Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»
план-конспект

Виноградова Ольга Валерьевна
Вид занятия: Индивидуальное. 
Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.
Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей»
Образовательные задачи:
-Закреплять выполнение артикуляционных и пальчиковых упражнений, согласование движений с речью.
- Закреплять понимание и употребление предметного словаря (название животных и их детёнышей: собака, щенок, кошка, котёнок, корова, телёнок, лошадь, жеребёнок, коза, козлёнок, части тела домашних животных: голова, лапы, хвост, рога, вымя, ноги) 
Коррекционно-развивающие задачи:
- Снижение мышечного напряжения тела, рук, лица посредствам движений, самомассажа. 
- Развивать артикуляционный праксис (движения губ), дыхание, голос.
- Развивать произношение гласных (А, У, И, О), согласных (М, М`, Ф), в звукоподражаниях, словах. 
- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух.
- Отрабатывать слоговую структуру слов.
- Развивать мелкую моторику, межполушарные связи.
Воспитательные задачи:
- Формировать аккуратность при выполнении заданий.
- Формировать интерес к игре, взаимодействия со взрослым, стимулировать сотрудничество.
Оборудование: Кукла, панно с изображением дома человека, коровника, пастбища для лошади, дудки для собаки форматом А3; картинки домашних и диких животных и их детёнышей на липучках; жилища для животных: коровник, будка для собаки, конюшня; фигурки домашних животных и их детёнышей; картинки домашних животных с недостающими частями тела на липучках, иллюстрации-дорожки для животных для выполнения согласованных движений рук, пальцев; 
«лапки для кота»- тканевые напалечники для пальчиковых упражнений; 
звуковые файлы- голоса домашних животных и их детёнышей, музыкальный трек для динамической паузы и выполнения артикуляционного упражнения; корм для животных (косточка, сено, молоко, овёс); ковролинограф, магнитная доска, магниты.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_korrektsionno-razv._zanyatie.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционно- развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты.

Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»

Вид занятия: индивидуальное

Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.

Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей»

Образовательные задачи:

-Закреплять выполнение артикуляционных и пальчиковых упражнений, согласование движений с речью.

- Закреплять понимание и употребление предметного словаря (название животных и их детёнышей: собака, щенок, кошка, котёнок, корова, телёнок, лошадь, жеребёнок, коза, козлёнок, части тела домашних животных: голова, лапы, хвост, рога, вымя, ноги)

Коррекционно-развивающие задачи:

- Снижение мышечного напряжения тела, рук, лица посредствам движений, самомассажа.

- Развивать артикуляционный праксис (движения губ), дыхание, голос.

- Развивать произношение гласных (А, У, И, О), согласных (М, М`, Ф), в звукоподражаниях, словах.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух.

- Отрабатывать слоговую структуру слов.

- Развивать мелкую моторику, межполушарные связи.

Воспитательные задачи:

- Формировать аккуратность при выполнении заданий.

- Формировать интерес к игре, взаимодействия со взрослым, стимулировать сотрудничество.

Оборудование: Кукла, панно с изображением дома человека, коровника, пастбища для лошади, дудки для собаки форматом А3; картинки домашних и диких животных и их детёнышей на липучках; жилища для животных: коровник, будка для собаки, конюшня; фигурки домашних животных и их детёнышей; картинки домашних животных с недостающими частями тела на липучках, иллюстрации-дорожки для животных для выполнения согласованных движений рук, пальцев;

«лапки для кота»- тканевые напалечники для пальчиковых упражнений;

звуковые файлы- голоса домашних животных и их детёнышей, музыкальный трек для динамической паузы и выполнения артикуляционного упражнения; корм для животных (косточка, сено, молоко, овёс); ковролинограф, магнитная доска, магниты.

 

Задания,

задачи

Ход занятия

Материалы

I Организационная часть

Логопед: К нам в гости сегодня пришла поиграть кукла. Поиграем с ней, покажем наши игрушки и картинки?

