Открытый урок чтение и развитие речи 5 класс Г. Скребицкий «Заветный кораблик»
план-конспект урока (5 класс)

Предмет: чтение

Класс: 5

Тема:   Г. Скребицкий «Заветный кораблик»;       

Цель: ознакомление учащихся с новым произведением

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Г. Скребицкого «Заветный кораблик»;

 формировать умение выразительно и осознанно читать, отвечать на вопросы.

Коррекционно - развивающие:   корригировать зрительное и слуховое восприятие через упражнения в слушании и рассматривании картин природы; устную монологическую речь через упражнения в пересказе; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся;

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению рассказов о природе; любовь и бережное отношение к природе.

 

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, экран, рисунки, карточки, презентация  на тему: Г. Скребицкий «Заветный кораблик»;  аудиозапись «Времена года» Вивальди. листы бумаги, кораблик.

Тип урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavetnyy_korablik_2020.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Открытый урок чтение и развитие речи

6 класс

Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

  Подготовила:

учитель русского языка и чтения

  Кочетова Елена Геннадьевна

р.п. Благовещенка

март 2021 год

Предмет: чтение

Класс: 5

Тема:   Г. Скребицкий «Заветный кораблик»;       

Цель: ознакомление учащихся с новым произведением

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Г. Скребицкого «Заветный кораблик»;

 формировать умение выразительно и осознанно читать, отвечать на вопросы.

Коррекционно - развивающие:   корригировать зрительное и слуховое восприятие через упражнения в слушании и рассматривании картин природы; устную монологическую речь через упражнения в пересказе; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся;

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению рассказов о природе; любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, экран, рисунки, карточки, презентация  на тему: Г. Скребицкий «Заветный кораблик»;  аудиозапись «Времена года» Вивальди. листы бумаги, кораблик.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся к работе на уроке.

          Организация внимания.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся

приветствуют

учителя, гостей

Добрый день, ребята.

Улыбнёмся и тихо, но дружно скажем: «Здравствуйте!».

Слайд 1

  1. Проверка домашнего задания

Цель:

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся

приветствуют

учителя, гостей

Речевая разминка.  

  • Дыхательная гимнастика
  • Работа со скороговоркой

Проговорить, по слогам, целыми словами шепотом, быстро, 3 раза подряд

Наша весна красным красна!

  • Беседа

Показ картины «Грачи прилетели»

Как называется эта картина? Почему я вам ее показываю?

Кто автор рассказа «Грачи прилетели»? 

Что вы узнали интересного о грачах?

  • Выразительное чтение рассказа «Грачи прилетели» учащимися

Слайд 2

  1. Актуализация знаний

Цель: Организация познавательной деятельности учащихся. Выявление знаний

           учащихся по пройденному материалу. Коррекция умения анализировать,

сопоставлять, обобщать.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Игра «Шифровальщики»

пареьл, рмат, авенсн, амй

Скажите, что обозначают эти слова? (месяцы и время года)

Что их объединяет? (весенние месяцы)

Какой сейчас месяц?

Какой месяц был перед ним, какой следует за ним?

Давайте вспомним изменения, которые происходят весной

Игра «Скажи наоборот»

Зимой день короче, а весной….

Осенним днем холоднее, а весенним …..

Осенью природа засыпает, а весной ….

Зимой на дорогах чисто, а весной …
ребята, кто знает пословицы, поговорки, стихотворения, приметы о весне?

Проведем поэтический ручеек. Каждый по очереди называет своё стихотворение, примету, поговорку о весне

Какие замечательные слова! Зажурчал наш поэтический ручеек.

Слайд 3

Фронтальная работа

Слайд пустой

  1. Сообщение темы и цели урока

Цель: Сообщение темы, цели урока. Коррекция и развитие смысловой догадки

на материале загадки.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отгадывают загадку

Ответы на вопрос

Ответы учащихся:

Познакомимся с текстом, будем выразительно читать текст,

отвечать на вопросы, пересказывать

А завершу ручеек я. Отгадайте загадки

Под сугробом, тающим от тепла лучей,

Побежал сверкающий маленький…(ручей).
Из газет меня сложили
И на воду опустили.
По волне и на ветру
Я плыву себе, плыву. (Кораблик)

Расшифруйте название рассказа

АЗТВТНЕЙЫ      РАКОБКЛИ

 2 1 5 3 6 4 8 7           3 4 1 2 5 8 6 7                                  

Ребята! А как вы думаете, о чем речь пойдет в рассказе Георгия Скребицкого? (Ответы детей)

Заветный – особо ценимый, хранимый, дорогой по воспоминаниям

Чему будем учиться на уроке?

