доклад Применение технологии " Круг" в ЦССВ " Сколковский"
материал

Машкова Людмила Николаевна

Выступление на педагогичеком объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_primenenie_tehnologii_krug.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ «СКОЛКОВСКИЙ»

ДОКЛАД

« Применение технологии «Круг» ЦССВ « Сколковский»

Составила:

Учитель-дефектолог

Машкова Л.Н.

2023г.

Применение технологии «КРУГ» в ЦССВ «Сколковский»

 

 

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.)

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, особенно актуальна данная проблема для детей с ОВЗ.

У детей с ОВЗ большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Снижение уровня общения способствует возникновению стеснительности, застенчивости, нерешительности, робости, замкнутости, агрессивности по отношению к сверстникам, что в свою очередь влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности у детей. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы.

Работа по формированию навыков общения и взаимодействия у детей с ОВЗ, проводится педагогами в различных видах совместной деятельности. Одной из эффективной формы коррекционной работы с детьми в этом направлении мы считаем игровое занятие «КРУГ». Использование данной технологии позволяет повысить активность во взаимодействии детей группы, создаёт эмоционально положительный настрой детей.

Занятие КРУГ представляет собой ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей само регуляции.

Оно всегда проводится в утренние часы. Название занятия «КРУГ» продиктовано расположением его участников. Расположение детей по кругу даёт им возможность во время занятия сосредоточить внимание друг на друге и на предлагаемых играх. Кроме того, при таком расположении они чувствуют единение друг с другом.

Дети и взрослые выступают равноправными участниками занятия, все соблюдают очерёдность. Неизменная структура занятия даёт возможность прогнозировать ситуацию. Ребёнок ждёт, и это помогает легче принимать ситуацию и сохранить эмоциональный контакт со всеми участниками занятия.

Для перехода от упражнения к упражнению используются дополнительные средства (мешочек, рюкзачок). Он привлекает внимание и именно из него достаются все предметы, которые участвуют в играх.

Это важный атрибут занятия. Он находится у педагога, ведущего КРУГ. Яркий, привлекающий внимание мешочек вызывает у детей интерес, желание открыть и познакомиться с его содержимым.

Другим способом сделать занятие более цельным является сюжет. Планируя КРУГ, педагог подбирает игры, связанные друг с другом по смыслу. При этом дети становятся участниками разворачивающегося сюжета.

Главная цель занятия КРУГ – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.

На занятии решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в группу.

Задачи занятия «КРУГ»:

1. Создать условия для формирования мотивации к взаимодействию и общению;

2. Формировать образ себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

3. Стимулировать собственную игровую, коммуникативную, речевую активность ребёнка;

4. Развивать произвольную регуляцию поведения;

5. Развивать познавательную сферу: зрительное и слуховое внимание, восприятие, память;

6. Формировать представления об окружающем мире.

Взрослый - ведущий на занятии «КРУГ», ключевая фигура, именно на него в игре ориентируются все дети. Взрослый организует весь ход занятия, предлагает игры. Дети подчиняются правилам и требованиям ведущего. Если в игре принимают участие и другие взрослые, то они являются партнёрами и помогают детям соблюдать правила.

Структура и содержание занятия «КРУГ».

1. Приветствие - помогает детям обратить внимание друг на друга, испытывать радость от встречи с друзьями. Эмоциональный подъём способствует речевой активности.

2. Сенсорные игры - это важная составляющая занятия КРУГ. Они создают благоприятный эмоциональный фон в группе. Стимулируют активность ребёнка, расширяют его сенсорный опыт. Для этого на занятии используют листья, воду, камушки, снег, сосульки и т.д. Эти игры позволяют поднять эмоциональный тонус ребёнка, получить новые сенсорные впечатления и увидеть эмоциональную реакцию сверстников. Мы подбираем сенсорные игры в соответствии с сюжетом занятия. Обязательно связываем их со смыслом занятия. Это даёт возможность детям испытывать удовольствие от игр, способствует активному участию детей в них.

