Тема: «Проблемы коррекции звукопроизношения у детей с миофункциональными нарушениями».
консультация

Федоренко Майя  Владимировна

В данной статье освещается проблемы коррекции звукопроизношения у детей с миофункциональными нарушениями (МФН), причины, последствия, диагностика детей, работа в междисциплинарном подходе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ

 Г. СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК

Выступление

Тема: «Проблемы коррекции звукопроизношения у детей с миофункциональными нарушениями».

.

Подготовила: учитель – логопед

МБДОУ ЦРР- д/с «Теремок»

Федоренко М.В.

2021г.

Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о проблемах коррекции звукопроизношения у детей с миофункциональными нарушениями. Тема является актуальной, так как в последнее время детей с миофункциональными нарушениями (МФН) становится всё больше.   И   многие специалисты начинают учитывать в своей работе проблему МФН.

Миофункциональные нарушения (МФН) - одна из причин возникновения нарушений речи у детей. Например, это постоянно открытый рот, межзубное произношение, деформации челюстно-лицевой области, нарушения мышечного баланса, дизартрические проявления, синкинезии и т.д.

Чаще всего логопед является тем специалистом, к которому в первую очередь обращаются родители с миофункциональными проблемами у детей, так как нарушение речи является для них значимым аспектом.

Данные нарушения не всегда правильно диагностируются, что еще больше усложняет и удлиняет без того не быструю коррекцию. В каждом отдельном случае нарушения речи носят особый характер, что определяет направления и специфику содержания коррекционной работы.

Для ее успешного осуществления важно выявить не только причины нарушения речевой функции, но и определить возможности ребенка для дальнейшей работы, грамотно составить индивидуальный план коррекционно-развивающих мероприятий, подобрать подходящие методы и приемы работы. И здесь особую важность приобретает междисциплинарное взаимодействие целого ряда специалистов: логопеда, педиатра, невролога, психиатра, детского стоматолога, ортодонта, хирурга-стоматолога, оториноларинголога, остеопата, кинезиотерапевта, психолога, педагога-дефектолога и других.

Миофункциональные нарушения  (МФН)– это снижение или повышение нормального тонуса жевательных  и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубночелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).

Для детей с МФН характерно - открытый рот, нарушение мышечного тонуса, недоразвитие лицевого скелета, уплощение гайморовых пазух, синяки под глазами (это следствие гипоксии, потому что страдает дыхание). Язык находится в нижнем положение, а в норме он находится на альвеолах за верхними зубами, рефлекторно возникает спазм диафрагмы, который нарушает процессы диафрагмального дыхания и создаёт проблемы с формированием речевого выдоха, нарушает дифференциацию ротового и носового выдоха.

По неофициальным данным  (Маюрова Галина Михайловна)   около 90% детей  из общей массы имеют МФН. Дети с  тяжёлыми речевыми нарушениями  (ТНР) с особенностями развития практически  в 100% имеют миофункциональные нарушения.

Давайте рассмотрим более подробно, что характерно для МФН:

1.Инфантильный тип глотания. Что такое инфантильный тип глотания?  Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенцев создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык располагается между беззубыми дёснами, двигается вперёд-назад (реверсивно). До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием и тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Обычно это формируется к 2-м годам и  процесс перестройки от инфантильного типа глотания к соматическому должен быть завершён.

 Если ребёнок постоянно употребляет жидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребёнок прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягается  нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребёнка сглотнуть слюну.

Демонстрация видео «Инфантильный тип глотания - нормальный тип глотания».

 Если мы видим ребёнка после 2-х лет с инфантильным типом глотания, то это уже не норма. Необходимо с такими детьми работать над изменением типа  глотания, что будет являться профилактикой нарушений звукопроизношения и профилактикой задержки речи в целом.

2.Неправильное положение языка в покое. Второй параметр, на которой мы должны обратить  внимание.  В норме язык должен находиться вверху  на альвеолах за  верхними зубами. У детей с  инфантильным типом глотания  при МФН - язык по разным причинам находится внизу, давит на нижние челюсть, рот приоткрывается, потому что челюсть и язык, как достаточно тяжёлые  мышечные органы  давят вниз,  мышцы  становятся всё слабее и слабее, ребёнок не может контролировать процесс закрывания рта. Соответственно раз у нас язык внизу и рот приоткрылся, ребёнок начинает дышать ртом.

