Конспект урока мир природы и человека 4 класс (ФГОС О УО (ИН)) I вариант "Песок, глина"
план-конспект
Данный урок проводился в 4 классе. Эта возрастная группа детей отличается бедным словарным запасом, слабой мотивацией учебной деятельности, быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью. Поэтому на уроке использовались разнообразные виды деятельности: игровые приёмы, инновационные технологии, которые выступают как средство развития у учащегося интереса к обучению, повышения внимания, более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала, формированию коммуникативных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pesok_glina.docx | 101.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сахалинской области «Школа – интернат «Радуга».
694350 Сахалинская область, пгт.Смирных,ул. Западная,16 А, тел./факс 8(42452)4 – 25 – 06,
E-mail:skhikadry@mail.ru.
Автор: Хусаинова Алёна Владимировна, учитель - дефектолог.
Конспект урока мир природы и человека
4 класс (ФГОС О УО (ИН)) I вариант
Тема: «Песок, глина».
Выполнила: Хусаинова А.В.
учитель - дефектолог
Смирных,
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данный урок проводился в 4 классе. Эта возрастная группа детей отличается бедным словарным запасом, слабой мотивацией учебной деятельности, быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью. Поэтому на уроке использовались разнообразные виды деятельности: игровые приёмы, инновационные технологии, которые выступают как средство развития у учащегося интереса к обучению, повышения внимания, более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала, формированию коммуникативных умений. Задачи воспитания осуществлялись через создание дружеской, творческой атмосферы на уроке, доброжелательные отношения учителя и ученика.
Учитывая психологические и возрастные особенности обучающегося, в основной этап урока были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурная пауза, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, создание положительного настроя и эмоционального заряда (медитация с пожеланием успеха на уроке), оптимальный темп ведения урока, подача материала осуществлялась доступным рациональным способом. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки.
Здоровьесберегающий аспект урока, это работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся – профилактика зрения, осанки, снижение утомляемости.
Предмет: Мир природы и человека.
Класс: 4
Тема урока: «Песок и глина».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная работа.
Учебно-методический комплекс (используемый на уроке): презентация в программе Interwrite Work Space, ПК, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, песок, глина, лупа.
Цель: Ознакомление со свойствами песка, глины.
Задачи:
- познакомить со свойствами песка, глины;
- развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- способствовать воспитанию культуры общения, умения слушать и слышать друг друга.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
- использование ИКТ, игровых методов;
- использование элементов исследовательской работы на уроке.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- знание свойств полезных ископаемых.
-умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Личностные:
- формирование положительного отношения и интереса к изучению природы;
- развитие способности к самоконтролю;
-умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение работать по предложенному плану, выдвигать свой план;
- умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности.
Познавательные:
- умение делать выводы;
- умение находить ответы на вопросы, используя словарь, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Комуникативные:
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ЭТАПЫ УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
VI. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Организационный момент.
Цель: настроить обучающихся на работу, создать эмоциональный настрой на работу.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.
Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
И удачи вам во всем,
А теперь урок начнем!
- Прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе»
- Сейчас у нас урок мир природы и человека.
- На уроке мир природы и человека мы учимся красиво и правильно говорить.
- Что надо сделать, чтобы настроить нашу речь? (артикуляционную гимнастику)
Артикуляционная гимнастика.
Цель: подготовить речевой аппарат к деятельности на уроке, к восприятию текста.
- Урок, сегодня, я начну со сказки.
Приложение №1
Работа над чистоговоркой.
- Как шумит ветер? (с-с-с)
- Как море шумит? (ш-ш-ш)
ЛИ – ЛИ – ЛИ – в синем море корабли;
ЛЕ–ЛЕ–ЛЕ–поплывём на корабле.
(учитель обращает внимание на правильность выполнения упражнений, на чёткое проговаривание)
II.Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала.
