РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности учителя - дефектолога для дошкольников с задержкой психического развития (средняя группа)
рабочая программа

Дормидонтова Елена Сергеевна

Данная рабочая программа разработана для детей средней группы с задержкой психического развития. В Программе рассмотрены цели, задачи, направления коррекционно-развивающей работы учителя дефектолога. Освещены особенности детей с задержкой психического развития среднего возраста, целевые ориентиры. Программа содержит календарно-тематическое планирование областей: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование элементарных математических представлений. А так же представлены игры и упражнения по развитию мышления, памяти, внимания для детей 4- 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey_s_zpr_srednyaya_gruppa.docx71.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А.ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36

e-mail: 460@edu.mos.ru, school460@yandex.ruhttp://sch460uv.mskobr.ru

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционной образовательной деятельности учителя - дефектолога

для дошкольников с задержкой психического развития

(средняя группа)

Учитель-дефектолог: Дормидонтова Е.С.

МОСКВА 2021 г.

Содержание.

I. Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка………………………………………………………...............................3

1.2. Цели и задачи  коррекционного обучения детей с задержкой психического развития…………………………………..…………..……………………….….................................4

1.3. Принципы  коррекционного обучения………………………………………………………….4

1.4. Основные направления коррекционно развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………….5

1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы с задержкой психического развития………………………………………………………………………………………………...9

1.6. Этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы…………………………………..10

1.7. Планируемые результаты, как ориентиры освоения

воспитанниками программы…….…...................................................................................................11

II. Содержательный раздел.

2.1. Основные направления работы …………………..……………………….................................12

2.2. Диагностическая деятельность………………………………………………………………….12

2.3. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога……………………………………13

2.4.  Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников……………………………………………………………….…..................................15

2.5.Организация системы взаимодействия учителя – дефектолога  со специалистами ДОУ…………………………………………………………………………………………………….17

  2.6. Календарное планирование……………………………………………………………………...18

  III.  Организационный раздел.

3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение…………………………………………………………………………………………....23

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы и образовательных областей………………………………………………………………………………………………..25


I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей, как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

   Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет  с задержкой психического развития.

Нормативно-правовой и документальной основой коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года   № 273-ФЗ.

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ).

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384).

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 № 189 (ред. от 29.06.2011) с изменениями и дополнениями.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.3286-15», «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ» от 10.07.2015 № 26.

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» от 10.01.2014г. № 08-5.

   Рабочая программа составлена с учетом специфических особенностей психического развития ребенка с ЗПР, ведущих мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, характера ведущей деятельности, социальной ситуации развития воспитанников.

   Дети с ЗПР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных  видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Коррекционная работа с детьми с ЗПР дошкольного возраста осуществляется в рамках групп общеразвивающей направленности.

1.2. Цели и задачи  коррекционного обучения детей с задержкой психического развития.

Цели и задачи РП

                   

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.  

Задачи:

- развивать у детей интерес к окружающему миру, стимулировать развитие познавательной активности;

- развивать когнитивные процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление;

- развивать элементарную наблюдательность детей, их желание и умение наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;

- учить устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать сенсорно-перцептивные способности детей;

- закреплять умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, ориентироваться на листе бумаги;

- продолжать формировать элементарные математические представления;

 - развивать мелкую моторику, координацию обеих рук, зрительно-двигательную координацию детей;

- повышать речевую активность детей, развивать коммуникативную функцию их речи на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях, стимулировать детей к общению с взрослыми и сверстниками;

- учить детей элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях;

- учить детей элементарному планированию, выполняя какие-либо действия с помощью взрослого и самостоятельно;

- обогащать и совершенствовать умения детей играть с предметными и образными игрушками, развивать способность детей брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, закреплять умение детей играть совместно с взрослым и сверстниками в различные игры;

- стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы детей.

   Содержание программного материала построено в соответствии с концентрическим принципом. Знакомство детей с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, т.е., содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная, и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных, и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами, а повторы в работе с детьми позволяют сформировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивают их применение в разных видах деятельности.

1.3. Принципы коррекционного обучения детей с задержкой психического развития.

Исходя из требований ФГОС при создании РП учитываются:

 

- индивидуальные потребности ребенка с ЗПР, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности);

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

- возможности освоения ребенком с ЗПР программы на разных этапах ее реализации;

- специальные условия для получения образования детьми с ЗПР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

 

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на:

 

- преодоление нарушений развития ребенка с ЗПР, оказание ему квалифицированной помощи;

- разностороннее развитие ребенка с ЗПР с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

 

Основные принципы:

 

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- Сотрудничество с семьей.

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

- Учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.4. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с ЗПР.

   Непосредственно-образовательная деятельность - одна из основных форм воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Для неё отведено место в режиме дня, определено программное содержание.  Для детей с  задержкой психического развития проводятся занятия: с подгруппой детей, индивидуальные. Каждая из указанных форм занятий имеет большое общеразвивающее и коррекционное значение.

