Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе: требований к личностным и предметным результатам освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант
рабочая программа (9 класс)

Петрова Марина Ивановна

Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 5-9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oszh_-novaya_programma.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:                                                                        Программа  рекомендована

МКОУ «Специальная школа  № 80»                                     к работе педагогическим  

И. о. директора ___________С.Л. Чернышова                      советом школы № 80

                                                                                                     Протокол №

                                                                                                    от «__»_________2023 г.                                                

                                                                                                     Программа обсуждена на                            

                                                                                                     методическом объединении              

                                                                                                      учителей трудового  обучения

                                                                                                      Протокол № __

                                                                                                       от  «___»  ________2023 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«Основы социальной жизни»

5- 9  классы

                                                                   Составитель программы:

        Петрова    Марина     Ивановна,    

        учитель высшей категории  

        МКОУ «Специальная школа № 80»

     

Новокузнецкий городской округ- 2023 г.

  1. Пояснительная записка

             Рабочая программа  по учебному предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе: требований к личностным и предметным результатам освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант в МКОУ «Специальная школа № 80», программы формирования базовых         учебных действий.                                                                                                                                          

              Цель программы: практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Структура курса представлена следующими разделами:

5 класс

  1. Личная гигиена и здоровье.
  2. Жилище.
  3. Одежда и обувь.
  4. Питание.
  5. Транспорт.

6 класс

  1. Личная гигиена и здоровье.
  2. Охрана здоровья.
  3. Жилище.
  4. Одежда и обувь.
  5. Питание.
  6. Транспорт.
  7. Средства связи.
  8. Семья.

7 класс

  1. Личная гигиена и здоровье.
  2. Охрана здоровья.
  3. Жилище.
  4. Одежда и обувь.
  5. Питание.
  6. Транспорт.
  7. Средства связи.
  8. Семья.

8 класс

  1. Личная гигиена и здоровье.
  2. Охрана здоровья.
  3. Жилище.
  4. Одежда и обувь.
  5. Питание.
  6. Транспорт.
  7. Средства связи.
  8. Предприятия, организации, учреждения.
  9. Семья.

9 класс

  1. Личная гигиена и здоровье.
  2. Охрана здоровья.
  3. Жилище.
  4. Одежда и обувь.
  5. Питание.
  6. Транспорт.
  7. Средства связи.
  8. Семья.

Ш. Описание места учебного предмета в учебном плане

            В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа № 80»,  учебный предмет  «Основы социальной жизни», входящих в предметную область «Человек и общество», представлен в обязательной части .Общий объем учебного времени в 5-9 классах составляет 338 часов:

  • В 5 классе на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
  •  В 6 классе на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
  • В 7 классе на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
  • В 8 классе на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
  • В 9 классе на 66 часов в год, по 2 часа в неделю.

 

IV.   Личностные и предметные результаты освоения

 учебного предмета

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального  окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  •              представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
  •               приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника;
  • представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
  •               знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
  •              знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагогического работника посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
  • знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
  • совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
  • первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
  • представления о различных видах средств связи;
  • знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
  • знание названий организаций социальной направленности и их назначения.

Достаточный уровень:

  • знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук;
  • соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
  • некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды);
  • навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);
  • пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;
  • знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
  • составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные организации социального назначения.

5 класс

Предметные результаты:  

Минимальный  уровень:

имеют представления о разных группах продуктов питания;                                                       знают отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам, понимают их значения для здорового образа жизни человека;

готовят несложные виды блюд под руководством учителя;

имеют представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;  

соблюдают  требования техники безопасности при приготовлении пищи;

знают отдельные виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за ними;  

соблюдают  усвоенные правила в повседневной жизни;

знают правила  личной гигиены и их выполняют  под руководством взрослого;

знают названия предприятий бытового обслуживания и их назначение;

решают типовые практические задачи под руководством учителя посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

знают названия торговых организаций, их виды и назначения;

совершают покупки различных товаров под руководством взрослого;

имеют первоначальные представления о статьях семейного бюджета;

имеют представления о различных видах средств связи;

знают  и  соблюдают  правила  поведения  в  общественных  местах ( магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);

знают названия организаций социальной направленности  и их назначение.