Игра «Собери слово»
РО - ДА – ПРИ (На партах собирают слово.)
- На какие две группы делится природа? (живая и неживая)
- Чем отличается живая и неживая природа? (Живая природа – это всё, что может расти, питаться, дышать, развиваться.)
- Что относится к живой природе? ( Человек, растения, животные.)
- Что относится к неживой природе? (Вода, камни, почва, звёзды, солнце.)
- Ребята, мы продолжаем изучать раздел «Неживая природа».
III. Определение темы урока.
Цель: подготовить к восприятию нового материала
- Найдите картинки с неживой природой.
Слайд № 2
(Ученик на доске находит и отмечает предметы неживой природы.)
- Кто догадался, какая тема урока? (песок и глина)
- Молодцы, ребята!
- С чем познакомимся на уроке?
- Что узнаем на уроке?
Совместно с учителем на доске составляют план работы на уроке.
1. Познакомимся с …
2. Узнаем ….
3. Где применяются.
-Молодцы!
- Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем много интересного о глине и песке.
- А знаете, ребята, вы сегодня пришли в необычный класс. Вы пришли в исследовательскую лабораторию. Я руководитель исследовательской лаборатории, а вы ученые.
- А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
Знакомство с новым словом: ЛАБОРАТОРИЯ.
Работа со словарём.
– Откройте словарик исследователя, найдите слово лаборатория. (Дети находят понятие, зачитывают).
- Уважаемые ученые, в нашей лаборатории строго соблюдаются следующие правила:
(на доску вывешиваются правила).
Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№2. Не пробовать на вкус. Не подносить близко к носу.
- Почему? (При сильном вдохе песчинки могут попасть в нос.)
Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
Правило №4. В конце исследования вымыть руки.
IV. Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
Прошу, уважаемые ученые, подумайте и скажите, а где можно встретить песок в природе? (ответы)
- Верно. Песок встречается на берегу рек и его называют речным песком;
- также мы можем увидеть песок на берегу моря - это морской песок;
Слайд № 3- очень много песка мы можем увидеть в пустыне;
-Уважаемые ученые, а где мы можем встретить глину в природе? (ответы детей).
Слайд № 4- Верно, глину мы можем видеть в полях, на дорогах.
- Правильно, и песок и глина находятся на поверхности или в земле.
- А сейчас, давайте проведём опыты.
-Каждый опыт будем отмечать в оценочном листе (на партах), «+» - справились, «-» - не справились.
Приложение № 3
Каждый опыт отмечаем в таблице.
Гимнастика для глаз.
-Для чего нам нужна гимнастика для глаз? (чтобы снять усталость с глаз).
Слайд № 5
- Закройте глазки, представьте, что вы на берегу моря (Звучит мелодия «шум моря»). Подул ветерок, поднял песок. Песчинки попали в глаза, что вы сделаете? (поморгать)
(на доске таблица с картинками, дети подбирают нужную картинку)
Приложение № 4
Опыт 1. Цвет.
- Ребята, давайте ещё раз рассмотрим картинки с песком и глиной.
Слайд № 6,7.
- Какого цвета?
(сделать вывод и поставить нужную картинку).
Опыт 2. Запах.
- Нюхаем на расстоянии, чтобы песчинки не попали в нос.
- Есть запах? (сделать вывод и поставить картинку).
Опыт 3. Из чего состоит.
- А сейчас, давайте с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрим, из чего состоит песок? (из зернышек-песчинок)
-Как выглядят песчинки? (маленькие, круглые, белые, желтые или полупрозрачные)
- Правильно, ребята, это крохотные камешки.
-А сейчас давайте рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин).
- Какой мы можем сделать вывод? (песок состоит из песчинок, а глина состоит из мелких частичек).
Физкультминутка:
- Ребята, как вы думаете, для чего нужна физическая минутка? (ответы детей).
- Каждый из вас будет песчинкой, покажите, как располагаются песчинки по отношению друг к другу (дети отдельно двигаются по классу).