   - Занятия по развитию речи на ознакомлении с окружающим миром, развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

   - Занятия по формированию элементарных математических и сенсорных представлений.

   Содержание педагогической работы с детьми с ЗПР определяется целями и задачами коррекционно – развивающего воздействия, которое организуется в три этапа, соответствующих периодизации дошкольного возраста.

   Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.

   Особенность коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР состоит в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.

   В образовательной области «Познавательное развитие» выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта:

  • Сенсорное воспитание.
  • Формирование мышления.
  • Формирование элементарных количественных представлений.
  • Ознакомление с окружающим.
  • Развитие речи и формирование коммуникативных способностей.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие»

   Содержание образовательной области «Познавательное развитие» обеспечивает повышение познавательной активности детей с ЗПР, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и формирование элементарных математических представлений. В процессе разнообразных видов деятельности дети узнают о функциональных свойствах и назначении объектов, учатся анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи и зависимости между внутренними и внешними пространственными свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.

Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков

Основные задачи этапа:

- формировать любознательность детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;

- формировать познавательные установки: «Почему это происходит?», «Почему он такой (по цвету, по форме, по величине и т.д.)?»;

- развивать диалогическую и монологическую речь детей, поддерживая инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор, побуждая рассказывать о своих впечатлениях, высказываться по содержанию литературных произведений;

- знакомить детей с занятиями и трудом взрослых;

- закреплять у детей «Образ Я», формировать представления о собственных возможностях и

умениях («у меня – глаза – я умею смотреть», «это мои руки – я умею…» и т.д.);

- формировать у детей представления о безопасном образе жизни: о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту с последующим выделением наиболее значимых для обучения основам безопасности жизнедеятельности ситуаций и объектов;

- привлекать внимание детей к различным видам социальных отношений, учить передавать их в сюжетно-ролевых и театрализованных играх;

- развивать способность детей выражать свое настроение, потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств;

- развивать стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

- расширять и углублять представления о разных местах обитания и образе жизни, способах питания животных и растений;

- формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, с одной стороны, внешними и функциональными свойствами – с другой, в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);

- расширять и закреплять представления детей о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);

- углублять и расширять представления детей о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег,

дождь) и сезонных и суточных изменениях (лето-зима, весна-осень, день-ночь, утро-вечер), связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений;

- формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной);

- развивать у детей сенсорно-перцептивную способность, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать детей выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус;

- расширять представления детей о праздниках (Новый год, День рождения, Рождество, Пасха, Масленица, Проводы осени, спортивный праздник);

- поддерживать эмоционально положительные состояния детей и проводить профилактику эмоциональных срывов, предупреждая утомления детей.

Формирование элементарных математических представлений

Основные задачи этапа:

- стимулировать желание детей после предварительного тактильного и зрительного обследования предметов использовать пантомимические средства для демонстрации величины, формы, протяженности, удаленности предметов;

- формировать представления детей о независимости количества элементов множества от их пространственного расположения и качественных признаков;

- формировать у детей элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- формировать у детей сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно, количество хлопков (ударных звуков) на слух;

- формировать у детей операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять игрушки или раскладывать картинки в ряд, брать их по одной, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);

- развивать у детей зрительно-двигательную координацию, учить их прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т. п.;

- знакомить детей с цифрами 1, 2, 3…(в пределах 5) и соотносить их с соответствующим количеством пальцев и предметов, изображать эти цифры  (рисовать, конструировать, лепить и т. п.);

- развивать у детей умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди – сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);

- формировать у детей умение соотносить плоскостные формы и пространственные объекты в процессе игр и игровых упражнений;

- формировать у детей умение образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий), по количеству (в пределах пяти);

- учить детей вычленять анализируемый объект, видеть его во всем многообразии свойств, определять элементарные отношения сходства с другими объектами и отличия от них;

- формировать у детей представления о времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) учить их узнавать и называть реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Развитие речи и профилактика речевых нарушений.

Основные задачи этапа:

- стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире;

- совершенствовать базисные для психического и речевого развития детей функции, межфункциональное взаимодействие;

- развивать целостное представление детей о пространстве, понимании расположения объектов во внешнем пространстве, умение определять расположения предметов по отношению к себе и применять слова, обозначающие взаимоотношения предметов в пространстве;

- активизировать и расширять словарный запас детей, в том числе на основе развития словообразовательных процессов, преодоления разрыва в объеме пассивного и активного словаря детей, уточнения понимания значения слов, преодоления неточного и недифференцированного использования слов, развития представлений об антонимических отношений между словами, увеличения в словаре количества обобщенных слов;

- развивать активное, осмысленное восприятие речи, особенности анализировать речь взрослых на основе совершенствования познавательной деятельности детей, формирования понятий и развития семантического компонента языковой способности;

