличие в кругу ближайших родственников человека, страдающего аутизмом, значительно увеличивает вероятность рождения на свет ребенка с таким же диагнозом. По мнению многих ученых, феномен развития этой патологии заключается в неудачном соединении генов и неблагоприятном воздействии на организм будущей матери окружающей среды (токсинов, вирусов, соматических заболеваний и т. п.).

Химические и биологические факторы. Следующей причиной развития РАС являются расстройства гормональной и иммунной природы, а также различные нарушения, затрагивающие нервную систему. Некоторые ученые уверены, что стать провокатором заболевания могут обыкновенные вакцины для детей, но это мнение до сегодняшнего дня остается неподтвержденным. Поэтому если после проведения прививки в поведенческих реакциях и самочувствии ребенка возникли какие-либо выраженные изменения, скорее всего, речь идет о наличии не обнаруженного в прошлом расстройства, которое до этого момента являлось скрытым и ничем себя не проявляло. То есть вакцинация в данной ситуации вполне может сыграть роль так называемого патологического пускового механизма.

Перинатальная патология. У некоторых детей вскоре после рождения диагностируются органические поражения отдельных участков головного мозга, которые появились еще во время периода внутриутробного развития. Причины возникновения этих аномальных явлений обусловлены инфекционными заболеваниями матери в период беременности (в частности, краснухой), физическими и психическими травмами, а также риском, связанным с профессиональной деятельностью женщины (отравление организма солями тяжелых металлов, облучение и пр.). Кроме того, к развитию расстройств головного мозга могут привести и такие осложнения, как родовые травмы, полученные новорожденными в процессе стремительных или тяжелых родов, а также в связи с преждевременным родоразрешением.

Стрессовый фактор. Под влиянием стресса в кровь выбрасывается гормон дофамин — секрет, влияющий на передачу импульсов в тканях головного мозга. Хронический стресс может стать причиной медленного формирования аутизма, с постепенным появлением симптомов, характерных для этого заболевания: отчужденность к окружающим, отсутствие интереса к внешнему миру, повторение одного и того же механизма действий.

Гормональный фактор. Дать начало развитию РАС у детей может недостаточное количество таких гормонов, как адреналин и норадреналин. Нехватка также провоцирует неадекватную психическую реакцию со стороны больного — отсутствием улыбки, нежеланием контактировать с окружающими, выраженной апатичностью. Гормональные нарушения приводят к патологическим изменениям метаболизма, то есть происходит нарушение его нормальной физиологической внутренней среды.

 Основными признаками РАС являются:

  1. Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими.
  2. Ребенок как будто отгорожен от мира песочной стеной.
  3. Ребенок не реагирует на голос родителей, не улыбается в ответ, а если улыбается, то в пространство. Поздно начинает выделять мать или вообще ее не выделяет.
  4. Отношение к взрослым - отсутствия всяких границ (легко начинает разговаривать с незнакомым человеком), до полного отсутствия внимания к людям и страха, избегания контакта с людьми, которые не нравятся.
  5. Отмечается стереотипность в поведении, что проявляется:  - в стремлении сохранить постоянные, привычные условия жизни, приверженности к сохранению неизменности окружающего - такие дети часто предпочитают одни и те же маршруты во время прогулок, одну и ту же обстановку, одну и ту же пищу;  - в сопротивлении и страхе перед изменениями, боязни всего нового (неофобия);  - в поглощенности однообразными стереотипными примитивными движениями и действиями: моторными и речевыми (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцами, сгибание-разгибание кистей и предплечий, раскачивания туловищем или головой, подпрыгивание на носках, повторение одних и тех же звуков, фраз).

7. Однообразные игры имеют вид стереотипных манипуляций с предметами неигрового назначения (веревочки, ключи, гайки, пузырьки) или, реже, с игрушками (например, однообразной катание машинки взад-вперед). Дети часами однообразно вертят предметы, перекладывают их с места на место, Попытки оторвать детей от нее, переключить их на продуктивные занятия, как правило, вызывают бурный протест, плач, крики.

8. Весьма характерно зрительное поведение: непереносимость взгляда в глаза.

Отмечаются следующие особенности развития: 

Нарушения речевого развития можно наблюдать ещё в раннем возрасте: отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. (трудности в адаптации к окружающей среде).

Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из еѐ колѐс. Или, не понимая предназначения игрушки использовать еѐ в других целях.

Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь. Очень любят мучное, хлеб.

Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.

Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд).

Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.

Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.

 Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.

Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно- следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.

 Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).

Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.

В работе с аутичными детьми главной задачей является вовлечение ребенка в индивидуальную и совместную деятельность для дальнейшей его адаптации в обществе. Однако педагогам следует помнить о том, что самым первым шагом при работе с такими детьми будет установление первичного контакта, создание ребѐнку положительного эмоционального климата, комфортной психологической атмосферы для занятий, чувства уверенности в себе и защищѐнности, и только потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения. Адаптационный период работы может занять длительное время, чаще всего он растягивается на период от одной недели до нескольких месяцев. Дети с РАС нуждаются в коррекции эмоционально-волевой сферы, направленной на установление контакта с аутичным ребенком, на преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, негативизма, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.

