Конспект урока мир природы и человека 4 класс (ФГОС О УО (ИН)) I вариант "Песок, глина"
план-конспект

Хусаинова Алёна Владимировна

Данный урок проводился в 4 классе. Эта возрастная группа детей отличается бедным словарным запасом, слабой мотивацией учебной деятельности, быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью. Поэтому на уроке использовались разнообразные виды деятельности: игровые приёмы, инновационные технологии, которые выступают как средство развития у учащегося интереса к обучению, повышения внимания, более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала, формированию коммуникативных умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pesok_glina.docx101.91 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сахалинской области «Школа – интернат «Радуга».

694350 Сахалинская область, пгт.Смирных,ул. Западная,16 А, тел./факс 8(42452)4 – 25 – 06,  

        E-mail:skhikadry@mail.ru.        

Автор: Хусаинова Алёна Владимировна, учитель - дефектолог.

Конспект урока мир природы и человека

 4 класс (ФГОС О УО (ИН)) I вариант

Тема: «Песок, глина».

C:\Users\DNS\Desktop\kak-pravilno-sdelat-parilku-vse-o-saune-i-banyah_50.jpg

                                                                              Выполнила: Хусаинова А.В.

                                                                           учитель - дефектолог

                                                                                 

                                                                   

Смирных,

2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данный урок проводился в 4 классе. Эта возрастная группа детей отличается бедным словарным запасом, слабой мотивацией учебной деятельности, быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью. Поэтому на уроке использовались разнообразные виды деятельности: игровые приёмы, инновационные технологии, которые выступают как средство развития у учащегося интереса к обучению, повышения внимания, более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала, формированию коммуникативных умений. Задачи воспитания осуществлялись через создание дружеской, творческой атмосферы на уроке, доброжелательные отношения учителя и ученика.

Учитывая психологические и возрастные особенности обучающегося, в основной этап урока были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурная пауза, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз,  создание положительного настроя и эмоционального заряда (медитация с пожеланием успеха на уроке), оптимальный темп ведения урока, подача материала осуществлялась доступным рациональным способом. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки.

Здоровьесберегающий аспект урока, это работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся – профилактика зрения, осанки, снижение утомляемости.

Предмет: Мир природы и человека.

Класс: 4

Тема урока: «Песок и глина».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная работа.

Учебно-методический комплекс (используемый на уроке): презентация в программе Interwrite Work Space, ПК, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, песок, глина, лупа.

Цель: Ознакомление со свойствами песка, глины.

Задачи:

- познакомить со свойствами песка, глины;

- развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

- способствовать воспитанию культуры общения, умения слушать и слышать друг друга.

Технологии:

- здоровьесберегающие;

- использование ИКТ, игровых методов;

- использование элементов исследовательской работы на уроке.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- знание свойств полезных ископаемых.

-умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Личностные:

- формирование положительного отношения и интереса к изучению природы;

- развитие способности к самоконтролю;

-умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

- умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности.

Познавательные:

-  умение делать выводы;

- умение находить ответы на вопросы, используя словарь, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Комуникативные:

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ЭТАПЫ УРОКА:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

    РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

VI. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I.Организационный момент.

Цель: настроить обучающихся на работу, создать эмоциональный настрой на работу.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем!

- Прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе»

- Сейчас у нас урок мир природы и человека.

- На уроке мир природы и человека мы учимся красиво и правильно говорить.

- Что надо сделать, чтобы настроить нашу речь? (артикуляционную гимнастику)

Артикуляционная гимнастика.

Цель: подготовить речевой аппарат к деятельности на уроке, к восприятию текста. 

- Урок, сегодня, я начну со сказки. 

Приложение №1

Работа над чистоговоркой.

- Как шумит ветер? (с-с-с)

- Как море шумит? (ш-ш-ш)

ЛИ – ЛИ – ЛИ – в синем море корабли;

ЛЕ–ЛЕ–ЛЕ–поплывём на корабле.
(учитель обращает внимание на правильность выполнения упражнений, на чёткое проговаривание)

II.Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала.  

