: «Использование авторских компьютерных игр в образовательной деятельности по развитию речи с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)
методическая разработка

Ночевнова Валентина Тарасовна

XXI век – век новых технологий, в том числе и в сфере образования. В работе педагогов  в настоящее время возникает необходимость искать новые методы и средства в работе, чтобы сформировать заинтересованное отношение школьников с нарушениями речи к процессу овладения знаниями.

В качестве обучающего пособия могут быть использованы компьютерные дидактические игры. Конечно, подобные виды заданий не заменяют традиционную форму игры. Они скорее дополняют ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_avtorskih_kompyuternyh_igr_v_.docx148.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование авторских компьютерных игр в

образовательной деятельности по развитию речи

с детьми с ОВЗ» (из опыта работы

Введение

XXI век – век новых технологий, в том числе и в сфере образования. В работе педагогов  в настоящее время возникает необходимость искать новые методы и средства в работе, чтобы сформировать заинтересованное отношение школьников с нарушениями речи к процессу овладения знаниями.

В качестве обучающего пособия могут быть использованы компьютерные дидактические игры. Конечно, подобные виды заданий не заменяют традиционную форму игры. Они скорее дополняют ее.

Главное достоинство компьютерной игры заключается в том, что этот вид деятельности очень увлекает ребенка, создает позитивный эмоциональный фон, при этом помогая передать информацию в доступной форме. Посредством компьютерной игры ребенок приобщается к новым информационным технологиям, без которых немыслимо современное общество.

В работе с детьми с ОВЗ я использую авторские компьютерные игры

Цель: развитие речи школьников в процессе обучения с применением интерактивных технологий.

Задачи:

  • расширение, уточнение, активизация словаря в соответствии с изучаемой лексической темой;
  • развитие умения устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей;
  •  совершенствование грамматического строя речи ребенка (закрепление употребления и различения предлогов, развитие умения правильно употреблять винительный падеж существительных, согласование существительных с числительными);
  • развитие связной речи;
  • развитие логического мышления;
  • развитие умения детей классифицировать предметы по одному признаку;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • развитие зрительного, слухового внимания, восприятия и памяти;
  • обучение навыку работы на компьютере при выполнении мультимедийных заданий.

Оборудование: компьютер или ноутбук, проектор.

Формы проведение игры:

  1. проецирование на экран при подгрупповой работе,
  2. индивидуальное занятие с использованием ноутбука/компьютера.

Метод работы: интерактивный.


        В своей работе я использую авторские компьютерные игры на индивидуальных занятиях с целью автоматизации поставленных звуков и совершенствования лексико-грамматических категорий и связной речи.

        Вашему вниманию хотелось бы продемонстрировать две авторские игры, с успехом использованные в течение 2022-2023 уч. года в группе комбинированной направленности.

        

Авторская дидактическая игра «Приключения тигренка Ромы»

Цель: автоматизация звука «Р» в слогах и словах.

Задачи:

  1. развитие навыка правильного произношения звука «Р»;
  2. развитие фонематического восприятия;

Игра проводится в конце занятия, так как она помогает активизировать угасающее внимание ребенка.

Авторская дидактическая игра «Игры с Незнайкой»

Цель: развитие речи на основе лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Посуда», «Продукты питания».

В начале игры Незнайка просит помощи у ребят: «Здравствуйте. Ребята! Без вас мне не обойтись. Поможете мне выполнить задания?»

1. Здесь герой должен собрать урожай овощей, который поспел у дедушки на огороде. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки, найти среди них овощи и кликнуть на них левой кнопкой мыши. (В случае, если ребенок еще не умеет пользоваться мышкой, нажимать на нее следует взрослому. Во время подгруппового занятия управлять мышкой должен педагог). Ребенку следует  озвучивать свои действия. К примеру:

- Я положил в тазик огурец. Я положил в тазик капусту…

Оставшиеся на поле фрукты и ягоды не должны быть лишены внимания. Ребенку необходимо прокомментировать свой выбор. Например:

 - Я не положил в тазик грушу, потому что это фрукт и т.д.