Достаточный  уровень: 

знают способы хранения и переработки продуктов питания;

составляют ежедневное меню из предложенных  продуктов питания;

самостоятельно готовят несложные знакомые блюда;

самостоятельно совершают покупки товаров ежедневного назначения;

соблюдают  правила  личной  гигиены  по  уходу  за  полостью  рта, волосами, кожей рук;  владеют некоторыми навыками ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды);

владеют навыками обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);

умеют пользоваться различными средствами связи для решения практических житейских задач;

знают основные статьи семейного бюджета; коллективный расчёт расходов и доходов семейного бюджета;

умеют составлять различные виды деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные организации социального назначения.

6 класс

Минимальный уровень:

имеют представления о разных группах продуктов питания;                       знают отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам, понимают их значения для здорового образа жизни человека;

готовят несложные виды блюд под руководством учителя;

имеют представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;  

соблюдают  требования техники безопасности при приготовлении пищи;

знают отдельных виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;  

соблюдают  усвоенные правила в повседневной жизни;

знают правила  личной гигиены и их выполняют  под руководством взрослого;

знают названия торговых организаций, их виды и назначения;

совершают покупки различных товаров под руководством взрослого;

знают  и  соблюдают  правила  поведения  в  общественных  местах (в магазине, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).

Достаточный уровень: 

знают способы хранения и переработки продуктов питания;

самостоятельно готовят несложные знакомые блюда;

самостоятельно совершают покупки товаров ежедневного назначения;

знают способы закаливания организма;

соблюдают  правила  личной  гигиены  по  уходу  за  руками, ногами,  

соблюдают  правила  поведения  в  доме  и  общественных  местах;

имеют представления о морально-этических нормах поведения;

владеют некоторыми навыками ведения домашнего хозяйства (уборка

дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

владеют навыками обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);

умеют пользоваться различными средствами связи для решения практических житейских задач.

7 класс

Минимальный уровень:

имеют представления о разных группах продуктов питания;                                                        знают отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам, понимают их значения для здорового образа жизни человека;

готовят несложные виды блюд под руководством учителя;

имеют представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;  

соблюдают  требования техники безопасности при приготовлении пищи;

знают отдельные виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за ними;  

соблюдают  усвоенные правила в повседневной жизни;

знают правила  личной гигиены и их выполняют  под руководством взрослого;

знают названия торговых организаций, их виды и назначения;

совершают покупки различных товаров под руководством взрослого;

знают  и  соблюдают  правила  поведения  в  общественных  местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);

знают названия организаций социальной направленности и их назначение.

Достаточный уровень: 

знают способы хранения и переработки продуктов питания;

самостоятельно готовят несложные знакомые блюда;

самостоятельно совершают покупки товаров ежедневного назначения;

соблюдают  правила  личной  гигиены  по  уходу  за нательным  и постельным бельём;  соблюдают  правила  поведения  в  доме  и  общественных  местах;

имеют представления о морально-этических нормах поведения;

владеют некоторыми навыками ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

владеют навыками обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);

умеют пользоваться различными средствами связи для решения практических житейских задач;

знают основные статьи семейного бюджета;  

выполняют коллективный расчёт расходов и доходов семейного бюджета.

