АННОТАЦИЯ К КУРСУ «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО (Вариант 2.3)
рабочая программа

Абрамова Роза Вячеславовна

Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащих детей. На этих занятиях проводится специальная (коррекционная) работа по развитию речевого слуха, слухового и слухозрительного восприятия устной речи, обучению произношению с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» состоит из двух взаимосвязанных разделов:

  • формирование речевого слуха;
  • формирование произносительной стороны речи.

Целью реализации программы коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» является развитие у учащихся речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в обществе.

Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:

  • формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;
  • формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации;
  • формирование навыков пользования слуховыми аппаратами;
  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи;
  • развитие мотивации учащихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_variant_2.3.docx49.48 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по адаптированной основной образовательной программе

АООП НОО (Вариант 2.3)

3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014г.);
  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 24.11.2022 г.);
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Учебный план КГБОУ «Дудинская школа-интернат» на 2023-2024 год;
  • СанПиН 2.4.36.48-20 постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 году №228 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательные учреждения.

Целью реализации программы коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» является развитие у учащихся речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования, социальной адаптации и интеграции в обществе.

Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»: 

  • формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;
  • формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации;
  • формирование навыков пользования слуховыми аппаратами;
  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи;
  • развитие мотивации учащихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Общая характеристика КУРСА

Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащих детей. На этих занятиях проводится специальная (коррекционная) работа по развитию речевого слуха, слухового и слухозрительного восприятия устной речи, обучению произношению с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» состоит из двух взаимосвязанных разделов:

  • формирование речевого слуха;
  • формирование произносительной стороны речи.

Время, отведенное на работу по этим разделам, распределяется равномерно: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени – на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной и естественной речи; в процессе обучения произношению они учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.

При планировании и проведении индивидуальных занятий реализуется индивидуально – дифференцированный подход. Работа строится на основе единой программы при реализации индивидуального подхода. Календарное планирование работы осуществляется  с учетом  индивидуальных особенностей обучающегося, прежде всего, фактических данных о состоянии нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи, полученных в процессе комплексного обследования.

Мониторинг проводится два раз в год, как правило, в начале и конце года. Результаты мониторинга заносятся в «Слухоречевую карту». В конце каждого учебного года на основе результатов мониторинга и педагогических наблюдений в образовательном процессе составляется характеристика слухоречевого развития  обучающегося.

МЕСТО ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» является обязательным учебным предметом коррекционно- развивающую области. Данный учебный предмет в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ со слабослышащими обучающимися проводится в форме индивидуальных занятий. В соответствии с примерной АООП НОО (вариант 2.3) учебным планом на проведение индивидуальных занятий Формирование речевого слуха и произносительной стороны  речи» в 3 классе предусматривается   2 часа в неделю по 30 минут на обучающегося.

1 четверть

18 ч

2 четверть

16 ч

3 четверть

20 ч

4 четверть

15 ч

Итог за год

69 ч

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение учащимися первого-пятого классов определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • мотивация к овладению устной речью, устной коммуникации со слышащими людьми;
  • формирование речевого поведения, готовности применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми;          
  • формирование готовности и развитие мотивов к постоянному пользованию индивидуальными слуховыми аппаратами;
  • формирование у неслышащего ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях.
  • умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т. е. понятно для окружающих.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать, сохранять и выполнять учебную задачу; осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • способность воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию;
  • осуществлять вероятностное прогнозирование речевой информации на основе воспринятых элементов речи, их анализа и синтеза с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст;
  • способность осуществлять общение в разных видах учебной и внеурочной деятельности на основе устной речи;
  • моделировать собственные высказывания с учетом ситуации общения и речевых партнеров;
  • выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
  • активно участвовать в диалоге при использовании знакомой лексики разговорного и учебно – делового характера;
  • выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации;
  • говорить достаточно внятно и выразительно, реализуя сформированные произносительные умения.