Когда вы думаете о ребенке с аутизмом, представьте его на пляже за стеной из песка.         Эта стена — своеобразный защитный барьер, который мешает ребенку общаться с окружающим  миром.

Отдельные участки стены - это различные навыки, которые ваш ребенок должен освоить, чтобы успешно   взаимодействовать с окружающим миром.

1. Нижняя часть стены - навыки, которые ребенок приобрел практически без посторонней  помощи.

Это способность тянуть вас за руку к чему-то, что он желает получить, или способность плакать, устраивать истерики, выходить из себя, наносить себе удары с целью добиться вашего внимания либо заставить вас оставить его в покое.

2. Среднюю часть стены – может иногда преодолевать сильно мотивированный ребенок, демонстрируя такие навыки, как указательный жест или использование одного или нескольких слов.

3. Высокую часть стены - ребенок не сможет преодолеть самостоятельно, без вашей помощи.

Чтобы преодолеть более сложные участки стены, ребенку необходимо действительно желать этого, то есть быть достаточно мотивированным.

Суть этой метафоры в том,  чтобы помочь ребенку последовательно преодолеть все трудные участки стены и оказаться во внешнем мире.

Без специальной помощи детей с расстройствами аутистического спектра становятся тяжелыми психическими инвалидами. В случае раннего начала коррекционной работы с помощью правильно подобранных методов, создания специальных условий, удается повысить уровень жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи.

Достичь наибольших результатов в работе с детьми с РАС может помочь создание специально организованной развивающей среды.

. В нашем детском саду всего 6 групп, в 4 –х из которых воспитываются дети с РАС.

У нас есть специально отведенное место для отдыха (сенсорный уголок), которое помогает детям с РАС снять напряжение, агрессию,  предотвратить эмоциональную перегрузку, активизировать сенсорные функции и оказывает положительное влияние на их психическое развитие. Оно оснащено следующим оборудованием:

  • пуфы,
  • кресла-мешки,
  • сухой бассейн,
  • сухой душ из разноцветных ленточек,
  • фибероптическое волокно с источником света,
  • светодиодная панель, сенсорный пол (напольные плитки  с жидким разноцветным наполнением).

Данное оснащение поможет  ребенку расслабиться — просто полежать, либо уединиться  ото всех. Возможность восстановить силы улучшит поведение, уменьшить его страдания от стресса.

Сенсорные подушки, коврики, массажные мячики

Для детей с аутизмом часто характерна гиперактивность, поэтому простое сидение за столом в течение всего занятия может стать для такого ребенка настоящей проблемой. Это снижает мотивацию к занятиям. Некоторым детям могут помочь такие подушки, которые обеспечивают дополнительные сенсорные ощущения и возможность движения во время сидения. Применение таких подушек уменьшает негативное отношение к занятиям за столом, повышает усидчивость и качество занятий.

Сенсорные игрушки: антистрессовые игрушки, лизуны, лабиринты, мигающие мохнатые игрушки, цветной кинестетический песок (песочная терапия). 

 Уголок эмоций: конструктор эмоций, ромашки эмоций, эмоциональные колобки (деревянные картинки- половинки).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы привести слава Томаса из брошуры  об ощущении себя в окружающем мире.

Хильда де Клерк, мама аутичного мальчика Тома, назвала свою книгу «Мама, это человек или животное?»

 «Страдать аутизмом – не значит не быть человеком. Это значит, быть странным. Это значит, что то, что нормально для других, не нормально для меня, а то, что нормально для меня, ненормально для других. В некоторых отношениях, я очень плохо подготовлен, чтобы выжить в этом мире, как если бы я был инопланетянин, приземлившийся без учебника. Но моя личность не тронута. В глубине себя я чистый. Я чувствую большое значение и ценность моей жизни, и у меня нет никакого желания быть вылеченным.

Признайте, что мы отличаемся друг от друга, будучи равными, что мой способ существования – это не только искаженная версия вашего.

Давайте вместе работать, чтобы мы смогли построить между нами мосты».

Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если её проводить комплексно, группой специалистлов: дефектологом, психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, муз.руководителем и родителями.(единая программа, требования и т.д.)

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...

Особенности работы с учащимися с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Особенности работы с учащимися с расстройствами аутистического спектра (РАС)Поддержание работоспособности и интереса учащихся с ОВЗ к учебной деятельности является одной из ключевых проблем для педаго...

«Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра»

ОглавлениеГлава 1. Развитие общения в детском возрасте (обзор общей и специальной литературы по проблеме исследования) 61.1 Понятие о коммуникации (об общении) в зарубежных и отечественных иссл...

Организации работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) в школе.

В статье дан перечень основных трудностей детей с РАС при обучении в ОУ и обозначены основные направления коррекционно-развивающей  работы....

Особенности работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра, в средней школе

В докладе приведены особенности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, предложены  методы и приёмы повышения эффективности обучения данной категории детей в средней школе...

Рабочая программа учителя-логопеда по формированию и развитию речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Рабочая программа учителя-логопеда по формированию и развитию речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра...

Инновационные методы и формы коррекционной работы в педагогической деятельности в практике учителя – дефектолога

Дети с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью затрудняются не только выражать свои мысли, чувства, при малейшем изменении обстановки теряются, что в дальнейшем может...