3. Ритмические игры - их целью является эмоциональное заражение и эмоциональное единение. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребёнка. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребёнку проявлять собственную активность. Если движения ребёнка регулируются внешним ритмом, ему легче менять ритм. В условиях ритмически организованной деятельности ребёнок может действовать без инструкций.

4. Игры по правилам - направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые самые простые правила предполагают, что участники действуют по очереди. Для этого в игре «КРУГ» используются игры с предметами, где основное условие – дождаться своей очереди.

5. Окончание занятия – эта часть занятия, как и приветствие, остаётся неизменной длительное время, это даёт возможность детям легче войти в режим дня.

Игровое занятие «КРУГ» для ребёнка, это ступенька на пути к выходу в широкий мир, где можно жить и общаться. Для каждого участника « Круг» представляет собой интерактивную среду, которая принимает ребёнка с любыми способностями. И именно здесь, ребёнок находит интересную для себя деятельность, в которой ему хочется участвовать.

 

 

Библиографический список

1.   Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. - №6.

2.    Зарубина Ю.Г., Попова М.Г. Игровое занятие КРУГ // Сборник «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи / Научно-практический сборник. - М.: Теревинф, 2006

3.   Константинова И.С. Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. - М.: Теревинф, 2012.

4.   Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1997.

5.    Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. - М., 1978.

Занимательные игры и упражнения в процессе обучения детей с ТМНР.

Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна, учитель начальных классов

ГБОУ СКОШИ №2 Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2

Аннотация: В статье представляются результаты аналитической деятельности по проблеме обучения и воспитания детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии, предлагаются различные игры, мотивирующие учебную деятельность.

Ключевые слова: дети с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии, адаптированная образовательная программа, коррекционное воздействие, мелкая моторика, психофизические нарушения, образовательная среда, коррекционно-развивающие занятия, восприятие, внимание, память, речь, обучение, развитие, дидактическая игра, психофизические нарушения

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                                                                           В А Сухомлинский

Игровая деятельность –это важный этап в развитии психики и становления личности каждого ребёнка. У детей с ТМНР часто несформированными оказываются элементарные игровые действия, не возникает потребность в игре, не обнаруживается интерес к игровому процессу, поэтому овладеть игровой деятельностью в условиях школы-интерната помогает обучение.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования (дети с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха,опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Психические заболевания всегда складывают картину поведения детей.Соматические заболевания практически постоянно являются спутниками общего состояния здоровья учеников школы-интерната. Это подверженность простудам, ОРЗ, ОРВИ, заболевания внутренних органов и тд. Тяжёлое множественное нарушение развития-это совокупность различных психофизических нарушений, преимущественно, вследствие органического поражения центральной нервной системы; высокая степень выраженности нарушений, в первую очередь интеллекта; потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении.

Типологические особенности детей с ТМНР:

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-дети с расстройствами аутистического спектра

- тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

-дети с сочетанными нарушениями развития

Игровая деятельность реализуется на всех уроках и коррекционных занятиях.Очень важным является подбор игр. Модификация игр проводится в соответствии с одним из главных принциповкоррекции- снижение уровня требований. Если ребёнок не может выполнить задание в предлагаемом варианте, педагог упрощает и снижает требования.

В других случаях, когда ребёнок справляется с поставленной задачей, можно предложить игры более сложного уровня.

Например, в классе, где обучаются дети с ТМНР, на уроках «Коррекционно-развивающие занятия»предлагается собрать мозаику по цветам. Первый ряд красного цвета, второй - жёлтого и т.д. Когда дети справляются с этим заданием, предлагается более сложный вариант: собрать картинку по схеме. Предлагаемые варианты должны быть доступы пониманию. Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, нужно постоянно увлекать ребёнка, предлагая разные варианты игры.

