Слоговая структура слова
статья

Светлана Васильевна Никанорова

Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. Ритмическую слоговую структуру слова составляют: место ударения, количество слогов, их состав (различают слоги открытый, закрытый, со стечением согласных в начале, в середине и в конце слова) и последовательность в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_slova.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое слоговая структура слова, причины и виды нарушения

Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. Ритмическую слоговую структуру слова составляют: место ударения, количество слогов, их состав (различают слоги открытый, закрытый, со стечением согласных в начале, в середине и в конце слова) и последовательность в слове.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4—5 лет произносит: (товотик - животик, саф - шкаф, хакист - хоккеист, вовояпотик - водопроводчик, астобус - автобус, висипед - велосипедист, стапед-велосипед, лимоит - лимон, альпельсин-апельсин, атгурец-огурецаквай, вапасилек-василек, дети слепили снеговика - дети синили новика). и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Выделяется ряд причин нарушений слоговой структуры слова:

  1. Недостаточное развитие фонематического слуха;
  2. Недостаточность артикуляционных возможностей;
  3. Сниженный уровень развития оптико-пространственных организаций;
  4. Несформированность ритмической и динамической организации движений;
  5. Неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
  6. Сниженная мотивационная деятельность;

Виды нарушений слоговой структуры слова:

  1. нарушение количества слогов:
  • элизия – сокращение слогов (молоток – моток);
  • итерация – опускание слогообразующей гласной (пинино – пианино);
  • увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласны- (Слава – Салава)
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • перестановка слогов в слове (деворе – дерево);
  • перестановка звуков соседних слогов (гебемот – бегемот)
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута – капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул – стул);
  • вставка согласных в слог (лимонт – лимон)
  1. Антиципации - уподобление одного слога другому (пипитан – капитан, вевесипед – велосипед, нананасы – ананасы)
  2. Персеверации - застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей – воробей). Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.
  3. Контаминации – соединение частей двух слов (холодильница – холодильник, хлебница).

Таким образом, преобладание ошибок, выражающихмя в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывает на нарушение артикуляционной сферы.

Обследование слоговой структуры слова

Как же понять, распознать нарушена ли слоговая структура слова? Очень просто, предложить ребенку отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

Для обследования слоговой структуры слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов.

Методика обследования детей 3-4 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за взрослым слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т. д.) 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т. д). При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Методика обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов: простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за взрослым;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

После 5 лет детям дается задание повторить за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Классификация слоговой структуры слов (по А.К. Марковой)

Классификация определяет последовательность работы над формированием слоговой структуры слова – качественной характеристики словарного запаса ребёнка.

1 класс – 2-сложные слова из открытых слогов 

ива, дети, дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, духи, луна, ноги, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя.
хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2 класс – 3-хсложные слова из открытых слогов

охота, малина, лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, берёза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама.

3 класс – односложные слова с закрытым слогом

дом, мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мёд, кот, гусь, дым, нос, зал, Дон, сын, пар, шум.

вёз, чем, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4 класс – 2сложные слова с закрытым слогом

диван, мебель, лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, совок, канат, живот, жираф, пенёк, денёк, тенёк, салон, один, парад, паром, парус, базар, балет, баран, пожар, повар, полёт, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковёр, козёл, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, филин, финик, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок.

5 класс – 2-сложные слова со стечением согласных в середине слова

банка, ветка, юбка, письмо, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тётка, кошка, мышка, шишка, чёлка.

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6 класс – 2сложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

компот, тюльпан, плитка, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, бульон, пастух.

Сергей, Матвей, Антон, Павлик, Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил, плавать, глотать, стучать.

7 класс – 3-хсложные слова с закрытым слогом 

бегемот, телефон, колобок, самолёт, помидор, чемодан, петушок, ананас, василёк, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, телёнок, магазин, пеликан, пирожок, ледокол.

8 класс – 3-хсложные слова со стечением согласных 

комната, ботинки, яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, калитка, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, панамка, пуговка, банкетка, пипетка, комната, селёдка, минутка, солянка, коленка, булавка.

9 класс – 3-хсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом 

ягнёнок, половник, купальник, паяльник, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10 класс – 3хсложные слова с 2-мя стечениями согласных 

таблетка, матрёшка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка.

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова 

стол, шкаф, флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин.

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны       гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли      тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты      ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны     фта – фто–фту – фты

12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова 

лифт, зонт, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, винт, шарф, фарш, холм, мост.

13 класс – 2-сложные слова с 2-мя стечениями согласных 

плётка, кнопка, звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плётка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

14 класс – 4-хсложные слова из открытых слогов 

черепаха, пианино, Буратино.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слоговая структура слова

Методическая презентация по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Доклад на тему "Слоговая структура слова"

Работа над слоговой структурой слова.   Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре....

Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».

При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры  слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...