8 класс

Минимальный  уровень:

 имеют представления о разных группах продуктов питания;                                                    знают отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам, понимают их значения для здорового образа жизни человека;

готовят несложные виды блюд под руководством педагога;

имеют представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;  

соблюдают  требования техники безопасности при приготовлении пищи;

знают отдельные виды одежды и обуви,  правила ухода за ними;

соблюдают  усвоенные правила в повседневной жизни;

 знают правила  личной гигиены и их выполняют  под руководством взрослого;

знают названия предприятий бытового обслуживания и их назначение;

решают типовые практические задачи под руководством педагогического учителя  посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

знают названия торговых организаций, их виды и назначение

совершают покупки различных товаров под руководством взрослого;  

имеют первоначальные представления о статьях семейного бюджета;

имеют представления о различных видах средств связи;

знают  и  соблюдают  правила  поведения  в  общественных  местах( магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);

знают названия организаций социальной направленности  и их назначение.

Достаточный  уровень: 

знают способы хранения и переработки продуктов питания;

составляют ежедневное меню из предложенных  продуктов питания;

самостоятельно готовят несложные знакомые блюда;

самостоятельно совершают покупки товаров ежедневного назначения;

соблюдают  правила  личной  гигиены  по  уходу  за  полостью  рта, волосами, кожей рук; владеют некоторыми навыками ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды);

владеют навыками обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);

умеют пользоваться различными средствами связи для решения практических житейских задач;

знают основные статьи семейного бюджета; коллективный расчёт расходов и доходов семейного бюджета;

умеют составлять различные виды деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные организации социального назначения.

9 класс

Минимальный уровень:

имеет представления о разных группах продуктов питания;  

знает отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам; понимает их значение для здорового образа жизни человека;

владеет навыками приготовления несложных видов блюд под руководством учителя;

соблюдает санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, соблюдает требования техники безопасности при приготовлении пищи;

 знает отдельные виды одежды и обуви, правила ухода за ними; соблюдает усвоенные правила в повседневной жизни;

знает правила личной гигиены и выполняет их под руководством взрослого;

знает  названия предприятий бытового обслуживания и их назначение;

решает  типовые практические задачи под руководством учителей, родителей (законных представителей) посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

знает  названия торговых организаций, их виды и назначение;

совершает покупки различных товаров под руководством родителей (законных представителей);

имеет первоначальные представления о статьях семейного бюджета;

имеет представление о различных видах средств связи;

знает и соблюдает правила поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);

Достаточный уровень:

знает названия организаций социальной направленности и их назначение;

знает способы хранения и переработки продуктов питания;

умеет составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания;

самостоятельно готовит  несложные знакомые блюда;

самостоятельно совершает покупки товаров ежедневного назначения;

соблюдает правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; соблюдает правила поведения в доме и общественных местах; имеет представления о морально-этических нормах поведения;

владеет навыками ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды);

владеет навыками  обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);

пользуется различными средствами связи для решения практических житейских задач; знает основные статьи семейного бюджета, может произвести коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;

составляет различные виды деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.

V. Содержание учебного предмета

5 класс

Раздел 1. Личная гигиена и здоровье- 10 часов

        Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.

Раздел 2. Жилище-18 часов

Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений. Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная служба.

Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений.

Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской местности; микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования нагревательными приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности.

Раздел 3. Одежда и обувь-10 часов

      Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные

уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже различных видов одежды. Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли).

Раздел 4. Питание -22 часа

                Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.

Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).

Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.

Мясо и мясопродукты. Первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.

Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц.

Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.

Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки.

Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей.

Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе.

Раздел 5. Транспорт -8  часов

Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.

Проезд из дома в образовательную организацию. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.

Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание.

6 класс

Раздел 1. Личная гигиена и здоровье-8 часов

Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах. Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки). Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания.

Раздел 2. Охрана здоровья-6 часов

        Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.

   

Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»).

Раздел 3. Жилище-10 часов

                   Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.

Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.

Раздел 4. Одежда и обувь-10 часов

      Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках.

Раздел 5. Питание -8 часов

              Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.

Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина.

 

Раздел 6. Транспорт -8  часов

            Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.

Проезд из дома в образовательную организацию. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.

Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание.

Раздел 7. Средства связи -4  часа

     Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка. Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.

7 класс

Раздел 1. Личная гигиена и здоровье -4  часа

        Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.

Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос.