- создайте, пожалуйста, модель глины (дети двигаются маленькими группами).
Опыт 4. Из чего состоит.
- У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Что у вас получилось?
- Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий).
-Придайте сырому песку форму шарика.
-Определите, сохраняет форму песок?
Сделайте вывод:
-песок вязкий? (нет)
- Найдите схему, где песок, рыхлый, сыпучий.
- А теперь возьмите стаканчики с глиной. Насыпьте глину на лист бумаги. Что вы заметили?
- Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она твердая, слиплась комочками).
-Придайте глине форму шарика.
- Определите, глина сохраняет форму?
-Сделайте вывод:
- Глина вязкая?
- Найдите схему, где глина твердая, слипается комочками.
- Вы сейчас назвали свойства песка и глины.
- Скажите, чем песок отличается от глины?
- Отметьте в таблице.
Опыт 5. Водопроницаемость.
Новое слово: ВОДОПРОНИЦАЕМОСТЬ.
- Как вы понимаете слово водопроницаемый? (ответы детей)
- Иван нам поможет, он заранее нашёл слово в интернете (ученик даёт понятие).
- Давайте узнаем, пропускают ли глина и песок воду?
У вас на столе стоят стаканчики с песком, глиной и стаканчик с водой.
- Давайте нальём немного воды в стаканчики с песком и глиной.
- Что вы видите? (вода, налитая в песок ушла вовнутрь, а вода, налитая в глину стоит наверху и не уходит).
- Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась вовнутрь стаканчика? (песок рыхлый, пропускает воду).
- Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга. Это помогает воде легко пройти в песок.
- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности? (глина твёрдая, вода не может протечь в неё).
- Проведя этот опыт, что вы можете сказать, что лучше пропускает воду – песок или глина? (песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо).
- Правильно, молодцы!
- Найдите схему(вывешивают карточки на магнитную доску).
- Но если воду долго оставить налитой в глине, то глина станет мягкой, пластичной и из неё даже можно будет лепить.
- Зная свойства песка и глины, человек научился использовать их с пользой для себя. Может быть кто-нибудь из вас назовет, где человек использует глину? (ответы детей)
Слайд № 8,9.
-Итак, человек использует песок и глину в строительстве
- при изготовлении посуды
- при изготовлении игрушек
- при производстве стекла.
Применение песка и глины
Приложение № 5
V. Закрепление изученного материала.
Цель: закрепление раннее изученного материала.
- Итак, ребята, у нас получилась таблица.
- Давайте расскажем о свойствах песка и глины.
Приложение № 4 (дети рассказывают по таблице)
Рефлексия содержания учебного материала.
Игра «Лови ошибку!» (игра с мячом)
- Песок вязкий, а глина рыхлая.
- Глина хорошо пропускает воду, а песок – плохо…
VI. Итог урока. Рефлексия.
Цель: определять степень успешности выполнения своей работы.
Рефлексия содержания учебного материала.
- Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным? (делать вывод, проводить опыт…)
- Уважаемые помощники, взгляните на листы оценивания, все опыты провели?
- Какие сложности возникли при проведении опыта?
- Какие ещё интересные открытия вы сегодня для себя сделали?
-Что мы сегодня делали на уроке? (ребята обращаются к плану урока, узнали…, познакомились…)
Рефлексия деятельности.
- Оцените свою работу на уроке на «шкале оценивания.
Слайд № 10.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
-Если понравился урок похлопайте, нет – потопайте.
-Благодарю вас за помощь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
-Урок окончен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология.-2004.
2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. М. 2005.
3. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека.4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы. – М.: Просвещение,2018.
4. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе. Воспитание школьников.2005.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
https://pp.userapi.com/c629514/v629514799/31ede/HvSZGhote8s.jpg - сыпучесть
https://sdelala-sama.ru/uploads/posts/2016-11/1480018093_3.-takoy-kusok-glinyi-ya-nashla-za-gorodom-na-beregu-vodoyoma.jpg - вязкая, пластичная
https://indicator.ru/thumb/1200x628/filters:quality(75)/imgs/2019/08/05/10/3498936/a8fdf88a326c83743d4fb6cbafc05c1c53beb693.jpg - мелкие песчинки
https://st.depositphotos.com/1000261/2573/i/950/depositphotos_25738891-stock-photo-raw-clay.jpg - мелкие частички
https://ochakovo.ru/wp-content/uploads/2019/12/0-vopros-otvet-voda-296x310.jpg - вода
http://s1.fotokto.ru/photo/full/86/867932.jpg - изделия из глины
https://pbs.twimg.com/media/DZeC7GRWAAAdwzz.jpg:large – кирпич
https://etokirpichi.ru/wp-content/uploads/2018/02/glinyaniy-rastvor4.jpg - смесь глины и песка
http://agudaria.ru/wp-content/uploads/2015/12/shukaturka_dom_iz_samana_3-1024x678.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0acd/000f3984-031a0756/img15.jpg - песок и стекло
https://404store.com/2017/04/03/bluesea7.jpg - море
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Артикуляционная гимнастика
Жил – был на свете язычок. Жил он в своём ротике – домике. Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот). Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык). Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу) светит ли солнышко? Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу) нет ли луж, и решил погулять. Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (чистить зубки). Так прошло много времени, настала ночь. В этот момент мимо шла лошадка (поцокать язычком), она и довезла язычок до домика. Язычок закрыл ротик – домик и лёг спать. Наступило утро.
Язычок вышел на зарядку:
ЛИ – ЛИ – ЛИ – в синем море корабли
ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ – поплывём на корабле.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Опыт №1 | |
Опыт №2 | |
Опыт №3 | |
Опыт №4 | |
Опыт №5 | |
Опыт №6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ПЕСОК | ГЛИНА | |
1.Цвет | белая, жёлтая | белая, серая, оранжевая |
2.Запах | ||
3.Из чего состоит? | из мелких песчинок | из мелких частичек |
4.На ощупь | рыхлый, сыпучий | вязкая, пластичная |
5.Водопроницаемость | пропускает | не пропускает |
6.Используется | В строительстве, при изготовлении стекла | В изготовлении кирпича, посуды, игрушек |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Применение песка и глины:
Где используется песок | Где используется глина |
В производстве стекла. | В производстве тарелок, чашек, ваз, кувшинов, горшков. |
При изготовлении кирпича. | При изготовлении кирпича. |
Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар. | Глина - хороший строительный материал. Долго сохраняет тепло. Глиной утепляют потолки. |
Для здоровья полезно ходить босиком по песку. Игры в песочнице. | Является великолепным антисептиком, используется в медицине (лечение грязями). |
В художественном творчестве - рисовании кварцевым песком и на песке. | В декоративно-прикладном творчестве. Изготовление дымковской игрушки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по баскетболу для 4 класса (ФГОС)
Начальное обучение передачам мяча в баскетболе...
Конспект урока по литературе для 5 класса (ФГОС) "Что за прелесть эти сказки!"
Урок предназначен для учащихся 5 классов....
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
Конспект - урока по лыжным гонкам 6 класс ФГОС
План- конспект урока по лыжным гонкам для 6 класса ФГОС....
План-конспект урока английского языка в 8 классе (ФГОС)
Конспект урока английского языка в 8 классе. УМК Биболетова М.З. "Enjoy English". Тема раздела: It’s a Wonderful Planet We live onТема урока: This Earth Was Made for You and Me...
Конспект урока по литературе в 7 классе ФГОС по творчеству М.Ю.Лермонтова «Минувшее проходит предо мною…»
Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».купца Калашникова Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания хара...
конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС.
конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС. Тема: "Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи". Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать ча...