Инновационный метод "Сторисек"
консультация

Топоркова Инна Васильевна

«Использование инновационного метода «Сторисек»  в формировании звуковой культуры речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  7-8 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_storisek.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация

«Использование инновационного

метода «Сторисек»  в формировании звуковой культуры речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья    7-8 лет»

Подготовила: Топоркова И.В., учитель -логопед

МОУ начальная школа - детский сад №11 КГО

 

В настоящее время, в эпоху компьютерных игр и обилия всевозможных гаджетов, в образовательные организации приходят «дети – зрители». Вместо тесной коммуникации со взрослыми (родителями), они привыкли к восприятию визуальной информации, с трудом воспринимают текст и устную речь. Их речь либо отсутствует, либо запаздывает в становлении, поскольку при обращении с гаджетами и в компьютерных играх ребенку нет необходимости использовать ни внешнюю, ни внутреннюю речь, ему не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению. В этих условиях, большое влияние на формирование звуковой культуры речи у детей оказывает учитель-логопед.

Звуковая культура речи - является составной частью речевой культуры.

Владение звуковой культурой речи – это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами.

Характерные проблемы, встречающиеся у обучающихся 7-8 лет :

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неумение правильно и грамотно выстроить предложение;
  • недостаточный словарный запас;
  • неспособность выстроить монолог (например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему);
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации;
  • регулировать громкость речи;
  • плохая дикция.

Предлагаю  вашему вниманию  педагогическую находку для работы в данном направлении - метод «Сторисек».

Метод был разработан в 1994 году в Великобритании Нейлом Гриффитсом, доктором филологии, автором книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте.

«Сторисек» (от англ. Storysack - «мешок историй») - это интересный современный вариант такого традиционного метода работы с детьми, как

«чтение вслух».

Задачи «Сторисека»: чтение хорошей детской литературы, расширение кругозора ребенка, пополнение и расширение словарного запаса, формирование звуковой культуры речи, развитие навыков осмысленного восприятия окружающего мира, навыков обсуждения, стимулирование интереса  к книге и   речевому общению.

      Как выглядит классический «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно- популярная, энциклопедическая литература по теме, видео и (или) аудиозапись, дидактическая либо развивающая речевая игра, и многое другое.

Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Мягкие игрушки «Сторисека» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.

 Словесные (языковые) игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.

       Этапы работы над созданием «Сторисека»:

  1. Подготовка (изготовление) полотняного мешочка или рюкзачка - «Сторисека»;
  2. Определение произведения детской художественной литературы, которому будет посвящен «Сторисек»;
  3. Подбор содержания «Сторисека» – средств обучения и развития;
  4. Оформление описи готового «Сторисека»;
  5. Дополнительно – можно разработать «Шпаргалки для взрослых».

Данный метод   адаптирован  для результативной работы с обучающимися  с ОВЗ по формированию звуковой культуры речи.

Формат нашего «Сторисека» предполагает мультисенсорный подход к подбору его содержания, при котором используются такие средства обучения и развития формирования звуковой культуры речи, которые рассчитаны на восприятие информации обучающимися различными органами чувств, когда одновременно  задействуются разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический – тактильный, и т.п.).

Понятие «Мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от лат. multum – много, и «сенсорный» от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение.

При таком подходе дети усваивают информацию через многоканальную систему восприятия «Вижу, слышу, делаю».

Например: слово яблоко. Чтобы это слово прочно закрепилось в сознании ребенка, яблоко необходимо увидеть в натуральном виде, соотнести его с картинкой (зрительный анализатор), потрогать его, узнать на ощупь (тактильное ощущение), попробовать на вкус (осязание, обоняние), нарисовать его, слепить из пластилина, сорвать с дерева, купить его в «магазине» - в игре (моторное чувство). Проделав все эти операции, ребенок прочно усвоит понятие и произношение данного слова.

Реализация задач формирования звуковой культуры речи через применение инновационного метода «Сторисек» осуществляется по двум основным направлениям:

  1. развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
  2. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Предлагаю вашему вниманию «Сторисек» по книге А.Л. Барто «Лучшие           стихи для детей»

Содержание «Сторисека» (средства обучения и развития направленные на формирования звуковой культуры речи  ребенка):

  • Иллюстрированная книга А.Л. Барто «Лучшие стихи для детей»;
  • Аудиокнига А.Л. Барто «Игрушки»;
  • Предметные картинки, с изображением героев произведения;
  • Игрушки: мяч; медведь, бычок, слон, самолет, лошадка, заяц;
  • Маски героев произведения;
  • Зеркала (на подгруппу детей);
  • Пластилин, карандаши цветные;
  • Микрофон (игрушечный);
  • «Шпаргалка для взрослых» - описание игр на развитие общих речевых навыков, развитие речедвигательного аппарата; картотека чистоговорок, скороговорок, загадок по теме «Сторисека».

Использование метода «Сторисек» в формирования звуковой культуры речи  предоставляет массу творческих возможностей, так как в наполнении мешка возможно множество вариантов.