Игра «Собери слово»

РО - ДА – ПРИ (На партах собирают слово.)

- На какие две группы делится природа? (живая и неживая)

          - Чем отличается живая и неживая природа? (Живая природа – это всё, что может расти, питаться, дышать, развиваться.)

- Что относится к живой природе? ( Человек, растения,  животные.)

- Что относится к неживой природе? (Вода, камни, почва, звёзды, солнце.)

- Ребята, мы продолжаем изучать раздел «Неживая природа».

 III. Определение темы урока.

Цель: подготовить к восприятию нового материала

- Найдите картинки с неживой природой.

Слайд № 2

 (Ученик на  доске находит и отмечает предметы неживой природы.)

- Кто догадался, какая тема урока? (песок и глина)

- Молодцы, ребята!

- С чем познакомимся на уроке?

- Что узнаем на уроке?

Совместно с учителем на доске составляют план работы на уроке.

1. Познакомимся с …

2. Узнаем ….

3. Где применяются.

-Молодцы!

 - Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем много интересного о глине и песке.  

- А знаете, ребята, вы сегодня пришли в необычный класс. Вы пришли в исследовательскую лабораторию. Я руководитель исследовательской лаборатории, а вы ученые. 

-  А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

 Знакомство с новым словом: ЛАБОРАТОРИЯ.

Работа со словарём.

– Откройте словарик исследователя, найдите слово лаборатория. (Дети находят понятие, зачитывают).

- Уважаемые ученые, в нашей лаборатории   строго соблюдаются следующие правила:

(на доску вывешиваются правила).

Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№2. Не пробовать на вкус. Не подносить близко к носу.

- Почему? (При сильном вдохе песчинки могут попасть в нос.)

Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.

Правило №4. В конце исследования вымыть руки.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

Прошу, уважаемые ученые, подумайте и скажите, а где можно встретить песок в природе? (ответы)

- Верно. Песок встречается на берегу рек и его называют речным песком;

- также мы можем увидеть песок на берегу моря - это морской песок;

Слайд № 3- очень много песка мы можем увидеть в пустыне;

 -Уважаемые ученые, а где мы можем встретить глину в природе? (ответы детей).

Слайд № 4- Верно, глину мы можем видеть в полях, на дорогах.

- Правильно, и песок и глина находятся на поверхности или в земле.

 - А сейчас, давайте проведём опыты.

-Каждый опыт будем отмечать в оценочном листе (на партах), «+» - справились, «-» - не справились.

Приложение № 3

Каждый опыт отмечаем в таблице.

Гимнастика для глаз.

-Для чего нам нужна гимнастика для глаз? (чтобы снять усталость с глаз).

Слайд № 5

- Закройте глазки, представьте, что вы на берегу моря (Звучит мелодия «шум моря»). Подул ветерок, поднял песок. Песчинки попали в глаза, что вы сделаете? (поморгать)

(на доске таблица с картинками, дети подбирают нужную картинку)

Приложение № 4

Опыт 1. Цвет.

- Ребята, давайте ещё раз рассмотрим картинки с песком и глиной.

Слайд № 6,7.

 - Какого цвета?

(сделать вывод и поставить нужную картинку).

Опыт 2. Запах.

- Нюхаем на расстоянии, чтобы песчинки не попали в нос.

- Есть запах? (сделать вывод и поставить картинку).

Опыт 3. Из чего состоит.

- А сейчас, давайте с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрим, из чего состоит песок? (из зернышек-песчинок)

-Как выглядят песчинки? (маленькие, круглые, белые, желтые или полупрозрачные)

- Правильно, ребята, это крохотные камешки.

-А сейчас давайте рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин).

- Какой мы можем сделать вывод? (песок состоит из песчинок,  а глина состоит из мелких частичек).

Физкультминутка:

- Ребята, как вы думаете, для чего нужна физическая минутка? (ответы детей).

- Каждый из вас будет песчинкой, покажите, как располагаются песчинки по отношению друг к другу (дети отдельно двигаются по классу).

- создайте, пожалуйста, модель глины (дети двигаются маленькими группами).

Опыт 4. Из чего состоит.

-  У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Что у вас получилось?

- Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий). 

