Программа курса литературного краеведения «Литературная Смоленщина»
рабочая программа по литературе (10 класс)

Киселева Наталья Михайловна

Рекомендуется к работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_smolenshchina.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса литературного краеведения

«Литературная Смоленщина»

(10-11 класс)

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 16-18 лет

Разработчик:

Киселева Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Смоленск, 2019

Пояснительная записка

Важнейшим средством воспитания гражданственности и патриотизма школьников является краеведческая деятельность, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Краеведение позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, воспитанию уважения к его прошлому и настоящему.

Этот курс призван  дать целостное представление о литературном процессе  Смоленской области и выявить связь известных  русских писателей с этим местом, привить учащимся  чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного  краеведения  носит также и практический, прикладной  характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В  этих условиях  особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику  освоения  школьниками  социокультурного аспекта текстов, связанными с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают  учебный материал, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Актуальность изучения литературного краеведения

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. На Смоленщине широкое распространение получило историческое краеведение, что обусловлено, в первую очередь, легендарным военным прошлым нашего края.                                                                                                                                            

Но культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине».          

Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и  пристрастия.   

Нормативно-правовая и документальная основа курса

- Конституция РФ (ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации));

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Национальная доктрина образования;

- Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г.,

- «Всеобщая декларация прав человека»,

- ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Устав МБОУ «СШ № 25»;

и другие законодательные акты и нормативные документы, касающиеся сфер образования и культуры

Цели: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях Смоленщины, понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества; выявить процесс влияния творчества писателей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов - земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры.

Задачи:

- обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры  своего края; выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество;

- способствовать воспитанию любви к  Родине;

- собрать фактический материал по творчеству поэтов-земляков;

  - формировать  навыки исследовательской и аналитической деятельности; через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае;

  -  помочь увидеть Смоленскую область и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.  

  -  воспитать культуру личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Формы работы:

 - знакомство   с жизнедеятельностью  писателей, живших или  когда-то  бывавших  на Смоленщине;

поиск  новых  материалов  о  земляках-писателях;

знакомство   с   ныне  живущими  писателями  и  поэтами   города и области;

творческие  отчёты  о  поисковой  работе;

выпуск  информационных  листков;

исследовательская  деятельность  учащихся;

интеллектуальные  игры;

литературные  праздники  и  гостиные;

написание  эссе,    рассказов,  сочинений;

составление   сценариев  и  постановка мини-спектаклей  на местном  литературном  материале.

Планируемые результаты освоения программы «Литературное краеведение»

Предметные:

1)  в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского  фольклора и  фольклора других  народов;  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,   непреходящих  нравственных  ценностей  и  их современного звучания;

умение  анализировать литературное  произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и  жанров;  понимать и формулировать тему, идею,  нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,  сопоставлять  героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции,  изобразительно  выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания   произведения   (элементы  филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2)  в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 собственная   интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3)  в коммуникативной сфере:

восприятие  на  слух  литературных  произведений разных жанров,  осмысленное чтение  и адекватное восприятие;

умение  пересказывать прозаические  произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;  отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;  уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с  тематикой,  проблематикой  изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции,    роли   изобразительно  выразительных   языковых средств в создании художественных  образов литературных произведений.

Метапредметные:

  1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,  осознанно выбирать наиболее эффективные  способы решения учебных и познавательных задач;

  2) умение осуществлять анализ художественного произведения с точки зрения истории, мировой художественной культуры, языка;

  3) умение устанавливать причинно-следственные связи,  строить логичные рассуждения,  умозаключения и выводы;

 4) умение работать в группах;  находить общее решение и разрешить конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формировать,  аргументировать и отстаивать свое мнение;

 5) формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

 6) умение находить в различных источниках информацию,  необходимую для написания сочинения, эссе, рецензии; выступления  или презентации по заданной теме;

7) умение понимать и использовать средства наглядности (рисунки, таблицы, картины, репродукции)  для иллюстрации,  аргументации своего выступления, доклада.