Игровой материал должен быть доступен для ребёнка с любым видом нарушения;

-следует структурировать содержание игры;

-соблюдать соотношения занимательных и обучающих моментов

Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, обязательно нужно проработать инструкцию, предъявляемую ребёнку, провести словарную работу

Ребёнку во время игры необходимо чувствовать искреннюю симпатию и заинтересованность педагога к нему. Речь должна быть ласковой и эмоциональной. У всех детей с ТМНР разный уровень обучаемости, поэтому приходится использовать различные способы взаимодействия с ребёнком. Такие как, работа по образцу, по инструкции, с помощью учителя. У детей с ТМНР искажённое сенсорное развитие. В качестве коррекционной работы используется цветная бумага, цветной картон, ткани разного цвета, для проведения игр: «Собери шары по цвету, по форме», «Найди такой же, покажи»

Для развития зрительного восприятия и элементов логического мышления используется комплект геометрических фигур, дидактические игры, видеоматериалы. Для развития слухового восприятия, формирование умения вслушиваться, проводятся игры на узнавание знакомых звуков и голосов, различение звуков и голосов по громкости. Игры и упражнения на звукоподражание птицам, животным, нравятся детям, с желанием   воспринимают, играют.  Игры «Волшебный мешочек», «Что в сундучке», игры с водой – развивают тактильные ощущения, развивают восприятие, речь. Можно использовать разные материалы в работе с этими играми: мелкие игрушки, шишки, массажные мячи, пуговицы, ткань, семена гороха и фасоли.

Дети любят повторять движения при игре с водой:-Водичка, водичка, умой наше личико.

-чтобы глазки блестели, чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

При проведении уроков «Окружающий природный мир» используется природный материал (листья, веточки, овощи, фрукты). Например, такие игры: «Угадай, что это» с завязанными глазами ребёнок должен отгадать и назвать, попробовав на вкус овощ или фрукт. «Собери все фрукты» или «Собери все овощи», эти игры развлекают детей, развиваются вкусовые качества.

Игровые действия обязательно должны сопровождаться речью.

Пальчиковые игры присутствуют на каждом уроке. Характеризуя состояние мелкой моторики у детей с ТМНР можно выделить следующие нарушения: слабость моторики пальцев и кистей рук;

-отклонения в координации движений

-медлительность и нечёткость движений

- нет согласованности в действиях обеих рук

-с большим трудом формируется техника письма

На уроках письма используются такие упражнения:

-удержание вложенного в руку предмета разной формы

-перекатывание карандаша

-перекладывание предмета из одной руки в другую

-бросание предмета в различные ёмкости

- сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты.

-рвать, разглаживать, комкать бумагу

-ощупывание, разминание, раскатывание пластилина, теста

-катание различных мячей в руках

-собирание пирамидки

-нанизывание колечек, бусинок

-рисование в воздухе, использование магнитных наборов.

 Эти упражнения и игры помогают детям в овладении навыков письма. Слова В А Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковые игры и упражнения –это уникальное средстворазвития мелкой моторики рук и речи, пространственного и наглядно-действенного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления, они расширяют словарь детей, кругозор, создают положительное эмоциональное состояние. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном дидактическом и развивающем материале.

Дидактическая игра как средство обучения может быть использована при усвоении любого программного материала, быть одним из занимательных элементов на уроках. В дидактической игре создаются такие условия, в которой каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами приобретая собственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для умственно отсталого ребёнка эмоциональная сторона организации игры- важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребёнка положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность вэрослого. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить для развития познавательной деятельности и служить для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, работать в коллективе, умения ждать, стремиться к общей цели, соотносить свои действия с действиями товарищей). В классе проводятся  игры на формирование:

- эмоционального общения с учителем и выполнение элементарной инструкции

 ( Ладушки)

-устойчивого внимания, требующее ориентировку в пространстве, в окружающем

(Ку-ку)

-внимания (Где мяч?), (Найди лишний предмет)

Подражание-один из основных способов усвоения общественного опыта ребёнком. Таким путём он учится усваивать бытовые навыки и овладевать речью. Но само подражание складывается у ребёнка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны учителя. Научить умственно отсталого ребёнка подражать одна из важнейших задач начального этапа обучения. Ребёнку легче подражать движениям, чем подражать действиям с предметами. Если ребёнок не подражает данному движению в процессе игры, педагог должен взять его руки в свои, и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это воспроизвести самостоятельно. Например: игра «Птички».