3. Ротовое дыхание. Если есть размыкание губ на 2-3 мм - это говорит о смешанном типе дыхание, которое впоследствии может перейти в ротовое дыхание, нарушения могут усугубляться с каждым днём.

5. Нарушения тонуса жевательной и мимической мускулатуры - имеет большое значение при работе по   постановке звуков. Почему?  Потому что тонус у детей нарушается  значительно. Когда они к нам попадают на постановку звуков после 4-5 лет, к этому времени МФН чаще всего активно делают своё дело, там уже могут быть серьёзные изменения в лицевом скелете.  Самым проблемным является   то, что Вы работаете с ребёнком активно, получаете положительные результаты,  автоматизируете уже звуки, радуетесь успехам, и вдруг ребёнок заболел или ушёл в отпуск и через 2-3 месяца ребёнок возвращается, и Вы видите,  всей вашей работы нет, что  как будто вы не работали с этим ребёнком. Эти обратные откаты связаны с тем, что у ребёнка  чаще всего есть инфантильный тип глотания,  и когда вы  перестали с ним работать, у него опять произошло изменение состояния мышечного тонуса, ребёнок не в состоянии делать то, что он отработал с вами. Поэтому у ребёнка с МФН, когда работаем  над коррекцией звукопроизношения, мы должны сформировать правильное положение  языка в покое и  при глотании,  правильное дыхание - это будет подготовительным  этапом постановки звуков. Затем  будем осуществлять постановку и автоматизацию звуков. Тогда результаты будут более стабильными, не будет откатов назад. 

4.Нарушения прикуса связаны с тем, что язык создаёт биодинамическое равновесие в полости рта (он там главный). Правильное  положение   языка, когда он давит  вверху,  на свод нёба, он создаётся правильное  биодинамическое равновесие -  язык создаёт правильное давление на губы, жевательную мускулатуру и челюсть развивается правильно. Если язык  находится внизу, наблюдается инфантильное  глотание, все процессы нарушены, идёт неправильный рост зубов, неправильное развитие лицевого скелета и формирование прикуса.

        Почему происходит нарушение тонуса жевательной и мимической мускулатуры?  Это связано с движением височно-нижнечелюстного сустава.

В области височно-нижнечелюстного сустава проходят тройничный и лицевой нерв и головка сустава у ребёнка старше 2-х лет устроена так, что уже движение челюсти вперёд-назад, как при сосании не является физиологическим. Оно уже является травматическим. Каждый раз происходит удар в области височно-нижнечелюстного сустава, удар в области головки и идёт компрессия, ишемия нервных окончаний, которые в сою очередь вызывают нарушения мышечного тонуса. Очень часто в нашей практике встречаются дети со смешанным мышечным тонусом, у которых будет очень слабая круговая мышца рта, слабая жевательная мускулатура, из-за того что рот открыт, челюсть висит, язык находиться внизу. И будет язык перенапряженный с высоким очень тонусом, даже на кончике языка, с вызыванием рвотного рефлекса. Если ребёнок гипотоничен, шейно-воротниковая  зона и язык практически  всегда будут  с высоким тонусом, что связано с  компрессией давлением  тройничного нерва.

5.  Нарушение процессов жевания и глотания. Язык является вторично органом речи, первично придуман природой, чтобы проглатывать пищу. Процесс  жевания и глотания неразрывно связаны с процессами речи. Потому что  в процессе жевания и глотания,  и в процессе говорения работает одна и та же мускулатура. Если ребёнок с нарушениями вскармливания, если не сформировался переход от одной пищи - жидкой к другой, нормальной, твёрдой, качество речи ухудшается. У ребенка будет наблюдаться задержка или другие нарушения звукопроизношения.

