Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведений обучающихся с ЗПР
статья

Силантьева Олеся Алексеевна

Рассмотрим основные типы отклонений в поведении обучающихся с ЗПР и педагогические методы их коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_korrektsia_povedenia_detey_s_zpr.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НЕКОТОРЫХ ТИПИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Преодоление недостатков личностного развития детей обусловлено тремя основными факторами:

  1.  профилактическая работа, предполагающая как можно более раннее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;
  2.  проникновение педагогического анализа за пределы поверхностного объяснения поступков, выявление подлинных причин, дифференцированный подход  к их устранению;
  3. не использование отдельной изолированной коррекционной методики,  технологии, а изменение всей организации жизни ребенка.

Коррекции подлежит недостатки развития личности ребенка, отклонения в его поведении, социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребенка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.

1. При гиперактивном поведении. В работе по коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения:

— эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках конструктивного,  позитивного поведения;

— избегать жестких оценок, упреков, угроз; слов «нет», «нельзя», «прекрати».  Разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко;

— давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

— поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпеливость (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование);

— ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка;

— оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;

— предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыточную

энергию.

Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребенка, так как это противопоказано состоянию его нервной системы. Его двигательную активность необходимо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Главное — подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее. Здесь эффективны подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Хороши также игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных  ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить ребенка. Поскольку для детей с гиперактивным поведением характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, особую значимость  приобретают игры, направленные на развитие этих функций.

2. При демонстративном поведении, капризах. Демонстративное поведение и капризы ребенка необходимо пытаться предупреждать. В одних случаях лучше отвлечь ребенка, переключить его внимание, в других — целесообразнее покинуть его, оставить без «зрителей». Младших школьников можно побуждать выражать свои чувства словами. Изредка, целесообразна тактика «разрешающего поведения»: ребенку позволяют «исполнить» каприз, демонстративное поведение полностью, до конца, более того, можно присоединить к выходке весь класс или всю группу. Видя, что на этот раз подобное поведение не осуждается и разрешено другим  детям, ребенок прекращает каприз. Однако ни в коем случае нельзя позволять ребенку добиваться своего с помощью демонстративных форм поведения и капризов.

Важным для преодоления демонстративного поведения и капризов является исправление и изменение отношений ребенка с окружающими. В случаях демонстративного поведения усилия взрослого направлены не только на создание у всех детей в группе (классе) и у конкретного ребенка правильного отношения к этой выходке, но и в первую очередь на то, чтобы задать правильное направление стремлению ребенка — занять определенное место в коллективе. Для младшего школьника это могут быть хорошая успеваемость, полезные для класса дела, аккуратный внешний вид, хорошее состояние учебных пособий.

3. При агрессивном поведении. Важно пытаться сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением,  можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием,  создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если агрессию предотвратить не удалось,  то взрослый должен коротко, но однозначно выразить свое недовольство.  Например, проявивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. В доводах взрослых ребенок должен уловить уверенность в том, что он большой и ответственен за свои поступки. Несколько труднее предотвратить вербальную агрессию. Если обидные слова ребенка адресованы взрослому, то целесообразно просто проигнорировать  их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Возможно, ребенок хочет продемонстрировать  превосходство над взрослым, а может быть не знает иного способа выражения своих чувств. Иногда целесообразно превратить оскорбления в комическую перепалку.

Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы привлечения внимания и  проявления силы, есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.

Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать рисование, музыку, танцы, подвижные игры,  конструирование, лепку. В результате совместной деятельности агрессивные  действия перестают быть единственно доступным способом общения ребенка с миром и людьми. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации одобряемого поведения перед благожелательной аудиторией.

Важно также давать возможность ребенку с агрессивным поведением реализовывать свои лидерские наклонности, но только не через агрессивные  действия. Можно поручить такому ребенку ответственное дело; подготовить помещение к занятиям, полить цветы и т.д. При этом необходимо давать положительную оценку его действиям. Наказывать же ребенка с агрессивным поведением можно только тогда, когда у взрослого сложились с ним доверительные отношения.

4. При инфантильном поведении. Предупредить инфантильное поведение можно,  если своевременно выработать у ребенка навыки произвольного поведения,  произвольной регуляции своих действий, поступков, если последовательно формировать положительную социальную активность, самостоятельность и ответственность.

5. При конформном поведении. Нежелательные проявления конформного поведения  преодолеваются систематически развивая и поощряя сознательно-аргументированную убежденность ребенка в правильности или ошибочности своих поступков, оценок, интересов и предпочтений.

Общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении:

1. Акцентировать внимание на поведении, а не на личности ребенка. Реакции взрослых на неприемлемое поведение ребенка должны транслировать  ребенку следующее: «Ты — хороший и можешь быть еще лучше, а вот твое поведение сейчас ужасно». Это возможно, если родители,  воспитатели, учителя освоят технику «Я — высказывание», т.е. научатся  особым образом общаться с ребенком, делать ему замечания. В «Я — высказывании» можно выделить четыре части: первая содержит объективное описание неприемлемого поведения ребенка в данный момент: «Когда ты разговариваешь и вертишься на уроке во время объяснения...»; вторая называет чувства взрослого в этот момент: «..я чувствую

сильное раздражение и досаду...»; третья описывает эффект неприемлемого поведения: «..потому что я отвлекаюсь и упускаю нечто важное, интересное..»; четвертая содержит просьбу: «Пожалуйста, перестань себя так вести».

2. Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегать слов «глупо», «неправильно», «плохо» и др. Субъективные  оценочные слова только вызывают обиду у ребенка, усиливают раздражение  взрослых и в итоге уводят от решения проблемы.

3. Разбирая поведение ребенка, ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас. Обращение к негативному прошлому или к бесперспективному  будущему ребенка наводят и его, и взрослых на мысль, что сегодняшнее  происшествие — что-то неизбежное и неисправимое.

4. Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. В реагировании на неприемлемое поведение ребенка надо избегать следующих типических ошибок: повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер ребенка, использовать физическую силу, втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему, делать обобщения типа «Вы все  одинаковые», «Ты всегда так», сравнивать одного ребенка с другим.

5. Демонстрировать детям модели желательного поведения.

6. На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо  поддерживать систематический контакт с родителями. Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения  ребенка в школе, его достижениях, успехах и трудностях. В свою очередь, родители должны предоставлять информацию об особенностях  поведения ребенка дома, его отношении к игровым и учебным занятиям, его  эмоциональном состоянии, особенностях общения с близкими, друзьями. В беседах с родителями целесообразно обсуждать этапные результаты коррекционной работы, разъяснить сущность достигнутого, формулировать индивидуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимодействия с ребенком так, чтобы обеспечить перенос достигнутого за практику реальных жизненных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ...

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....

Основные направления психолого-педагогической работы по коррекции общения и социально-дезадаптивного поведения умственно отсталых школьников

Основные направления психолого-педагогической работы по коррекции общения  и социально-дезадаптивного поведения умственно отсталых школьников...

Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия...

Основные направления логопедической работы по формированию лексики у младших школьников с ЗПР в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Материал содержит основные направления и приемы логопедической работы, дидактические игры, задания по формированию лексики у младших школьников с ЗПР....