- развивать способности детей к восприятию текста как смыслового и содержательного единства;

- развивать речемыслительную деятельность детей: совершенствовать усвоенные ими видовые и родовые понятия; закреплять навыки обобщения; формировать у детей способности выделять существенные детали различных предметов на наглядном уровне, сравнивать предметы, выделять различные и сходные признаки; формировать способности детей к описательному определению понятий, к установлению временных последовательностей, к пониманию причинно-следственных связей;

- совершенствовать соматогнозис: способности чувствовать части тела, умение управлять ими, называть их, развивать произвольную мимику детей;

- развивать тактильные ощущений детей, стереогноз;

- развивать произвольную регуляцию двигательной активности детей: выполнение произвольных движений частями тела в соответствии с инструкцией; выполнение серии последовательных движений (удержания двигательной программы) с подключением проговаривания;

- развивать произвольную регуляцию моторики руки с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук;

- формировать двигательные стереотипы в ходе развития зрительно-моторной координации, тактильной и двигательной памяти детей;

- развивать кинестетические ощущения, возникающие при движении органов артикуляции и их положении;

- формировать кинетическую и кинестетическую основу артикуляционных движений с помощью динамических и статических упражнений;

- формировать правильное использование детьми в речи продуктивных грамматических форм слов и словообразовательных моделей;

- расширять набор используемых детьми типов предложений, синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения;

- формировать у детей первичные навыки осознанного анализа речи и языковых единиц;

- развивать общие речевые навыки детей, в том числе правильного произношения звуков речи, правильного воспроизведения звукослоговой структуры слов;

- стимулировать детей к общению, совершенствовать навык диалогической речи, формировать у детей первичные навыки самостоятельного развернутого высказывания на основе рассказа-описания, пересказа;

- развивать планирующую и обобщающую функции речи путем обучения детей и стимулирования их к вербальному программированию предстоящих действий, речевому сопровождению этапов деятельности и оценке ее результатов;

- совершенствовать навыки узнавания предметов (картинок) на основе восприятия слов (их наименований);

- формировать связи действий и движений детей с глаголами;

- развивать целостное и аналитическое восприятие изображенных на картинках ситуаций, понимания взаимоотношений между предметами (объектами), явлений, связанных причинно-следственными зависимостями (параллельно с развитием наглядно-образного мышления и речи);

- развивать умения детей понимать эмоции в процессе вербальной и невербальной коммуникации;

- стимулировать детей к дифференцированным эмоциональным проявлениям, связанным с преодолением собственных затруднений, с оценкой поступка или деятельности, с эмоциональным состоянием людей и сказочных животных;

- знакомить детей с литературными произведениями (простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями), обучая разыгрыванию их содержания по ролям;

- развивать понимание детьми интонации;

- развивать навыки детей слушания художественных произведений (стихов, сказок, рассказов), понимания вопросов по прослушанному тексту;

- развивать слухоречевую память детей на материале текстов художественных произведений;

- развивать слуховое внимание и слуховой гнозис детей, способности дифференцировать звучания по силе, высоте, тембру, развивать чувства ритма и темпа;

- формировать фонематическое восприятие детей;

- развивать межмодальное взаимодействие: ритмическое, двигательное, тактильное, зрительное, слухоречевое;

- формировать ориентировочно-исследовательскую деятельность детей, умения работать по образцу и осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую;

- развивать интерес и эмоциональное отношение детей к процессу познавательно-речевой деятельности, его результату;

- формировать навыки программирования детьми предстоящих действий с помощью вербализации этапов деятельности;

- развивать у детей навыки самооценки в деятельности.

1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы с задержкой психического развития.

Возраст 4-5 лет.

   Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляются особенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы и др.

   Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение действий улучшает качество их выполнения.

   Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладони и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук затрудняют процесс овладения дошкольниками с ЗПР всеми видами деятельности.

   Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях.

   Побуждаемые педагогом, дети с ЗПР проявляют желание принимать участие в совместной деятельности, а иногда и непродолжительную активность, прежде всего, на музыкальных занятиях и занятиях физкультурой.

   Относительно сформированными, по сравнению с другими, являются навыки самообслуживания, однако практически все дети четвертого года жизни самостоятельно ими не владеют. При этом к пяти годам многие способны ими овладеть.

   Младший дошкольник с ЗПР не проявляет интерес к игрушкам или на короткое время его привлекает их внешний вид, а не возможность действовать с ними. Самостоятельные действия дошкольников с ЗПР с игрушками стереотипны, но преимущественно адекватны.

   Лишь в начале четвертого года жизни у детей начинает появляться интерес к предметам, к игрушкам, что способствует ознакомлению с их свойствами и отношениями. Однако восприятие имеет ряд особенностей, таких как: замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности и константности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. При поступлении в ДОУ дети с ЗПР крайне слабо информированы: не знают названия предметов, их функционального назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию и использованию.        