C:\Users\Вася\Downloads\2022-11-14_14-03-41.png

2. Задание № 2 дает Незнайке девочка. Ребенок должен внимательно рассмотреть ягоды в левой и правой части экрана. Одна ягода присутствует слева, но справа ее уже нет, так как по сюжету ее склевала ворона. После того, как нужная ягода найдена, на нее следует нажать мышкой. Выбор ребенка озвучивается: - Ворона склевала рябину.

Оставшиеся на поле ягоды ребенок также называет (малина, калина, клубника, черная и красная смородина, ежевика).

C:\Users\Вася\Downloads\2022-11-14_14-04-59.png

3. Следующее задание Незнайка получает от Знайки. Ребятам предлагается посчитать, сколько фруктов лежит на столе. Сложность заключается в том, что на столе, помимо фруктов, лежит также овощ (помидор) и ягода (красная смородина). Кроме того, фрукты лежат еще и под столом и на кулере, который находится справа от стола. Ребенку предлагается посчитать фрукты, называя каждый из них, найти в верхней части экрана цифру, соответствующую количеству фруктов и нажать на нее.

- На столе лежит пять фруктов ( апельсин, ананас…)

C:\Users\Вася\Downloads\2022-11-14_14-05-51.png

4. Четвертое задание Незнайке дает бабушка, которая насушила много грибов, но растеряла их в комнате. Задача ребят - рассказать, чем съедобные грибы отличаются от несъедобных, назвать примеры. Затем необходимо найти все съедобные грибы, озвучить, где они их нашли, нажать кнопкой мыши на них. Например:

- Один гриб лежит под стулом, еще один гриб на подоконнике и т.д.

При этом взрослый должен проследить за правильным использованием предлогов в речи ребенка.

C:\Users\Вася\Downloads\2022-11-14_14-06-45.png

5. Последнее задание для Незнайки приготовил Пончик. Это задание из серии «Четвертый лишний» по лексической теме «Продукты питания». В каждом ряду необходимо выделить из четырех предметов три, которые классифицируются по одному признаку. Один из предметов ряда под единую классификацию не подходит. Именно этот предмет является лишним.

Ребенок должен объяснить свой выбор. Например:

- Чашка с блюдцем здесь лишние, потому что это посуда. Хлеб, печенье и булочка – это продукты питания.

Аналогично игра проводится с оставшимися двумя рядами предметов.

C:\Users\Вася\Downloads\2022-11-14_14-09-13.png

На следующем слайде все персонажи игры поздравляют Незнайку: «Какой же ты, Незнайка, молодец! Все сложные задания выполнил!». Незнайка в ответ скромно отвечает: «Спасибо! Только я не один задачки решал. Мне ребята помогали!»

После работы за компьютером обязательно выполняется зрительная гимнастика, которая направлена на профилактику нарушения зрения, укрепление глазодвигательных мышц. Затем результаты игры обязательно обсуждаются, выясняется, все ли было понятно, понравилась ли игра.


Итог:

Использование компьютерных игр при работе с детьми с ОВЗ, несомненно, приносит массу положительных моментов: повышает заинтересованность детей в процесс обучения, увеличивает речевую активность, ориентирует на успех, совершенствует общение, а также дает возможность педагогу индивидуально подойти к каждому ребенку с учетом его потребностей.

Компьютер – новое эффективное средство для интеллектуального роста детей. Но признавая этот факт, необходимо помнить, что он должен дополнять педагога, помогая заинтересовать ребенка. Нельзя забывать не только об обучении, но и о сохранении здоровья детей. Поэтому работа с компьютером на занятиях и дома не должна превышать 15 минут.

В заключении хочется отметить, что применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения и развития школьников достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога1.


Использованная литература:

1 Гирфанова Т. Б. Применение авторских интерактивных компьютерных игр в образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).

В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)

Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...

"Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)

quot;Развитие умений текстовой деятельности в рамках реализации задач ФГОС ООО" (из опыта работы)...

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...