Раздел 2. Охрана здоровья- 4 часа

        Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения. Самолечение и его негативные последствия.

Раздел 3. Жилище-10 часов

Кухонная мебель: названия, назначение. Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате. Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин).

Раздел 4. Одежда и обувь-12 часов

                Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних условиях. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.

Раздел 5. Питание -24 часа

Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение. Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола. Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления).

Раздел 6. Транспорт-4 часа

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.

Раздел 7. Средства связи-4 часа

Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.

Раздел 8. Семья -4 часа

Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; выбор спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи). Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки, правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров. Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций. Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография.

8 класс

Раздел 1. Личная гигиена и здоровье -6  часов

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач. Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).

Раздел 2. Охрана здоровья- 4 часа

Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного.

Раздел 3. Жилище-12 часов

Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов мебели. Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы; светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат. Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств.

Раздел 4. Одежда и обувь-12 часов

Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг. Правила пользования прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида одежды. Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями. Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки.

Раздел 5. Питание-18 часов

Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина.

Раздел 6. Транспорт-2 часа

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.

9 класс

Раздел 1. Личная гигиена и здоровье -4  часа

Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.

Раздел 2. Охрана здоровья- 4 часа

Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.

Раздел 3. Жилище-12 часов

Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету. Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми. Профилактика появления грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми. Правила использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.

Раздел 4. Одежда и обувь-12 часов

Виды обуви: в зависимости от времени года, назначения (спортивная, домашняя, выходная), вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная). Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви, хранение чека или его копии. Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви, их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов. Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви. Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.

Раздел 5. Питание-18 часов

Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина. Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теста: пирожки, булочки, печенье. Приготовление изделий из теста. Составление и запись рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста. Приготовление. Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.

Раздел 6. Транспорт-2 часа

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда. Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.

VI. Тематическое планирование с определением основных

видов учебной         деятельности

5 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Личная гигиена и здоровье

10

1. - осознают себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятием;

- осознают себя в роли  члена семьи, одноклассника, друга;

- осмысливают социальное окружение, свое место в нем;

-принимают соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

- положительно относятся к окружающей действительности, взаимодействуют с ней, эстетически воспринимают ее;

-целостно, социально ориентированно воспринимают мир в единстве его природной и социальной части;

-самостоятельно выполняют учебные задания, поручения, договоренности;

-понимают личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-безопасно и бережно относятся к природе и безопасно и бережно ведут себя в обществе.

2. – вступают в контакт и работают в коллективе («учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик - класс», «учитель - класс»);

- используют принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

- обращаются за помощью и принимают помощь;

- слушают и понимают инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничают со взрослым и сверстниками;

-доброжелательно относятся, сопереживают, конструктивно взаимодействуют с людьми;

-договариваются и изменяют свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

3. – соблюдают правила внутреннего распорядка (поднимают руку, встают и выходят из-за парты);

- выполняют учебный план, посещают предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществляют самостоятельную подготовку к занятиям, выполняют задания, данные учителем;

- участвуют в деятельности, контролируют и оценивают свои действия и действия других обучающихся;

- соотносят свои действия и их результаты с заданными образцами, принимают оценку деятельности, оценивают ее с учетом предложенных критериев, корректируют свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

-Знакомятся с    правила личной гигиены и их выполняют под руководством взрослого;

-  учатся соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волос, кожей рук.

2

Жилище

18

-Применяют навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома).

3

Одежда и обувь

10

- Различают отдельные  виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за ними;

-соблюдают усвоенные правила в повседневной жизни.

4

Питание

22

- Учатся различать разные группы  продуктов питания;

-перечисляют  различные виды продуктов питания, относящихся к различным группам;

- рассказывают о значении здорового образа жизни;  

-готовят несложные виды блюд под руководством педагогического работника;

-учатся соблюдать санитарно-гигиенические требованиях к процессу приготовления пищи;

-соблюдают требования техники безопасности при приготовлении пищи;

-перечисляют способы хранения и переработки продуктов питания;

-составляют ежедневное меню из предложенных продуктов питания;

-готовят самостоятельно несложные знакомые блюда;

- учатся применять  навыки ведения домашнего хозяйства (мытье посуды).