   Нарушения речи у детей с ЗПР различного генеза имеют системный характер и распространяются на функции речи: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Даже те дети, которые владеют речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения.

   Мышление детей с ЗПР формируется в условиях неполноценного чувственного познания, недоразвития речи, ограниченной практической деятельности. Они не умеют решать задачи на уровне наглядно-действенного мышления, т.к. они очень часто не осознают наличия проблемной ситуации, не осуществляют поиск решения, а в тех случаях, когда понимание в целом есть, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств.

1.6. Этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы.

Функционально-системный подход связан с определением этапов и сроков, механизмов реализации рабочей программы.

Этапы:

Учебный год начинается первого сентября и условно делится на три периода:

I период - подготовительный период: сентябрь (1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации),

II период - основной период: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель – реализация программ коррекционной работы;

III период - обобщающий, заключительный период: май (2-я половина мая – диагностическое обследование, мониторинг по итогам учебного года).

Механизм реализации

Алгоритм коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ (по О.А. Степановой)

Этап

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии.

Формирование информационной готовности педагогов  и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ помощи ребенку с нарушениями в развитии.

Составление программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру нарушения и (или) уровень речевого развития.

Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями в развитии.

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей с ЗПР отклонений в развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы с ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями в развитии.

Решение о прекращении коррекционно-развивающей работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение коррекционно-развивающей работы.

 1.7. Планируемые результаты, как ориентиры освоения воспитанниками программы

(средняя группа)

  1. Считает в пределах 5. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными, отвечает на вопросы «сколько всего»; «который по счету».
  2. Сравнивает  количество предметов в группах.
  3.  Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте), проверяет точность путем наложения и приложения. Размещает в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты.
  4. Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
  5. Выражает словами местонахождения предметов по отношению к себе, предметам.
  6. Различает и называет геометрические фигуры; знает некоторые особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон).
  7. Сравнивает предметы по цвету, форме и величине.
  8. Определяет положение предметов в пространстве. Ориентируется на листе бумаги.

Различает верх, низ, левую, правую часть, середину. Понимает смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.

  1. Понимает значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов (верх-низ, правое - левое, спереди - сзади).
  2. Называет времена года, отмечает их особенности.
  3. Знает дни недели.
  4. Называет утро, день, вечер, ночь.
  5. Называет разные предметы, которые окружают, знает их назначение.
  6. Различает и называет некоторые растения, диких и домашних животных, птиц ближайшего окружения.
  7. Умеет составлять рассказы – описания любимых игрушек, рассказы по сюжетной картине, понимает позу, настроение персонажей, изображенных на картине.

II.Содержательный раздел

2.1. Основные направления работы.

   Программа коррекционной работы на ступени дошкольного образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают ее основные направления:

-диагностическая работа  обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях дошкольного учреждения;

-коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении  содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ЗПР.

-консультативная и информационно-просветительская работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития. Работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.

2.2. Диагностическая деятельность.

 

Целью диагностической работы является своевременное выявление проблем и трудностей, причин отклонений в развитии детей, определение компенсаторных  возможностей.

Задачи психолого-педагогической диагностики:

- Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

- Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля.

- Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.

- Изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.

- Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

- Системный контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

-  Анализ успешности индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической работы.

   Диагностическое направление работы включает в себя: первичное обследование и итоговое.

  • Первичная (стартовая) диагностика, направлена на определение уровня «актуального» и «зоны ближайшего развития» ребёнка. По результатам данной диагностики определяются потребности в коррекционной работе с каждым воспитанником.
  • Основная цель итоговой диагностики - определить характер динамики развития ребёнка, оценить эффективность коррекционной работы за учебный год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития каждого воспитанника.

   По результатам первичного и итогового диагностического обследования ребёнка составляется информация о динамике его развития.

Содержание диагностической работы

Содержание работы

Временные рамки

1

Дефектологическое обследование детей дошкольной группы: определение особенностей социально-эмоционального, сенсорного, психомоторного и познавательного развития детей, оформление дефектологических карт.

Сентябрь, май

2

Профилактическая работа по выявлению сочетанных нарушений в развитии (осложненные формы ЗПР и др.), нарушений социально-эмоционального развития (расстройств аутистического спектра и др.) и речемыслительной деятельности (умственной отсталости) у детей

В течении года, по запросу родителей, май

3

Работа в психолого-педагогическом консилиуме ДОУ.

По графику работы консилиума

2.3. Коррекционно-развивающая работа.

Направление коррекционно - развивающей работы:

- обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей;

- формирование универсальных учебных действий детей (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Содержание коррекционно-развивающей работы:

В соответствии со спецификой профессиональной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» ФГОС дошкольного образования выдвинута в рабочей программе на первый план, так как напрямую связана с реализацией профессиональных функций.