Цель: учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт педагога и ребёнка.

Описание игры: Дети по инструкции педагога воспроизводят движения, повторяют или подражают движения за педагогом.

К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по образцу ребёнку гораздо труднее, чем по подражанию.

Всё, что дети смогут услышать, увидеть, тактильно и эмоционально ощутить, является для них необходимой информацией о мире. Без специального обучения дети с тяжёлыми множественными психофизическими нарушениями не овладевают способами, приёмами игры. Для развития детей с ТМНР важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно-конструктивные, подвижные, пальчиковые. Основным принципом работы педагога является принцип дифференцированной и индивидуальной коррекционной помощи, которую необходимо осуществлять в повседневной работе. Все виды продуктивной деятельности призваны развивать мелкую моторику рук детей. Развитие мелкой моторики не просто помогает укрепить руки детей, сделать их более гибкими и умелыми, что благотворно влияет на общее развитие ребёнка, но помогает стать более уверенными и самостоятельными, а это помогает им адаптироваться в ближайшем для них окружении. Стимулирование и организация двигательной активности каждого ребёнка является необходимым условием при проведении игры.

Играя в различные игры ребёнок запоминает учебный материал, обучается.

Примерные варианты дидактических игр: - Разложи игрушки по коробкам

-Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону. Кто быстрее?

-Узнай по контуру

-Лото («Птицы», «Домашние животные»

-дидактические игры по трудовому воспитанию

-игры «Чего не хватает»

Для того, чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребёнка необходимо выполнять следующие условия: игры должны быть разнообразными по содержанию, эмоциональными(чтобы ребёнок радовался, игра должна приносить удовольствие, радость. Игра должна быть познавательной, обучающей. Ребёнок должен учиться чему-то новому и закреплять приобретённые навыки. Должен учиться решать, мыслить. При проведении игр необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Так как в классе обучаются дети неоднородные по возрасту и психофизическому состоянию класс делится на 2 группы. Игры проводятся соответственно возможностям каждой группы. В одной группе дети могут и показать, и сказать коротким словом, фразой, то в другой группе дети испытывают трудность при овладении той или другой игрой. В этом случае учитель должен оказывать помощь, использовать подсказки.

Ребёнок с проблемами в развитии получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций, игра всегда приносит радость, удовольствие. Игра без радости перестаёт быть игрой.

«Только та игра целесообразна, в которой ребёнок, активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»

Макаренко А.С.

Литература

1.Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т.5: Основы дефектологии, Москва Просвещение, 1982

2. Жигарева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь- М., 2006

3.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/ Под редакцией И М Бгажноковой.

4. Г. П. Попова. В помощь классному руководителю начальной школы. Издательство «Учитель» Волгоград-2008

5.Агапова И. А., Давыдова М А «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» - М.; ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2011

 Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться»

Леонардо да Винчи

     Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитательных  занятий  по дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адаптированной программе в разделе «Ознакомление с окружающим миром».

     Построение занятий ориентировано на решение следующих задач:

  1. Формирование представлений детей о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны (мебель, посуда и т.п.);
  2. Формирование представлений детей о мире природных явлений, окружающих человека (смена времен года, листопад, снегопад  и т.д.), и умение видеть причинно – следственные отношения в мире этих явлений.

    Остановимся более подробно на необходимости и педагогической целесообразности изучения природных явлений.

    Изучение живой природы, ее закономерностей способствует у детей с нарушениями в развитии решению целого ряда коррекционно-воспитательных задач:

  • Формирование у детей целостного представления об окружающем мире, понимание сущности самой природы;
  • Обогащение чувственного опыта ребенка, привитие практических навыков, необходимых для дальнейшей успешной социализации;
  • Развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
  • Расширение и пополнение словаря ребенка, обучение овладению необходимыми коммуникативными компетенциями для формулирования несложных выводов по изучаемому материалу;
  • Коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка, реализация разнообразных воспитательных задач.