5

Транспорт

8

- Соблюдают правила поведения в общественных местах (транспорт);

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

6 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Личная гигиена и здоровье

8

1. - осознают себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятием;

- осознают себя в роли  члена семьи, одноклассника, друга;

- осмысливают социальное окружение, свое место в нем;

-принимают соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

- положительно относятся к окружающей действительности, взаимодействуют с ней, эстетически воспринимают ее;

-целостно, социально ориентированно воспринимают мир в единстве его природной и социальной части;

-самостоятельно выполняют учебные задания, поручения, договоренности;

-понимают личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-безопасно и бережно относятся к природе и безопасно и бережно ведут себя в обществе.

2. – вступают в контакт и работают в коллективе («учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик - класс», «учитель - класс»);

- используют принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

- обращаются за помощью и принимают помощь;

- слушают и понимают инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничают со взрослым и сверстниками;

-доброжелательно относятся, сопереживают, конструктивно взаимодействуют с людьми;

-договариваются и изменяют свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

3. – соблюдают правила внутреннего распорядка (поднимают руку, встают и выходят из-за парты);

- выполняют учебный план, посещают предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществляют самостоятельную подготовку к занятиям, выполняют задания, данные учителем;

- участвуют в деятельности, контролируют и оценивают свои действия и действия других обучающихся;

- соотносят свои действия и их результаты с заданными образцами, принимают оценку деятельности, оценивают ее с учетом предложенных критериев, корректируют свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

-Знакомятся с    правила личной гигиены и их выполняют под руководством взрослого;

-  учатся соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волос, кожей рук.

2

Охрана здоровья

6

- Применяют навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого).

- Соблюдают правила поведения в общественных местах (медицинское учреждение);

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

3

Жилище

10

-Применяют навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома).

4

Одежда и обувь

16

- Различают отдельные  виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за ними;

-соблюдают усвоенные правила в повседневной жизни.

5

Питание

8

- Учатся различать разные группы  продуктов питания;

-перечисляют  различные виды продуктов питания, относящихся к различным группам;

- рассказывают о значении здорового образа жизни;  

-готовят несложные виды блюд под руководством педагогического работника;

-учатся соблюдать санитарно-гигиенические требованиях к процессу приготовления пищи;

-соблюдают требования техники безопасности при приготовлении пищи;

-перечисляют способы хранения и переработки продуктов питания;

-составляют ежедневное меню из предложенных продуктов питания;

-готовят самостоятельно несложные знакомые блюда;

- учатся применять  навыки ведения домашнего хозяйства (мытье посуды).

6

Транспорт

8

- Соблюдают правила поведения в общественных местах (транспорт);

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

7

Средства связи

4

- имеют представление о различных видах связи;

- учатся пользоваться различными средствами связи для решения практических житейских задач.

7 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Личная гигиена и здоровье

4

1. - осознают себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятием;

- осознают себя в роли  члена семьи, одноклассника, друга;

- осмысливают социальное окружение, свое место в нем;

-принимают соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

- положительно относятся к окружающей действительности, взаимодействуют с ней, эстетически воспринимают ее;

-целостно, социально ориентированно воспринимают мир в единстве его природной и социальной части;

-самостоятельно выполняют учебные задания, поручения, договоренности;

-понимают личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-безопасно и бережно относятся к природе и безопасно и бережно ведут себя в обществе.