Ребёнок: Да.

Кукла

II Основная

часть

1-е задание

Активизация зрительного внимания, мышления, пассивного и активного словаря.

2-е задание

Активизация слухового, зрительного внимания, развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, звукопроизношения, межполушарных связей

3-е задание

Активизация слухового, зрительного  внимания, развитие артикуляционной, мелкой  моторики, голоса, звукопроизношения, лекики.  межполушарных связей

4-е задание

Активизация слухового, зрительного  внимания, развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, голоса, звукопроизношения, межполушарных связей

Нормализация кровообращения, мышечного

 тонуса

(массаж лица и кистей рук)

5-е задание

Активизация слухового, зрительного  внимания, развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, голоса, звукопроизношения, межполушарных связей

Зрительное внимание. Мышление. Пассивный и активный словарь.

Логопед: Расскажи кукле, что ты видишь на картинке (панно с изображением двора у дома)?

Ребёнок: Дом.

Логопед: Да, это дом для человека, и ещё жилища домашних животных. С человеком живут домашние животные. Посмотри, все ли животные на картинке домашние? (представлены домашние и дикие животные с детёнышами)

Ребёнок: Нет.

Логопед: Найди домашних животных (кошку с котёнком, собаку с щенком, корову с телёнком, лошадь с жеребёнком). Прикрепи картинки домашних животных (на липучках) к большой картинке (изображение двора у дома человека)

Логопед: Остальные животные домашние или дикие?

Ребёнок: Дикие.

Логопед: Они живут с человеком?

Ребёнок: Нет

Логопед: Давай пойдём на ферму и узнаем кто там живёт.

Слуховое внимание.

Слышат лай собаки.

Логопед: Ой. Кто так голос подаёт? Кто это нас встречает?

Логопед и ребёнок подходят к муляжам домашних животных.

Ребёнок: АФ - АФ.

Логопед: Да, это собака.

Слышат лай щенка.

Логопед: А это чей голос?

Ребёнок: Маленький аф-аф.

Работа с голосом. Фонетические упражнения.

Логопед: Как собака лает? Как щенок лает? Ребёнок: Имитирует голос (модуляция по высоте голоса)

Артикуляционная моторика.

Логопед: Посмотри на эти картинки. Кто на них?

Ребёнок: АФ-АФ.

Логопед: Собака сердится и показывает зубки. Покажи как?

Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение «Заборчик»

Показать ребёнку и попросить повторить.

Работа с лексикой, зрительное внимание.

Собака сторожит ферму. Покормим её с щенком? Выбери угощение и положи в миску.

Ребёнок выбирает косточку из предлагаемого корма (косточка, сено, молоко, овёс).

Логопед: Положи косточку в миску для собаки.

Межполушарное взаимодействие.

Возьми собаку в одну руку, щенка в другую, проведи их по дорожкам к миске.

Артикуляционная моторика.

Логопед: Как собака кусает зубками?

Ребёнок показывает.

Логопед: Оставляй собаку и щенка грызть косточку.

На слуховое внимание.

Возникает мычание коровы и телёнка.

Логопед: Чей это голос?

Ребёнок показывает на фигурки коровы и телёнка.

Работа с голосом. Фонетические упражнения.

Логопед: Как мычит корова? Как телёнок?

Ребёнок: МУ (корова), му (телёнок).

Ребёнок модулирует голос (низко, высоко)

Артикуляционная моторика.

Логопед: Сожмем губки сильно и помычим М.., М…,  М…, М…

Вытянем губки вперёд «Дудочкой» как телёнок.

Фонетические упражнения.

Логопед: А теперь помычим как корова (сжать губы и вытянуть в «Дудочку» ) М…У…,   М…У…, М…У…,  

Ручная моторика (речь с движением).

«Два бычка не ладят, рожками бодают,

Лоб о лоб касаются, так они бодают,

А когда поладят, головами гладят».

