Конспект урока по теме "Конные памятники Петербурга"
методическая разработка (краеведение, 5 класс) по теме

Захарова Наталья Геннадьевна

Конспект урока  в 5 классе по теме "Конные памятники Петербурга" в рамках  программы Л.К.Ермолаевой "Санкт-Петербург - город-музей". Форма проведения урока - работа в парах постоянного состава с различными видами краеведческих источников: тексты, карты, иллюстрации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konnye_pamyatniki_peterburga.doc716 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Конные памятники Петербурга»

Цель урока – способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения школьников к памятникам культурного наследия Санкт-Петербурга

Задачи урока:

  1. стимулировать восприятие конных памятников города как памятников петербургского и всемирного наследия;
  2. способствовать пониманию необходимости бережного отношения к объектам культурного наследия;
  3. содействовать дальнейшему развитию у учеников умений ориентироваться по карте города, работать с письменными, иллюстративными источниками знаний, описывать памятник;
  4. создавать условия для развития самостоятельности суждений.

Основные вопросы содержания урока:

  1. Конные памятники, украшающие Петербург
  2. О чем могут «рассказать» конные памятники?

Понятия и термины:

  1. памятник истории и культуры
  2. конный монумент
  3. наследие
  4. традиция

Оборудование:

  1. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации, схема города.
  2. Слайды – изображения конных памятников.
  3. Карта Петербурга

Объявляя тему урока, учитель предлагает учащимся представить, какой памятник появляется в их изображении. Большинство  учащихся уверенно заявляют, что это памятник Петру I – «Медный всадник». Учитель предлагает учащимся вспомнить, что им известно об этом памятнике.

На магнитной доске – плакат с изображением памятника, закрытый карточками со словами и словосочетаниями – опорными сигналами: «первый»; «три точки опоры»; «змея»; «конь»; «всадник»; «Гром-камень»; «Лахта»; «медаль «Дерзновению подобно»; «голова Петра I»; «Э.М.Фальконе»; «Мари-Анн Коло»; «Екатерина II». Используя опорные сигналы, шестиклассники составляют коллективный рассказ о памятнике. Карточки по ходу рассказа с плаката снимаются, и памятник предстает перед учащимися. Учитель предлагает вопрос: «Каким увидел и представил скульптор героя памятника?»

!Медный всадник» далеко не единственный конный монумент Санкт-Петербурга. Учащимся предлагается рассмотреть видеоряд с изображением конных памятников и поразмышлять, что они хотели бы узнать об этих памятниках. Высказанные пожелания помогут согласовать параметры «исследования» памятников Николаю I, Петру I у Михайловского замка и Александру III. Ученики работают в малых группах с раздаточным материалом (см. Приложения), заполняют таблицу, отвечают на вопросы.

Опорные вопросы для рассказа группы о «своем» памятнике:

  1. Каким изобразил скульптор героя? Что в самом памятнике помогает понять это?
  2. Какие качества царя хотел подчеркнуть? Что мы видим в произведении такого, что позволяет нам понять это?
  3. Как вы думаете, как относился скульптор к герою памятника? Какие детали (фрагменты) произведения свидетельствуют об этом?
  4. Что и как «рассказывает» памятник о деятельности царя?
  5. Где расположен  памятник? Как вы думаете, почему именно здесь было решено установить памятник?

Учащиеся рассказывают о результатах своего исследования, делают выводы, высказывают собственные мнения и впечатления о памятнике. Учитель по мере необходимости уточняет и  комментирует ответы, предоставляет дополнительную информацию для размышления. Обсуждение может завершиться примерно таким выводом: конные памятники являются уникальными произведениями искусства (каждый имеет интересную судьбу), «рассказывающими» о некоторых страничках истории, императорах и их деятельности.

При обсуждении вопроса о местах, в которых расположены конные памятники, педагог предлагает учащимся найти на карте Петербурга эти уголки города, осознать, что если убрать хоть один памятник, городской ландшафт обеднеет, потеряет красоту.

Далее целесообразно показать слайды с изображением памятника императору Марку Аврелию в Риме, рассказать о рождении традиции прославлять властелина и военачальника установкой конного монумента. Сравнивая памятник Марку Аврелию и конные памятники Петербурга, учащиеся могут  заметить общее композиционное решение.