2. – вступают в контакт и работают в коллективе («учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик - класс», «учитель - класс»);

- используют принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

- обращаются за помощью и принимают помощь;

- слушают и понимают инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничают со взрослым и сверстниками;

-доброжелательно относятся, сопереживают, конструктивно взаимодействуют с людьми;

-договариваются и изменяют свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

3. – соблюдают правила внутреннего распорядка (поднимают руку, встают и выходят из-за парты);

- выполняют учебный план, посещают предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществляют самостоятельную подготовку к занятиям, выполняют задания, данные учителем;

- участвуют в деятельности, контролируют и оценивают свои действия и действия других обучающихся;

- соотносят свои действия и их результаты с заданными образцами, принимают оценку деятельности, оценивают ее с учетом предложенных критериев, корректируют свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

-Знакомятся с    правила личной гигиены и их выполняют под руководством взрослого;

-  учатся соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волос, кожей рук.

2

Охрана здоровья

4

- Применяют навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого).

- Соблюдают правила поведения в общественных местах (медицинское учреждение);

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

3

Жилище

10

-Применяют навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома).

4

Одежда и обувь

12

- Различают отдельные  виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за ними;

-соблюдают усвоенные правила в повседневной жизни.

5

Питание

24

- Учатся различать разные группы  продуктов питания;

-перечисляют  различные виды продуктов питания, относящихся к различным группам;

- рассказывают о значении здорового образа жизни;  

-готовят несложные виды блюд под руководством педагогического работника;

-учатся соблюдать санитарно-гигиенические требованиях к процессу приготовления пищи;

-соблюдают требования техники безопасности при приготовлении пищи;

-перечисляют способы хранения и переработки

продуктов питания;

-составляют ежедневное меню из предложенных продуктов питания;

-готовят самостоятельно несложные знакомые блюда;

- учатся применять  навыки ведения домашнего хозяйства (мытье посуды).

6

Транспорт

4

- Соблюдают правила поведения в общественных местах (транспорт);

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

7

Средства связи

4

- имеют представление о различных видах связи;

- учатся пользоваться различными средствами связи для решения практических житейских задач.

8

Семья

4

- Соблюдают правила поведения в общественных местах;

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

8 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Личная гигиена и здоровье

6

1. - осознают себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятием;

- осознают себя в роли  члена семьи, одноклассника, друга;

- осмысливают социальное окружение, свое место в нем;

-принимают соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

- положительно относятся к окружающей действительности, взаимодействуют с ней, эстетически воспринимают ее;

-целостно, социально ориентированно воспринимают мир в единстве его природной и социальной части;

-самостоятельно выполняют учебные задания, поручения, договоренности;

-понимают личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических

 нормах и правилах поведения в современном обществе;

-безопасно и бережно относятся к природе и безопасно и бережно ведут себя в обществе.

2. – вступают в контакт и работают в коллективе («учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик - класс», «учитель - класс»);

- используют принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

- обращаются за помощью и принимают помощь;

- слушают и понимают инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничают со взрослым и сверстниками;

-доброжелательно относятся, сопереживают, конструктивно взаимодействуют с людьми;

-договариваются и изменяют свое поведение в соответствии с

объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

3. – соблюдают правила внутреннего распорядка (поднимают руку, встают и выходят из-за парты);

- выполняют учебный план, посещают предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществляют самостоятельную подготовку к занятиям, выполняют задания, данные учителем;

- участвуют в деятельности, контролируют и оценивают свои действия и действия других обучающихся;

- соотносят свои действия и их результаты с заданными образцами, принимают оценку деятельности, оценивают ее с учетом предложенных критериев, корректируют свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

-Знакомятся с    правила личной гигиены и их выполняют под руководством взрослого;

-  учатся соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волос, кожей рук.

2

Охрана здоровья

4

- Применяют навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого).

- Соблюдают правила поведения в общественных местах (медицинское учреждение);

- соблюдают  морально-этические  нормы  поведения.

3

Жилище

12

-Применяют навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома);

- соблюдают правила поведения в общественных местах (магазинах);

- соблюдают  морально-этические  нормы  поведения.

