конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Афонина Екатерина Геннадьевна

конспект урока по русскому языку 5 класс ФГОС. Тема: "Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи". Планируемые результаты:  обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologiya_kak_razdel_grammatiki.docx25.8 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме «Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи».

Класс: 5  класс.

Предмет: русский язык.

Тема урока: Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология построения урока: урок-диалог.

Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Цель учебного мероприятия:

показать алгоритм формирования ключевых   компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных,  коммуникативных).

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 

1.  дать понятие морфологии, знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи. совершенствовать умения распознавать части речи;  

2.Формировать ключевые компетентности:

- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);  

- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

 - коммуникативные(коммуникация как общение, как кооперация).

Планируемые результаты:  обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

Оборудование:  

1.  компьютер, проектор, презентация к уроку;

3. задание для групповой работы;

4. раздаточные листы с индивидуальным заданием;

5. тест для каждого учащегося.

6. листы самооценки.

ХОД УРОКА:

I.  Организационный момент.

- Доброе утро, уважаемые гости и ребята! Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Садитесь, ребята. У вас необычный урок, на котором присутствует  много гостей и новый учитель, меня зовут Екатерина Геннадьевна.  

-  Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что вы знаете и как умеете работать. Итак, в путь!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте  с  вами  вспомним, какие  разделы  науки  о  языке  вы  знаете.

Задание 1 : прочитайте  и  продолжите  предложения.

1.  Звуки речи изучает…

2.  Слова, их лексическое значение изучает...

3.  Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает… (Слайд)

Правильный ответ!

1.         Звуки речи изучает  фонетика.

2.         Слова, их лексическое значение изучает  лексика.

3.         Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает  грамматика.

     -  Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис. Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

- А вот что изучает морфология, мы с вами скажем, когда поработаем над стихотворением.

Чтение стихотворения на доске учеником:

Защитник Отечества – мир на З_мле,

В_да в роднике, свеж_й хл_б на ст_ле,

Надежда, уверенность в завтрашнем дне,

Стабильность и сч_ст_е в огромной стр_не.

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке? (о защитниках)

- Кто, по вашему мнению, является защитником Отечества?

- А что означает слово Отечество?

Родина – это наш дом, улица, на которой мы живём. Это наш любимый город Татарск….

- Когда отмечают День защитника Отечества?

-  Давайте вернёмся к нашему стихотворению.

- Назовите пропущенные орфограммы, в какой морфема она пропущена и докажите  правильное написание (ответы обучающихся)

- Какой частью речи является слово защитник? (имя существительное)

- Докажите (или вспомните, что такое имя существительное)

Имя существительное. Существительные обозначают предметы и отвечают на вопросы  кто?  что? Существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

- Вспомните, а что такое имя прилагательное? Прилагательные зависят от существительных, поэтому и вопросы к ним мы задаём от существительных.

Род, число и падеж – морфологические признаки прилагательного

- А что же такое глагол? (Глагол обозначает действие и отвечает на вопросы  что                                         делать?   что сделать?  Глаголы имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

- Ребята, давайте в стихотворении найдём слова, относящиеся к имени существительному?

- к прилагательному?

-к глаголу?

Молодцы ребята!

Вы показали хорошие знания по изученным орфограммам и частям речи.

- С какой целью мы с вами это повторили?

- Ребята, так что же изучает морфология? (ответ детей)

- Давайте проверим ваши ответы с помощью словаря.

- А раз морфология изучает части речи, то над чем ещё мы с вами сегодня будем работать?(части речи)

- Ребята, какова тема нашего урока?

- Может быть вы знаете на какие две группы делятся части речи?(ответы детей)

- А какие задачи мы перед собой поставим? (распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи).

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа и тема урока: «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи».

- Ребята, давайте посмотрим совпали ли те задачи, которые  поставила я с вашими?

Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.

Вопрос учителя: Какие части речи вам известны?

Ответ ученика: Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.

Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в схему.

(Слайд.)

(На экране схема, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.)

самостоятельные

→ существительное
→ прилагательное
→ числительное
→ глагол
→ местоимение
→ наречие

служебные 

→ предлоги
→ частицы
→ союзы

Междометия

 

Слово учителя: В этой таблице представлены  части речи, которые вы уже знаете и с которыми вы познакомитесь  в ближайшее время.

- Все ли части речи мы назвали?

- А КАКУЮ?

