Автоматизация cвистящих звуков [С], [С`]
картотека

Желвицкая Дарья Алексеевна

Нищева Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_s_s_39.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Н. В. Нищева

Автоматизация свистящих звуков

Звуки [с], [с’]

Автоматизация звука [c] в открытых слогах и словах с ними

Повторяй за взрослым цепочки слогов.  Правильно произноси звук [с].

са-сы-сэ-со-су

сы-сэ-со-су-са

сэ-со-су-са-сы

со-су-са-сы-сэ

су-са-сы-сэ-со

Повторяй за взрослым чистоговорки, правильно произнося звук [с].

Са-са-са  – санки, садик, сам, оса.

Сы-сы-сы – сын, сырок, сырой, усы.

Со-со-со – совы, соки, колесо.

Су-су-су – сумка, судно, сук, пасу.

Повторяй за взрослым слова, правильно произнося звук [с].

        Сад, садик, сажа, сайка, сало, сам, сани, санки, Саня, сахар, кусать, леса, лиса, бросать, гусак, досада, коса, колбаса, кусать, небеса, оса, насадка, писать, полоса, полосатый, посадка, роса, Оксана, Алиса, трасса, усатый, собака, собачий, савана, совок, сады, садовник, садовод, садок, сажать, салат, салатник, салфетка, салют, салютовать, самовар, самолёт, сандалии, сапоги, сарафан, сарай, касса, колёса, Лариса, масса, массаж, массажист, сын, сыпать, сыпь, сыр, сырник, сыт, сытый, сыч, босые, весы, косые, косынка, носы, посылка, трусы, усы, бусы, волосы, вопросы, выписывать, косы, матрасы, матросы, осы, полосы, посылать, русый, рельсы, совы, сода, сойка, сок, соки, сокол, сом, сон, Соня, сопка, сор, сорт, сотня, соты, соус, Софья, сохнуть, соя, босой, висок, колесо, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, фасоль, фасолевый, фасон, барсук, несу, несут, пасу, пасут, рисунок, рисую, трясут, суббота, субботник, сувенир, сугроб, судак, судить, осудить, рассудить, судья, сундук, суровый, сурок, сухарь, вынесу.

Повтори за взрослым предложения, правильно произнося звук [с].

Саня в саду, а лиса в лесу.  У Сони сахар. У лисы гусак. Осы полосатые. У сома усы. В салатнике салат. Софья сажает фасоль. Лариса – массажист, она делает массаж саночникам. У Алисы сыпь. Сова на суку. У Ларисы длинные волосы. У Дениса на рисунке самолёт. У мамы бусы из самоцветов. В лесу ухает сыч. У Алекса новые сандалии. На сарафане поясок. Над сопками сокол, а в лесу сова. Оксана пьет абрикосовый сок. В субботу мы идем на субботник. В соуснике соус к судаку.

Повтори за взрослым рассказы, правильно произнося звук [с]. их.

                                              На санках    

        У Сани санки. На санках Алиса. У Алисы лиса. Саня катает Алису и лису. Потом Саня поедет с Алисой и лисой на санках с высокой горы.

                                                          В саду

Алиса в саду готовит полдник для Сани и Сони. Она делает салат из редиса, кладет салат в салатник и поливает соусом. К салату Алиса подает абрикосовый сок. Саня и Соня любят салат из редиса и абрикосовый сок.

Повтори за взрослым потешку. Правильно произноси звук [с].

Во сосновом во лесу

Мы увидели лису.

У лисы на носу

Мы увидели осу.

У осы, у осы

Как у дяденьки усы.

                                 

Автоматизация звука [с] в закрытых слогах и словах с ними

Повторяй за взрослым цепочки слогов.  Правильно произноси звук [с].

Ас-ыс-ус-ис            ус-ис-ас-ос

ис-ас-ос-ус             ос-ус-ис-ас

ас-яс       ус-юс       яс-ас     ас-яс-ас    ос-ёс-ос

ос-ёс        ёс-ос      юс-ус     ус-юс-ус   ёс-ос-ёс

         

Повторяй за взрослым слова, правильно произнося звук [с].