Динамично, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь ребенка огромным количеством самых разнообразных объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание сосредотачивается лишь на немногих из них: ярких, звонких, значимых для ребенка вещах. И наша задача сделать так, чтобы какой бы материал по речевому развитию мы не давали детям, он всегда был бы ярким, эмоциональным, привлекательным, живым, и заставлял бы ребенка с удовольствием включаться в деятельность.

Игра на развитие слухового внимания: «Кто как разговаривает?»

 Цель: расширять словарный запас детей, развивать быстроту реакции.

Ход: учитель-логопед поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова - мычит Тигр - рычит Змея - шипит Свинья - хрюкает

Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?»,

«Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра на развитие фонематического слуха: «Кто внимательный?»

 Цель: формировать умение выделять в слове указанный  звук.

Ход игры: учитель-логопед неторопливо произносит слова. Если дети слышат в произносимом слове указанный звук, то хлопают в ладоши, если указанного звука в слове нет, сидят спокойно. Например, в словах следует выделить звук [ж]: жук, шапка, жираф, ножницы, санки, флажок,  ёжик, сумка, велосипед, жакет, художник.

Игра на развитие речевого дыхания: «Чья птичка дальше улетит?»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха. Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание: На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив

птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

Игры на развитие голоса:

«Самолет». Цель – учить повторять предложенные  слова голосом                      определенной силы: громко, умеренно, тихо.

Упражнения на отработку темпа и ритма речи.

  1. Чтение знакомых стихов с изменением темпа.
  2. Подвижные и хороводные игры с текстом
  3. Повторение цепочек слогов с ударением на конкретном слоге.
  4. Проговаривание чистоговорок.

«Микрофон»

В ходе игры дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли по содержанию произведения. Обязательным условием является четкая дикция. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания.

Игра позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства; упражняет в четкой дикции.

Активизирует слабоактивных детей в группе - «Говорит тот, у кого микрофон»; Формирует осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам; Развивает критическое мышление дошкольников.

Артикуляционная сказка    «ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК»

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц, а случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород вскопать. Взял лопату и пошел на делянку.

« Лопатка».

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он — шипит кто-то:

- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

-Огород копаю, чтобы еду на целый год вырастить, — отвечает Змея.

Сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Веселая змейка».

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

«Грибок».

«Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала:

- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было.

— А сама хвост      распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла — медведь идет да банку с вареньем несет.

«Вкусное варенье».

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает.

Подошел к нему и дал разумный совет:

-Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет.

— И ушел косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит — волк идет, чашечку несет.

-Ой, заяц, какой ты молодец! — заохал волк. — До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

«Чашечка».

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка».

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».

Методические рекомендации по проведению «Сторисека» (по книге А.Л. Барто «Лучшие стихи для детей»)

  1. Работа с художественным произведением:
  • Прочитать детям стихотворения из книги А.Л. Барто «Лучшие стихи для детей»;
  • Рассмотреть иллюстрации;
  • Организовать диалоги с детьми до, во время и после прочтения книги – обсуждение с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге?

Назовите и опишите героев стихотворений. Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что было описано в стихах? (Использовать и другие вопросы);

  • Загадать детям загадки о героях произведений;
  • Заучить с детьми некоторые стихотворения из книги;
  • Предложить детям рассказать понравившееся стихотворение наизусть в микрофон (игрушечный): Заострить внимание на выразительности чтения, дикции, изменении скорости чтения стихотворения (медленно/быстро), интонации, громкости, тембра голоса и пр.
  1. Игровая деятельность:
  • При помощи игрушек (героев произведений) обыграть содержание стихотворений из книги (вместе с детьми, либо детьми самостоятельно) во время чтения книги                           или  после.
  • Попросить детей подавать нужные реквизиты во время чтения/ обыгрывания.
  • Поговорить о реквизитах, спросить детей их название, кому они принадлежат, как/когда нужно использовать.
  • Провести игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или  сами дети. Стимулировать детей к проигрыванию сюжетов книги, используя маски героев стихотворений;
  • Провести речевые игры с предметными картинками, с изображением героев стихотворений. Заострять внимание на звуках: спрашивать детей, с каких звуков начинаются конкретные слова.
  • Провести упражнения на развитие общих речевых навыков: на развитие речедвигательного аппарата (артикуляционная гимнастика с        использованием зеркала,        упражнения        на        развитие        дыхания,        чистоговорки, скороговорки)

В «Сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных игр на формирование   звуковой культуры речи детей. Все игры необходимо соотнести с книгой!

  1. Работа с аудиокнигой А.Л. Барто «Игрушки»:
  • Организация коллективного прослушивания аудиокниги с одновременным/ Предваряющим, завершающим, комментируемым рисованием/лепкой (когда ребенок параллельно, как и что он хочет нарисовать).
  1. Работа в центре детской речевой активности (развивающая предметно- пространственная среда):
  • Предложить «Сторисек» для самостоятельной деятельности обучающихся .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства

Инновация– это любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.•Во-первых, инновация начинается там, где болит.•Во-вторых, мы создаем усл...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...