 Причинами МФН могут быть:

  • Генетические-25%.
  • Вредные привычки: сосание пальца (влияет на формирование неправильного прикуса), соски после года, прикусывание губ, щёк, языка, прокладывание языка между зубами.
  • Ротовое дыхание, которое может возникать в различных ситуациях. Ребёнок может начать дышать ртом из-за частых простудных заболеваний, когда заложен нос. Либо аллергический ринит, аллергическая реакция на что-то, которая затрудняют носовое дыхание.
  • Инфантильное глотание. Перестройка  на правильное глотание с инфантильного глотания тоже может быть связана с разными факторами, в том числе  это могут быть и дизартрические расстройства.  Из-за того, что у ребёнка были какие -  то поражения во время беременности и родов, которые привели к нарушениям иннервации мышечного тонуса в полости рта, и мышцы языка не имели возможности сформировать правильный паттерн. Это могли быть нарушения вскармливания, например: мама неправильно держит бутылочку, бутылочка давит на нижнюю челюсть, этим самым формирует неправильный паттерн глотания.
  • Вялое сосание и жевание, т.е. мышцы работали плохо и это тоже приводит к МФН.
  • Раннее удаление молочных зубов.  При раннем удалении зубов специалисты рекомендуют пользоваться трейнирами, для того, чтобы челюсть правильно развивалась у ребенка.

Диагностические признаки МФН.

  • Привычка держать рот открытым.
  • Дыхание через рот  (провоцирует недоразвитие гайморовых пазух, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти, нарушение осанки, общее недоразвитие организма).
  • Напряжение губ при глотании (инфантильный тип глотания).
  • Прокладывания языка между зубами при разговоре.
  • неправильное произношение звуков.

       Если это присутствует мы можем говорить , что присутствует МФН.

Последствия инфантильного глотания и ротового дыхания, влияющего на работу логопеда:

  • Дисфункция ВНЧС (проблемы удержания рта открытым при выполнении артикуляционной гимнастики и постановке звуков). Работает он неправильно, связки его перенапряжены или растянуты, зависит от различных ситуаций. Это создаёт проблемы удержания рта открытым при выполнении артикуляционной гимнастики и постановке звуков. Очень многие дети не могут держать рот открытым (упражнения «Кошка», «Бегемотик»), когда мы просим их удерживать зубы на расстоянии 2-3 мм друг от друга при произношении свистящих звуков, либо шипящих звуков. Для них это сложно, нам приходиться ставить какой-то расширитель для того чтобы удержать это расстояние. Если мы нормализуем работу на подготовительном этапе со звукопроизношением, мы эту ситуации сможем улучшить.
  • Нарушения тонуса жевательной и артикуляционной мускулатуры  проявляются в трудностях  в формировании артикуляционных укладов при постановке звуков, а также переключаемости  языка  из одного артикуляционного уклада в другой. Ребёнок, когда в потоке речи начинает говорить у него «заплетается» язык, язык не может быстро переключаться из-за нарушений мышечного тонуса. Соответственно, чтобы поставить какую-нибудь группу звуков мы формируем артикуляционные уклады. Если ребёнок с инфантильным типом глотания очень трудно получить упражнение  «Блинчик», потому что язык не может распластываться из-за того, что постоянно поддерживается инфантильным глотанием состояние высокого тонуса. Если же мы отработаем на подготовительном этапе  и выработаем у ребёнка правильный тип глотания,  улучшим состояние мышечного тонуса с помощью массажа,  то  с постановкой звуков соответственно мы избежим этих трудностей, либо сведём их к минимуму.
  • Отсутствие смыкания губ из-за ротового типа дыхания. Отсюда нарушения произношения губных звуков.
  • Нарушение дифференциации ротового и носового дыхания (часто отсутствие у детей раннего возраста звуков [М], [Н]), это может быть связано с тем, что нос не дышит, ребенок не может переключать дыхание ротовое на носовое, это может быть обусловлено носовыми отеками,   возможно аллергического характера, затруднениями носового дыхания. Когда восстанавливаем носовое дыхание с помощью упражнений,  обязательно дифференцируем с ротовым дыханием.
  • Трудности автоматизации звуков по типу «кабинетной речи» (привычное положение языка внизу). Ребёнок с вами позанимался, хорошо поднимает язык вверх, даёт звуки верхнего подъёма, он выходит на улицу и всё повторяется тоже самое, он привык держать язык внизу, если не сформируем подъём языка он  будет продолжать говорить так как привык, особенно дети, у которых не  развито чувство самоконтроля над своей речью.
  • Короткий вдох и короткий выдох («перехватывание» воздуха во время произнесения длинного слова или фразы). Это связано со спазмом диафрагмы, неправильной работы грудной клетки. Ребёнок может говорить взахлёб, перехватывая воздух, иногда даже это может быть похоже на заикание, но с восстановлением работы нормального диафрагмального дыхания, все эти моменты сводятся к минимуму.
  • Нарушение процесса формирования диафрагмального дыхания.  Пока вы не снимите спазм диафрагмы с помощью массажа или тейпирования,  вы не сформируете правильное дыхание.  Если не можете эту проблему решить самостоятельно, отправляете к специалисту.
  • Гипоксия - связанная с высоким тонусом в шейно - воротниковой зоне  и нарушениями процесса дыхания.