Предметные результаты:  

  • воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова (знакомые и незнакомы по звучанию);
  • опознавать на слух речевой материал (слова, простые и сложные предложения);
  • произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе;  передавать в речи различные эмоциональные оттенки высказывания;
  • произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения соблюдения их звукового состава, зная и соблюдая орфоэпические правила;
  • правильно произносить новые слова, руководствуясь надстрочными знаками; произносить фразы слитно (группа слов до 10—12 слогов);
  • самостоятельно распределять дыхательные паузы при произнесении длинных фраз, выделять логическое и синтагматическое ударение, по возможности соблюдать мелодический контур фраз (с помощью учителя и самостоятельно);                                                    
  • реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения, говорить достаточно внятно и эмоционально (под контролем учителя и на основе самоконтроля);
  • самостоятельно отбирать адекватные неречевые средства коммуникации, сопровождающие речь;

передавать повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию, руководствуясь графическими знаками — точка, восклицательный знак, вопросительный знак (под контролем учителя и самостоятельно).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Особое внимание на индивидуальных занятиях уделяется работе над формированием устной речи с использованием коммуникативной системы обучения; формируются основные речевые компетенции (восприятие и воспроизведение речи, практика общения) посредством использования речевого материала. У учащихся развиваются способности формулировать свои высказывания; предъявлять требования к качеству собственной речи и контролю речи окружающих.

 Учащиеся понимают важность общения как значимую составляющую жизни общества, как один из основополагающих элементов культуры. На индивидуальных занятиях учащиеся получают начальное представление о правилах речевого этикета; навыках общения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Развитие речевого слуха

Первоначальный период развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи у слабослышащих учащихся:

  • различение и опознавание слухозрительно и на слух слов при выборе из двух (типа, мяч – бумага; ручка – тетрадь); трех (типа, дом - ручка – карандаш;  бумага – книга – тетрадь); четырех (типа, ручка - тетрадь – карандаш – бумага); пяти (типа, ручка - тетрадь – карандаш – бумага – книга), их достаточно внятное воспроизведение при реализации произносительных возможностей;
  • различение и опознавание слухозрительно, затем на слух фраз из двух - трех слов, необходимых в учебной деятельности  - поручения, вопросы, сообщения;
  • развитие слухозрительного восприятия текстов (микродиалогов, коротких монологических высказываний), состоящих из фраз, которые дети научились воспринимать слухозрительно и на слух, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий.

Основной период развития речевого слуха у слабослышащих учащихся:

  • различение и опознавание на слух фраз, слов и словосочетаний при постепенном увеличении количества речевых единиц, расширении лексического состава речевого материала, усложнении грамматических и синтаксических конструкций фраз (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося);
  • распознавание обучающимися на слух незнакомого по звучанию речевого материала  (фраз, слов и словосочетаний);
  • развитие слухового восприятия текстов диалогического и монологического характера  при постепенном увеличении их объема с учетом слухоречевого развития каждого обучающегося (к 4-5 классу до 50–60 слов), расширении лексического состава, усложнении грамматических и синтаксических конструкций фраз; а также постепенном включении незнакомых по звучанию слов и фраз, которые дети могут повторить правильно, ориентируясь на смысловой контекст и воспринятые элементы речи; опознавание на слух предложений, слов и словосочетаний из данных текстов, предъявленных вразбивку и в разных сочетаниях; ответы на вопросы и выполнение заданий по тексту, предъявленных на слух; участие в беседе по содержанию текста; пересказ текста.

         

В процессе обучения используется знакомый, необходимый в общении речевой материал по темам: «В классе (лексика по организации учебной деятельности, а также коммуникации в процессе учебной  и внеурочной деятельности)», «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Туалетные принадлежности», «Времена года», «Одежда», «Обувь», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Насекомые»,  «Праздники», «Цветы», «Транспорт», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания».

Развитие произносительной стороны речи

      Программа специального обучения произношению разработана на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем. Программа обучения произношению складывается из следующих разделов:

  • Речевое дыхание;
  • Голос;
  • Звуки и их сочетания;
  • Работа над словом;
  • Работа над фразой.

Развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы.

Формирование и развитие у учеников навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и, по – возможности, по высоте.

Формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи.

Формирование и развитие у учащихся слухового восприятия и воспроизведения основных интонационных структур - паузации, темпа, громкости, ритмической и мелодической структуры речи.

Формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав точно (в начале школьного обучения –точно и приближенно (с использованием регламентированных и допустимых замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.

Формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения фраз в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы, соблюдая логическое и синтагматическое ударения, по – возможности, мелодический контур фраз, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов.                                                          

Формирование навыков самоконтроля произносительной стороны речи.

Развитие естественной манеры речи, умения пользоваться при передаче речевой информации соответствующими естественными неречевыми средствами–выражением лица, позой, пластикой.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Период

Работа над речевым дыханием

Работа над голосом

Звуки речи

Работа над словом. Орфоэпия.

Работа над фразой

I четверть

Произносить слитно, на одном выдохе, ряд слогов (папапа, папапа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз (из 2—3 слогов), выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах).