Слайд

Слайд с названием

Слайд с целями

 

  1. Усвоение новых знаний

Цель: знакомство обучающихся с произведением. Совершенствование навыков чтения

 Коррекция образного мышления через упражнения в сравнении, объяснении понятий.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают учителя

  • Подготовка ч чтению

Георгий Алексеевич Скребицкий – известный писатель-натуралист, любитель природы.

Скребицкий написал много рассказов о природе для детей.  Он говорил:

А ещё знаете, ребята, что я люблю весною делать? Пускать с детворой по ручьям бумажные кораблики. Пускаю их, и вспоминается мне, то далёкое время, когда я сам был таким же вот малышом.

  • Чтение текста учителем.  

Я сейчас прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте.

  • Проверка первичного восприятия

Понравился ли вам рассказ?

О чем этот рассказ?

Почему автор назвал кораблик заветным?

  • Словарная работа.

А теперь, прежде чем приступить к чтению произведения, разберём значение некоторых слов, которые мы встретим в тексте:

Булыжная мостовая

В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень.

Судно – любое транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов по воде. 

Подводные рифы – ряд подводных или находящихся на уровне моря скал, опасных для судоходства.

  • Речевая зарядка

Отработка техники чтения.

Прочитайте слова глазами, по слогам

Прочитаем целым словом с ударением хором

обнажились                           крохотный

сплошная                               четырехугольный

любуешься                            одновременно

опрокинулось                        захлестнула

взамен

(выставка книг: «Всяк по-своему», «Загадочная находка», «Лесной голосок», «На лесной полянке» и др.)

Слайд

Фронтальная работа

Слайд

  1. Физминутка

Цель: Снятие утомления, тревожности.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют упражнения

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Слайд

музыка

  1. Продолжение изучения нового материала

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Читают текст

Отвечают на вопросы

Находят в тексте читают.

Выполняют задание

  • Чтение текста учащимися.

Стр. 148-149

Чтение по цепочке

1,2 группа по 2 предложения

3 группа по одному

        

  • Анализ текста.

Какое, по мнению автора, самое хорошее время весной для детей? Почему?

Как вы думаете, в каком виде приходят ребятишки домой после забавы?

Приходилось ли вам пускать кораблики по лужам?

        

  • Выборочное чтение по картинкам

  • Делают кораблик

Умеете ли вы делать бумажные кораблики?

Пройдет время, и вы возьмете заветный кораблик и пустите его по ручейку. А сейчас давайте сделаем его.

Слайды

Фронтальная работа

  1. Домашнее задание.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают задание в дневник

стр. 148 - 149

1-2 группа вопрос 4

3 группа чтение рассказа

Слайд

  1. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

Цель: Подведение итогов выполненной работы. Оценивание деятельности обучающихся

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Делают вывод.

Как назывался рассказ, который мы сегодня прочитали?

Кто автор этого рассказа?

О какой забаве ребят нам рассказывает автор?

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Ребята, давайте отправим ваши кораблики в плавание? Если на уроке у вас все получилось, то на голубой ручеек  

А, если вам кажется, что не все поняли, то на синий

А если совсем ничего не получилось, то на темно синий ручеек

Слайд

Слайд

 Вивальди «Времена года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе

Конспект открытого  урока  чтения  и  развития  речи в 1 классе по теме: «Звук и буква Фф. Соотнесение звука и буквы, подбор слов с данной буквой, звуком. Чтение слогов».Цели:...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Открытый урок чтения и развития речи в 9 классе "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова с презентацией и использованием интерактивной доски....

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме : Н. Носов «Затейники»

Цели урока:познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения; развивать умение читать...

Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».

Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Сценарий открытого урока "Чтение и развитие речи"_10.03.2020

Цель: учить работать с информацией в стихотворной форме и формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности...