Р.К. Литературное краеведение. Урок в 5 классе«Тютьнярская старина» С.К.Власовой Художественное своеобразие сказа
презентация к уроку по краеведению (6 класс) по теме

Хворикова Любовь Венидиктовна

«Тютьнярская старина» С.К.Власовой. Урок построен с учетом краеведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon hvorikova_lyubov_venidiktovna_literaturnoe_kraevedenie.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Кузнецкая средняя общеобразовательная школа Хворикова Любовь Венидиктовна Учитель русского языка и литературы Закончила МГПИ в 1973г. Педагогический стаж-34 года Высшая категория Тема: Литературное краеведение

Слайд 2

Р.К. Литературное краеведение. Урок в 6 классе «Тютьнярская старина» С.К.Власовой Художественное своеобразие сказа Озерная свежесть и прелесть зари, Урал-богатырь охраняет красу, Леса вековые и горы… Жемчужину нашего края. Я больше не знаю такой красоты, И люди легенды в веках пронесут, Чем эти родные просторы Земную любовь прославляя. Саломатина Наташа, ученица 10 класса Цель урока: показать, как в сказе «Тютьнярская сторона» С.К.Власовой удалось передать особенности народной речи и легендарное прошлое нашего края. Развивать навыки анализа художественного текста.

Слайд 3

План урока 1 . Проверка домашнего задания: -биография С.К.Власовой -Увильдинская легенда 2.Объяснение нового материала: -чтение сказа «Тютьнярская старина» -практикум «Художественное своеобразие текста» 3.Итоги урока.Как рассказывать сказ 4. Домашнее задание 5. Литература для чтения: книги Власовой

Слайд 4

Проверка домашнего задания. Жизнь и творчество С.К.Власовой- уральской сказительницы 1901 - родилась в г.Томске в семье шорника, знавшего много песен и разных историй 1908-1918 - училась в церковно-приходской школе, затем в Высшем начальном училище, потом закончила школу 2 ступени, стала учительницей 1920- вышла замуж, уехала на Верхне- Исетский завод. Переехала в Сысерть- родину Бажова .Здесь впервые узнала истории заводчиков Демидовых, о Хозяйке Медной Горы 1952 - жила и работала в Челябинске, начала сочинять 1957 - вышла первая книга «Уральские сказы» 15 последних лет жизни посвятила писательской деятельности: «Голубая жемчужина», «Поют камни», «Герцогиня Акуля» 1965- принята в Союз писателей 1972- умерла.

Слайд 5

Какие эпизоды и какого сказа С.К.Власовой изображены на рисунках?

Слайд 6

«Говорят, нет на Урале горы, про которую бы люди сказ не сложили. Будто в кружева из самоцветов горы одели. И когда эти кружева плели, то самым дорогим для рабочего человека словом украсили.»Художественное своеобразие сказа С.К.Власова «Тютьнярская старина» Словарь литературных терминов Фольклор - устное народное творчество Легенда - произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое Предание - жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение об исторических лицах, событиях прошлых лет Композиция - построение произведения Инверсия - необычный порядок слов Эпитет - образное определение предмета Гипербола - чрезмерное преувеличение

Слайд 7

Кто лучше запомнил сказ? Контрольные вопросы Откуда узнала сказительница о том, как появилось наше село на Урале? Кто такой Демидов? Чем занимались Демидов и князь Долгоруков в Петербурге? Сколько людей должен был отдать князь Демидову? Жалел ли он о проигрыше деревни? Почему невзлюбил князь тютьнярцев? «Как дело было?» Почему раньше Долгоруковы гордились крепостными из Тютьняр? Хорошая ли дочь была у князя Долгорукова? Почему? Как поступила она с художником Степаном и его невестой Дуняшей? Почему? Как отомстил Степан княжне?Как наказали родню Степана?

Слайд 8

С.К.Власова «Тютьнярская старина». Что изобразили ребята на своих рисунках к сказу?

Слайд 9

Наблюдения над языком сказа «Тютьнярская старина» Зачин Начало, где указывается время и место действия Основная часть завязка, кульминация, развязка Концовка завершение Повторы усиливают впечатления Гиперболы сказочные преувеличения Постоянные эпитеты Меткие, выразительные эпитеты, переходящие из сказа в сказ Пословицы, поговорки Передают мудрость и образность народного языка Лексика Просторечные, иногда диалектные слова Синтаксис Особенное построение предложений, инверсия, сравнения

Слайд 10

Вывод Серафима Константиновна Власова имела право сказать: «Чтобы писать сказы, надо хорошо знать народ, его поэзию, безгранично любить свой край». Она пишет свой сказ по народной легенде, «будто в кружева из самоцветов одевает…самым дорогим словом украшает»

Слайд 11

Памятка. Как рассказывать сказ Рассказывай медленно, плавно Сохраняй приметы сказа: повторы слов, синонимичные выражения, постоянные эпитеты, инверсии, сравнения, гиперболы, особую лексику Начинай с присказки, завершай концовкой ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Попытайся представить себя сказителем, напиши легенду, нарисуй к ней иллюстрацию

Слайд 12

Книги С.К.Власовой 1. Голубая жемчужина: Легенды,предания,сказы дорев.Урала.Челябинск 1957 2. Уральские сказы. Челябинск,1958 3. Сказ о Щелкане и Сулее. Челябинск. 1961 4. Поют камни:сказы. Челябинск.1964. 5. Ансаровы огни:сказы. Челябинск. 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по литературному краеведению, направленная на реализацию духовно-нравственного образования и воспитания. "Исцеление добротой" (художественный мир Бориса Екимова)

Рассказ о работе по изучению творчества волгоградского писателя Бориса Екимова. Характеристика его творчества, основных художественных особенностей....

: Серафима Константиновна Власова- уральская сказительница. Художественное своеобразие сказа «Тютьнярская старина»

. Литературное краеведение. Урок в 6 классе.С.К.Власова имела право сказать: «Чтобы писать сказы, надо хорошо знать народ, его поэзию, безгранично любить свой край».Она пишет сказ по народной легенде,...

Урок внеклассного чтения по теме: «Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 10 класс

Проблему духовно-нравтсвенного становления современного молодого поколения невозможно изучать и решать в отрыве от православных канонов, на которых держится вся Россия. Валентин Григорьевич Распутин –...

Литературное краеведение. Уроки 27-28

Уроки по творчеству оренбургских поэтов Г.Хомутова, Н.Емельяновой в 6 классе...

Идейно-художественное своеобразие сказа Н.С. Лескова "Левша"

Презентация поможет учителю в проведении уроков литературы по сказу Н.С. Лескова "Левша". Предлагаемые задания к анализу эпизодов произведения могут быть использованы учителем для работы с текстом как...

Конспект урока по литературе на тему: "Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»."

Данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т. Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и восп...