В содержании работы выделяются следующие блоки:

  • сенсорное развитие:

- формировать представления о форме, цвете, размере и способах обследования объектов и предметов окружающего мира;

- формировать сенсорную культуру;

  • развитие познавательно-исследовательской, предметно-практической деятельности:

- формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- развивать познавательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) деятельность;

- формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях);

  • формирование первичных математических представлений;

  •  формирование целостной картины мира, расширение кругозора: 

- формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях;

- поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной и познавательной деятельностях.

Для детей с ЗПР данные задачи конкретизируются с учетом особенностей их развития.

1. Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ЗПР развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Кроме того, в рамках данного раздела работы происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленных на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

  • формирование и совершенствование перцептивных действий;
  • ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
  • развитие внимания, памяти;
  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
  • развитие воображения и творческой активности.

3. Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При этом выделяются следующие модули содержания работы:

  • Количество и счет.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Ориентировка во времени.

   Программа предусматривает определение оптимального педагогического маршрута:

  • Выбор оптимальных для развития детей коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения детей с задержкой психического развития в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий, необходимых для преодоления ЗПР;
  • Обеспечение индивидуального сопровождения детей с ЗПР  в дошкольном учреждении;
  •  Социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

  На каждом занятии допускается использование  элементов творчества со стороны педагога, опираясь на уровень знаний, умений, зрительных возможностей детей, внося приемы индивидуально-дифференцированного подхода.

Для мотивации детей на каждом занятии используются игровые приемы, сюрпризные моменты, появление героя и др.

Во время проведения занятия  учитываются специальные условия:

- чередуются задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов и их изображений, чтобы избежать излишней фиксированности внимания детей на выделении одного из свойств в ущерб другим;

- система игр построена на основе усложнения материала и его модификации.

Игры повторяются несколько раз в зависимости от степени усвоения знаний детьми. При первых признаках утомления ребенка происходит переключение на  другой вид деятельности. На протяжении всего занятия действия ребенка поощряются

Игровые задания посильные, понятные и в тоже время, содержащие элементы трудности для того, чтобы ребенок мог приложить усилия, проявить терпение для достижения цели.

Для повышения активности детей в процессе занятий, после каждого задания, дети переводятся из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот.

По результатам коррекционных занятий учитель - дефектолог дает рекомендации воспитателям, другим педагогам  и родителям  о закреплении коррекционных задач, которые они реализуют в ходе различных видов деятельности.

2.4. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-дефектолога с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции высших психических функций. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Одним из важных условий реализации основной образовательной программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги, воспитатели и родители – главные участники образовательных отношений. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

 единый подход к процессу воспитания ребёнка, создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;

 открытость дошкольного учреждения для родителей, дифференцированный подход к каждой семье;

 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей, уважение и доброжелательность друг к другу;

 равно ответственность родителей и педагогов.

Задачи работы учителя-дефектолога и воспитателей по взаимодействию с родителями:

     Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

     Объединить усилия для развития и воспитания детей;

 Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

   Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

 Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.

 Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов:

- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям

работы с детьми, имеющих ЗПР, единых для всех  участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных

методов и приёмов работы с детьми, имеющих задержку психического развития;

- консультативная помощь семье в вопросах выбора приёмов коррекционного обучения детей, имеющих ЗПР.

   Для эффективного решения данных задач педагогам необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребёнка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку. Родители предъявляют разные требования к ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестёр.

2.5. Организация системы взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами ДОУ.

Учитель-дефектолог ведет свою работу в тесной взаимосвязи с другими специалистами:

  • Воспитателями группы – включение воспитателей в процесс коррекционно-развивающей работы, обмен результатами педагогической диагностики, обсуждение и формирование единых требований к воспитанникам группы, взаимодействия для закрепления знаний, умений и навыков детей, сформированных на индивидуальных и подгрупповых занятиях, посещение консультаций и практикумов.

  • Учителем-логопедом – обсуждение результатов диагностики, взаимодействие при разработке индивидуальных образовательных маршрутов детей, взаимодействие при разработке содержания НОД, посещение консультаций и практикумов.

  • Психологом – обмен результатами психолого-педагогической диагностики, организация круглых столов по вопросам динамики развития детей, участие в Психолого-педагогическом консилиуме, посещение консультаций и практикумов.

  • Музыкальным руководителем – посещение занятий, оказание помощи в подготовке к праздникам, обсуждение речевого материала к тематическим праздникам и мероприятиям, посещение консультаций и практикумов.

  • Инструктором по физической культуре – посещение занятий, оказание помощи при подготовке к спортивным мероприятиям, обмен результатами диагностики, посещение консультаций и практикумов.

2.6. Календарно-тематический план по ознакомлению с окружающим миром.

(средняя группа)

Месяц

Тема

Развернутое содержание работы

Сентябрь

Диагностика

-

Диагностика

-

«Детский сад»

Дать знания о названиях и назначении помещений детского сада,  о труде воспитателя, логопеда, учителя-дефектолога, врача, медсестры.