Выделять более громким голосом логическое ударение в вопросах и ответах. Например: Кто? — Я

(по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчеркиванием в вопросах и ответах главного слова). Изменять высоту и силу голоса при воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации.

Коррекция: гласных звуов

Автоматизация: [ы],[э]

Диф-ция: [ы-и], [я-а],

Нотировать тексты, рассказы, стихотворения. Соблюдать в речи следующие правила орфоэпии (по подражанию и надстрочному знаку):

-безударный О произносится как А;

-оглушение  звонких согласных на конце слов;

Произносить слова и фразы в темпе, близком к естественному (сопряжено и отражённо);

Воспроизводить повествовательную и вопросительную интонацию при чтении текста.

II

четверть

Автоматизация: [н]  

Диф-ция:  [п-м] [ д-т]

- безударный О произносится как А;

- звонкие согласные перед глухими;

III

четверть

Произносить слитно, на одном выдохе, ряд слогов (папапа, папапа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз (из 3—6 слогов), выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах).

Выделять более громким голосом логическое ударение в вопросах и ответах. Например: Кто сегодня дежурный? — Сегодня дежурный Толя (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчеркиванием в вопросах и ответах главного слова). Изменять высоту и силу голоса при воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации.

Автоматизация: [с]

Диф-ция: [ю-у][п-т] [ пи -пы] [х-к]

Произносить четырех-, пятисложные знакомые слова с соблюдением ударения, орфоэпии (самостоятельно)

Произносить четырех-, пятисложные незнакомые слова с соблюдением их звукового состава, с ударением, с соблюдением орфоэпии (сопряжено, отраженно, по надстрочному знаку).

Соблюдать в речи правила орфоэпии (сопряжено и отраженно, по надстрочному знаку):

- безударный о говорим как а; - опускание непроизносимых согласных;

IV

четверть

Автоматизация: [з] [ю]

Диф-ция: [ш-с] [з-с] [х-к] [г-к]

- Повторение усвоенных ранее правил орфоэпии.

-безударный о говорим как а;

-произнесение окончаний прилагательных -ого, -его как -ово, -ево;

Календарно-тематическое планирование

Дата

Название темы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности учащихся

1 четверть – 18 часов

1

01.09

День Знаний

1

2

3

4

5

06.09

08.09

13.09

15.09

Обследование звукопроизносительной стороны  речи.

Обследование импрессивной и экспрессивной речи.

Обследование слуха речью с ИСА и без ИСА.

Обследование уровня развития ручной моторики

4

Выявление уровня речевого развития возрастной норме.

6

7

20.09

22.09

Упражнения на развитие ручной моторики

2

Изучение упражнений пальчиковой гимнастики. Складывание  пазлов, разрезных картинок

8

9

27.09

29.09

Упражнения на развитие ритма

2

Знакомство с понятием ритм. Выполнение упражнений с помощью рук на развитие ритма.

11

12

04.10

06.10

Упражнения на развитие дыхания

2

Обучение выполнению упражнений дыхательной гимнастики.

Игры с использованием ваты, листа бумаги.

13

14

11.10

13.10

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса

2

Повторение дыхательных упражнений. Обучение выполнению упражнений на развитие голоса. Знакомство с потешками, рифмованными упражнениями.

15

16

18.10

20.10

Упражнения на развитие артикуляционной моторики

2

Умение правильно показывать органы речи: язык, рот, зубы. Обучение выполнению упражнений на развитие артикуляционной моторики. Использование зеркал, настольных игр, схемы.

17

18

25.10

27.10

Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания

2

Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и внимания. Использование игр на внимание, дидактические пособия.

2 четверть – 16 часов

1

2

08.11

10.11

Звуки речи и неречевые звуки

2

Сформировать понятия «звуки речи и неречевые звуки»

3

4

15.11

17.11

Лексическая тема «Семья». Гласные звуки первого ряда – А, О, У , Ы, Э

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Формирование умения показывать и по возможности называть членов своей семьи.

5

6

22.11

24.11

Лексическая тема «Игрушки». Гласные звуки первого ряда – Я, Е, Ю. Е. И. Дифференциация гласных первого и второго ряда

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Учить  находить игрушки. Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать игрушки.

7

8

29.11

01.12

Лексическая тема «Части тела». Дифференциация: [ы-и]

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.Формирование словаря по лексической теме (голова, руки, ноги, спина, живот и т.д.)