Обследования для выявления МФН.

Сбор анамнеза и оценка состояния ребёнка:

  • оцениваем уровень речевого развития и его соответствие возрасту.
  • состояние мышечного тонуса (общего и артикуляционного аппарата)
  • функции жевания и глотания, качества приёма пищи.
  • состояние дыхания
  • вредные привычки
  • развитие ВПФ и соответствие их возрасту
  • общее моторное развитие.

Что мы можем увидеть при обследовании?  Как это влияет на речевое развитие?

Особенности обследования детей с МФН:

1. Посмотрите нарушение осанки.  Неправильное соотношение положения нижней и верхней челюсти. У ребёнка с МФН всегда присутствует нарушение осанки, потому что челюсть является балансиром для вестибулярного аппарата, одним из маркеров на который ориентируется мозжечок выстраивания положение в пространстве. И соответственно меняется положение нижней челюсти, положение тела в пространстве.

    Это выпеченный вперёд живот, поясничный гиперлордоз, завёрнутые вперёд плечи,  одно плечо может быть выше другого, передние положение рук, торчащие лопатки, голова смещена кпереди, как видите на фотографии, челюсть кзади.

2. Нарушение прикуса и сужение дыхательных путей. У очень многих детей при инфантильном типе глотания, идет деформация челюсти, зубов.

3. Гипоксия  и недоразвитие  лицевого скелета. Смотрим на лицо ребёнка, обычно это недоразвитие лицевого скелета в нижней части, уплощение подглазничных областей, синяки под глазами выраженные – это показатель гипоксии.

4.Нарушение процессов жевания и глотания,  подсасывание губы с проглатыванием языка с движением мимической мускулатуры.  Каким образом мы это можем проверить? Проба на определение типа глотания (мальчик пьёт воду). Даём ребёнку стакан с водой и просим показать, как он пьёт. Просим набрать его в рот воды и проглотить. При нормальном соматическом типе глотания движений в мышцах не должно быть. При инфантильном типе глотания различные движение в мимической и жевательной мускулатуре, прокладывание языка между губами, запрокидывание головы, кивок головы и т.д

5. Гастриты и дисфункции желудочно-кишечного тракта.

Задаем вопрос родителям на обследовании, что происходит у ребёнка с желудочно-кишечным трактом, есть ли какие-нибудь нарушения. Потому что  инфантильное глотание приводит к нарушению мышечного тонуса, и соответственно к нарушению процесса пережёвывания и проглатывания пищи. Пища недостаточно качественно пережёвывается, что может перевести к возникновению ранних гастритов и  дисфункции ЖКХ.

6. Гиперсаливация.  Иногда у ребёнка течёт слюна. Иногда во время речевой нагрузки мы видим её в уголках рта. Гиперсаливация может проявляться по- разному: в большей или меньшей степени выраженности. Мышцы напряжены, соответственно  чувствительность их нарушена,  и ребёнок не может сглатывать слюну, он её не чувствует.

7. Нарушение речи и задержка речевого развития чаще всего наблюдаются у детей с  МФН

 8. Нарушено положение стоп - вальгус, варус . Мышцы языка связаны с мышцами ног, мышцы языка связаны с пальцами ног (поэтому необходимо массаж начинать с ног). Вальгусная установка стоп - коленные суставы соединены вместе Х-образно, стопы расходятся, при ходьбе ребёнок опирается на внутренние своды стоп. Варусная установка стоп- коленные суставы изогнуты в стороны О-образно, не соединены вместе по прямой, как следствие при ходьбе ребёнок опирается на внешние своды стоп        Варусная и вальгусная деформация стопы у детей является довольно распространённой патологией. В запущенных случаях она может стать причиной серьёзных нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата и привести к инвалидности.