«Игрушки»

Формировать обобщающее понятие «игрушки»,  умение описывать предмет и узнавать его по описанию.

Октябрь

«Осень»

Формировать знания о временах года; систематизировать представления об осени, отличительных признаках осени.

«Овощи»

Формировать представления детей об овощах, развивать умение различать овощи по вкусу, на ощупь, формировать умение составлять рассказ описание.

«Фрукты»

Формировать представления детей о фруктах, умение составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие «фрукты».

«Сад-огород»

Формировать представление об овощах и фруктах,  умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Грибы. Лес»

Формировать знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью, закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

Формировать представления о значении леса в жизни человека, формировать представление о грибах.

Ноябрь

«Перелетные птицы»

Формировать у детей знания о перелетных птицах. Познакомить с условиями жизни птиц осенью. Формирование умения образования имен существительных мн.ч., употребление категории Р.п.

«Одежда»

Формировать представление о видах одежды. Закреплять обобщающее понятие «одежда».

«Посуда»

Познакомить с названием и назначением отдельных предметов посуды.

«Продукты»

Познакомить детей с продуктами, их назначением, принадлежностью и свойствами.

Декабрь

Январь

«Время  года Зима»

Познакомить детей с основными признаками зимы. Воспитывать умение одеваться по погоде.

«Зимние забавы»

Познакомить детей с зимними забавами.

«Зимующие птицы»

Формировать представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.

«Новый год»

Познакомить с особенностями предстоящего праздника

«Домашние животные и их детеныши»

Формировать знания о домашних животных и их детенышах. (Внешние  признаки, чем питаются, условия проживания, как подают голоса, какую пользу приносят)

«Дикие животные»

Знакомить детей с дикими животными. (Внешние  признаки, чем питаются, условия проживания.)

Февраль

«Животные Севера »

Познакомить детей с  животными холодных стран. (Внешние  признаки, чем питаются, условия проживания.)

«Профессии и инструменты»

Познакомить детей с трудом воспитателя, помощника воспитателя, педагога-дефектолога, музыкального руководителя, медсестры. Дать детям знания  об инструментах.

«День защитника отечества»

 Формировать представление о военных профессиях (летчик, танкист, моряк, пограничник).

«Транспорт»

Познакомить детей с разными видами транспорта (водный, воздушный, наземный)

Март

«8 Марта. Женские профессии»

Формировать представления о празднике «8 марта». Воспитывать уважение и любовь к членам семьи, познакомить с некоторыми женскими профессиями.

«Времена года. Весна».

Формировать представление  детей о весенних изменениях в природе,  умение находить признаки весны в окружающей природе.

«Весенние цветы»

Познакомить с видами  весенних цветов.

«Животные жарких стран»

Познакомить детей с  животными жарких стран.

(Внешние  признаки, чем питаются, условия проживания.)

Апрель

«Мебель» Форма предметов.

Познакомить с основными видами мебели. Формировать умение соотносить геометрические фигуры с формой реальных предметов и их изображений.

«День космонавтики»

Дать детям конкретные знания о космосе, рассказать о первом космонавте.

«Бытовые приборы»

Познакомить детей с бытовыми приборами, их назначении.

«Семья»

Формировать представления детей о семье.

 «Человек.

Наше тело»

Формировать представление о теле человека, назначении его частей и функций.

Май

«День Победы»

Формировать у детей представление о Великом и светлом празднике – День Победы.

«Лето. Насекомые»

Формировать представления о насекомых.

Диагностика

Диагностика

Календарно-тематическое планирование работы по ФЭМП

(средняя группа)

месяц

                      тема

                                Задачи

Сентябрь

Диагностика

-

Диагностика

-

«Один – много»

Сравнение множеств, установление соответствия между ними. «Большой – маленький»; «один-много», «несколько».

«Верх-низ». Круг.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, составлять круг из частей.

Октябрь

Сравнение чисел. Счет по образцу. Квадрат.

Установление соответствия между числом и количеством предметов. «Большой - маленький –поменьше». Формировать умение сравнивать числа, считать по образцу.

Ознакомление с цифрой 1.

Формировать представление о цифре 1.

Слева, посередине, справа. Круг, квадрат.

Цифра 1.

Треугольник.

Формировать представление о цифре 1. Формировать понятия «большой», «маленький»,  «одинаковые». Учить составлять треугольник из частей.

Цифра 2. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко».

Формировать представление о цифре 2. Формировать  представление о понятиях, «далеко», «близко». Развивать умение устанавливать последовательность событий.

Цифра 2. Понятия «короткий -длинный».

Формировать представление о цифре 2.

Понятия «короткий - длинный».

Ноябрь

Цифра 3. Времена года.

Формировать  представление о цифре 3. Формировать умение  по образцу и слову,  устанавливать последовательность событий.

Сравнение чисел 3 и 4. Понятия «широкий - узкий».

