Литературное краеведение. Уроки 27-28
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Колбасина Татьяна Николаевна

Уроки по творчеству оренбургских поэтов Г.Хомутова, Н.Емельяновой в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_27-28_khomutov._emelyanova_2.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Г.Хомутов. "Сурепка", "Опять раскричались грачи", "Сверчок". Н.Емельянова. «Январь», «Февраль», «Зимнее», «Октябрь».

Цель урока: формировать знания, предусмотренные учебной программой по литературному краеведению в 6 классе.

Задачи. 1.Обучающая. Расширить и углубить знания учащихся на краеведческом материале: открыть для шестиклассников имена современных оренбургских поэтов Г. Хомутова. Н.Емельяновой.

2.Развивающая. Развивать умения и навыки выразительного, осмысленного  чтения стихотворения.

3.Воспитывающая. Воспитание культуры восприятия поэтического слова родного края.

Личностные результаты. Формировать через поэтическое слово духовные ценности.

Тип урока: урок усвоения нового материала. «Поэтическая гостиная».

Форма урока. Урок сообщения новых знаний. Работа в группах. Презентация.

Принципы урока: бинарность (взаимодействие учителя и ученика), успешность.

Оборудование. Компьютер, мультимедиа проектор, экран. Выставка сборников поэтов Оренбуржья, альманаха «Гостиный двор». Презентации. Песня «Оренбургский пуховый платок».

Методические приёмы. Выступления учащихся, выразительное чтение  стихотворений оренбургских поэтов.

Ход урока.

I.Орг. момент – объявление темы, цели урока.

II. Слово учителя. – Зачем нужны стихи, поэзия? (ПОЭЗИЯ, -и, ж. 1. Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное. 2. Стихи, произведения, написанные стихами. П. и проза. Классическая русская п. Современная п. 3. перен; чего. Красота и прелесть чего-н., возбуждающие чувство очарования. П. летнего утра. II прил. поэтический, -ая, -о... ПОЭТ (греч. poietes). 1. Писатель-художник, создающий поэтические произведения. Поэты - глубоко чувствующие люди, которым жизненно необходимо пребывать в творческом процессе, чтобы выражать накопленные мысли и эмоции.)

Зачем нужно учить  стихи? (…чтобы развивать память, воображение, интеллектуально-творческие способности. Стихотворения позволяют  по-новому взглянуть на мир и пережить те или иные ощущения)

(На фоне песни «Оренбургский пуховый платок») Стихи, положенные на музыку, рождают эмоционально-выразительное искусство - песню. (http://www.kakprosto.ru/kak-91607-zachem-nuzhny-stihi)

- Какие стихи оренбургских поэтов вам пришли на память? Прочтите их выразительно. С помощью каких художественных средств поэты передают свои чувства? Какие это чувства?

- Сегодня мы откроем для себя имена ещё двух поэтов – Геннадия Федоровича Хомутова и  Надежды Алексеевны Емельяновой.

III. Индивид. задание:

1.Работа в группах у ноутбуков (по 2 ученика).

- Вам предложен материал из Интернета - информация о Геннадии Федоровиче Хомутове и  Надежде Алексеевне Емельяновой. Познакомьтесь со статьями о поэтах, сделайте презентации, озаглавьте  свой электронный продукт. («Творческая биография Н.Емельяновой», «Творческая биография Г.Хомутова» «Краеведческий календарь», «О Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка» 2010 года», «Презентация третьего выпуска антологии «Здравствуй! Это – я!»)

2. Самостоятельная работа для сильных учеников: сравнить зиму в ст. Н.Емельяновой с ранее изученными стихотворениями других поэтов на эту же тему.

IV. Знакомство с выставкой книг поэтов, литературно-художественным и общественно-политическим альманахом «Гостиный Двор», с публикациями стихотворений Н.Емельяновой, Г.Хомутова.

V. Выразительное чтение стихотворений  в хрестоматии по литературному краеведению «Оренбургский край в рус. лит-ре и фольклоре» (стр. 165-167, 170-171) с последующим анализом.