      Для правильной установки стоп у детей  в ДОУ отлично работают упражнения: хождение на носка, пяточках, внешней и внутренней сторон стопы, вращение стоп.  Это очень важно для развития речи.  При МФН наблюдается напряжение связок в области голеностопного сустава, меняется его подвижность. Необходимо делать массаж голеностопа, стоп.  В рамках междисциплинарного взаимодействия - это может сделать массажист.

9.Высокий тонус шейно-воротниковой зоны, даёт высокий тонус в ногах. Всё это обусловлено инфантильным глотанием, отсюда неправильное положение головы в пространстве, потому что идёт постоянно кивок головы.

10. Развитие аденоидов и увеличение нёбно – глоточных миндалин из-за неправильной вентиляции носовых пазух. Если мы ребёнку закроем рот, научим его дышать носом, аденоиды уменьшаются, и в этом случае не всегда нужно их удаление

12. Снижение иммунитета и частые респираторные заболевания. Необходимо спросить у родителей как часто болеет ребёнок.  Обычно дети с МФН часто болеют различными  простудными  заболеваниями.

Подводя итоги, необходимо отметить, что при выявлении миофункциональных нарушений необходим междисциплинарный подход к диагностике и лечению детей. Работая в междисциплинарном подходе желательно иметь консультации:      невролога, ортодонта, остеопата, отоларинголога, кинезиотерапевта, психолога, для того чтобы понимать целостную картину.                

В работе с детьми  рекомендуется использовать:  

  • Логопедический  массаж
  • Артикуляционная гимнастика
  • Работа с миофункциональными аппаратами
  • Миофункциональная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • ДЭНС- тарапия
  • АФК (адаптивную физическую культуру) и ЛФК
  • Кинезиотейпирование
  • Томатис-терапия
  • Мозжечковая стимуляция
  • И другие методы по индивидуальным рекомендациям

Используемые  логопедом методы в работе

  • ДЭНАС- терапия
  • Массаж стоп, голеностопных суставов
  • Массаж кистей рук
  • Массаж грудной клетки и шеи
  • Массаж лица и полости рта (ручной зондовый, аппаратный). Миогимнастика.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Искусственная локальная контрастотермия.
  • Кинезиотейпирование.
  • Использование вестибулярных пластин и трейнеров. В том числе и упражнения с ними.
  • Мозжечковая стимуляция.
  • Работа с родителями.

Различные индивидуальные устройства для миофункциональной коррекции могут назначаться как стоматологом или ортодонтом, так и логопедом. Это вестибулярные пластинки различных модификаций, а также детские силиконовые трейнеры, корректирующие позицию и активность губ и языка, что способствует восстановлению миодинамического равновесия в челюстно-лицевой области.

Стоматологи рекомендуют детям старше пяти лет с целью коррекции открытого прикуса использовать трейнер. Язычок трейнера способствует запоминанию правильного положения кончика языка при ночном глотании   слюны.

Миофункциональные нарушения у детей наиболее эффективно корректируются при раннем выявлении и грамотном междисциплинарном взаимодействии логопеда и детского стоматолога. В большинстве случаев такой комплексный подход к реабилитации детей с речевыми нарушениями обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.

       В результате использования миофункциональной терапии в работе с детьми с ОВЗ, можно отметить значительное улучшение функций жевания и глотания (которые являются зачастую жизненно-необходимыми), улучшение черт лица, улучшение прикуса, функции дыхания.

Список используемой литературы:

  1. Архипова Е.Ф. "Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения.  Конспекты логопедических занятий. Миофункциональный трейнер "INFANT",   - Издательство: Секачёв В.Ю., 2017.

  2. Маюрова Г.М. Лекция «О речевых и миофункциональных нарушениях у детей         с ОВЗ». Сайт МЕРСИБО, 2019.
  3. Электронный вестник  Междисциплинарная ассоциация миофункциональной терапии и здоровьесберегающих технологий - М., 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи

Буклет для родителей. Предлагаются  нетрадиционные способы проведения артикуляционной гимнастики....

"Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи"

В данной работе представлен материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи,  рекомендации ...

Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

В Феднральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...