- Почему междометие не назвали? (гипотезы детей)

Физминутка.

Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок.

(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).

(продолжают дети).

- А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.(Предположения, версии обучающихся).

3.Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради. Работа в парах.  (Слайд)

Задуматься,  части, речи.  Перестать, спорить.

 Стать, они, жить, большой,  дружной, семья.

 Работа с текстом.

- Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами. (Задумались части речи.  Перестали спорить. Стали они жить большой дружной семьёй).

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Как называются эти части речи? Почему? (Слайд )

- Давайте обратимся к учебнику, к таблице служебные части речи.  1 РЯД- ПРЕДЛОГ, 2 РЯД- СОЮЗ, 3РЯД- ЧАСТИЦА. (СЛАЙДЫ)

Предлоги: в, на, за, под, к, около, перед, из – за, из – под и др. Служат для связи слов в словосочетании и предложении.  

                  Союзы: и, а, но, что, когда, если, потому что и др.

                       Служат для связи однородных членов и частей сложного предложения.

                          Частицы: не, бы, же, ли, разве, неужели и др.

                            Вносят в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

Это служебные части речи, они служат в предложении так же, как и наши защитники Отечества. Защищая нашу Родину.

- А теперь, помогите  частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу.  1гр. – сущ. Прил.; 2гр. – числит. Глаг.; 3гр. – нареч. Мест.; 4 гр. – пред,союз; 5 гр. – частиц, межд., звукопод.

Бой, ты, солдат, офицер, партизан, мужественный, воинственный, пять, я, гав-гав, , защищать, семеро, смело, три, его, стрелять, весело, они, думать, мяу-мяу, сегодня,  вчера,  от, к, до, а, но, и, ли, не, ни, Ой! Эх! У!

Самостоятельные части речи

Особая часть речи

Междометие и звукоподражательные слова

Служебные части речи

Имя       существительное:

Имя прилагательное:

Имя числительное:

Глагол:

Наречие:

Местоимение:

Предлог:

Союз:

Частица:

-  Проверьте и сравните с  эталоном.(Слайд).

- Выберите слова из другой тематической группы, не относящиеся к стихотворению.

- Работа в парах. Ответить на вопросы.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

 - Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных?  А у служебных?

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

4. Работа с таблицей. (Слайд ).

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

Тест (индивидуально каждому учащемуся). (Слайд )

1. Что обозначает имя существительное?

 а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

 3. Что обозначает глагол?

 а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

 4. Из данных слов выберите имена существительные:

 а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

 5. Из данных слов выберите имена  прилагательные:

 а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

 а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

     а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

     а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Ключ:      1 – а

     2 – б

     3 – в

     4 – в

     5 – а

     6 – б

      7 – а

      8 - б

 Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки  - «4»,  3 -4 ошибки – «3»

Д.З.

1. мини-сочинение по упр. 589.

2. упр.587

РЕФЛЕКСИЯ.

- Ребята, какую тему мы изучали на уроке?

 _ Выставление оценок.

10б – 5

9-8б – 4

7-5б – 3

менее балов – нет оценки.

- Ребята, послушайте внимательно, притчу.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: « Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!» И огонёк этой свечи погас. Вторая сказала: « Я - ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому, нет смысла мне гореть дальше». Подул легкий ветерок и загасил свечу. Опечалившись, третья свеча произнесла: « Я -  ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, кто их любит больше всего, - своих близких». И эта свеча угасла. Вдруг  в комнату зашел ученик, увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: « ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ? ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ!  Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!»  Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала: « НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА».

- И ПОДВОДЯ ИТОГ УРОКА Я НАДЕЮСЬ, ЧТО У ВАС БУДЕТ УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ, ЧТО ВЫ ДОСТИГНИТЕ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБУЧЕНИИ, ЧТО СВОИМ ЭНТУЗИАЗМОМ ВЫ БУДеТЕ ЗАЖИГАТЬ ДРУГИХ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс: 5 Предмет: русский язык

Слайд 3

?

Слайд 4

Задание 1. Прочитайте и продолжите предложения . 1. Звуки речи изучает …

Слайд 5

Правильный ответ! Ф…н…т…к…

Слайд 6

Правильный ответ! Фонетика

Слайд 7

Задание 1. Прочитайте и продолжите предложения . 2. Слова, их лексическое значение изучает…

Слайд 8

Правильный ответ! Л…к…с…к…

Слайд 9

Правильный ответ! Лексика

Слайд 10

Задание 1. Прочитайте и продолжите предложения. 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы) изучает…

Слайд 11

Правильный ответ! Гр…м……т…к…

Слайд 12

Правильный ответ! Грамматика

Слайд 13

Правильный ответ! 1. Звуки речи изучает фонетика. 2. Слова, их лексическое значение изучает лексика. 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика. Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис. Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Слайд 14

Задание 2. Назовите пропущенные орфограммы, в какой м орфеме они находятся и докажите их правильное написание. Защитник Отечества – мир на З… мле , В…да в роднике, свеж… й хлеб на ст… ле , Надежда, уверенность в завтрашнем дне, Стабильность и сч …ст…е в огромной стр..не

Слайд 15

Защитник Отечества – мир на З е мле, В о да в роднике, свеж и й хлеб на ст о ле, Надежда, уверенность в завтрашнем дне, Стабильность и сч а ст ь е в огромной стр а не

Слайд 16

Существительные: защитник, отечества, мир, земле, вода, роднике, хлеб, столе, надежда, уверенность, дне, стабильность, счастье, стране. Прилагательные: свежий, завтрашнем, огромной. Глагол : -

Слайд 17

Морфология – раздел грамматики. Наука о частях речи, о категориях и формах слов, а также сама система частей речи, категорий и форм слов.

Слайд 18

Тема. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Задачи : дать понятие морфологии, знать , на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи совершенствовать умения распознавать части речи;

Слайд 19

Части речи самостоятельные служебные

Слайд 20

Части речи Самостоятельные существительное прилагательное числительное глагол местоимение наречие Служебные предлог союз частица

Слайд 21

Части речи Самостоятельные существительное прилагательное числительное глагол местоимение наречие Междометия Служебные предлог союз частица

Слайд 22

Задание. Работа в парах. Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради. Задуматься, части, речи. Перестать, спорить. Стать, они, жить, большой, дружной, семья.

Слайд 23

Правильный ответ! Задумались части речи. Перестали спорить. Стали они жить большой дружной семьёй

Слайд 24

Задание. Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда .

Слайд 25

Предлоги: в, на, за, под, к, около, перед, из – за, из – под и др . Служат для связи слов в словосочетании и предложении.

Слайд 26

Союзы : и, а, но, что, когда, если, потому что и др . Служат для связи однородных членов и частей сложного предложения.

Слайд 27

Частицы: не, бы, же, ли, разве, неужели и др . Вносят в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение.

Слайд 28

Правильный ответ! Имя существительное: бой, солдат, офицер, партизан. Имя прилагательное: мужественный, воинственный .

Слайд 29

Правильный ответ! Имя числительное : пять, семеро, три. Глагол : защищать, стрелять, думать.

Слайд 30

Правильный ответ! Наречие: смело, весело, сегодня, вчера. Местоимение: ты, я, его, они.

Слайд 31

Правильный ответ! Предлог: от, к, до . Союз: а, но, и.

Слайд 32

Правильный ответ! Частица: ли, не, ни. Звукоподражательные слова: гав-гав, мяу-мяу Междометия: ой! Эх! У!

Слайд 33

Работа с таблицей. вопросы Самостоятельные части речи Служебные части речи 1. Можно задать вопрос. + - 2. Являются членами предложения. + - 3. Имеют лексические значения + -

Слайд 34

Ключ к тесту: 1-а 2-б 3-в 4-в 5-а 6-б 7-а 8-б

Слайд 35

Выставление оценок за тест : нет ошибок – «5» 1-2 ошибки - «4» 3 -4 ошибки – «3» «5» - 2 б. «4» - 1б. «3» - 0,5б.

Слайд 36

Домашнее задание (на выбор): 1. мини-сочинение по упр. 589 стр.210; 2. упр.587 стр. 210

Слайд 37

РЕФЛЕКСИЯ. мне сегодня удалось… я сегодня доволен тем, что… мне понравилось… мы учились…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки" ФГОС

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные звуки." разработан в соответствии с ФГОС.  Представлена технологическая карта урока с пошаговым описанием всех этапов урока.  Урок п...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки" ФГОС

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные звуки." разработан в соответствии с ФГОС.  Представлена технологическая карта урока с пошаговым описанием всех этапов урока.  Урок п...

Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)

Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и  предполагает повторение изученного  по теме «Имя прилагательное»...