Личностные:

1) формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2) развития читательской культуры: расширение и углубление художественного опыта;

3) умение ясно,  точно излагать свои мысли в устной и письменной речи,  понимать смысл прочитанного произведения, выстраивать аргументацию,  приводя свои примеры, отстаивая свою позицию;

4) формирование целостного мировоззрения,  соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  старшими и младшими в образовательной,  общественно- полезной, учебно- исследовательской,  творческой и других видах деятельности;

Содержание курса.

10 класс.

Литература на Смоленщине. Общий обзор – 1 час.

Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области.

Смоленский фольклор – 2 часа.

Собиратели фольклора: В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине.

Смоленск в древнерусской литературе – 2 часа.

"Поучение Владимира Мономаха".

Легенды о Мономахове соборе в Смоленске.

История Смоленской Одигитрии.

Смоленщина в литературе XVIII - начала XIX веков - 2 часа.

Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы.

XIX век на смоленской земле- 1 час

А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами.

Война 1812 года на Смоленщине – 2 часа

Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле.

Декабристы-смоляне -1 час

Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне"

Забытые имена - 1 час

В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского.

Публицистика на Смоленщине XIX века -1 час

А.Н.Энгельгардт. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя

Талашкино - культурный центр России -1 час 

Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни". Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час

А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной.

Поэт науки (А.Р. Беляев) – 1 час

Творческая деятельность А.Р. Беляева в Смоленске. Первые публикации в журнале «Смоленский вестник». Связь с театром.

М.Булгаков и Смоленщина - 1 час

"Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час

Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский в Смоленске

М.Пришвин на смоленской земле - 2 часа

Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина.

Автобиографическая проза.

И.С.Соколов-Микитов - 2 часа

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Развитие навыков художественного анализа.

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти»Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии.

"Ради жизни на земле" - 3 часа

Произведения о Великой Отечественной войне.

Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина")

Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные».

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".

Литература второй половины XX века - 2 часа

Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.

Раздумья о времени и о себе -1 час

В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе»

Боль поколения -1 час

О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя".

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков -1 час

 Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Знакомство с творчеством Е.Максимова, В. Смирнова, С.Вязанкова, велижских поэтов.

Повторительный обобщающий урок - 1 час

11 класс.

Литература на Смоленщине. Общий обзор – 1 час.

Литературное краеведение Смоленска. Теория: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины»

Смоленский фольклор – 2 часа.

Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.

Смоленск в древнерусской литературе – 2 часа.

Древняя история Смоленска на страницах современных произведений (Л.Корнюшин), "В годину смуты" (главы из романа), В.Тазов. "Подснежники Мономаха" (очерк), Н.Рыленков. "Великая Замятия" (поэма), Е.Алфимов. "Зодчий Федор Конь",А.Бодренков. "Тогда еще не было русской державы..." 

Смоленщина в литературе XVIII - начала XIX веков - 2 часа.

В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравственная красота человека из народа. Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии (по выбору учителя).Традиции М.В.Ломоносова, драматургия.

XIX век на смоленской земле-1 час.

Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и

до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Война 1812 года на Смоленщине – 2 часа

Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году".

Декабристы-смоляне -1 час

Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (на примере произведений П.Г.Каховского, И.Д.Якушина и др.). И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской".

Забытые имена - 1 час

Традиции Н.В.Гоголя на Смоленщине. Знакомство с понятием беллетристика.

Публицистика на Смоленщине XIX века -1 час

Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.

Талашкино - культурный центр России -1 час 

Основные достопримечательности села Талашкино. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час

Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

Поэт науки (А.Р. Беляев) – 1 час.

Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.

М.Булгаков и Смоленщина - 1 час

"Записки юного врача" – автобиографическое произведение о жизни сельского врача.

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час

Хроника литературной жизни: А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

М.Пришвин на смоленской земле - 2 часа

Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерк "Школьная Робинзонада"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

И.С.Соколов-Микитов - 2 часа

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове.

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа

Смоленские страницы жизни и творчества М. Исановского, Н. Рыленкова, А. Твардовского. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.

"Ради жизни на земле" - 3 часа

Произведения о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и учащихся).

Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»).

Их молодость совпала с войной. Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль".

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".