-Придайте сырому песку форму шарика.

-Определите, сохраняет форму песок?

Сделайте вывод:

-песок вязкий? (нет)

- Найдите схему, где песок, рыхлый, сыпучий.

- А теперь возьмите стаканчики с глиной. Насыпьте глину на лист бумаги. Что вы заметили?

- Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она твердая, слиплась комочками). 

-Придайте глине форму шарика.

- Определите, глина сохраняет форму?

-Сделайте вывод:

- Глина вязкая?

- Найдите схему, где глина твердая, слипается комочками.

- Вы сейчас назвали свойства песка и глины.

- Скажите, чем песок отличается от глины?

- Отметьте в таблице.

 Опыт 5. Водопроницаемость.

 Новое слово: ВОДОПРОНИЦАЕМОСТЬ.

- Как вы понимаете слово водопроницаемый? (ответы детей)

- Иван нам поможет, он заранее нашёл слово в интернете (ученик даёт понятие).

 - Давайте узнаем, пропускают ли глина и песок воду?
У вас на столе стоят стаканчики с песком, глиной и стаканчик с водой.

- Давайте нальём немного воды в стаканчики с песком и глиной.

-  Что вы видите? (вода, налитая в песок ушла вовнутрь, а вода, налитая в глину стоит наверху и не уходит).

- Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась вовнутрь стаканчика? (песок рыхлый, пропускает воду).

- Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга. Это помогает воде легко пройти в песок.

- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности? (глина твёрдая, вода не может протечь в неё).

- Проведя этот опыт, что вы можете сказать, что лучше пропускает воду  – песок или глина? (песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо).

- Правильно, молодцы!

- Найдите схему(вывешивают карточки на магнитную доску).

- Но если воду долго оставить налитой в глине, то глина станет мягкой, пластичной и из неё даже можно будет лепить.

- Зная свойства песка и глины, человек научился использовать их с пользой для себя. Может быть кто-нибудь из вас назовет, где человек использует глину? (ответы детей)

Слайд № 8,9.

-Итак, человек использует песок и глину в строительстве

- при изготовлении посуды

- при изготовлении игрушек

- при производстве стекла.

Применение песка и глины

Приложение № 5 

V. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепление раннее изученного материала.

- Итак, ребята, у нас получилась таблица.

- Давайте расскажем о свойствах песка и глины. 

Приложение № 4 (дети рассказывают по таблице)

Рефлексия содержания учебного материала.

Игра «Лови ошибку!» (игра с мячом)

          - Песок вязкий, а глина рыхлая.

          - Глина хорошо пропускает воду, а песок – плохо…

VI. Итог урока. Рефлексия.

Цель: определять степень успешности выполнения своей работы.

Рефлексия содержания учебного материала.

- Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным? (делать вывод, проводить опыт…)

- Уважаемые помощники, взгляните на листы оценивания, все опыты провели?

- Какие сложности возникли при проведении опыта?

- Какие ещё интересные открытия вы сегодня для себя сделали?

-Что мы сегодня делали на уроке?  (ребята обращаются к плану урока, узнали…, познакомились…)

Рефлексия деятельности.

- Оцените свою работу на уроке на «шкале оценивания.

Слайд № 10.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

-Если понравился урок похлопайте, нет – потопайте.

-Благодарю вас за помощь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество!

-Урок окончен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология.-2004.

2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. М.  2005.

3. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека.4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы.  – М.: Просвещение,2018.

4. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе. Воспитание школьников.2005.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

https://pp.userapi.com/c629514/v629514799/31ede/HvSZGhote8s.jpg - сыпучесть

 https://sdelala-sama.ru/uploads/posts/2016-11/1480018093_3.-takoy-kusok-glinyi-ya-nashla-za-gorodom-na-beregu-vodoyoma.jpg - вязкая, пластичная

https://indicator.ru/thumb/1200x628/filters:quality(75)/imgs/2019/08/05/10/3498936/a8fdf88a326c83743d4fb6cbafc05c1c53beb693.jpg - мелкие песчинки

https://st.depositphotos.com/1000261/2573/i/950/depositphotos_25738891-stock-photo-raw-clay.jpg  - мелкие частички

