Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с ТМНР в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Посуда. Продукты питания»
план-конспект

Виноградова Ольга Валерьевна

         Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия разработан для ребёнка подготовительного возраста с УО с системным недоразвитием речи умеренной степени, полиморфным нарушением звукопроизношения, начальным этапом формирования фразовой речи, не сформированными лексико-грамматическими категориями по возрасту.

 Цель: Развитие произносительных способностей, активизация пассивной и экспрессивной речи по теме. «Посуда, продукты питания»,

         Коррекционно-образовательные задачи:

-Закреплять выполнение артикуляционных упражнений, согласовывать движения с речью.

- Закреплять понимание и употребление предметного словаря (название предметов посуды, некоторых продуктов питания: кастрюля, сковорода, ножик, ложка, чайник, чашка, мука, яйца, молоко, тесто, вода, блины, компот, суп), глагольного: льётся, режет, кипит, пекутся, варится.

        Коррекционно-развивающие задачи:

- Снижение мышечного напряжения тела, рук, лица посредствам движений, самомассажа.

- Развивать артикуляционный, мимический праксис (движения губ), дыхание.

- Закреплять произношение согласных раннего онтогенеза, [С], [С`] - изолированные, в звукоподражаниях, словах.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух.

- Развивать мелкую моторику, межполушарные связи.

           Воспитательные задачи:

- Формировать аккуратность при выполнении заданий.

- Формировать интерес к игре, взаимодействия со взрослым, стимулировать сотрудничество.

          Оборудование для педагога и ребёнка:

Ковролинограф, магнитная доска, картонные муляжи блинов, игрушки: сковорода, ложка, тарелки.

Изображения: Буфет, холодильник, стол, льющаяся вода из крана, мыло в мыльнице, зубная щётка, овощи и фрукты, мука, молоко, яйца, кастрюли, стакан с молоком, сковорода, чайник, чашка, нож, ложка, миска, муляжи досок для резки продуктов, картинки на липучках, на магнитах, картинка-схема движений руками (размешивание продуктов)

Звуковые файлы: льющаяся воды из крана, кипение воды в кастрюле, стук ножа по доске.

Предварительная работа: Выполнение артикуляционных, мимических упражнений, рассматривание с детьми предметов и изображение посуды, некоторых продуктов питания, прослушивание и узнавание бытовых звуков, показ соответствующих звукам картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Задания,

задачи

Ход занятия

Материалы

I Организационная часть

Логопед: Мы пришли в гости к кукле. Посмотри, как одета кукла. Наверно она собирается готовить угощения.

Кукла в фартуке и колпаке.

II Основная

часть

1-е задание

Активизация зрительного внимания, мышления, пассивного и активного словаря.

2-е задание

Активизация слухового, зрительного внимания, развитие артикуляционной моторики, звукопроизноше-ния.

Нормализация кровообращения, мышечного

 тонуса

(массаж лица и кистей рук)

3-е задание

Активизация слухового, зрительного внимания, развитие артикуляционной, мелкой, межполушарных связей, лексики,

Звукопроизноше-ния  

4-е задание

Активизация слухового, зрительного внимания, развитие артикуляционной, мелкой моторики, звукопроизношения, лексики, межполушарных связей

5-е задание Развитие мышления,  зрительного внимания, пассивного активного и словаря, слоговой структуры слов,

мышления, памяти.

Зрительное внимание. Мышление. Пассивный и активный словарь.

Логопед: Посмотри сколько посуды и продуктов на столе. Давай поможем кукле разложить продукты в холодильник, посуду в буфет.

Ребёнок раскладывает картинки.

Логопед: Назови посуду. Назови продукты.

Слуховое внимание. Самомассаж рук, лица. Артикуляционные упражнения. Фонетические упражнения.

Слышит звук льющейся воды в кране.

Логопед: Что это за звук? Что льётся?

Ребёнок: Вода.

Логопед: Да это – вода. Перед приготовлением пищи можно помыть руки и умыться.

Самомассаж рук, лица. Артикуляционная моторика.

Логопед:

Руки мы с мылом, помоем

С мылом мом, моем, моем

Пальчики, ладошки

Шею, уши, лоб и носик, щёки, рот,

Глазки наши заблестели (расширить глаза)

Ротик улыбается,  

Язычком почистим зубки. вот какие зубки.

Звук водички произнесём С.., С.., С….

Логопед: Теперь пришло время готовить угощение. Надевай фартук, колпак.

Зрительное и слуховое внимание. Мышление. Артикуляционные упражнения. Фонетические упражнения. Ручная моторика (межполушарные связи)

Логопед: Какие ты видишь продукты? Назови.

Ребёнок: Мука, молоко, яйца.

Логопед: Из этих продуктов можно приготовить тесто для блинов.

Логопед: Налей в стакан молоко (ребёнок имитирует действие) БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ.

Ребёнок: БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ.

Логопед: Попробуй молоко (по подражанию ребёнок вытягивает губы «Дудочкой» и «пьёт»)

Логопед: Вкусно? (по подражанию ребёнок широко открывает глаза- удовольствие). Что нальём в миску?

Ребёнок: Молоко.

Логопед: Разбей яйцо в миску – [К] (ребёнок повторяет и имитирует звук).

Что добавим в миску?

Ребёнок: Яйцо.

Логопед: Что насыпем в тарелку?

Ребёнок: Муку.

Логопед: Насыпем муку – [П] (ребёнок повторяет). Смешаем эти продукты ложкой, чтобы получилось тесто продукты сначала правой рукой, потом левой по схеме линии (ребёнок выполняет).

