Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села
статья по краеведению по теме

Каримова Лидия Ильдусовна

 

На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как межпредметная дисциплина дает то, что не могут предоставить другие предметы.

Краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей.

В настоящее время краеведение преподается в школе в качестве регионального компонента образовательных программ. Но краеведение не сводится только к занятиям, у него большая практическая ценность: походы, экскурсии, экспедиции, исследовательская и проектная деятельность.

Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению природы, хозяйства и истории своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.

Краеведение в своей образовательно-воспитательной функции может обучить молодое поколение краеведов и подготовить научно-поисковую базу исследований.

Актуальность опыта в том, что использование краеведения создает оптимальные возможности для творческого и интеллектуального развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов.

Исследовательская работа учащегося направлена на развитие самостоятельной деятельности учащихся, умение работать индивидуально и в группе, умение работать с различными источниками информации. Именно в процессе самостоятельной деятельности происходит формирование  ключевых компетенций.

Многие мои ученики, становились  исследователями во время экологических экспедиций, которые проводим в конце учебного года. Объектом исследованиявыбираем окрестности нашего  села или близлежащих деревень. Учащиеся делятся  на разновозрастные группы . Каждая группа разрабатывает план изучения своего объекта. Это может быть река, озеро, пруд, болото, почва и т.п. Каждый шаг работы, результаты исследований тщательно фиксируются, составляются таблицы, схемы, диаграммы, делаются выводы, оформляются  письменные  научные работы . В настоящее время удобным для иллюстрации материала служат компьютерные презентации, в которые можно включить фотографии, сделанные в природе. По традиции свои работы  учащиеся  презентуют  на итоговой школьной научно-практической конференции , которую проводим после экспедиций . А наиболее интересные работы представляем на районные и республиканские конкурсы. Например, в 2009  -2010 учебном году Саликова Элина  успешно выступила на VIIIмежрегиональном  юношеском научно-исследовательском  чтении имени Каюма Насыйри  и  XVI  Поволжской научно-экологической  конференции с исследовательской работой  «Водные ресурсы окрестностей села Терси  Агрызского района РТ и обеспеченность  населения пресной водой”( руководители Каримова Л.И. и Саликова Ф.Д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k.l.i.docx497.98 КБ

Предварительный просмотр:

заявка 

на публикацию статьи 

     Ф.И.О. :  Каримова Лидия Ильдусовна

  Название  статьи : «  Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села»

 Название   секции: Реализация экологического содержания научно – исследовательских работ в курсах предметов естественнонаучного цикла в учебно – воспитательном процессе сельской школы.

 Почтовый  адрес : 422204, РТ, Агрызский район, село Терси, ул. Вокзальная дом3, кв.4

Место  работы: МБОУ Терсинская СОШ Агрызского муниципального района РТ

    Должность  : заместитель директора по УВР МБОУ Терсинской СОШ, учитель географии 1-й квалификационной категории

Телефон мобильный: 89053720688

 Электронный  адрес:  Karimova_lidiya@mail.ru

Статья

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села

             Каримова Лидия Ильдусовна

                                               Познавайте свою страну, свой край, … свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое.

              А.Е.Ферсман.        

     Окружающий человека мир многолик и многогранен. С самого раннего детства человек исследует этот мир, и добытые самостоятельным путём знания становятся прочным фундаментом для последующего обучения и будущего профессионального самоопределения. Мы рассматриваем исследование как процесс выработки нового знания, один из видов познавательной деятельности. Человек в исследовании проявляет наибольшую степень самостоятельности и творчества. А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». На современном этапе развития системы образования большое внимание уделяется внедрению исследовательских методов обучения. Дело это перспективное и актуальное, но требует специальной подготовки как педагогов, так и учащихся. Нами наработан опыт организации исследовательской работы учащихся .Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях на природу, летних полевых практикумах.

     Привлечь учащихся к научно-исследовательской деятельности помогает изучения географических объектов родного села. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как межпредметная дисциплина дает то, что не могут предоставить другие предметы. Краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей.

     Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению природы, хозяйства и истории своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.

Краеведение в своей образовательно-воспитательной функции может обучить молодое поколение краеведов и подготовить научно-поисковую базу исследований.

Актуальность опыта в том, что использование краеведения создает оптимальные возможности для творческого и интеллектуального  развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов.

Моя задача, как учителя, значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающей действительности в процессе теоретической и практической деятельности, освоить навыки использования различных методов для краеведческих исследований. Невозможно любить свою страну, не любя свой дом, свое село. Каждый уголок России имеет свои особенности: знать, понимать и исследовать их - учит краеведение. Этому и стараюсь научить на уроках географии, в экскурсиях, в путешествиях и  внеклассных мероприятиях.

На экскурсиях и в походах ученики закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика  конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну .

Исследовательская работа  направлена на развитие самостоятельной деятельности учащихся, умение работать индивидуально и в группе, умение работать с различными источниками информации. Именно в процессе самостоятельной деятельности происходит формирование  ключевых компетенций.

Метод учебно-исследовательских задач позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Учебно-исследовательская деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.

Перед тем, как начинать  исследования, необходимо четко поставить цели и задачи, выбрать тему. Главная цель всегда должна быть одна. Потому как человек не может стремиться к двум целям одновременно, так же, как невозможно одновременно идти по двум дорогам в двух различных направлениях. Поэтому очень опасно ставить еще какую-либо цель, в этом случае часто происходит подмена цели истинной целью ложной, причем сам человек этого может не заметить. Далее составляется план: 1)Определение объекта и предмета исследования.  

                          2)Выбор методов (методики) проведения исследования с описанием  его процесса (проходит, как правило, в полевых условиях).

                          3)Обсуждение результатов исследования.

                          4)Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Формы защиты научных исследований: компьютерная презентация, бумажный вариант, плакаты, схемы, фотогалерея.

Исследовательская работа учащихся в области краеведения опирается на личные наблюдения за жизнью, трудом, бытом населения. Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей деятельности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям. Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.    Планирование исследовательской работы ежегодно происходит в начале учебного года. Учителями-предметниками и научным обществом проводятся консультации. Планируется школьная конференция по результатам исследовательской деятельности, для 9-11 классов – участие в районных, областных конференциях и конкурсах, выставках. Необходимо, чтобы учащиеся представляли практическую значимость своей работы – для  класса, школы, учителей-предметников.

Формулировка темы, выбор тем является нелегким этапом, как для учителя, так и для ученика. При выборе и формулировке темы может возникнуть ряд проблем.

1. Тема охватывает большую область знаний, в результате чего ученик может «потеряться» в огромном количестве информации. Например, так случилось с первой работой, которая была написана моей ученицей «Развитие международного туризма». Тема огромна, поэтому мы ее не смогли охватить полностью, а остановились лишь на некоторых аспектах. Т.е тему чаще всего приходиться ссужать.

2. Определить мотивы, побудившие заниматься исследовательской работой (ориентация на будущую профессию, честолюбие, самоутвердиться). Важно знать к чему у ребенка «лежит душа», где работают и чем ему могут помочь родители в его исследованиях.

3. Важно, чтобы в любой работе было исследование, пусть даже совсем маленькое, например, первые работы моих учеников были в основном реферативного характера, но если в работе дается сопоставление различных литературных источников, и дается собственная трактовка, то эта работа уже может считаться исследовательской.

4. Многие мои ученики, становились  исследователями во время экологических экспедиций, которые проводим в конце учебного года. Объектом исследования выбираем окрестности нашего  села или близлежащих деревень. Учащиеся делятся  на разновозрастные группы . Каждая группа разрабатывает план изучения своего объекта. Это может быть река, озеро, пруд, болото, почва и т.п. Каждый шаг работы, результаты исследований тщательно фиксируются, составляются таблицы, схемы, диаграммы, делаются выводы, оформляются  письменные  научные работы . В настоящее время удобным для иллюстрации материала служат компьютерные презентации, в которые можно включить фотографии, сделанные в природе. По традиции свои работы  учащиеся  презентуют  на итоговой школьной научно-практической конференции , которую проводим после экспедиций . А наиболее интересные работы представляем на районные и республиканские конкурсы. Например, в 2009  -2010 учебном году Саликова Элина  успешно выступила на VIII межрегиональном  юношеском научно-исследовательском  чтении имени Каюма Насыйри  и  XVI  Поволжской научно-экологической  конференции с исследовательской работой  «Водные ресурсы окрестностей села Терси  Агрызского района РТ и обеспеченность  населения пресной водой”  ( руководители Саликова Ф.Д. И Каримова Л.И.)

Цели и задачи стараюсь первоначально сформулировать вместе с учащимся. Без помощи педагога учащемуся даже 9-10 класса сложно их сформулировать. Поэтому во время индивидуальной консультации после изучения имеющейся литературы совместно формулируем все необходимые понятия.

Не могу обойти стороной этап защиты исследовательской работы. Много раз наблюдала (и у своих учеников, и на конкурсах, при защите на конференциях), что может быть великолепно написанная работа, но бездарно преподнесенная слушателям и жюри. И поэтому считаю, что защита любой работы должна быть простой и четкой.

      Исследователь – это творец, и творчество должно присутствовать и при защите работы. Но это не сводится к только к красивым словам. При устной защите докладчиком четко обозначается цель и задачи исследования, определяются методы и методики исследования, дается описание решения задач. Все последовательно и логично. Доклад не должен слово в слово повторять текст письменной работы. Юный исследователь должен показать свой опыт, свои исследования, свой личный вклад, как он их проводил, чтобы не возникло подозрений по поводу его некомпетентности. В последнее время приветствуются материалы, полученные во время экскурсий, экспедиций.

    Итоговая конференция – заключительный этап, как в индивидуальной работе учащихся, так и в групповой, он подразумевает под собой подведение итогов учебно-исследовательской деятельности. Подведение итогов включает в себя итоговую рефлексию, которая помогает оценить, что из задуманного в исследовании удалось, а что – нет; каков был индивидуальный или групповой вклад учащихся в решении проблемы; каковы перспективы развития темы; чему научились и над чем необходимо продолжить работу .

Главное при оценивании работы, сделать упор не только на географическую грамотность и умение работать с разнообразными источниками информации, но и на эмоциональность, культуру выступления, наличие собственных взглядов и выводов.

     Работая над этой проблемой, я пришла к выводу, что регионализация в обучении географии необходима: невозможно изучать географию своей страны, мира, не познав территорию, на которой живешь. Надо научить ребенка находить новое рядом, удивляться этому. Недаром многие географы говорят, что российский ученик лучше знает природу какой-либо зарубежной страны, чем своего края. Слыть патриотом и быть им – разные вещи. Мы, педагоги, на своем собственном примере должны воспитывать своих учеников независимо от предмета. Учить любить надо с малого: со своей семьи, дома, улицы, поселка, края.

 

Статья  (сокращённый вариант)

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села            

Каримова Лидия Ильдусовна

На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как межпредметная дисциплина дает то, что не могут предоставить другие предметы.

Краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей.

В настоящее время краеведение преподается в школе в качестве регионального компонента образовательных программ. Но краеведение не сводится только к занятиям, у него большая практическая ценность: походы, экскурсии, экспедиции, исследовательская и проектная деятельность.

Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению природы, хозяйства и истории своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.

Краеведение в своей образовательно-воспитательной функции может обучить молодое поколение краеведов и подготовить научно-поисковую базу исследований.

Актуальность опыта в том, что использование краеведения создает оптимальные возможности для творческого и интеллектуального развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов.

Исследовательская работа учащегося направлена на развитие самостоятельной деятельности учащихся, умение работать индивидуально и в группе, умение работать с различными источниками информации. Именно в процессе самостоятельной деятельности происходит формирование  ключевых компетенций.

Многие мои ученики, становились  исследователями во время экологических экспедиций, которые проводим в конце учебного года. Объектом исследования выбираем окрестности нашего  села или близлежащих деревень. Учащиеся делятся  на разновозрастные группы . Каждая группа разрабатывает план изучения своего объекта. Это может быть река, озеро, пруд, болото, почва и т.п. Каждый шаг работы, результаты исследований тщательно фиксируются, составляются таблицы, схемы, диаграммы, делаются выводы, оформляются  письменные  научные работы . В настоящее время удобным для иллюстрации материала служат компьютерные презентации, в которые можно включить фотографии, сделанные в природе. По традиции свои работы  учащиеся  презентуют  на итоговой школьной научно-практической конференции , которую проводим после экспедиций . А наиболее интересные работы представляем на районные и республиканские конкурсы. Например, в 2009  -2010 учебном году Саликова Элина  успешно выступила на VIII межрегиональном  юношеском научно-исследовательском  чтении имени Каюма Насыйри  и  XVI  Поволжской научно-экологической  конференции с исследовательской работой  «Водные ресурсы окрестностей села Терси  Агрызского района РТ и обеспеченность  населения пресной водой”( руководители Каримова Л.И. и Саликова Ф.Д.)

Квитанция об оплате


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность

Программа направлена на решение следующих задач: сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств детей и двигательных способностей; формирование навыков самосовершенствования...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Развитие познавательных действий при изучении географических объектов.

Учебно-методический материал по географии "Развитие познавательных действий при изучении географических объектов"...

Из опыта работы "Формирование познавательных действий при изучении географических объектов"

Представлен материал из опыта работы по вопросу "Формирование познавательных действий при изучении географических объектов", доклад, презентация к докладу....

Участие учащихся в научно-исследовательской деятельности и в олимпиадах.

Общие показатели динамики участия и результативности учащихся  в мероприятиях познавательной, научно-исследовательской и творческой направленности различных уровней....

Программа Изучение водных объектов родного края

Вода – одно из самых необходимых веществ  для жизни всего живого ,вода это самое важное вещество на Земле без которого не может существовать ни один живой организм и не могут протекать ни к...

Приобщение школьника к научно-исследовательской деятельности

Приобщение школьника к научно-исследовательской деятельности в любой предметной области должно проходить не только по инициативе учителя. Решение заниматься научно-исследовательской работой должно ста...