Астра, ананас, Анастас, бас, баскетбол, баскетболист, баскетбольный, Васса, гласный, каска, квас, класс, классный, компас, красный, ласточка, масло, маслить, масляный, опасно, опасный, пас, пастух, пасти, паста, погас, прекрасный, Стас, ясный, абрикос, Барбос, воск, вопрос, киоск, мост, нос, остров, покос, полоска, рос, рослый, рост, хвост, быстро, выслать, выставка, выставить, выступ, автобус, брусника, вкус, вкусно, вкусный, густо, густо, грустно, грустный, куст, капуста, капустный, мускул, пусто, русский, глобус, густой, кактус, куски, кусты, парус, пустой, пустяк, пускать, троллейбус, уснул, устал, успел, фикус, фокус, коляска, пляска, тряс, тряска, ястреб, ясно, ясный, вёсла, овёс, пёс, пёстрый, унёс, бес, вес, интерес, интересный, кресло,  навес, тесно, артист, барбарис, Борис, Денис, ирис, искра, кислый, лист, писк, рис, риск, танкист, тенистый, холмистый, испугать, искать, история, листва, листать.

Повторяй за взрослым чистоговорки.  Правильно произноси звук [с].

Ас-ас-ас-ананас              

ос-ос-ос-абрикос              

ис-ис-ис-барбарис            

ус-ус-ус-автобус          

Повтори за взрослым потешки, правильно произнося звук [с].

Денис у нас баскетболист.

Высок Денис и мускулист.

У киоска первый класс

Пил искристый хлебный квас.

Васса в маске выступала

И Бориса испугала.

Повторяй за взрослым словосочетания, правильно произнося звук [с].

Вкусный абрикос, Кисло-сладкий ананас. Наваристый суп. Кислая брусника. Пустой троллейбус. Холмистая местность. Интересная история. Густой кустарник. Опасные пляски. Грустный артист. Чистое масло. Капустный лист. Острый выступ. Густой сок. Рослый баскетболист. Мускулистый танкист. Пустынный остров. Прекрасная выставка.

Повторяй за взрослым предложения, правильно произнося звук [с].

Марис ест барбарис и ирис «Кис-кис». У нас в саду раскидистый абрикос. Стас нёс кактус. У остановки пустой автобус. Дениска устал и быстро уснул. Анастас – интересный артист. Русские танкисты проводят учения на холмистой местности. Настя варит рис. В сумке арбуз и ананас. От костра летят искры. Мы войдем в пустой троллейбус. На холме густой кустарник. В сосняке много кислой брусники. Высоко в небесах ласточки.

Повтори за взрослым рассказ.

                                                                    Пастух

Борис – пастух, он пас коз. Барбос – пёс пастуха. Барбос тоже пас коз. Борис и Барбос гнали скот на пастбище. Пастбище в холмистой местности. На холмах густой кустарник. Это опасно. Там волки. Борис устроил костры. От костров летят искры. Волки боятся костров.

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных

 и словах с ними

Повторяй за взрослым цепочки слогов.  Правильно произноси звук [с].

        ста-сто-сту-сты               сма-смо-сму-смы

         ска-ско-ску-скы              сва-сво-сву-свы

         спа-спо-спу-спы              сла-сло-слу-слы

Повторяй за взрослым слова, правильно произнося звук [с].

Сталь, стальной, сталевар, ставить, доставить, доставка, ставни, стая, стадо, станция, стакан, подстаканник, старик, стареть, пристань, достать, паста, место, тесто, станок, станочник, статуя, капуста, стоп, сто, стол, стон, столько, стойка, постой, настойка, стук, стукнуть, стучать, стул, стужа, студит, остудит, ступка, ступени, студент, студень, стык, стыть, стыд, стынет, простыня, скатерть, скалка, скакалка, скакать, скала, скамейка, сколько, скоро, скакун, искать, пускать, таскать, склад, складывать, сквер, Спартак, спать, проспать, спор, поспорить, спутник, смог, смотр, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны, свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод, слабый, слава, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай, случайно, случиться.