Артикуляционная моторика. Межполушарное взаимодействие.

Логопед показывает движения языком –«Болтушка» (ребёнок повторяет). Одновременно смешивает продукты.

Логопед: Тесто готово. Напечём блины?

Ребёнок: Да.

Логопед: Наливай тесто в сковородку (ребёнок имитирует действие).  

Артикуляционная моторика.

Логопед: Язычок наш - блин (логопед показывает статическое артикуляционное упражнение «Блинчик», ребёнок повторяет. На каждое выполненное упражнение - выкладываем муляж блина).

Логопед: Блинов напекли, покажи, как их едят (жевательные движения). Ротик оближем (круговые движения языком).

Слуховое внимание. Ручная моторика (речь с движением).  Дыхательное упражнение. Фонетическое упражнение.

Слышит звук кипящей воды.

Логопед: Что звучит? (подходят к кастрюлям). Ребёнок: Кипит вода.

Логопед: Как кипит?

Ребёнок: БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ

Логопед: Где кипит вода?

Ребёнок: В кастрюле.

Логопед: Посмотри здесь две кастрюли. Давай приготовим суп и компот из этих продуктов. Разложи продукты для супа и компота на доски для резки продуктов. Назови продукты.

Ребёнок: Капуста, картошка, морковка, груша, лимон, апельсин.

Логопед: Давай из фруктов сварим компот, из овощей суп.

Слуховое внимание. 

(Сук ножа по разделочной доске).

Логопед: Какой предмет издаёт звук?

Ребёнок: Ножик.

Логопед: Правильно. Давай мы порежем ножом фрукты и овощи. Возьми ножи в правую и левую руки. Будем резать.

Ручная моторика (речь с движением).

(говорит педагог и ребёнок и ритмично «режет» продукты)

Тук-тук, тук-тук – режем мы капусту,

Тук-тук, тук-тук – режем мы морковь,

Тук-тук, тук-тук – режем картошку,

Тук-тук, тук-тук – режем мы лимон,

Тук-тук, тук-тук – режем апельсин,

Тук-тук, тук-тук – режем мы грушу,

Отожмём сок у лимона.

Сварим вкусный суп, компот.

Логопед: Положи продукты для супа и компота.  Назови их.

Логопед: Что мы приготовили из фруктов?

Ребёнок: Компот.

Логопед: Что мы приготовили из овощей?

Ребёнок: Суп.

Логопед: Понюхай компот и суп (ребёнок вдыхает носом и выдыхает ртом, губы «Дудочкой»).

Логопед: Компот и суп горячие. Подуем на них (ребёнок вдыхает носом и выдыхает ртом губы «Дудочкой»).

Мышление. Работа с лексикой, зрительное внимание.

Логопед: У куклы есть рецепт приготовления блинов. Посмотри правильно подобрали продукты для блинов? Назови продукты (ребёнок заменяет неподходящую картинку и называет).

Логопед: Посмотри, правильно выбрали посуду для приготовления блинов? Исправь ошибку (ребёнок исправляет и называет посуду).

Логопед: Посмотри, правильно выбрали посуду для приготовления компота и супа? Исправь ошибку (ребёнок исправляет ошибку, называет предметы).

Кукла в фартуке и колпаке.

Магнитная доска, изображения буфета, стола, холодильника,

Картинок на магнитах: молока, яиц, муки, сосиски, капусты, моркови, груши, лимона, апельсина на магнитах.

Звуковой файл льющейся воды

Зеркало

Изображение льющейся из крана воды. картинки мыло, зубная щётка

Кукла в фартуке и колпаке.

Ковролинограф.

Картинки на липучках: яйца, миска, разбитое яйцо, бутылка молока, стакан молока, мука, тарелка.

Спиральные круговые линии для размешивания ложкой правой и левой рукой.

Картонные муляжи блинов, сковородка-игрушка, ложка, тарелки для куклы, ребёнка, педагога.

Кукла в фартуке и колпаке.

Магнитная доска.

Звуковые файлы:

кипит вода, режет нож,

Изображение: две кастрюли, овощи фрукты на магнитах

Две доски для резки продуктов, картонные муляжи ножей.

Кукла в фартуке и колпаке.

Игры «4-й лишний» Панно с картинками на липучке:

«Рецепт» (продукты для блинов).

«Посуда для приготовления блинов»

«Посуда, предметы для приготовления супа и компота»

III Заключительная часть

Рефлексия

Логопед: Какие угощения мы готовили?

Ребёнок: Компот, суп, блины. (показывает)

Логопед: Молодец, замечательные угощения получились. Кукла приготовила для тебя подарок. Возьми и посмотри его в группе.

Кукла в фартуке и колпаке.

Подарок в корзинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ЗВУК И БУКВА С»

Интегрированное занятие по теме "Посуда. Продукты питания" в котором прослеживается интеграция образовательных областей:  познание, коммуникация, здоровье, музыка, художественно-эстетическое восп...

Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».

Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....

Занятие по развитию речи для детей 1 младшей группы .Тема "Подарок для зайчика"

Данное занятие развивает у детей умение описывать игрушку  и предметы, закрепить название овощей, подбирать ласкательно-уменьшительные слова; развивает речь, память, мышление, расширяет словарный...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально- бытовой адаптации детей с ТМНР

Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР  В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с ТМНР....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»

Вид занятия: Индивидуальное. Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей...

Индивидуальное коррекционно- развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»

Вид занятия: Индивидуальное Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей&r...