Формировать умение соотносить количество предметов с цифрой. Формировать умение находить похожие предметы в окружающей обстановке.

Независимость числа от пространственного расположения предметов.

Формировать представление о числовом ряде. Развитие пространственного восприятия.

Счет по образцу. Сравнение смежных чисел. Установление равенства.

Круг, овал.

Формировать умение видеть и устанавливать равенства между двумя группами предметов, отсчитывать предметы по образцу.

Декабрь

Цифра 4. Понятия «большой, поменьше и самый маленький»

Формировать представление о цифре 4 и понятия: «большой, поменьше, самый маленький»

Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Понятия: «право- лево»

Повторение. Формирование понятий «право-лево».

Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Счет по образцу. Понятия  «далеко - близко».

Формирование умения счета по образцу. Сравнение чисел 3 и 4.Сформировать понятия «далеко, близко»

Соотнесение цифры с количеством предметов. Квадрат. Понятия «Вверху, внизу, слева, справа, под».

Развивать умение находить предметы похожие на заданную фигуру. Формировать умения определять положение предметов по отношению к себе.

Январь

Цифра 5. Понятия «слева, справа». Сравнение, установление закономерностей.

Формировать представление о цифре 5, умение сравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества  и устанавливать закономерности.

Цифра 5. Сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Понятия «быстро-медленно».

Формировать умение сравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества. Формировать умение находить похожие предметы в окружающей обстановке.

Порядковые числительные. Ориентировка на листе бумаги. Овал, круг, квадрат, треугольник.

Формировать умение считать предметы порядковым счетом. Развивать умение находить предметы похожие на заданную фигуру.

Февраль

Независимость числа от расположения в пространстве. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

Формировать представление о независимости числа от  пространственного расположения предметов. Формировать умение находить похожие предметы в окружающей обстановке.

Независимость числа от величины предметов. Понятия «Широкий - уже, еще уже, самый узкий».

Формировать представление о независимости числа от величины предмета. Сравнение предметов, обозначение словами: «широкий, уже, еще уже, узкий».

Счет по образцу. Цифры 1,2,3,4,5. Соотнесение цифры с числом. Понятие «вчера, сегодня, завтра». Объёмные  тела.

Формирование умения счета по образцу. Сравнение смежных чисел. Соотнесение числа, количества и цифры. Развивать умение устанавливать последовательность событий.

Порядковые числительные. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Геометрические фигуры.

Упражнять в порядковом счете. Соотнесение числа, количества и цифры. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.

Март

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Понятия «слева, справа, посередине».

Формировать умения определять положение предметов по отношению к себе. Соотнесение числа, количества и цифры.

Порядковые числительные. Счет по образцу. «Влево, вправо».

Формировать умения определять положение предметов по отношению к себе. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера.

Развитие пространственного восприятия. Формировать представление о независимости числа от  пространственного расположения предметов.

Порядковый счет. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

Упражнять в порядковом счете в пределах 5. Закреплять умения определять положение предметов по отношению к себе.

Апрель

Счет по образцу. Числа и цифры 1,2,3,4,5

Соотнесение числа, количества и цифры. Продолжать упражнять в порядковом счете.

Числа и цифры 1,2,3,4,5. Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги.

 Формировать умение сравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества. Продолжать  упражнять в порядковом счете.

Соотнесение количества предметов  с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

Соотнесение числа, количества и цифры в пределах 5. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.

Соотнесение количества предметов  с цифрой.

Закрепление знаний о цифрах. Понятия «слева, справа»

Соотнесение числа, количества и цифры в пределах 5. Продолжать формировать представления о понятиях «слева - справа».

Закрепление знаний о цифрах в пределах 5. Понятия  «широкий - узкий». Времена года

Сравнение предметов, обозначение словами: широкий, узкий. Развивать умение устанавливать последовательность событий.

Май

Закрепление знаний о цифрах в пределах 5. Понятия «далеко-близко». Развитие глазомера.

 Соотнесение числа, количества и цифры в пределах 5. Продолжать формировать понятия «далеко, близко».

Закрепление знаний о цифрах в пределах 5.

Закрепление и обобщение пройденного материала.

Диагностика

-

Диагностика

-

III. Организационный раздел.

3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение

Кабинет специалиста имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
  2. Информационная зона для педагогов и родителей.
  3. Зона индивидуальной коррекции речи и психического развития.
  4. Зона подгрупповых занятий.

С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:

1. Документы.

  • Инструктивно-нормативные документы (законы, постановления, положения, концепции).
  • Программы и материалы, дополняющие программы.
  • Документация учителя-дефектолога образовательной организации

2. Диагностический материал (материал для обследования речи и интеллекта, систематизированный по возрастам и разделам: альбомы, папки, коробки).

3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, воспитателями, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.)

4. Методический раздел.

5. Наглядно-дидактический материал (наглядно-дидактические материалы и пособия, сгруппированные по блокам).