 А) - Какова тема стихотворений? Каким вы представляете верблюда (ст. Г.Хомутова «Сурепка»?) А муравьёв в  ст. Г.Хомутова «Ну, что ты растопырился, как веник»? Какой видится зима в ст. Н. Емельяновой?

- Какие средства выразительности используют поэты в своих стихотворных полотнах, рисующих родной край? (1. «Ещё в сугробах притаились затаились лужи», «Снега по-заячьи присели, Как будто приготовились к прыжку» - «Март». Н. Емельянова. 2. «Как белые олени, Сугробы собрались»  - «Январь». Н. Емельянова. 3. «И эхо над тающим лугом Летает до самой ночи» - «Опять раскричались врачи». Г.Хомутов)

 Б) Словарная работа: 1.СУРЕ́ПКА -и; мн. род. -пок, дат. -пкам; ж. Сорное полевое растение сем. крестоцветных, с жёлтыми цветками. Большой толковый словарь русского языка.

2.Ветла - ж. верба, лоза, ива, ракита, различных видов. См. верба. Ветловый, ветляный, относящ. к ветле, из нее сделанный, вербовый. Гибали мы вязовую (дугу), согнем и ветловую. Ветляник, ветельник, ветловник, ветловая роща, заросль. |

3. Чок-чок. Если верблюд долго не может поймать верблюжонка, то дети говорят злому верблюду: «Чок, чок!» (Так успокаивают верблюда.)

VI. Выступления учащихся (работа в творческих группах по созданию презентаций).

VII. Составление синквейнов – индивидуальное задание.

VIII. Итог урока.

1.  Конкурс на самого внимательного ученика.

Кто из поэтов, с которыми вы сегодня познакомились, …

учился в Литинституте им. А.М. Горького. Работал в совхозе, на комсомольской стройке в Рязани, методистом по фольклору в Оренбургском обл.? (Г.Хомутов)

родился не в Оренбургской, а в Свердловской области? (Н.Емельянова)

много лет является руководителем творческого объединения «Расцветающий сад» городского Дворца творчества детей и молодежи? (Г.Хомутов)

был редактором в областной научной библиотеке, в редакции газеты "Южный Урал", "Вечерний Оренбург", редактором отдельного журнала "Оренбургский край"? (Н.Емельянова)

является автором стихов «Январь», «Февраль», «Зимнее», «Октябрь» (Н.Емельянова)

является автором стихов "Сурепка", "Опять раскричались грачи", "Сверчок"? (Г.Хомутов)

2.Кому принадлежат эти строки:

Сорви скорее лёгкую травинку

И в муравейник тихо урони,

Твою травинку, будто бы новинку,

 Мгновенные облепят муравьи… (Г.Хомутов. «Ну, что ты растопырился, как веник?»)

Ты по своей привычке

Заткнул за пояс кнут

 И развалился в бричке,

Тебя везёт верблюд…(Г.Хомутов. «Сурепка»)

На белые поляны

 В предчувствии зари,

Упруги и румяны,

Слетели  снегири;

На белые аллеи,

Высвечивая высь,

Как белые олени,

Сугробы собрались… (Н.Емельянова. «Январь»,)

3.Продолжить поэтическую строчку. _        

О марта озорное наважденье,

 Не познанное миром колдовство!

Опять трепещет воздух в напряженье,

Природе возвращая…  (торжество) (Н.Емельянова. «Март»)

IX. Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению одного из стихотворений Г.Хомутова, Н.Емельяновой. Индивид. задание: выучить стихотворение, сделать анализ стихотворения (по выбору).

: Определить тему, идею стихотворений. 

- Какие поэтические средства используют поэты, изображая зимний пейзаж?

- Что связывает природную лирику двух поэтов?

Ответы:

Абай

Пушкин

Қыс - Зима

  1. тема: описание зимнего пейзажа
  2. идея: передать красоту зимнего пейзажа, поэтического осознания человеческого бытия.

Эпитеты

Чудесный день

Прелестный друг

Мутное небо

Бледное пятно

Тучи мрачные

Голубые небеса

Прозрачный лес

Ақ киімді, ақ сақалды, соқыр мылқау, түсі суың

Бұлттай қасы

Боралдай бұрқ-сарқ етіп долданғанда

Олицетворение

Вечор, ты помнишь… (обращение в вечору)

Ақ киімді денелі, ақ сақалды. Басқан жері сықырлап келіп қалды.