4

Одежда и обувь

12

- Различают отдельные  виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за ними;

-соблюдают усвоенные правила в повседневной жизни;

- соблюдают правила поведения в общественных местах (магазинах);

- соблюдают  морально-этические  нормы  поведения;

- перечисляют названия предприятий бытового обслуживания;

- решают типовые практические задачи под руководством педагогического работника

посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

- перечисляют названия торговых организаций, их виды и назначение;

- совершают покупки различных товаров под руководством взрослого;

- совершают самостоятельно покупки товаров ежедневного назначения.

5

Питание

18

- Учатся различать разные группы  продуктов питания;

-перечисляют  различные виды продуктов питания, относящихся к различным группам;

- рассказывают о значении здорового образа жизни;  

-готовят несложные виды блюд под руководством педагогического работника;

-учатся соблюдать санитарно-гигиенические требованиях к процессу приготовления пищи;

-соблюдают требования техники безопасности при приготовлении пищи;

-перечисляют способы хранения и переработки продуктов питания;

-составляют ежедневное меню из предложенных продуктов питания;

-готовят самостоятельно несложные знакомые блюда;

- учатся применять  навыки ведения домашнего хозяйства (мытье посуды).

6

Транспорт

4

- соблюдают правила поведения в общественных местах (транспорт);

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

7

Средства связи

6

- Имеют представление о различных видах связи;

- учатся пользоваться различными средствами связи для решения практических житейских задач.

8

Предприятия, организации, учреждения

2

- Знакомятся с организациями социальной направленности и их назначениями;

- соблюдают правила поведения в общественных местах;

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

9

Семья

4

- Имеют первоначальное представление о статьях семейного бюджета;

- знакомятся с основными статьями семейного бюджета;

- рассчитывают коллективно расход и доход семейного бюджета;

- соблюдают правила поведения в общественных местах;

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

9 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Личная гигиена и здоровье

4

1. - осознают себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятием;

- осознают себя в роли  члена семьи, одноклассника, друга;

- осмысливают социальное окружение, свое место в нем;

-принимают соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

- положительно относятся к окружающей действительности, взаимодействуют с ней, эстетически воспринимают ее;

-целостно, социально ориентированно воспринимают мир в единстве его природной и социальной части;

-самостоятельно выполняют учебные задания, поручения, договоренности;

-понимают личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических

 нормах и правилах поведения в современном обществе;

-безопасно и бережно относятся к природе и безопасно и бережно ведут себя в обществе.

2. – вступают в контакт и работают в коллективе («учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик - класс», «учитель - класс»);

- используют принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

- обращаются за помощью и принимают помощь;

- слушают и понимают инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничают со взрослым и сверстниками;

-доброжелательно относятся, сопереживают, конструктивно взаимодействуют с людьми;

-договариваются и изменяют свое поведение в соответствии с

объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

3. – соблюдают правила внутреннего распорядка (поднимают руку, встают и выходят из-за парты);

- выполняют учебный план, посещают предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществляют самостоятельную подготовку к занятиям, выполняют задания, данные учителем;

- участвуют в деятельности, контролируют и оценивают свои действия и действия других обучающихся;

- соотносят свои действия и их результаты с заданными образцами, принимают оценку деятельности, оценивают ее с учетом предложенных критериев, корректируют свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

-Знакомятся с    правила личной гигиены и их выполняют под руководством взрослого;

-  учатся соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волос, кожей рук.

2

Охрана здоровья

4

- Применяют навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого).

- Соблюдают правила поведения в общественных местах (медицинское учреждение);

- соблюдают  морально-этические  нормы  поведения.

3

Жилище

12

-Применяют навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома);

- соблюдают правила поведения в общественных местах (магазинах);

- соблюдают  морально-этические  нормы  поведения.