9

10

06.12

08.12

Лексическая тема «Туалетные принадлежности». ». Дифференциация: [я-а]

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Учить соотносить предмет со словесным обозначением (мыло, щетка, расческа и т.п.)

11

12

13

13.12

15.12

20.12

Лексическая тема «Одежда». Согласные звуки - [н]  и [м]

3

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Пополнение активного словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет, пассивного словаря – за счет существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки.

14

15

22.12

27.12

Лексическая тема «Обувь». Согласные звуки - [н]  и [м]

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Развитие подражательности, стимулирование речевого подражания.

16

29.12

Лексическая тема «Праздник – Новый год»

1

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Дальнейшее пополнение словарного запаса существительными. Обучение узнаванию предметов по словесному описанию. Закрепление умения составлять простые предложения по сюжетным картинкам.

3 четверть – 20  часов

1

2

3

10.01

12.01

17.01

Лексическая тема «Мебель». Согласный звук –  [т]. Дифференциация: [ю-у]

3

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Развитие понимания чужой речи. Совершенствование диалогической речи. Обучение пониманию вопросов по сказке

4

5

6

19.01

24.01

26.01

Лексическая тема «Продукты питания». Согласный звук - [д]. Дифференциация: [п-т]

3

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Расширение словаря существительными по теме. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов: буду пить, буду есть.

7

8

31.01

02.02

Лексическая тема «Посуда». Дифференциация: [т-д]

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Расширение предметного словаря по теме. Формирование глагольного словаря: буду есть, буду пить, буду мыть, буду варить. Пополнение словаря прилагательными, обозначающими основные цвета

9

10

11

07.02

09.02

14.02

Лексическая тема «Домашние птицы». Согласный звук - [с].

3

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Активизация речевого подражания. Развитие словаря существительными. Воспитание умения слушать литературное произведение (Сутеев В. «Цыпленок и Утенок»). Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению предлога у в значении у кого. Развитие диалогической речи

12

13

14

15

16.02

21.02

28.02

01.03

Лексическая тема «Домашние животные». Согласные звуки - [х-к].

Автоматизация: [с]

4

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы). Формирование активного словаря. Обучение узнаванию предметов по словесному описанию. Активизация речевого подражания. Развитие диалогической речи

16

17

06.03

13.03

Лексическая тема «Дикие птицы». Автоматизация: [с].

Дифференциация: [пи - пы]

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Развитие активного словаря глаголами летать, клевать, кричать, сидеть. Развитие импрессивной речи, различение противоположных по значению прилагательных большой – маленький. Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов 3-го лица единственного и множественного числа: что делает? Что делают? Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов

18

19

20

15.03

20.03

22.03

Лексическая тема «Дикие животные». Автоматизация: [з].

Дифференциация: [с - з]

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Пополнение активного словаря существительными – названиями животных. Развитие диалогической речи, обучение отвечать на вопросы по простым сюжетным картинкам. Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов.

4 четверть – 15 часов

1

2

03.04

05.04

Лексическая тема «Транспорт». Звук Ю Автоматизация: [з] [ю]

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Уточнение и обогащение словаря. Обучение пониманию пространственных отношений, выраженных предлогами: на, за, около, от, из. Формирование грамматического строя речи, согласование местоимений мой, моя с существительными мужского и женского рода.

3

4

10.04

12.04

Лексическая тема «Праздники» (мамин праздник). Звук Ш. Дифференциация: [з-с]

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Дальнейшее пополнение словарного запаса существительными. Обучение узнаванию предметов по словесному описанию. Закрепление умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

5

6

17.04

19.04

Лексическая тема «Цветы». Звук Х.  Дифференциация: [ш-с] 

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Расширение словаря существительными (одуванчик, ромашка, колокольчик, мак). Формирование общих представлений о цветах. Закрепление умения группировать предметы по признакам. Закрепление знаний основных цветов и умения их различать. Формирование умения составлять предложения по картинкам. Развитие диалогической речи

7

8

24.04

26.04

Лексическая тема «Насекомые». Звук Г. Дифференциация: [х-к]

2

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Расширение словаря существительными (жук, комар, божья коровка, бабочка). Формирование общих представлений о цветах. Закрепление умения группировать предметы по признакам. Закрепление знаний основных цветов и умения их различать. Формирование умения составлять предложения по картинкам. Развитие диалогической речи

9

10

11

03.05

08.05

10.05

Лексическая тема «Календарь». Дифференциация: [г-х], [к-г]

3

Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики. Дыхательная гимнастика. Опознавание звуков изолированно, в слогах, в слове. Формирование общих представлений о времени года. Закрепление умения составлять предложения по картинкам. Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов

12

13

14

15

15.05

17.05

22.05

24.05

Диагностика

4

Выявление динамики речевого развития ребенка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить безбарьерную адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации, в том числе материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающихся в здания и помещения образовательной организации, ко всем объектам ее инфраструктуры и организацию их пребывания и обучения.