Повторяй за взрослым предложения, правильно произнося звук [с].

        Стас ставит студень на стол. Студень стынет на столе.  

 У нас стальные ставни. Тесто стоит на скамейке. На столе расписная скатерть. В миске кислая капуста. Стефания искала киску. Слон стоит у скалы. На складе много снарядов. В сквере стоит статуя. Слава скачет через скакалку. У Стеши абсолютный слух. Студенты прибыли на пристань. Станочник включил станок. На ступенях блестит масляная краска.

Повтори за взрослым потешку, правильно произнося звук [с], а потом докрась картинку.

На столе стоит стакан,

У стола скамейка.

Любит сладкий сок Степан.

Поскорей налей-ка.

Повтори за взрослым рассказ, правильно произнося звук [с].

                                            Стефания ждет гостей  

         Стефания накрывает на стол. Она ставит стаканы в подстаканниках, кладет расписные салфетки. В центре стола – сдобные булочки из слоеного теста и пастила. Вокруг стола Стефания ставит стулья. Скоро придут гости. Стефания угостит гостей сладким чаем со сдобными булочками и пастилой.

Сюжетная картинка к рассказу.

Автоматизация звука [с] в разных позициях

Повтори за взрослым загадку, правильно произнося звук [с], отгадай загадку, докрась картинку.

Что за дерево-краса?

Ниже пояса коса

Да беленый сарафан,

Да волшебный стройный стан?   (Березка).

Повтори за взрослым потешку, правильно произнося звук [с].

Саня на санках Соню катал,

Соня устала, и Саня устал.

Автоматизация звука [ c’] в разных позициях

Повторяй за взрослым цепочки слогов, правильно произнося звук [c’].

ся-сё-сю                     сю-си-се

сё-сю-ся                     си-се-сю

сю-ся-сё                     сю-си-се

Повторяй за взрослым слова, правильно произнося звук [с’].

Ася, Бася, бросят, Вася, вприсядку, гасят, гусята, гусятница, Дуся, десяток, десятка, десять, Кася, косят, лисята, лосята, Люся, месяц, Муся, носят, просят, поросята, росянка, весёлый, гусёнок, лисёнок, лосёнок, поросёнок, посёлок, просёлок, сосёнка, тесёмка, сюда, сюрприз, Сибирь, сигнал, сигналить, сигнальщик, сидеть, сизый, сила, сильный, силач, синева, синий, синица, синька, сирень, сиреневый, сироп, ситец, ситцевый, сито, босиком, Василина, василёк, висит, гуси, гусеница, косит, косит, косилка, лисий, лисичка, носилки, носит, носильщик, осинка, персик, погасил, просит, весенний, веселье, семь, сел, сено, Сеня, север, серый, сетка, серьги, семечки, кисель, висел, посев, песец, осенний, осень, село, сельский, седло, седлать, сезон, Семён, Серёжа, серебро, секунда, плесень.

Повторяй за взрослым предложения, правильно произнося звук [с’].

Ася – гусятница, у Аси гуси и гусята. Бася и Вася носят поросят. Василина несёт васильки. У Люси весёлый лисёнок. У лосихи лосята. Сигнальщик сигналит, подает сигнал. Сеня носит сено лосятам. Семён косит, он сидит на косилке. Дуся бегает босиком. Семь лисят сидят под осинкой. У Нюси сиреневая сирень.

Повторяй за взрослым слова, правильно произнося звук [с’]. 

        Брось, борюсь, весь, высь, гусь, лось, ось, рысь, Баська, Васька, письмо, восьмой, Моська, тесьма, свежий, свет, светлый, светит, свёкла, свёрток, свинка, свитер, свечи, сверток, сверчок, сверкать, след, следить, слева, сливы, сливовый, слить, слякоть, смех, смелый, снеговик, снежинка, снежок, снегирь, снимок, снимать, спеть, спелый, спица, спинка, спячка, степь, стены, стих, стирка, стёкла, Стёпа, свист, свиснуть, смесь, снести, спросить, сесть, сеанс, совсем, сосиска.

