Опыт создания речевого режима в классах для детей с ОВЗ
статья

Фадеева Юлия Александровна

В статье представлен опыт по созданию речевого режима в классах для детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт создания речевого режима в классах для детей с ОВЗ

Фадеева Юлия Александровна                                                                                               учитель-логопед,

МБОУ «Средняя школа № 18»                                                                                                                         г. Дзержинск                                                                                                                                  Нижегородская область

Речевой режим – это система требований и мероприятий, направленных на закрепление произносительных навыков.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - особенные, а потому нуждаются в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Типичные особенности детей с ОВЗ:

• отсутствует мотивация к познавательной деятельности;

• низкий темп выполнения заданий;

• низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

• низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);

• низкая самооценка;

• повышенная тревожность;

• нарушение координации движений;

• низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

• трудности в понимании инструкции;

• нуждаются в постоянной помощи взрослого.

Специальные условия для образования детей с ОВЗ:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

 - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

 - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

 - и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ для обучения детей с ОВЗ.

Работа учителя - логопеда с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей.

Логопедическое сопровождение направлено на формирование и развитие фонематических процессов; звукопроизношения; лексического запаса и грамматического строя речи; связной речи; неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание приемов и навыков самоконтроля); чтения и письма; моторики.

Одним из важных аспектов работы с детьми с ОВЗ является формирование речевой среды.

Создание речевой среды предполагает постоянное мотивирование общение с ребёнком независимо от его возможностей и уровня речевого развития.

В логопедической практике использую поощрение за успехи, своевременную и тактичную помощь каждому обучающемуся, развиваю в нём веры в собственные силы и возможности.

Важнейшим средством формирования и совершенствования речевой деятельности обучающихся является речевой режим.

Понятие речевого режима включает в себя систему следующих мероприятий:

1.Речь учителя-логопеда, как образец.

Основные фонетические характеристики речи логопеда сводятся к следующим признакам:

·        отчётливость артикуляции;

·        контролируемый темп речи;

·        модулируемая громкость голоса;

·        интонационная сторона речи.

2. Систематический контроль за произношением детей.

Соблюдать речевой режим не только на занятиях, но и в других режимных моментах ещё более важно, так как это даёт больше возможностей создать подходящую ситуацию для непосредственного, свободного и успешного речевого общения, формирует потребность в правильной речи у обучающихся с ОВЗ.

3.  Обязательная произносительная и смысловая отработка нового речевого материала.

В содержании каждого занятия есть термины, слова и словосочетания, которые встречаются впервые. Эти слова представляются в графическом виде – записываются на доске, табличке, указываются знаки словесного ударения.

 Объясняя новый материал, учитываются психосоматические особенности детей с ОВЗ и теоретический материал подкрепляется примерами из жизненного опыта обучающихся.

4. Значительная часть времени (от 2/3 от объёма занятия) отводится на речь детей.

Степень речевого участия логопеда определяется периодом обучения. В начале обучения, пока активность детей ещё очень мала, логопед говорит больше, чем дети. Но в процессе периода обучения речь детей становится более активной, и соответственно речь логопеда должна претерпевать изменения.

5. В занятие включена «Речевая зарядка».

Чаще всего её речевым материалом служат понятия, термины, сложные для произнесения слова, чистоговорки, скороговорки.

При отработке терминологии особое внимание обращается на произнесение звуков, наиболее часто нарушаемых: шипящих, сонорных, их дифференциацию.

Слова со сложной слоговой структурой отрабатываются в послоговом произнесении: ат-мос-фер-ный и т.д.

В речевую зарядку включаются слова, не знакомые детям, с целью расширения словарного запаса.

6. Для контроля за произношением используются фразы:

- перед ответом обучающегося

(«Говори громко!», «Говори правильно!»);

- одобрение

(«Хорошо!», «Говорил правильно, чисто»);

- замечания, если ребёнок говорил небрежно, хуже своих возможностей, при этом даю образец правильной речи («Говоришь неправильно, послушай, как надо, повтори!»).

Учащиеся-логопаты используют на занятии Памятку красивой речи

1. Чётко проговаривай слова.

2. Дыши правильно.

3. Говори свободно и уверенно.

4. Употребляй слова, которые лучше выражают мысль.

5. Излагай мысль последовательно.

6. Следи не только за своей речью, но и за речью товарищей.

7. Исправляй ошибки, соблюдая культуру общения.

Логопед говорит с обучающимися спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричит!).

Лучше воспринимается речь, когда она произносится в слегка замедленном темпе, тогда обучающимся с ОВЗ легче следить за её содержанием, запоминать текст. Ровный, слегка замедленный темп улучшает отчётливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает речь нечёткой, трудной для восприятия.

К вышеперечисленным рекомендациям необходимо отнести правильное использование учителем - логопедом невербальных средств общения (посредством образов, интонации, жестов, мимики), его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Знание логопедом образовательной организации названных рекомендаций, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Использованная литература:

1. Большой толковый словарь русского языка.СПб., 1998.

2. Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. – М., 1980.

3. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М. 1990.

4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. Кн. Для логопеда. М., 2007.

5. Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192с.

6. Лемяскина Н. А. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника (на материале речевого поведения учащихся 1-4 классов).Воронеж, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Живой звук" организация единого коррекционно- речевого режима в логопедической группе и в семьях воспитанников.

Совместная работа педагогов логопедической группы с семьями воспитанников....

Требования речевого режима логопедической группы.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...

Инновационный проект «Живой звук» организация единого коррекционно-речевого режима в логопедической группе и в семьях воспитанников.

Чтобы получить положительные результаты по формированию правильной речи ребенка дошкольника, требуется установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединяя их в одну ком...

Положение о едином речевом режиме

Организация слухоречевой среды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху...

Статья в журнале "Вестник. Педагогические науки" 2017/4 Опыт создания электронного теста для контроля лексико-грамматических навыков к УМК Spotlight 8 класс

Опыт создания электронного комплекта тестов для контроля лексико-грамматических навыков к УМК Spotlight 8. Статья "Вестник. Педагогические науки. 2017/4"...

Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей

В статье представлен и обобщен опыт создания информационно-образовательной среды сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ". В статье указаны системообразующие ресурсы ИОС, описаны принципы реализации и...