Россия – все, чем я живу.
методическая разработка по краеведению по теме

Холина Светлана Владимировна

 

Россия – все, чем я живу.

Символика Российского государства

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.

 

В формировании патриотических чувств школьников одно из ведущих мест принадлежит государственной символике. Обращение к ней в воспитательной работе со школьниками является одним из непреложных условий формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей.                          

Данное мероприятие   знакомит младших школьников с символами государства: Государственным Флагом, Гимном и Гербом РФ; развивает познавательную  деятельность детей.  В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с историей возникновения и изменения  Герба родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_vse_chem_ya_zhivu.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы                           

Россия – все, чем я живу.

Символика Российского государства

Цели:  знакомство детей с символами государства; пропаганда героической истории и славы России; воспитание патриотизма и преемственности поколений; развитие познавательной деятельности детей; развитие сценических способностей детей.

Оборудование: видеопрезентация с изображениями гербов и флагов России разных лет; плакаты, рисунки с изображениями  символов  государства, портрет Петра 1, репродукция иконы Георгия Победоносца. Магнитофон, аудиозаписи гимнов России  разных лет,  песни «Варяг».

     Педагог : Прошу всех встать.

Звучит гимн Российской Федерации.

(После того как звуки гимна смолкают, все садятся.)

     Ученик 1: Нам есть, чем гордиться, и есть, что беречь, –

                       И хартия прав, родимая речь,

                       И мир, охраняемый нами,

                       И доблесть народа, и доблесть того,

                       Кто нам и родней, и дороже всего,

                       Кто наше победное знамя!           А.Ахматова

     Ученик 2: Но и тогда,

                       Когда во всей планете

                       Пройдет вражда племен,

                       Исчезнут ложь т грусть, –  

                       Я буду воспевать

                       Всем существом в поэте

                       Шестую часть земли с

                       Названьем кратким «Русь».     С.Есенин      

    Педагог :   Наверное, каждый человек, способный ощутить себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвященные родной земле… Сегодня мы с вами поговорим об истории нашей страны, ее символах и задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли ее, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело.

             У каждой страны есть свои символы, свое лицо… Видим изображение Эйфелевой башни – сразу представляем Францию, статую Свободы – США. Символы России – Московский Кремль и Красная площадь, храм Василия Блаженного, знамя Победы.… Называешь их – и словно переворачиваешь одну за другой страницы истории, каждая из которых – подвиг народа, его извечное стремление к счастью, добру, братской любви, к вершинам духа. (Параллельно идет показ иллюстраций.)  Какие  еще символы страны мы знаем.                                              

     Ученик 3: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Эти символы занесены в Конституцию России и называются государственными.

     Ученик 4: Рассмотрим рисунок Государственного герба России. «Герб» в переводе с немецкого – наследие, наследство. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом три короны. В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

      Ученик 3: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означает силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

       Ученик 5:  Упал снаряд. И совершилось чудо:

                          На опаленной порохом стене

                          Возник в дыму неведомо откуда

                          Святой Георгий на лихом коне.

                          В сиянии возвышенного лика

                          Простер десницу грозную свою.

                          И острая карающая пика

                          Пронзила ядовитую змею.              Автор неизвестен

(Обращается внимание  детей на репродукцию иконы Георгия Победоносца.)

       Ученик 3:  У разных народов можно найти легенду о храбром юноше и злом драконе. Возле города, где жили веселые и трудолюбивые люди, появился дракон. Трудно было противостоять его коварству и силе. Тогда стали приносить в жертву юных девушек. Когда настал черед царской дочери, на ее  защиту встал отважный юноша. Он сумел поразить чудовище и освободить возлюбленную…

        Ученик 4:  Такую же историю рассказывает житийная литература о Георгии Победоносце.… Это реальный исторический персонаж – уроженец Каппадокии (территория современной Турции), принявший мученическую смерть во время гонения христиан. О нем говорится как о воине знатного происхождения, которого пытались принудить к отречению от веры во Христа.

         Ученик 5:  Так, где же тут знаменитая битва с драконом?

         Ученик 4:  Сейчас расскажу! Согласно старинным текстам, посвященным Георгию Победоносцу, этот святой победил дракона вовсе не копьем, а именем Иисуса Христа, т.е. молитвой, после чего привел покорившееся чудовище в город. Как зло покорилось беззлобию, так и пораженные горожане, увидевшие чудо, отвергли языческую веру и приняли христианскую.

         Ученик 5:  Но почему святой Георгий так часто изображается с копьем?