4

Одежда и обувь

12

- Различают отдельные  виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за ними;

-соблюдают усвоенные правила в повседневной жизни;

- соблюдают правила поведения в общественных местах (магазинах);

- соблюдают  морально-этические  нормы  поведения;

- перечисляют названия предприятий бытового обслуживания;

- решают типовые практические задачи под руководством педагогического работника

посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

- перечисляют названия торговых организаций, их виды и назначение;

- совершают покупки различных товаров под руководством взрослого;

- совершают самостоятельно покупки товаров ежедневного назначения.

5

Питание

18

- Учатся различать разные группы  продуктов питания;

-перечисляют  различные виды продуктов питания, относящихся к различным группам;

- рассказывают о значении здорового образа жизни;  

-готовят несложные виды блюд под руководством педагогического работника;

-учатся соблюдать санитарно-гигиенические требованиях к процессу приготовления пищи;

-соблюдают требования техники безопасности при приготовлении пищи;

-перечисляют способы хранения и переработки продуктов питания;

-составляют ежедневное меню из предложенных продуктов питания;

-готовят самостоятельно несложные знакомые блюда;

- учатся применять  навыки ведения домашнего хозяйства (мытье посуды).

6

Транспорт

4

- соблюдают правила поведения в общественных местах (транспорт);

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

7

Средства связи

6

- Имеют представление о различных видах связи;

- учатся пользоваться различными средствами связи для решения практических житейских задач.

8

Семья

6

- Имеют первоначальное представление о статьях семейного бюджета;

- знакомятся с основными статьями семейного бюджета;

- рассчитывают коллективно расход и доход семейного бюджета;

- соблюдают правила поведения в общественных местах;

- соблюдают о морально-этические  нормы  поведения.

VII. Описание материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

 Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у обучающихся  используют специально оборудованный кабинет, который соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и противопожарным нормам.

В кабинете четко определены  и специально оборудованы зоны. Проведение уроков в специально оборудованном кабинете могут показать обучающимся в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученный опыт.

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека.

VII. Описание материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Программы

1. Воронкова В.В. Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ В.В.Воронкова// Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы – М.: ВЛАДОС, 2014.

Учебники

1. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 5 класс     образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

2. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 6 класс     образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

3. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 7 класс     образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

4. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 8 класс     образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

5. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие: 9 класс     образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

Рабочие тетради

1. Миронюк З.Н. Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь: 5 класс образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / З.П. Миронюк, Н.А. Ивершина – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

2. Миронюк З.Н. Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь: 6 класс образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / З.П. Миронюк, Н.А. Ивершина – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

3. Миронюк З.Н. Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь: 7 класс образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / З.П. Миронюк, Н.А. Ивершина – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

4. Миронюк З.Н. Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь: 8 класс образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / З.П. Миронюк, Н.А. Ивершина – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

5. Миронюк З.Н. Социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь: 9 класс образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями / З.П. Миронюк, Н.А. Ивершина – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.

Методические пособия для учителя

1. Дерябина С.П.  Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы: вариантные текстовые задания / С.П. Дерябина Волгоград: –  Издательство Учитель, 2020.

2. Львова С.А. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование/ С.А.Львова. – Волгоград: Учитель, 2014.

 3. Бабушкина Л.А. Социально-бытовая ориентировка. 5 класс: поурочные планы по программе уроков по программе В.В. Воронковой, С.А. Казаковой/ Л.А. Бабушкина, М.В. Ковтонюк, З.А. Стульнева  – Волгоград: Учитель, 2020.

4. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5- 9 классы      образовательных  организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями  / В.П. Субчева – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017.

5. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова – М.: ВЛАДОС, 2014.

6. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова –  М.: ВЛАДОС, 2018.

 7. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в  специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В.Воронкова, С.А.Казакова – М.: ВЛАДОС, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1.      Пояснительная записка (общие цели образования с ...

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной осн...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предметные результаты освоения АООП  образования обучающихся с легкой УО (ИН) + презентация...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология (ручной труд)» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа «Технология. Ручной труд» для дополнительного первого класса, составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) о...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...

Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.

- Цель презентации, уточнить знания обучающихся  о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....