Работа с лексикой.

Логопед: Корова и телёнок проголодались нужно их покормить. Чем накормим их?

Ребёнок выбирает корм-сено из предлагаемых: (сено, молоко, овёс).

Логопед: Положи сено в кормушку.

Работа на межполушарное взаимодействие.

Возьми в одну руку корову, в другую руку телёнка. Проведи их по дорожкам к кормушке.

Артикуляционная моторика.

Логопед: Покажи как жуют сено.

Ребёнок имитирует жевание (движения нижней челюстью).

Слуховое внимание.

Мяукает кошка и котёнок.

Логопед: Кто подаёт голос?

Ребёнок: МЯУ.

Логопед: А это?

Ребёнок: Мяу.

Работа с голосом. Фонетические упражнения.

Логопед: Как мяукает кошка? Сжимай губки.

Логопед показывает, ребёнок издаёт мяукание, модулирует голосом по высоте (низким, высоким голосом)

Ребёнок: МЯУ-МЯУ-МЯУ

Логопед: Как мяукает котёнок?

Ребёнок Мяу-мяу-мяу.

Пальчиковые упражнения. Речь с движением Самомассаж лица, рук. Фонетические упражнения.

Логопед: «Кошка Муська выгнет спинку,

                 Тянет лапки и лежит,

                 Тренерует цап-царапки,

                 Ходит мягко на подушках-лапках,

                 Моет мордочку и лапки

                 Просит кошка молоко

                 – Мяу, мяу, мяу».

Логопед: Чем угостишь кошку с котёнком?

Ребёнок: Мо..(молоком). Ребёнок выбирает корм из предлагаемого (молоко, овёс)

Дыхательные упражнения. Артикуляционная моторика.

Логопед: Молоко тёплое, подуем на него, остудим его. Вытяни губки в «Дудочку».

Ребёнок и логопед вытягивают губы в «Дудочку», дуют на молоко.

Логопед: Дай молоко кошке и котёнку.

Пальчиковые упражнения. Межполушарные связи.

Логопед: Наденем на  Возьми в одну руку кошку, в другую - котёнка. Проведи по дорожкам.

Артикуляционная моторика.

Логопед: Как они лакают молоко? Покажи

(логопед показывает движение и картинку).

Логопед: Молоко поели, ротик облизали (логопед показывает движение и картинку).

Слуховое внимание.

Логопед: Кто на этот раз подаёт голос?

Ребёнок находит фигурки лошади, жеребёнка.

Работа с голосом. Артикуляционная моторика. Фонетические упражнения.

Логопед: Как лошадь и жеребёнок подаёт голос? (логопед показывает движения губ (переключение «Улыбка» - «Колесо») и произносит И-ГО-ГО)

Ребёнок: И-ГО-ГО, И-ГО-ГО, И-ГО-ГО.

Логопед: Как жеребёнок подаёт голос?

Ребёнок: и-го-го, и-го-го, и-го-го

Ребёнок моделирует голосом (низко, высоко)

Артикуляционная и общая моторика.

Логопед: Поцокаем копытцем (щёлкать язычком). По широкой дорожке идёт лошака (с «Улыбкой»), по узкой дорожке идёт лошадка (губы «Дудочкой») дополнить движения ножкой одной и другой.

Ручная, артикуляционная моторика. Межполушарные связи.

Логопед: Покорми лошадку и жеребёнка. Ребёнок ставит кормушку с овсом к «конюшне».

Логопед: В одну руки возьми лошадь, в другую жеребёнка. Веди их по дорожкам и цокай копытцами (щёлкать язычком).

Как жуют овёс лошади, покажи (имитация жевания, движения нижней челюстью).

Изображения домашних и диких животных с детёнышами.

(кошка с котёнком, собака с щенком, корова с телёнком, лошадь с жеребёнком, коза с козлёнком).