6. Оборудование.

Для детей с нарушением интеллекта и ЗПР необходимы:

1) предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей;

2) набор предметов-орудий: палочки с различными рабочими концами: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочкой с концом типа вилки и др.; коробки-вкладыши разных размеров; бочки-вкладыши; матрешки трех-пятиместные; столики с втулками; коляски с рукоятками; тележки, машины; лоточки для скатывания шариков; лотки для прокатывания автомобилей; тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него; вкладыши по типу досок Сегена; игрушки с крепящимися деталями; пластмассовые и деревянные прищепки различной величины и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа туловища для бабочки, корзинка) и др. интерактивное оборудование для развития внимания, восприятия, памяти и мышления.

3) набор сюжетных и дидактических игрушек и картинок: картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.; иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; настольные театры из дерева или картона по народным и авторским сказкам.

4) различные варианты работы с моделями (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации), схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок;

5) варианты изменения пространства (за счет ширм, мягких модулей, наборов игр для театрализации, индивидуальных столов с изменяющимся углом наклона и закрепленной подставкой для ручек, карандашей, мягкий матрас с различными застежками, липучками, шнуровками и др.).

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы и образовательных областей.

1. Развитие сенсорной сферы детей. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. М.: Просвещение 2009 г.

2. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей. Павлова Л.И., Маврина И.В., Малышева Л.А. М.: Гном и Д 2002 г.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. Под ред. Л. А. Венгера М.: Просвещение 2005 г.

4. Коррекционно-развивающие занятия: средняя группа. Шарохина В.Л. Катаева Л.И. Национальный книжный центр 2011 г.

5. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Стребелева Е.А.

Владос 2014 г.

6. Интеллектуальное развитие детей 4 - 5 лет. Сорокина Л.И Владос 2014 г.

7. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Стребелева Е.А. Владос 2014 г.

8. Коррекционно-развивающие занятия: младшая и средняя группы. Шарохина В.Л. Национальный книжный центр 2011 г.

9. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. Учебно-методическое пособие Цикото Г.В. Парадигма 2013 г.

10. Как стать самостоятельным. Формирование бытовой компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие Лыкова-Унковская Е.С. Парадигма 2016 г.

11. Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников Мухина С.Н. Перспектива 2016 г.

12. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий

Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. 2018 г.

Наглядный и демонстрационный материал, тетради для самостоятельной работы

1. Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Генезис 2012 г.

2. Тетрадь по сенсорному развитию. Цвет, Форма, Величина/ Т. В. Лисовская, В. Л. Тучковская.

3. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. Кагарлицкая Г.С. Генезис 2011 г.

4. Найди лишнюю картинку. Безрукова О.А. Нурминский Е.В. Русская речь 2016 г.

5. В гости к волшебнику. Игра-путешествие для детей дошкольного и младшего школьного возраста + методическое пособие Минаева М.С. Генезис 2018 г.

6. Демонстрационный материал "Конструируем в зимний период" И.А.Лыкова ИД «Цветной мир» 2015 г.

7. Тетрадь по математике для детского сада И. А. Морозова и М. А. Пушкарева Мозаика-Синтез, 2009 г.

8. Интеллектуальное развитие детей 4-5 года. Конспекты практических занятий. Сорокина Л.И Владос 2014 г.

9. Наглядный материал. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Стребелева Е.А. Владос 2014 г.

10. Весна. Игры-читалки, игра-бродилка и викторины о временах года для детей 4-8 лет. ФГОС ДО Н.Ю. Костылева Сфера 2015 г.

11. Математика для детей 4-5  лет. Учебно-методическое пособие к раб. тетр. "Я считаю до пяти". ФГОС ДО Е.В. Колесникова Сфера 2018 г.

12. Демонстрационный материал: математика для детей 4-5 лет. ФГОС Е.В. Колесникова

Сфера 2018 г.

13. Карточки для занятий в детском саду и дома. Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о…». Емельянова Э. Мозаика-Синтез 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с 1 по 8 класс I вида с задержкой психического развития

Рабочие программы по изобразительному искусству...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО учителя логопеда Горенской А.Г. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда Горенской Алины Геннадьевны предназначена для детей 6-7 лет с ФФНР, посещающих подготовительную к школе группу компенсирующей направленности....

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях дома ребенка для детей 1-4 лет с задержкой и отставанием нервно-психического развития на 2016-2017 учебный год учителя-дефектолога Одриной Натальи Анатольевн

Содержание рабочей программы учителя-дефектолога Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики 1. Целевой раздел.31.1. П...

адаптированная рабочая программа для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ, обусловленными задержкой психического развития.

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического ра...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на ФГОС ДО и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кро...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункт

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на ФГОС ДО и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) подготовительной группы для детей с нарушением зрения.

Рабочая программа разработана для детей подготовительной группы с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия).  Программа базируется на АООП «Детский сад №255», в соответствии с Ф...