III этап: Звучит песня «Зимнее утро» музыка Геннадия Шарина.

Выразительное чтение стихотворения Абая «Қыс»

IV Выводы

                                                                                        (см. на обороте)

Абай

Қүнанбайұлы

Общее

  1. Тема, идея стихотворения
  2. Поэтические средства: олицетворение, эпитеты, сравнения
  3. Поэтическое осознание человеческого бытия
  4. Поэтическое восприятие природы

А.С.Пушкин

Знакомство с текстами Абая «Көзімнің қарасы», А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...».

II этап: - Определить тему, идею стихотворений

- Можно ли назвать стихотворения поэтов Гимном любви?

- Можно ли, читая любовную лирику Пушкина и Абая, сделать вывод о неразрывной связи поэзии и любви?

- Что связывает любовную лирику двух поэтов?

Ответы:

Тема стихотворений о любви.

Идея – строки любви вечны, нет и не будет им конца, пока жив на Земле человек. Стихи поэтов о любви – это гимн любви – торжественная песнь любови, тысячу раз прав М. Горький, сказавший, что «любовь – это желание жить», вот почему стихи о любви Абая и Пушкина – это Гимн любви, которую они поют во славу Жизни. Возвеличивание Женщины, котрая виделась поэтам источником обаятельной силы, преобразующей мужчину. Поэзия и любовь, любовь и поэзия – понятия эти вряд ли можно отделить друг от друга.

III этап: Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» и демонстрация видеоматериала с выступлением ученицы 9 класса Сергиенко Оксаны с песней Абая «Қөзімнің қарасы» (Выступление на областном конкурсе, посвященном Пушкинским чтениям. II место)

IV Вывод

Диаграмма

Абай

Қүнанбайұлы

Общее

  1. Тема, идея стихотворения
  2. Поэтические средства: олицетворение, эпитеты, сравнения
  3. Стихи Абая и Пушкина – это Гимн любви
  4. поэзия и любовь – это гимн жизни
  5. Женщина – источник обаятельной силы.

А.С.Пушкин

пы: Исследователи темы поэта и поэзии в творчестве двух великих поэтов.

Исследовательская карта №3

Эпиграф: Встречаются как стих и слово,

Сливаясь в вечность, времена.

О.Сулейменов

I этап: Знакомство с текстами стихотворений Абая «Өлсем, орным қара жер сыз болмай ма?» и А.С.Пушкина «Памятник»

II этап Определить тему, идею стихотворений.

- Чем они для нас являются?

- Как Абай и Пушкин оценивают то, что они сделали в течение своей жизни?

- Можно ли назвать стихотворения – самоотчетом?

- Что объединяет философскую тему двух поэтов?

Ответы:

Тема поэта и поэзии, назначение поэзии. Оба стихотворения объединяет содержание – это завет. Абай через слово великого предшественника осознает свое жизненное назначение, свою поэтическую миссию.

Поэты определили свою роль, свое место в памяти потомков. Они выполнили свою миссию на земле, сказали миру то, что должны были сказать, а сказав, поняли несовершенство человеческого сознания.

Стихи поэтов явились самоотчетом в их творчестве. Гёте писал: «Поэзия – самоотчет, стремление охватить умственным взором большую полосу исторической жизни и ту роль, которую автору пришлось играть на протяжении ряда десятилетий».

III этап Выразительное чтение стихотворений.

IV этап Выводы

Абай

Қүнанбайұлы

Общее

1. Тема, идея

2. Напоминают завет

3. Написаны незадолго до смерти (Пушкина за год, Абая за четыре года)

4. В стихотворении итог своему времени

5. Неизмерима глубина поэзии

6. Жизнелюбие, трагизм, роковая предопределенность последних дней.

А.С.Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Р.К. Литературное краеведение. Урок в 5 классе«Тютьнярская старина» С.К.Власовой Художественное своеобразие сказа

«Тютьнярская старина» С.К.Власовой. Урок построен с учетом краеведческого материала....

Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов  В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....

Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов  Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой.  (По материалам Интернета)...

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...