https://ochakovo.ru/wp-content/uploads/2019/12/0-vopros-otvet-voda-296x310.jpg - вода

http://s1.fotokto.ru/photo/full/86/867932.jpg - изделия из глины

https://pbs.twimg.com/media/DZeC7GRWAAAdwzz.jpg:large – кирпич

https://etokirpichi.ru/wp-content/uploads/2018/02/glinyaniy-rastvor4.jpg - смесь глины и песка

http://agudaria.ru/wp-content/uploads/2015/12/shukaturka_dom_iz_samana_3-1024x678.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0acd/000f3984-031a0756/img15.jpg - песок и стекло

https://404store.com/2017/04/03/bluesea7.jpg - море


                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Артикуляционная гимнастика

Жил – был на свете язычок. Жил он в своём ротике – домике. Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот). Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык). Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу) светит ли солнышко? Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу) нет ли луж, и решил погулять. Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (чистить зубки). Так прошло много времени, настала ночь. В этот момент мимо шла лошадка (поцокать язычком), она и довезла язычок до домика. Язычок закрыл ротик – домик и лёг спать. Наступило утро.

Язычок вышел на зарядку:

ЛИ – ЛИ – ЛИ – в синем море корабли

ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ – поплывём на корабле.

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ №2

           

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Опыт №1

Опыт №2

Опыт №3

Опыт №4

Опыт №5

Опыт №6

                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ПЕСОК

ГЛИНА

1.Цвет

     белая, жёлтая

   белая, серая, оранжевая

2.Запах

3.Из чего состоит?

C:\Users\Артём\Desktop\песчинки.jpg

из мелких песчинок

C:\Users\Артём\Desktop\depositphotos_25738891-stock-photo-raw-clay.jpg

из мелких частичек

4.На ощупь

C:\Users\Артём\Desktop\сыпучесть.jpg

  рыхлый, сыпучий

C:\Users\Артём\Desktop\8e530bcf7ec6bf4686a3f416497f14baf91ct3.jpeg

     вязкая, пластичная

5.Водопроницаемость

C:\Users\Артём\Desktop\0-vopros-otvet-voda-296x310.jpg

пропускает

C:\Users\Артём\Desktop\0-vopros-otvet-voda-296x310.jpg

не пропускает

6.Используется

C:\Users\Артём\Desktop\img15.jpg

C:\Users\Артём\Desktop\shukaturka_dom_iz_samana_3-1024x678.jpg

В строительстве, при изготовлении стекла

C:\Users\Артём\Desktop\DZeC7GRWAAAdwzz.jpg_large

C:\Users\Артём\Desktop\867932.jpg

В изготовлении кирпича, посуды, игрушек

                                                                                         

                             

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Применение песка и глины:

Где используется песок

Где используется глина

В производстве стекла.

В производстве тарелок, чашек, ваз, кувшинов, горшков.

При изготовлении кирпича.

При изготовлении кирпича.

Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар.

Глина - хороший строительный материал. Долго сохраняет тепло. Глиной утепляют потолки.

Для здоровья полезно ходить босиком по песку. Игры в песочнице.

Является великолепным антисептиком, используется в медицине (лечение грязями).

В художественном творчестве - рисовании кварцевым песком и на песке.

В декоративно-прикладном творчестве. Изготовление дымковской игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по баскетболу для 4 класса (ФГОС)

Начальное обучение передачам мяча в баскетболе...

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Конспект - урока по лыжным гонкам 6 класс ФГОС

План- конспект урока по лыжным гонкам для 6 класса ФГОС....

План-конспект урока английского языка в 8 классе (ФГОС)

Конспект урока английского языка в 8 классе. УМК Биболетова М.З. "Enjoy English". Тема раздела: It’s a Wonderful Planet We live onТема урока: This Earth Was Made for You and Me...

Конспект урока по литературе в 7 классе ФГОС по творчеству М.Ю.Лермонтова «Минувшее проходит предо мною…»

Слово о поэте. «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».купца Калашникова Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания хара...

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС. Тема: "Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи". Планируемые результаты:  обучающиеся научатся распознавать ча...