 Картинка «Двор у дома»

Муляжи собаки и щенка.

Изображение: собаки из пособия Н.В. Нищевой- артикуляционное упр-е «Заборчик»

Миска, косточка, будка.

 

Дорожки для межполушарного взаимодействия.

Муляжи коровы и телёнка.

Картинка на артикуляционные упражнения «Спрячем губки»,

 «Хоботок»

Жилище коров «Коровник»

Кормушка, сено.

Дорожки для межполушарного взаимодействия.

Муляжи кошки и котёнка

Изображение кошки из пособия Н.В.Нищевой – арт. упр-е Картинка на артикуляционные упражнения «Спрячем губки»

«Лакает молоко», «Облизывает рот».

Миска с молоком.

Дорожки для межполушарного взаимодействия.

Изображение из пособия Н.В.Нищевой арт. упр-е

«Лакает молоко», «Облизывает рот».

Муляжи лошади и жеребёнка.

Жилище для лошади и жеребёнка «конюшня».

Картина на артикуляционное упражнение

«Улыбка»,

Музыкальный трек

Миска с овсом.

Дорожки для межполушарного взаимодействия.

6- е задание

Развитие зрительного внимания, пассивного активного и словаря звукопроизношения, слоговой структуры слов.

Логопед: Кукла принесла картинки с животными. Посмотри каких частей тела не хватает у животных. Найди недостающие части и дополни.

Логопед: Какой части тела не хватает у собаки?

Ребёнок: Го..(головы)

Логопед: Какой части тела не хватает у коровы?

Ребёнок: Ноги.

Логопед: Какой части тела не хватает у кошки?

Ребёнок показывает (хвост)

Логопед: Какой части тела не хватает у лошади?

Ребёнок: Ноги.

Логопед: Правильно. Молодец.

Картинки лошади, коровы, собаки, кошки на липучках с недостающими частями тела на липучках.

7-е задание

Игра «4-й лишний»

Развитие зрительного внимания, пассивного и активного словаря, мышления.. слоговой структуры слов.

Логопед: Кукла принесла картинки с семейками животных «мамы и детёныши».

Посмотри кто лишний в каждой семейке? Кто лишний? Исправь ошибки.

Ребёнок переставляет детёнышей из одной семейки в другую, называет лишнюю. Исправляет ошибки куклы.

Кукла

4 картинки на которых, семейки и одно животное из другой семьи на липучках.

III Заключительная часть

Рефлексия

Кукла: Спасибо. Мы интересно играли. Логопед: Молодец, ты старался (старалась). Тебе понравилось играть? Что тебе понравилось? Замечательно. В эти игры мы поиграем ещё. Возьми куклу. Мы продолжим с ней играть позже.

Кукла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития воображения у детей с сочетанным нарушением слуха и зрения

В статье обобщен опыт работы по развитию воображения и связанных с ним психических процессов у детей со сложной структурой развития: сочетанное нарушение слуха и зрения....

Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».

Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Домашние животные и их детёныши" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Домашние животные и их детёныши" у детей дошкольного возраста....

Занятие по развитию речи для детей 1 младшей группы .Тема "Подарок для зайчика"

Данное занятие развивает у детей умение описывать игрушку  и предметы, закрепить название овощей, подбирать ласкательно-уменьшительные слова; развивает речь, память, мышление, расширяет словарный...

Индивидуальное коррекционно- развивающее занятие по развитию речи у детей с сочетанными нарушениями в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»

Вид занятия: Индивидуальное Технологии: Игровая, беседа, показ иллюстраций, игрушек.Цель: «Развитие артикуляционного праксиса, произносительных способностей, развитие межполушарных связей&r...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию речи у детей с ТМНР в группе сложные дефекты. Лексическая тема «Посуда. Продукты питания»

       Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия разработан для ребёнка подготовительного возраста с УО с системным недоразвитием речи умеренной степени, по...