     Важную роль в познавательном развитии детей с тяжелыми нарушениями в развитии играет практическая, специальным образом организованная исследовательская деятельность, которая позволяет такому ребенку научиться наблюдать и чувствовать красоту окружающего мира, природы в частности. Видеть, улавливать, а по возможности самостоятельно или с помощью воспитателя устанавливать причинно – следственные отношения и связи в изучаемых объектах и явлениях, приходить к умозаключениям и делать выводы.

      И первостепенное значение в этом принадлежит экспериментальной деятельности. Проведение несложных опытов позволяет ребенку пронаблюдать, сравнить, ответить на вопросы, сделать выводы, самостоятельно повторить опыт или его часть для лучшего понимания происходящего в эксперименте, и в процессе практической работы установить элементарные причинно – следственные связи и отношения изучаемого объекта или явления.

       По данной теме мною было проведено коррекционно – воспитательное занятие на тему: «Правильно питайся - здоровья набирайся». Основой занятия послужил эксперимент по проращиванию зеленых перьев лука в домашних условиях. Занятие было построено по принципу от простого к сложному, сначала была предложена проблемная ситуация, затем пути ее решения и в завершении занятия детям было предложено в ходе самостоятельной практической деятельности поставить опыт по проращиванию зеленых перьев лука и было показано для чего это может быть использовано в дальнейшем: дети самостоятельно приготовили витаминный салат. В процессе занятия дети побуждались к общению, делали выводы по каждой части занятия, учились наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, и в конце занятия пришли к выводу: что для роста растений нужны вода, тепло и свет, поэтому зимой, когда нет этих условий – природа «засыпает», а весной при наступлении теплых и ясных дней, природа «просыпается».  

Конспект занятия

Тема:  «Правильно питайся – здоровья набирайся».

Цель: формировать у детей навыки поисково-познавательной деятельности путем экспериментирования.

Задачи:

Обучающие:

- закреплять представления детей об основных правилах здорового образа жизни;

- закреплять представления детей об овощах, их пользе для укрепления здоровья;

- учить детей делать выводы в процессе экспериментирования, побуждать включаться в совместную деятельность.

Развивающие:

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, отвечать на вопросы полным ответом.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к совместной исследовательской деятельности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Овощи», «Азбука здоровья», видеопрезентация, кукла Маша, натуральные овощи, луковицы для эксперимента,  стаканы, емкости с водой, терка, ножи, доски, ложка, салатник, подсолнечное масло, фартуки 3 шт.

План:

  1. Оргмомент, приветствие гостей
  2. Сюрпризный момент, постановка учебной задачи
  3. Сообщение темы занятия
  4. Беседа об овощах, их полезных свойствах
  5. Физкультминутка
  6. Опыты и экспериментальная деятельность детей
  7. Приготовление витаминного салата (практическая деятельность детей)
  8. Обобщение

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Актуализация представлений детей о времени года (работа по видеопрезентации)
  2. Постановка учебной задачи.  (кукла Маша заболела, как ей помочь?)

- Ребята, давайте вспомним и назовем основные правила, которые помогают нам сохранить здоровье и не болеть. Эти правила называются «правила здорового образа жизни». Их соблюдение помогает нам быть здоровыми, веселыми и бодрыми даже зимой. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из этих правил, а именно «Питайся правильно».

  1. Тема нашего занятия «Правильно питайся – здоровья набирайся».

- Сегодня мы будем говорить об овощах, их полезных свойствах, немного экспериментировать с ними и в процессе практической работы приготовим витаминный салат.

  1. Беседа об овощах, их полезных свойствах

Проводится беседа о пользе овощей моркови, помидора и лука. (с использованием разнообразного демонстрационного материала, натуральных овощей).  Дети  наблюдают, сравнивают, делают вывод.

  1. Физкультминутка
  2. Опыты и экспериментальная деятельность детей.

- А теперь мы переходим ко 2 части нашего занятия.

- Я открою вам маленький секрет: зеленые перья лука вы можете вырастить сами, даже зимой и не сажая при этом лук в землю. Хотите узнать как?

- Для этого давайте заглянем в нашу лабораторию, и профессор Руслан нам все объяснит. А потом мы сделаем этот эксперимент самостоятельно.

