Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)
план-конспект урока (5 класс) на тему

Лыткина Татьяна Алексеевна

Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и  предполагает повторение изученного  по теме «Имя прилагательное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe_5_klass._obobshchayushchiy_urok.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Лыткина Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

                         ОЧУ СОШ «Лидер»

город Москва

Конспект урока  по  русскому языку (ФГОС)

 на тему: «Повторение  темы  «Имя прилагательное»», (ФГОС)

5 класс

(Материал рассчитан на два урока обобщения знаний по теме и урок контроля знаний по теме)

Цели урока: 

Обучающие: повторить изученное по теме «Имя прилагательное», морфологические свойства прилагательных, синтаксическую роль, роль и значение прилагательных в речи.

Развивающие: обеспечить развитие творческих способностей учащихся, обогащение словарного запаса.

Воспитывающие: обеспечить формирование интереса к родному слову, понимание богатства русского языка, повышение интереса к урокам русского языка.

Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с различными заданиями.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

I.

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.

1. Начать наш урок я хотела бы с замечательного стихотворения. Называется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым – презеленым полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет!

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же всё на свете будет

Удивительным и разным.

- Скажите, ребята, а  чтобы мир стал ярким, удивительным, цветным, какая часть речи нам в этом помогает?

Сделать мир ярким, удивительным, цветным нам помогает имя прилагательное.

Разминка. Определи «Кто это»? 

1)Рыжая, хитрая, ловкая

3)Косой, слабый, трусливый

4)Большой, косолапый, неуклюжий

5) Яркое, ласковое, тёплое

-Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идёт речь?

-На какие вопросы они отвечают?    

-Какой частью речи они являются?

-Что же такое имя прилагательное?

1) лиса

3) заяц

4) медведь

5)солнце

    признак

Какой? Какая? Какое?

Это имена прилагательные

Имя прилагательное -

- самостоятельная часть речи

- обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,.),отвечает на вопросы Какой? Каков?  Чей? изменяется по родам, числам, падежам. В предложении является определением или  сказуемым.

II.

Определение темы и цели урока                               -Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с …

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

Мы повторим…                                                          Мы проверим…

Цели деятельности: повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном, а также орфографические правила, изученные в данном разделе, подготовиться к контрольной работе; формировать познавательную активность.

-Подготовьте тетради для работы:

запишите сегодняшнее число, вид работы (классная) и тему урока – «Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное»».

III.

Работа в парах. Роль прилагательных в тексте

1.

Отгадайте, о какой птице идет речь.

Какие прилагательные помогают понять это?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это ….. Чёрная птица с яркими, пестрыми перышками. У этой  замечательной   птицы сильный острый прямой клюв. На  голове  – красный  беретик. Большую часть времени ……проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что  ….  — это лесной лекарь.

-Выпишите из текста прилагательные, которые обозначают:

  1.  различные признаки, характеризующие птицу;
  2. отношение автора к предмету описания.

-Итак, кто узнал эту птицу?

-Почему дятла называют лесным лекарем?

- А теперь прочитайте этот текст без имён прилагательных. Как он изменится?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв.  Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лекарь.

-Сделайте вывод о роли прилагательного в речи.

- Это  дятел.

1)Чёрная (птица), яркими, пёстрыми (пёрышками), сильный острый прямой (клюв), красный (беретик), черными (лапами), лесной (лекарь)

2)замечательной

Дятла называют лесным лекарем, потому что он лечит деревья от насекомых

-Текст стал более бедным. Нет точности в описании дятла.

Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету.

2.

Согласование имени прилагательного с существительным

Задание:

Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных?

Докажите примерами и запишите их.

Образец: -ая, -яя – ж. род, ед. ч., им. п. – большая (книга), синяя (тетрадь).

-ое, -ее – …         -ого, -его – …

-ые, -ие – …          -им, -ым – …

-ый, -ий – …  -ую, -юю – …

-Допишите окончания прилагательных, согласуя  прилагательные с существитель-ными (взаимопроверка)

Лесн...  царь, замечательн... птица,  голуб... небо.

-Какой это признак прилагательного? Можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?

-Какой это признак прилагательного?

- Не можем, так как слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоят в ж.р.

- Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.

-Согласование

3.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

4.

Групповая работа

- Вставить по смыслу прилагательные, согласуя их с существительными   в роде, числе и падеже

Образец: 1группа.

1.(…)  утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 группа.

1.Наступило  (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь  (…)деревья  пробивались (…) лучи.

Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий, солнечный.

Образец: 3 группа.

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи. 

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

-После выполнения задания, каждая группа  читает свои тексты. Правильные варианты текстов будут показаны на слайде

1 группа: Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.

2 группа: Наступило жаркое, знойное  лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.

3 группа:Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.

5.

Синтаксическая роль имени прилагательного

Задание: 

Выписать грамматические основы предложений. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.

У сороки - белобоки по бокам пёрышки совсем белые.  А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у неё хвост. Он длинный, прямой. Перья на нём зеленоватые. Сорока – птица нарядная, ловкая, подвижная.

Перышки белые.

Голова, крылья, хвост черные.

Хвост красив.

Он длинный, прямой.

Перья зеленоватые.

Сорока- птица.

(выступает в роли сказуемого, а также определения – в последнем предложении)

6.

Грамматические особенности кратких прилагательных

Вопрос:                                                                                    

Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

Задание: Распределите слова на группы (полные и краткие), определите род, выделите окончания

Красивая, богаты, важные, умен, молодая, умный, красива, молода, богатые, интересное, хороший, прекрасно, хорош, интересно, важны.

Различаются окончанием

Изменяются по родам и числам, не склоняются.

7.

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

Задание: Расскажите о правописании мягкого знака в кратких прилагательных с основой на шипящую.

Задание: Образуйте краткую форму прилагательных, подчеркните орфограмму.

Хороший, дремучий, похожий, горячий, могучий, свежий, неуклюжий, колючий, пахучий.

Мягкий знак не пишется

8.

Правописание букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных.(Взаимопроверка)

Задание: Расскажите о правописании букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных.

Задание: Записать словосочетания, объяснить и графически обозначить орфограмму.

На свеж..м воздухе, к старш..му брату, в больш..м дремуч..м лесу, по горяч..му следу, у могуч..го дуба, в колюч..м кустарнике, в чуж..м доме.

Под ударением – О

Без ударения - Е

9.

Подведение итогов урока. Выставление оценок

В течение урока ученики получали за ответы жетоны-смайлики красного и голубого цвета.

10.

Контрольный тест по теме «Имя прилагательное»

11.

Домашнее задание:

Написать сочинение – миниатюру     «Весна в городе»

Приложение 1.

Карточки

Образец: 1группа.

1.(…)  утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 группа.

1.Наступило  (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь  (…)деревья  пробивались (…) лучи.

Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий, солнечный.

Образец: 3 группа.

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи. 

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

Приложение 2.

Тест по теме «Имя прилагательное»  

5 класс

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

А) признак предмета;         Б) действие предмета;       В) признак признака.

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы

А) кто?  что?              Б) какой? чей?                В) что делать? что сделать?

3. Имя прилагательное изменяется (найдите неверное утверждение):

А) по родам;       Б) по временам;        В) по числам;        Г) по падежам.

4. Краткие имена прилагательные изменяются:

А) по родам;        Б) по падежам;          В) по числам.

5. Словосочетанию весенний день соответствует схема

         х                                                     х                               х

А) прилаг.+ сущ.           Б) прилаг. + сущ.          В) сущ.+сущ.

6. Краткие имена прилагательные в предложении являются:

А) определениями;        Б) дополнениями;            В) сказуемыми.

7. Краткие имена прилагательные есть в предложении:

А) Короткие каникулы быстро пролетели;

Б) Коротки дни зимой;

В) Иглы у ели короткие.

8. В предложении Новая грамматическая тема очень трудна.  краткое прилагательное является:

А) определением;          Б) сказуемым;           В) дополнением.

9. Мягкий знак не пишется в словах:

А) мяч…        Б) хорош…         В) рож…      Г) с крыш…

10. Прилагательное большой в Родительном падеже имеет окончание

А) – им           Б) – ого         В) – ем

11. Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже, единственном числе имеют окончание

А) –ом, -ем       Б) - им, - ом        В) –ым, -ем       Г) –им,-ым

12. Прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончание

А) –ом,-ем        Б) –им,-ом          В) –ым,-ем        Г) –им,-ым

13. Установите соответствие:

1) ж.р.,ед.ч.,И.п.              а)большой                                д) летним

2) м.р.,мн.ч.,Р.п.              б) умная                                   е) об утреннем

3) ср.р.,ед.ч.,Т.п.              в)глубокого                            ж) маленьким

4) ж.р.,мн.ч.,Д.п.              г) хороших                              

 14. Краткая форма прилагательного могучий

А) могучь        Б) могуч         В) могучи

15. Краткая форма прилагательного хороший

А) хорош         Б) хорошь            В) хороша

16. Род и число прилагательного в словосочетании сосна высока

А) ед.ч., ср.р.        Б) мн.ч., ср.р.         В) ед.ч., ж.р.          Г) ед.ч., ср.р.

17.  Какие окончания нужно дописать (выберите столбец а), б), в), г) с правильными окончаниями)?

                                                                         а          б          в          г

летн__   утром                                               им       им       им       ем

на горяч__   песке                                         ем        им      ем        им

от осенн__   листвы                                      ий        ей       ей        ем

от жарк__   солнца                                       ого       ова     ого       ова

18. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным

А) Перелетные птицы улетели на юг.

Б) Деревья жмутся друг к другу, скрипят на ветру.

В) Рыжая шерстка лисенка была густа и мягка.

Г) Ночь светлая и морозная.

№ задания

Правильный ответ

Количество баллов

1.

А

1

2.

Б

1

3.

Б

1

4.

А, В

2

5.

Б

1

6.

В

1

7.

Б

1

8.

Б

1

9.

А, Б, Г

3

10.

Б

1

11.

Г

1

12.

А

1

13.

1Б;    2Г;    3Ж,Д;    4Ж,Д

6

14.

Б

1

15.

А

1

16.

В

1

17.

В

1

18.

В

1

26

«5»  -  26 – 25 б

«4»  -  24 – 19 б

«3»  -  17 – 13 б

«2»  - менее 13

Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ФГОС по теме «Отделка изделий из древесины»

Конспект урока    по теме  «Отделка изделий из древесины»  составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта дл учащихся 5 классов...

План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...

Конспект урока по ФГОС по теме:"Алгоритм Евклида" 9 класс

Урок разработан в соответсвии с ФГОС. Это самостоятельная учебная деятельность по карточкам. В карточке описание всех этапов построения модели....

Конспект урока по ФГОС на тему:"Собираемся в поход"

Какая рыба водится в водоемах родного края, как ставят палатку, как вязать узлы, что положить в рюкзак, собираясь в поход....

План-конспект урока по ФГОС по теме "Профессии. Present Continuous" 5 класс

Цели урока:Активизация ранее изученной и введение новой лексики по теме «Профессии».Повторение и отработка грамматической темы Present Continuous на базе активной лексики урока....

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...