Повторяй за взрослым предложения, правильно произнося звук [с’].

        У Стёпы кот Васька и собака Баська. Моська наследила в сенях. Ася готовит из слив сливовый кисель. Снегири сели на осинку. Ночью в степи выпал свежий снежок. Света стирает синий свитер. У синицы синяя спинка. В гостиной сиреневые стены. В беседке горят свечи. У беседки свежая сирень. Осенью на дворе слякоть.

Повтори за взрослым потешку, правильно произнося звук [с’].

        В свитере желтом и синей жилетке

        Птица-синица расселась на ветке.

Повторяй за взрослым рассказ, правильно произнося звук [с’].

                                                           Васильки

        Ася любит васильки. Васильки синие как небо. С сестрёнкой Мусей и Моськой Ася идет в степь за васильками по просёлочной дороге. На ситцевых сарафанах у Аси и Муси тоже васильки. В степи дует свежий ветер. Свежий ветер качает васильки. Степь кажется синей. Девочки наберут васильков и сплетут венки.

Дифференциация звуков [с]-[с’]

Повторяй за взрослым цепочки слогов, правильно произнося звуки [с]-[с’]. 

са-ся                 ся-са                са-ся-са

сы-си                си-сы               сы-си-сы

сэ-се                 се-сэ                 сэ-се-сэ

со-сё                 сё-со                со-сё-со

су-сю                сю-су              су-сю-су

Повторяй за взрослым слова, правильно произнося звуки [с]-[с’].

.        Сад – сядь                   Васса - Вася

        сыты – сито                сырок – сироп

        сом – Сёма                  весы – висит

        судак – сюда               носок – засёк

         

Повторяй за взрослым предложения, правильно произнося звуки [с]-[с’].

Иди в сад и сядь на скамейку. Вася ест сырок, а Соня пьёт воду с апельсиновым сиропом. У Сёмы сом, Сёма поймал сома сетью. Я несу судака Мусе, Муся сварит из судака суп. У кабана полосатые поросята. На сосне спряталась рысь. У рыси короткий хвост. У лисы лисята, у лосихи лосята. Денис и Борис несут песок на носилках. У Дуси на весах апельсины.

Повтори за взрослым потешки, правильно произнося звуки [с]-[с’]. 

 Гусь, гусята и гусыня

Что-то важно ищут в тине.

Сторожит их папа-гусь.

Очень я его боюсь.

Поросята спят в сарае

На подстилке из соломы.

Поросят я этих знаю.

С ними мы давно знакомы.

Повторяй за взрослым рассказ, правильно произнося звуки [с]-[с’].

                                                                 Рыбаки

Костя и Стас – рыбаки. Они ставят сети на судака и сома. В сети попадает много рыбы: и судак, и краснопёрка, и пескари, и караси. Рыбаки несут рыбу домой. Дома мама варит вкусную и наваристую солянку. Солянку любят все члены семьи: папа, мама и маленькая сестрёнка Ася.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребусы для автоматизации шипящих звуков.

В презентации представлены ребусы, которые можно использовать на этапе автоматизации шипящих звуков. Ребусы можно использовать  с учащимися 1-6 классов школы 1, 2 вида...

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.Использование в коррекционном процессе куклы,  вымышленного ярко...

Таблицы для автоматизации свистящих звуков. Звук З.

Представлен материал для автоматизации свистящмх звуков в слогах и в словах. Ребенок под руководством логопеда, родитетей или других членов семьи, заинтересованных в успехах ребенка, не только сформи...

Пакет рекомендаций для родителей «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»

Пакет рекомендаций для родителей «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»...

Автоматизация мягкого звука С. Дефференциация твёрдого и мягкого звука С в в слогах и словах.

Презентация поможет родителям и детям  автоматизировать в речи слова с мягким согласным С. Предлагаемые задания  знакомы детям, направлены на развитие  воспиятия, речи, внимания, памяти...