Литература второй половины XX века - 2 часа

Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян. Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках»

Раздумья о времени и о себе -1 час

Творчество А.Мишина, Ю.Пашкова, Е.Аникеева и др. Проблема литературы 70-80-х годов.

Боль поколения -1 час

Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков -1 час

Знакомство с работами молодых поэтов литературной студии «Персона»

Повторительный обобщающий урок - 1 час

Тематическое планирование

10 класс

№п/п

Дата проведения

Тема

Примечание

Литературная карта Смоленской области.

Собиратели фольклора: В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер и др. Основные жанры фольклора Смоленщины

Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине.

"Поучение Владимира Мономаха".

Легенды о Мономахове соборе в Смоленске.

История Смоленской Одигитрии.

Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н.Муравьев.

Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы.

А.С.Грибоедов и Смоленщина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина.

Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы).

Денис Давыдов на Смоленской земле.

Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне"

В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня».

А.Н.Энгельгардт. Смоленщина в творчестве писателя

Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни".

А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной

Творческая деятельность А.Р. Беляева в Смоленске

"Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной.

М.Горький, В.Маяковский в Смоленске

Жизнь и творческая деятельность М. Пришвина

Отражение смоленского периода жизни в творчестве М. Пришвина (очерки "Охота за счастьем", "Мирская чаша").

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова.

Природа и люди Смоленщины в творчестве И.С. Соколова-Микитова ("Медовое сено", "Глушаки").

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского.

Смоленские страницы жизни и творчества Н. Рыленкова

Смоленские страницы жизни и творчества А. Твардовского

В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина"

В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные».

К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".

Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов"

Н.Рыленков "Великая Росстань»

В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе»

О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя".

Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней

Повторительный обобщающий урок

Тематическое планирование

11 класс

№п/п

Дата проведения

Тема

Примечание

Литературное краеведение Смоленска.

Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.

"В годину смуты" (главы из романа), В.Тазов. "Подснежники Мономаха" (очерк),

Н.Рыленков. "Великая Замятия" (поэма), Е.Алфимов. "Зодчий Федор Конь",А.Бодренков. "Тогда еще не было русской державы..."

В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века.

Традиции М.В.Ломоносова, драматургия.

Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века.

Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и

до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути"

Н.Рыленков "Памятник 1812 году".

И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской".

Традиции Н.В.Гоголя на Смоленщине

Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.

Основные достопримечательности села Талашкино. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

Роман А.Беляева "Человек-амфибия".

"Записки юного врача" – автобиографическое произведение о жизни сельского врача.

А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

Жизнь и творческая деятельность М. Пришвина в Дорогобужском районе

Очерк "Школьная Робинзонада". Тема добра в творчестве М. Пришвина. Автобиографическая проза.

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Рассказы "Камчатка", "Цыган»

Воспоминания смолян о Соколове-Микитове.

Смоленские страницы жизни и творчества М. Исановского, Н. Рыленкова, А. Твардовского. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов.

Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство.

Основные черты Смоленской поэтической школы.

М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»

Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль".

К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".

Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян

Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках»

Творчество А.Мишина, Ю.Пашкова, Е.Аникеева

Знакомство с работами молодых поэтов литературной студии «Персона»

Повторительный обобщающий урок

Повторительный обобщающий урок

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник –хрестоматия по литературному краеведению /Составление, метоические матермады Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- смоленск:Универсум, 2002.

2. Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины. Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.-Смоленск: СОИУУ, 2001

3. Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению. Под общей редакцией проф. В.В.Ильина.-Смоленск: Траст – Имаком, 1995

4. Электронный сайт – Культурное наследие земли Смоленской //http:// nasledie.smolensk.ru

5. Официальный сайт Смоленской области //http//admin. smolensk.ru

6.Программа для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 1995

7. Сайт журнала «Край Смоленский»http://kraismol.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""

Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья". 8 класс. 1 час в неделю...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Литературное краеведение в 5 классе.

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса. Актуальность данного курса заключаетсяв том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение родного...

Программа дополнительного образования детей ("Литературное краеведение")

Занятие краеведением открывает большие возможности для проявления творческих способностей воспитанников. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»(общеинтеллектуальное направление)для 6 классов(основное общее образование)Количество...