         Ученик 3:  Все просто. Копье поражающее страшного дракона, , символизирует слово Божие, разящее зло в самое сердце. В России в 14 веке изображение всадника с копьем появилось на эмблеме Москвы.

Ученик 4:  Да, образ Георгия Победоносца – древний символ. Кстати, старинная русская серебряная монета – копейка – получила свое расхожее название именно благодаря изображенному на ней копьеносцу, который пронзает змея – олицетворение коварного зла.

Педагог :  Теперь поговорим о Государственном флаге, развевающемся над Большим Кремлевским дворцом. Это бело-сине-красное полотнище. Мы отмечаем 22 августа День Государственного флага России. Кто знает, что означают цвета нашего флага?

         Ученик 1:  Красный цвет символизирует человеческие достоинства: отвагу, доблесть, героизм. Белый и синий – это цвета Русской православной церкви. Синий следует понимать, как стремление к небу, постоянство, верность; белый – благородство, совершенство. Бело-сине-красный национальный флаг впервые был поднят на кораблях Российского флота при Петре 1. (Показывает портрет Петра 1.) 

Педагог :  А как же красное знамя? Каково его значение в современной России?

Ученик 2:   Красное знамя – атрибут Вооруженных сил России. С ним наша армия прошла долгий и героический путь в Великой Отечественной войне, одержала историческую победу над самой сильной армией в мире, собравшей военно-технический потенциал и людские ресурсы со всей Европы.

Педагог :  У Военно-морского флота тоже есть знамя. Это бело-голубой Андреевский стяг. (Показывает изображение Андреевского стяга.) Кстати, кто знает, откуда пошло это слово – знамя? А происходит оно от однокоренных «знаменье», «знак»… О боевом знамени, героизме и жертвенности наших воинов нередко слагались песни, которые не предаются забвению.

Звучит песня «Варяг» на слова Е. Студенской.

Педагог:  Есть ли кроме герба и флага иные государственные символы?

Ученик 6:   Гимн страны. Он исполняется в особо торжественных случаях (при встречах и проводах глав государств, проведении парадов, больших государственных праздников). Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Ученик 7:   «Гимн» в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня или похвала, исполняемая в особых случаях. Гимны  как торжественные песнопения зародились в древности. – явление молодое: самому старому национальному гимну, использованному в качестве национального и государственного символа, чуть более четырех веков.

 Ученик 6:   В разные годы в России исполнялись разные гимны, каждый из них соответствовал своей эпохе.

В 1833 году царь Николай 1 поручил написать музыку для гимна. Всемирно известный скрипач, дирижер и композитор А.Ф.Львов, сочинив мелодию, поспешил к В.А.Жуковскому, который и написал к ней сочинение «Боже, царя храни». Вот эти слова:   Боже, Царя храни!

                                                     Сильный, державный,

                                                     Царствуй на славу, на славу нам.

                                                               (Звучит музыка.)

         Ученик 7:  Львов, действительно, как говорится, «попал в точку»: простая, яркая и запоминающаяся мелодия стала находкой для гимна и признанной классикой жанра.

         Ученик 6:   В период после Октябрьской революции в качестве гимна был утвержден «Интернационал» со словами:

               Вставай, проклятьем заклейменный,

               Весь мир голодных и рабов!

               Кипит наш разум возмущенный

               И в смертный бой идти готов…      (Звучит музыка.)

          Ученик 7:   В 1943 году Советская армия, отбросившая гитлеровцев на Запад, готовилась преследовать их по Европе. Правительство поставило вопрос о смене гимна, и в Европу наши войска вошли под звуки нового гимна. В 1944 г. 1 января по радио впервые прозвучал гимн на музыку А.В.Александрова, слова С.В.Михалкова и Эль-Регистана. Приведем текст гимна:

           Союз нерушимый республик свободных

           Сплотила на веки Великая Русь.

           Да здравствует созданный волей народов

           Великий, могучий Советский Союз.   (Звучит музыка.)

        Ученик 6:   Прошли годы, распался СССР, и страна опять оказалась без гимна. В 2000 г. 28 декабря на «Радио Россия» прозвучала в качестве гимна музыка «старого» варианта гимна.

Ученик 7:   В новое тысячелетие Россия вступила с утвержденными символами государства: двуглавым орлом в качестве герба, трехцветным флагом и гимном на музыку А.В.Александрова и слова С.В.Михалкова. (Желательно иметь фонограммы этих произведений.)

Ученик 8:   У нашего города тоже есть свои символы.