В завершении урока учитель предлагает школьникам обменяться впечатлениями о том, какой из памятников   и почему запомнился? Что хотелось бы еще узнать о нем? Где найти нужную информацию? А также задуматься о том, чего ждут памятники от горожан?

В качестве домашнего задания учащимся предлагается поработать с картой города и совершить прогулку, цель которой – найти еще один конный монумент, установленный на одной из площадей в нашем городе (памятник Александру Невскому). Его герой хорошо знаком школьникам из курса истории, его имя встречается не менее четырех раз в названиях объектов этой площади.

Приложения к уроку

Раздаточный материал – тексты с описанием памятников и памятного уголка города, в котором он расположен; зрительный ряд (иллюстрации памятника и его фрагменты); карты-схемы города. Тексты раздаточного материала составлены по определенному алгоритму: описание скульптуры, описание постамента, автор памятника, описание памятного уголка города, в котором  расположен памятник.

Конные памятники Санкт-Петербурга

Памятник Петру I перед Михайловским замком

Прочитайте тексты, рассмотрите иллюстрации, схему, карту, ответьте на  вопросы:

1

Всадник в пышных римских одеждах увенчан лавровым венком. В правой руке – маршальский жезл. На плечах – горностаевая мантия с двуглавыми орлами. Меч у пояса с рукояткой в виде льва.

Мерно и торжественно выступает конь. Дорогое покрывало с кистями покрывает его спину. Сбруя украшена множеством подвесок, а уздечка – драгоценными камнями.

Четырехгранный гранитный постамент облицован мрамором. Его боковые грани украшают бронзовые барельефы, рассказывающие о событиях Северной войны: «Гангутский бой» и «Полтавская баталия».

2

Автор памятника - скульптор Б.К.Растрелли – выполнил восковую модель памятника еще при жизни Петра I. Чтобы лучше передать портретное сходство, скульптор снял с лица царя гипсовый слепок и пользовался им в процессе работы. В бронзе памятник отлили уже при Елизавете Петровне, а установили спустя много лет при императоре Павле.

3

В ноябре 1800 года памятник был торжественно открыт. На его постаменте скромная надпись: «Прадеду правнук. 1800». Памятник установили перед главным фасадом новой императорской резиденции  – Михайловским замком. Это сооружение было специально построено для императора Павла как величественный дворец-замок. Рвы, наполненные водой, подъемный мост, пушки на полубастионах защищали императора от незванных гостей. А те, кого пригласили, могли полюбоваться великолепными фасадами и интерьерами замка. К сожалению, в этом замке Павел был убит заговорщиками. Спустя какое-то время здесь разместилось Главное инженерное училище, и замок стал называться  Инженерным. Среди выпускников этого училища писатель Ф.М.Достоевский, электротехник П.Н.Яблочков, физиолог И.М.Сеченов, композитор Ц.Кюи.

  1. Каким  изобразил скульптор своего героя?
  2. Что  и каким образом   «рассказывает»  памятник  о деятельности этого русского императора?
  3. Где расположен памятник? О чем рассказывает этот памятный уголок города?

Во время обсуждения  и обмена информацией постарайтесь заполнить таблицу:

Название памятника

Особенности внешнего облика

Авторы памятника

Памятный уголок города

Петру I

Николаю I

Александру III

Конные памятники Санкт-Петербурга

Памятник Николаю  I на Исаакиевской площади

Прочитайте тексты, рассмотрите иллюстрации, схему, карту, ответьте на  вопросы:

1

Всадник изображен в парадном мундире Лейб-гвардии конного полка. На лоб низко надвинута каска с двуглавым орлом. Ноги в высоких ботфортах упираются в стремена.

Красивый стройный конь имеет лишь две точки опоры, что делает памятник уникальным произведением  скульптуры.

Сложный по форме постамент выполнен из различных пород камня. Верхняя часть постамента украшена 4 сидящими женскими фигурами. Имея портретное сходство с женой и дочерьми императора, эти статуи в аллегорической форме изображают Мудрость, Веру, Правосудие и Силу. Между статуями помещены воинские атрибуты разных исторических периодов. В средней части постамента расположены барельефы: «14 декабря 1825 года», «Николай I на Сенной площади в 1831 году во время холерного бунта», «Награждение графа Сперанского за составление Свода законов в 1832 году», «Осмотр императором Веребьинского моста на железной дороге Петербург – Москва в 1851 году».

2

Автор памятника – скульптор П.К.Клодт.

