Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей
статья

Савин Антон

В статье представлен и обобщен опыт создания информационно-образовательной среды сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ". В статье указаны системообразующие ресурсы ИОС, описаны принципы реализации информационной, коммуникационной и управленческой функций. В содержание статьи обозначены положительные результаты реализации информационной образовательной среды в детском туристском объединении, приведены выводы по изучению информационных ресурсов других объединений Санкт-Петербурга. Сделаны предположения о существующих тенденциях создания ИОС детских объединений. Статья адресована педагогическим работникам туристско-краеведческой направленности учреждений дополнительного образования детей, а также руководителям других детских объединений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей

Система дополнительного образования детей, в частности Санкт-Петербурга, дает педагогу возможность использовать более широкий спектр форм и методов организации образовательного процесса в отличие от основного. Дополнительное образование может осуществляться не в формате классно-урочной системы, что позволяет использовать различные образовательные технологии, формы взаимодействия между участниками образовательного процесса, информационные технологии, социальные сети. Выбор того или иного направления дополнительного образования – это выбор детей и родителей, выбор, который основан на интересе. А раз деятельность интересна, то активность обучающегося, его открытость общению выше, чем в основной школе. Эти особенности дополнительного образования дают возможность создания эффективной информационной образовательной среды (ИОС) детского объединения. Любая образовательная среда только тогда эффективна, когда ее субъекты открыты познанию нового, активны в своей деятельности, понимая ее цели, открыты для взаимодействия в процессе достижения общего и личностного образовательного результата. Необходимость создания ИОС детского объединения обусловлена также развитием информационных технологий и их проникновением во все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование.

В данной статье представлен опыт создания ИОС сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ».

Идея создания информационной образовательной среды у педагогов сектора туризма появилась осенью 2009 года. Основной целью ИОС стала организация открытого комфортного образовательного взаимодействия между субъектами образования детского туристского объединения в сетевой среде в 2009 году – тогда еще ГБОУ ДОД ЦДТТ «Город Мастеров». Для достижения данной цели необходимо было решать следующие задачи:

  • поиск, разработка и организация открытых ресурсов для осуществления образовательного взаимодействия и информационного сопровождения деятельности учащихся сектора туризма;
  • формирование умений использовать информационные технологии и современные технические средства для удовлетворения образовательных потребностей в туристско-краеведческой деятельности;
  • алгоритмизация вариативного и мобильного взаимодействия субъектов образования и его осуществление;
  • информационное обеспечение образовательного процесса.

В самом начале создания ИОС сектора туризма необходимо было определить технологическую базу, способную решать данные задачи. Из многочисленного разнообразия технологий и социальных сервисов, относящихся к открытому программному обеспечению, были выбраны два: сервис Google Сайты и группа в социальной сети «ВКонтакте». Сайт и группа были созданы педагогами центра, они стали системообразующими ресурсами для создаваемой информационной образовательной среды. Основаниями для выбора данных технологий являлись следующие показатели:

  • общедоступность и актуальность;
  • простота управления;
  • возможность регламентирования;
  • мультимедийность;
  • возможность мониторинга;
  • оперативность.

После создания системообразующих ресурсов, перед педагогами встала задача реализации «трех китов ИОС»: информация, коммуникация, управление. Необходимо было решить, где и как на данных ресурсах будет помещаться информация, где и как субъекты образовательного процесса будут осуществлять коммуникацию, и как осуществлять управление всеми процессами.

Информационную функцию ИОС сектора туризма стал выполнять сайт Google (http://sites.google.com/site/sektorturizma/), на котором отражалась вся информация о деятельности детского объединения. Но решено было создать краткий дубль информации и в группе ВКонтакте (https://vk.com/sktur), в связи с тем, что данная социальная сеть является наиболее популярной как среди обучающихся, так и педагогических работников сектора туризма.

Коммуникативная функция реализовывалась через указанную группу ВКонтакте. Здесь происходили обсуждения предстоящих мероприятий, разработка различных проектов, организация учебных выходов, походов, экспедиций.

Выполнение управленческой функции информационной образовательной среды сектора туризма осуществлялось посредством электронного портфеля, который формировался и наполнялся на сервисах Google (документы, блоги, группы). Но, в связи с особенностями организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей, создание аккаунта Google каждым учащимся сектора туризма не получается. В этом случае мониторинг результативности деятельности детей и подростков осуществляется в группе ВКонтакте: прослеживается включенность учащегося в образовательную деятельность по его активности, периодичности участия и выложенному презентационному материалу.

Практика создания и реализации информационной образовательной среды сектора туризма теперь уже ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», показывает, что меняется качество работы детского объединения в системе дополнительного образования. Активное включение учащихся в информационную образовательную среду, возможность видеть результаты своей работы и работы других, планировать их, обсуждать и совместно улучшать дает ряд положительных результатов:

  • повышается вариативность и мобильность образовательного взаимодействия между субъектами образования (педагог – учащийся – родитель; учащийся – учащийся; педагог – педагог);
  • в образовательный процесс детей включаются родители в новых формах взаимодействия;
  • учащихся и другие субъекты образования оперативно информируются о деятельности в объединении.
  • в туристско-краеведческую деятельность включаются дети, не имеющие возможности постоянного посещения секций;
  • у учащихся формируется информационная культура;
  • в новой форме пропагандируется туристско-краеведческая деятельность детей и подростков.

Внедрение в образовательную практику детского туристского объединения системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга такой информационной образовательной среды является необходимостью конкурентоспособного функционирования для данного региона. Изучение информационных ресурсов других детских туристских объединений, обозначенных на сайте организационно-массового центра детско-юношеского туризма в Санкт-Петербурге (https://www.balticbereg.ru/index.php/syutur/plany-rajonov), позволило сделать следующие выводы:

  • информационные ресурсы детско-юношеских туристских объединений региона развиваются преимущественно в социальной сети ВКонтакте;
  • существующие ресурсы не реализуют имеющийся образовательный потенциал;
  • ресурсы детских туристских объединений преимущественно выполняют информационную функцию;
  • в ресурсах не реализуется управление образовательной деятельности учащихся;
  • информация, размещенная на некоторых ресурсах, является не актуальной, а содержание не обновляется.

Все эти явления указывают на то, что технология создания и реализации информационной образовательной среды неизвестна для руководителей туристских объединений учреждений дополнительного образования детей, нет системности организации образовательной деятельности в информационном пространстве. Кроме этого построение информационной образовательной среды объединения зачастую происходит одним педагогом, а не командой педагогических работников, как того требует технология.

Опыт реализации информационной образовательной среды сектора туризма ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» показывает, что ресурсы образующие ИОС должны обновляться, наполняться, развиваться, выполнять коммуникационную, информационную и управленческую функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Работа с интерактивными досками в детских объединениях учреждений дополнительного образования детей"

Работа с интерактивной доской.Методические рекомендции начинающим - популярное изложение, помогающее понять основы работы с ИД.Начало работы с доской. Её возможности. Планирование занятия с использова...

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

«ИНТЕГРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В работе дается система по работе учреждения дополнительного образования с общеобразовательными организациями по организации внеурочной деятельности на основе требований ФГОС....

Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"

Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

Тема методического объединения: «Развитие творческой одарённости в учреждениях дополнительного образования детей.»

Темаметодического объединения:«Развитие   творческой одарённости  в учреждениях дополнительногообразования детей.»...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...