                 Герб Озёрского района Московской области

      Первоначально Герб Озёрского района был утверждён 20 февраля 1996 года Решением №24/23 районного собрания совета депутатов. (демонстрируется герб города Озеры).  Позже герб был несколько переработан и утверждён 4 сентября 2001 года решением Совета депутатов Озёрского района . Этот исправленный герб внесён в Государственный геральдический регистр под №715.

      Авторы герба: Игорь Сметанников, Константин Моченов, художник Роберт Маланичев. 
     Официальное описание герба: "Щит разделён начетверо; первая и четвёртая четверти пятикратно чешуйчато пересечены, первая - лазурью и серебром; четвёртая - серебром и лазурью; во второй, зелёной четверти - золотой сквозной ромб, в третьей четверти, также зелёной, - золотая головка колоса; поверх всего - золотое, на коротком древке с копейным наконечником и кистями знамя с чёрным жаворонком. 
     Жаворонок, изображение которого заимствовано с центрального щитка родового герба графов Скавронских, чей род с 1727 года владел здешними землями более ста лет,   вестник рассвета, показывает, что район и город одними из первых в Подмосковье встречают рассвет - район расположен на юго-востоке области. Лазоревые и серебряные волнообразные пояса символизируют природные особенности - реку Оку, многочисленные озёра, расположенные на территории района, делая герб "гласным". Лазурь - символ чести, преданности, истины, чистого неба. Серебро - символ простоты, мудрости, мира и взаимосотрудничества. Сквозной ромб (челнок) характеризует район как текстильный, получивший своё развитие благодаря текстильным мануфактурам. Золотой колос указывает на наличие сельского хозяйства в районе. Золото - символ прочности, величия, богатства, интеллекта, великодушия. Зелёный цвет полей указывает на обилие в районе лесных массивов. Зелёный цвет - символ весны, радости, надежды, жизни, природы, а также символ здоровья. 

Герб города Озеры. 

      Герб  города Озёры Московской области составлен по правилам и традициям геральдики и отражает исторические, культурные, социально-экономические и иные местные особенности города.            Описание: в зеленом поле над пересеченной оконечностью, серебряной, обремененной семью вписанными и соприкасающимися веретенами в цвет поля, и лазоревой - фигура в виде трех отчасти сливающихся серебряных безантов (один и два), и поверх неё - три золотых колоса (без стеблей), сложенные веерообразно и пронзающие насквозь серебряную фигуру, так что остины возникают из-за нее.
       В настоящее время городское поселение Озеры является административным центром района, в котором наравне с сельскохозяйственной направленностью (свыше 1/3 территории района – пашни), высоко развит и промышленный сектор производства. Историко-культурным центром, основной достопримечательностью городского поселения Озёры является храм святой Троицы.

Обоснование символики герба города Озёры.

    Фигуры герба и его цвета перекликаются с гербом района, символизируя их родство и взаимную поддержку. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду. Серебро - символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, примирения. Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения. Золото - символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая. 
Серебряная фигура, выложенная из трех кругов (в геральдике - безантов) в центре герба многозначна: - символ святой Троицы и аллегория пойменных озер, давших название городу.  Голубая оконечность - символ реки Оки. Колосья - символ сельскохозяйственной промышленности города, а веретена - символ ткацкой промышленности города.  Серебряный пояс украшенный веретенами, напоминает славянский орнамент, что символизирует дружеские связи городского поселения с белорусским городом побратимом Столбцы (Минская область).

Педагог :  Государственные  символы, с которыми мы сегодня ознакомились, должен знать каждый из нас. Они не просто вобрали в себя историю народа и его традиции. Эти символы достались России дорогой ценой. Будем ли мы уважать наше наследие, защищать и беречь его, как это делали наши предки, покажет время.

Здесь мне хочется вспомнить слова философа, который говорил о том, что легко и приятно любить Родину в дни ее величия и славы, но достоин уважения тот, кто служит ей в дни скорби и испытаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Россия. Страна, в которой я живу.

Данную презентацию можно использовать при знакомстве детей с Россией, св символами страны....

Сценарий мероприятия "Я живу и горжусь Россией!"

сценарий внеклассного мероприятия...

Сценарий классного часа "Россия - все, чем я живу!" посвященного празднованию Дня Конституции

Сценарий  классного часа «Россия – все, чем я живу!»,посвященного дню Конституции...

Методическая разработка "Россия все, чем я живу"

Воспитать  чувства патриотизма, единства, сплоченности, согласия, уважения к истории своей страны, толерантности на  примере героической борьбы русского народа с иностранной интервенцией....