Материально-техническое обеспечение включает технические средства обучения, в том числе специализированные компьютерные инструменты обучения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, использование средств для альтернативной и дополнительной коммуникации (при необходимости).

Учебная литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  1. Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.
  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
  4. Забродина Л.В., Е.С. Ренизрук  Тексты и упражнения для коррекции лексикограмматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
  5. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда», И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи .
  6. Клементьева Т.Ф. Я учусь читать правильно. – СПб., 2005.
  7. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб., 2004.
  8. Л.П.Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха» Москва «Владос»,2001 год.
  9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
  10. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
  11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
  12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразыитием. – СПб., 2001.
  13. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
  1. Логопедия / Под ред. Л. Волковой. — М., 1989.
  1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  1. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – М.: ПАРАДИГМА, 2012.
  1. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада. — СПб., Детство-пресс, 2014.
  2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3-7 лет). - Спб.,Детство-Пресс, 2011.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный проект)/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  1. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
  2. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей), 2005 года, авторов Е.П. Кузьмичёвой, И.Ф. Федосовой “Развитие речевого слуха”, Н.Ф. Слезиной, Е.З. Яхниной “Формирование произносительной стороны речи”. Допущена Министерством образования для специальных (коррекционных) учреждений I вида (для глухих детей).
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М., Просвещение, 2008Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д., 2008

Учебные пособия для работы с детьми:

  1. 1 альбом. Темы: фрукты, овощи, сад-огород, деревья, ягоды, грибы, осень, человек, игрушки, посуда.
  2. 2 альбом. Темы: Продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, зима, зимующие птицы.
  3. 3 альбом. Темы: Дикие животные, домашние животные, перелетные птицы, весна, мебель, транспорт.
  4. 4 альбом. Темы: Профессии, инструменты, зоопарк, рыбы. Цветы, лето, насекомые, школьные принадлежности.
  5. Дидактические игры: «Портфель», «Сказки», «Большой – маленький», «Узнай и назови», «Мои любимые сказки», «Осень, зима, весна, лето», «Найди отличия», «Угадай пословицу», «Магазин», «Поликлиника».
  6. Звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного действия Учебно-практическое оборудование: тренажеры
  7. Информационно-коммуникативные средства: игровые компьютерные программы по музыкальной тематике.
  8. Картинный материал: серии сюжетных картин, сюжетные и предметные картины.
  9.    Ноутбук
  10. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с СНР
  11. Технические средства обучения: музыкальный центр, мультимедийный компьютер со звуковой картой, телевизор с универсальной подставкой, мультимедиапроектор, слайд-проектор, экран.
  12. Учебно-практическое оборудование: комплект детских музыкальных инструментов, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофон, усилитель звука, динамики).
  13. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина “Произношение”, учебник для 2 класса школ глухих, Москва, “Просвещение”, 1980 год
  14. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина «Методика обучения произношению в школе глухих», (Пособие для учителя), Москва, «Просвещение», 1981 год.
  15. Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина «Произношение» 1 класс, учебник для 1 класса школы глухих, Москва, «Просвещение», 1990г.
  16. Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина «Произношение» 3-4 класс, учебник для школы глухих, Москва, «Просвещение», 1989г.
  17. Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина «Произношение» 5-6 класс, учебник для школы глухих, Москва, «Просвещение», 1989г.
  18. Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, фонохрестоматии по музыке, видеофильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная коррекционная школа- интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 5,6 кл, групповые занятия в 5 - 8 кл. текст "ЧТО ТАКОЕ ЛАПЛАНДИЯ".

Интересный  учебный материал  для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устной речи на индивидуальных и групповых занятиях...

Специальная коррекционная школа - интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 6 кл, групповые занятия в 7- 9 кл. текст "КСЕНОБИОТИКИ".

2017 год  был объявлен "Годом экологии" в  России.  Материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устн...

Речевая конференция "Здравствуй, лето!". Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи". Вариант 2.2

Речевая конференция. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи". Вариант 2.2...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 1 класс

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи"  для детей с нарушениями слуха. 1 класс...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 3 класс

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" для детей с нарушениями слуха 3 класс...

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)

Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отстало...