Рассказ ребенка. Мы взяли обычную луковицу. Определили у нее верхнюю и нижнюю часть, и поставили в емкость с водой корнями вниз. Через 10 дней у луковицы удлинились корни и появились зеленые перья. Лук начал прорастать. (проводится анализ 3-х экспериментальных образцов).

- Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Для роста растений нужна вода.

- Ребята, а вы хотите сами попробовать прорастить лук, вырастить зеленые перья?

- Что вам для этого нужно? Луковица, вода и стаканчик.

- Сейчас каждый из вас поставит свой опыт, за его результатами будем наблюдать в течение 2 недель, и определим, у кого луковица проросла быстрее.

- А как вы думаете, где луковица быстрее прорастет и даст сочные перья в темном или светлом помещении? В светлом.

- Еще один вывод я вам подскажу, для роста растений нужен свет и тепло.

Поэтому зимой природа спит, а весной, когда на улице становится теплее и солнечнее природа оживает, просыпается.

-Итак, что мы сейчас с вами делали, мы делали выводы после проведения опытов с луком. И узнали, что для роста растений необходимы вода и свет.

- Посмотрите, у меня есть зеленые перья лука, их можно съесть. Как вы думаете, вкусно будет? Нет, потому что лук горький.

- Что же делать? Давайте измельчим все овощи, о которых мы сегодня говорили и сделаем витаминный салат. (дети измельчают овощи, используя нож и терку).  

  1. Приготовление витаминного салата
  2. Обобщение, итог

- Сегодня на занятии  мы говорили об овощах, их пользе для здоровья человека, о простых правилах здорового образа жизни. Проводили эксперимент и делали выводы.

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ детей с ТМНР

Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, я может быть, я запомню,
Вовлеки меня – и тогда я постигну.
Конфуций

Мотивация  это побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить какую-либо потребность. Основной целью на начальном этапе обучения детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать.  Альтернативная система коммуникации  это любая форма языка помимо речи,которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Учитывая, что речь не может быть использована с неговорящими детьми в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования. Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты).

ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МОТИВИРОВАТЬ РЕБЕНКА К ОБЩЕНИЮ НАДО:

1. Выяснить, каким образом в настоящее время общается ребенок, даже если он это делает неумышленно. Определить потенциальные «намеренные» коммуникативные проявления (движение, вокализация, выражение лица). Последовательно отреагировать на них так, если бы они были сознательными действиями, что позволит ребенку научиться понимать связь между собственным поведением и его последствиями, выполнять конкретное действие и наблюдать результат.
2. Комментировать поведение ребенка: «Ты протягиваешь руки. Значит, я возьму тебя на руки», что способствует не только пониманию результата своих действий, но и улучшает импрессивную речь.
3. Сосредоточиться на проявлениях коммуникативного поведения, следствием чего является естественный отклик со стороны взрослого как сильное позитивное подкрепление, например, действия с целью привлечения внимания.
Ребенок может неумышленно требовать игрушку (пищу) и каждый раз получать ее. В конечном итоге он придет к пониманию связи между собственным поведением и его следствием или позитивным подкреплением.

Все люди должны быть уверены в том, что они смогут быть понятыми окружающими

в любой ситуации, а также в том, что они смогут воспринять и понять обращенную к ним
речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка"

Отчет для аттестации на высшую категорию о  применении современных образовательных технологий с примерами  из практики учителя русского языка и литературы...

Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и раз...

Доклад «Монтессори-технологии в помощь семейному устройству и абилитации детей с ОВЗ в ГКУ ЦССВ «Сколковский»

Применение Монтессори-технологии для обучения детей навыкам социально-бытовой ориентировки в подготовке детей к приему в замещающую или кровную семью....

Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ "Сколковский" 2014 г.

Программа  дополнительного  образования    по  предметам, на  2014 - 2015  года....

Программа дополнительного образования ГКУ ЦССВ "Сколковский" 2015 г.

Программа  дополнительного  образования    ГКУ  ЦССВ  "Сколковский"  по  предметам  2015 г....

Доклад "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Доклад "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"...