3

Памятник установлен на Исаакиевской площади в 1859 году. Главной  достопримечательностью площади является  величественный Исаакиевский собор, построенный по проекту арх. О.Монферрана. Собор – памятник русской культуры, в его декоративном убранстве использованы разные виды искусства: живопись, мозаика, скульптура, витраж, резьба по камню. Частью площади является один из удивительных мостов Петербурга – Синий - самый широкий мост города. За ним возвышается Мариинский дворец – свадебный подарок Николая I дочери Марии, построенный по проекту арх. А.И.Штакеншнейдера. Сегодня в этом здании работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. На площадь выходит здание Института растениеводства им. Н.И.Вавилова. В годы блокады ученые института ценой собственной жизни сохранили для нас уникальную коллекцию семен, собранных со всего мира.

  1. Каким  изобразил скульптор своего героя?
  2. Что  и каким образом   «рассказывает»  памятник  о деятельности этого русского императора?
  3. Где расположен памятник? О чем рассказывает этот памятный уголок города?

Во время обсуждения  и обмена информацией постарайтесь заполнить таблицу:

Название памятника

Особенности внешнего облика

Авторы памятника

Памятный уголок города

Петру I

Николаю I

Александру III

Конные памятники Санкт-Петербурга

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца

Прочитайте тексты, рассмотрите иллюстрации, схему, карту, ответьте на  вопросы:

1

        Всадник в военном мундире, грузный, мощный, правой рукой упирается в бедро, левой – натягивает поводья.

        Конь-тяжеловоз, огромный, неповоротливый, упрямо наклонил голову.

        Невысокий постамент выполнен из гранита.

2

        Автор памятника – скульптор П.Трубецкой.

3

        Торжественное открытие памятника состоялось 28 мая 1909 года на Знаменской площади (ныне пл. Восстания). Памятник посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», который начинался у Николаевского (Московского) вокзала. Памятник демонтировали в 1937 году при реконструкции площади, постамент разобрали на блоки, скульптуру передали Русскому музею.

        В 1994 году памятник установили во дворе Мраморного дворца. Мраморный дворец строился по приказу Екатерины II для ее фаворита графа Г.Орлова. Он активно участвовал в дворцовом перевороте, благодаря которому Екатерина взошла на престол. На отделку дворца пошло 32 сорта мрамора и гранита со всего мира.  После смерти Орлова дворец был выкуплен в казну и подарен внуку Екатерины – великому князю Константину (второе название -  Константиновский дворец). Последний владелец дворца – в.к. Константин Константинович – писал известные стихи и подписывался псевдонимом К.Р. Некоторые его стихи положены на музыку. Сейчас  здание передано Русскому музею.

  1. Каким  изобразил скульптор своего героя?
  2. Что  и каким образом   «рассказывает»  памятник  о деятельности этого русского императора?
  3. Где расположен памятник? О чем рассказывает этот памятный уголок города?

Во время обсуждения  и обмена информацией постарайтесь заполнить таблицу:

Название памятника

Особенности внешнего облика

Авторы памятника

Памятный уголок города

Петру I

Николаю I

Александру III

                 

                     

   

           

       

                         

           

         

 

                               

                 

                         

         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Санкт-Петербурга для 6 класса "Стрелка Васильевского острова"

Конспект урока для 6 класса по предмету "История Санкт-Петербурга" предлагает материал по формированию стрелки Васильевского острова.Рассматривается топонимика названий, история создания ансамбля стре...

Конспект урока по истории Санкт-Петербурга по теме "Повседневная жизнь петербуржцев" (8 класс)

Конспект составлен в соответствии с планом параграфа № 13 учебника "История и культура Санкт-Петербурга", 8 класс (автор: Л.К. Ермолаева и др.)...

презентация к уроку 5 класса "Памятники Москвы и Санкт - Петербурга" (французский язык)

Материал полезен при изучении темы "Памятники Москвы" в 5 классе по УМК А.С. Кулигиной "Твой друг французский язык"...

Конспект урока «Мой город – Санкт-Петербург» (игровая технология)

Тип урока: повторение пройденного материалаФорма урока: интеллектуальная игра «Колесо истории»Литература: Учебник: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1и 2 СПб., СМИО...

конспект урока "Охрана природы. Памятники природы"

Данный материал содержит краеведческую информацию о Самарской области...